Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль осязания в деятельности слепых

Поиск

Установив возможность адекватного отражения сле­пыми физических, пространственных и временных свойств и признаков внешнего мира, рассмотрим, как практически используется слепыми активное и инстру­ментальное осязание и в какой степени оно компенсирует нарушения функций зрительного анализатора.

Активное и инструментальное осязание участвует во всех видах деятельности слепых: игровой, учебной и тру­довой. Такое значение осязание получает в связи с полной или частичной утратой зрения, которое совместно с кож-но-мышечным чувством является регулятором деятель­ности. С помощью осязания можно достаточно полно, а в



ряде случаев, например при отражении формы, плотнос­ти, температуры, шероховатости и некоторых других при­знаков, точнее, чем зрительно, отразить свойства и качест­ва объектов. Весьма показательно, что даже при наличии зрения осязание выступает в роли ближайшего регулятора выполняемых во время ручного труда операций. Осязание обеспечивает возможность осуществлять непрерывный контроль за выполняемыми трудовыми действиями. При­мечательно также и то, что нарушения осязания делают невозможным выполнение трудовых действий.

Таким образом, осязание является необходимым компо­нентом человеческой деятельности, а при утрате зрения компенсирует его познавательные и контролирующие функции. Полное возмещение утраченных функций невоз­можно, так как, во-первых, кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, восприни­маемые зрительно, а во-вторых, осязательное поле ограни­чено зоной действия рук и восприятие протекает более дли­тельно, чем зрительное. Однако осязание дает слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие со средой. Осязание является одним из основных средств компенсации слепоты. Компенсаторные функции осязания проявляются во всех видах деятельности слепых — в игре, учении и труде.

Игровая деятельность слепых детей основана на нор­мальном функционировании всех сохранных анализато­ров. Выпадение зрительных ощущений влечет за собой ос­лабление этого вида деятельности, так как возможности ребенка отражать мир взрослых и познавать действитель­ность сужаются. Слепота изолирует ребенка от окружаю­щего мира, и при отсутствии вмешательства извне, со сто­роны зрячих, слепой не включается в игровую деятельность, что тормозит его психическое развитие. «Весь мир детей, проникающий в сознание ребенка путем так называемых игр, становится для него потерян», — пи­сал по этому поводу в начале XX в. замечательный русский тифлопедагог А.И. Скребицкий.


Игровая деятельность слепого ребенка должна направ­ляться и регулироваться взрослыми. Во время этой дея­тельности должны использоваться все сохранные анализа­торы, для чего необходимо подбирать и специально создавать игрушки, рассчитанные на осязательное и слухо­вое восприятие. Однако большая часть игр, созданных для слепых до настоящего времени, была рассчитана главным образом на слуховое восприятие, что крайне неблагоприят­но сказывалось на развитии навыков осязательного обсле­дования объектов, осязательной ориентировки и в конеч­ном счете на интеллектуальном развитии слепых детей.

Исследования Л.И. Солнцевой показали, что только на основе использования активного осязания, игровая дея­тельность может обогатить чувственный опыт слепого ре­бенка, расширить содержание этого вида деятельности, дать навыки действия с предметами, положительно повли­ять на психическое развитие слепого в целом.

В полной мере компенсаторная роль осязания прояв­ляется уже в начальный период организованного обуче­ния слепых. Тотальная или парциальная слепота делает невозможным овладение навыками чтения обычного ти­пографского шрифта и графического письма, исключает возможность использования большей части наглядных пособий (рисунки, карты, чертежи и т. п.).

Поскольку осязательное восприятие отражает форму, величину, удаление объектов, становится возможной за­мена графических изображений букв алфавита, цифр, чертежей, схем и т.п. рельефными изображениями тех же объектов. При обучении слепых используются раз­личные виды рельефа: выпуклый и вогнутый, точечный и линейный. Наиболее отчетливо при помощи осязания воспринимается выпуклый точечный рельеф при диамет­ре каждой точки 1 мм, высоте — 0,5 мм и расстоянии между двумя точками 1—2 мм.

Эти размеры положены в основу точечного рельефного шрифта Брайля. Каждая буква или цифра этого шрифта представляет собой пространственную комбинацию из


рельефных точек, нанесенных на плотную бумагу. Разме­ры знаков, используемых в нашей стране, составляют 7,5 мм в высоту и 4,5 мм в ширину. В настоящее время предпринимаются попытки уменьшить размер рельефно­го шрифта, что должно дать большую экономию бумаги, сокращение объема книг и повышение скорости чтения. Ва­риации количества (от одной до шести) и расположения то­чек создают композиции букв, знаков препинания, матема­тических символов (например, одна верхняя точка в левом ряду обозначает букву а; три точки в левом ряду — лит. д.). В процессе активного осязания при помощи указатель­ных пальцев правой и левой руки у слепых формируется пространственный образ знака (буквы и цифры). В основе его формирования лежит аналитико-синтетическая дея­тельность кожно-механического и двигательного анали­заторов.

При отсутствии пальцев или рук осязательное воспри­ятие рельефного шрифта слепыми осуществляется со­хранными пальцами, культей, подбородком, пальцами ног.

Процесс чтения слепыми того или иного материала ос­новывается на синтетическом восприятии комбинаций рельефных точек брайлевского шрифта, объединяющих отдельные точки в буквы, слоги, слова, предложения. Этим обусловлено то обстоятельство, что «быстрота чте­ния слепыми рельефного шрифта зависит не столько от элементарных осязательных ощущений, а главным обра­зом обусловлена аналитико-синтетической способностью к тонко дифференцированному восприятию рельефных точек, то есть умением вычленять отдельные точки, группы точек и объединять их в структуры букв, слов и предложений; устанавливать пространственные и вре­менные связи и зависимости между сложными буквенны­ми сочетаниями, одновременно с этим воспринимать смысловое содержание текста»1.

' Земцова МИ. Пути компенсации слепоты. М., 1956. С. 63.


Скорость чтения рельефного шрифта действенно-осяза­ющей рукой зависит, как и у зрячих, от степени овладения навыком чтения и возрастает в процессе обучения, по дан­ным Н.Б. Коваленко, от 115 знаков в минуту в 1-м классе, до 300 — в 4-м и до 500 — в 11-м: старшие школьники мо­гут читать рельефный шрифт со скоростью, превышаю­щей 500 знаков в минуту, примерно с такой скоростью чи­тают обычный шрифт большинство нормально видящих.

В основе овладения навыками рельефного письма по системе Брайля лежит не активное, как при чтении, а ин­струментальное осязание. Рельефное письмо осуществля­ется путем нанесения вдавленных комбинаций точек (букв, цифр и других знаков) при помощи специального грифеля на плотную бумагу, в результате чего на обратной стороне листа возникает выпуклый рельеф. Вдавливание той или иной комбинации точек, представляющей опреде­ленный знак, контролируется мышечным чувством. Про­верка написанного при известном навыке также осуществ­ляется при помощи инструментального осязания путем ощупывания вогнутых точек острием грифеля.

Осязание является основой для реализации такого важного дидактического принципа, как наглядность. На­глядные, а точнее, осязаемые учебные пособия являются одним из основных каналов, по которым при отсутствии зрения поступает информация о предметах и явлениях внешнего мира. Осязаемые пособия в школе слепых неза­висимо от их вида (натуральный предмет или модель, двух- или трехмерное изображение, рисунок или чертеж) должны соответствовать особенностям осязательного восприятия и правильно передавать сущность изобража­емого объекта. Исследования Ю.А. Кулагина показали, что, хотя осязательное восприятие уступает в точности зрительному, слепые в целом адекватно отражают всю совокупность свойств предметов, передаваемых нагляд­ным пособием. Одним из наиболее трудно воспринимаемых для слепых видов наглядных пособий является рельефный рисунок, так как в нем весьма сложно передать многообраз-


ные свойства объектов (например, объемность, форму, по­верхность и т. п.) из-за бедности изобразительных средств. В определенной мере это восполняется путем применения не­равномерного точечного заполнения контура (густое распо­ложение рельефных точек на близкой части поверхности и редкое на удаленной). «При таком способе выполнения рель­ефного изображения, — писал Ю.А. Кулагин, — форма по­верхности передается сигналами взаимного удаления участ­ков поверхности принципиально так же, как и в плоском светотеневом рисунке зрячих, хотя сгущение и разрежение точек не повторяет светотени, они отвечают требованиям не зрительного, а осязательного восприятия»1. При этом опыты Ю. А. Кулагина показали, что в рельефном рисунке могут быть использованы перспективные искажения, которые хо­рошо понимаются слепыми при известном опыте восприя­тия рисунков с неравномерным точечным заполнением.

И наконец, осязание лежит в основе овладения слепыми операциями ручного труда. Большое количество разнооб­разных операций ручного труда, не требующих обязатель­ного контроля со стороны зрения, становятся доступными для слепых, так как активно действующая рука не только отражает свойства предметов, но и контролирует и регули­рует само действие. Тонкая дифференциация кожных и мышечно-суставных ощущений позволяет слепым дости­гать высокой точности рабочих движений, а на основе это­го и высокой производительности труда. В подтверждение сказанному можно сослаться на многочисленные факто­ры, свидетельствующие о том, что слепые не только овла­девают профессиями слесаря, электромонтажника, ре­вольверщика и т. д., но и трудятся, не отставая от зрячих. Учитывая роль осязания в деятельности слепых, нуж­но считать противопоказанными для них операции руч­ного труда, вредно действующие на осязание. К таким ви-

1 Кулагин Ю.А. Развитие осязательного восприятия рельефных изобра­жений слепыми детьми //Доклады АНН РСФСР. 1950. № 1. С. 124.


дам труда относятся до недавнего времени рекомендовав­шиеся для слепых операции по изготовлению щеток, рас­щеплению слюды и др.

Работа действенно-осязающих рук слепого не исчерпыва­ется выполнением операций ручного труда. Существование выпуклого шрифта, возможность передачи путем рельеф­ных изображений технической мысли, математических по­нятий и других средств научного мышления и возможность их адекватного восприятия делают доступными для слепых также различные сферы интеллектуальной деятельности.

Приборное восприятие

В предыдущих параграфах были раскрыты те затруд­нения, с которыми слепые и слабовидящие сталкиваются в процессе познавательной деятельности. Наиболее суще­ственные ограничения слабовидящие и частичнозрячие испытывают в связи с резким сужением поля зрительно­го восприятия, пределы которого определяются состоя­нием у тотально слепых остроты и поля зрения. Эти труд­ности обусловлены ограниченностью поля осязательного восприятия зоной действия рук. В результате многие объ­екты и явления становятся недоступными для непосред­ственного отображения.

Длительное время в тифлопсихологии утверждалось, что слепому доступно лишь осязаемое, то есть находяще­еся в зоне действия рук, пространство. «Стена, которая выше меня, бесконечна» — такое и подобное ему выска­зывания слепых часто приводились в тифлопсихологи-ческой литературе.

Существенным препятствием для познавательной дея­тельности является и снижение степени адекватности от­ражения при слепоте и слабовидении.

Наиболее отчетливо снижение степени адекватности от­ражения проявляется в ориентировочной деятельности слепых. Причем формирование целостных пространствен­ных представлений (в частности, топографических) и их


практическое использование настолько затруднены, что в этой области, как отмечает B.C. Сверлов, «как бы высоко ни были развиты способности и умения слепого, его воз­можности останутся всегда чрезвычайно ограниченными, а во многом и несоизмеримыми с возможностями зрячих». Таким образом, с одной стороны, усложнение отобра­жаемых объектов и условий восприятия, а с другой — ухудшение состояния зрительных функций ведут к сни­жению степени соответствия образа оригиналу.

Если сопоставлять степень адекватности отражения в условиях визуального и гаптического восприятия, то сле­дует, отметив отчетливое преимущество первого, остано­виться на группе частичнозрячих, имеющих минималь­ную острогу зрения (до 0,01). В этом случае зрение также широко используется в перцептивных актах, однако оно дает чрезвычайно бедную и неточную информацию. В ре­зультате зрительные образы частичнозрячих зачастую оказываются менее адекватными отображаемым объек­там, нежели гаптические образы тотально слепых. Кста­ти говоря, можно предположить, что осязательные обра­зы частичнозрячих тоже будут меньше соответствовать оригиналу, нежели образы тотально слепых, так как есть все основания считать, что наличие остаточных зритель­ных функций тормозит развитие активного осязания.

Однако следует иметь в виду, что наряду с непосредст­венным чувственным отражением существует опосредст­вованное приборное восприятие, при котором между субъектом и объектом отражения помещается прибор, позволяющий отразить непосредственно не воспринимае­мые свойства и признаки предметов и явлений окружаю­щего мира (микроскоп, рентгеновский аппарат, звуковой локатор и т. п.).

Включение во взаимодействие субъекта и объекта того или иного прибора раздвигает границы чувственного по­знания. Существенно, что адекватность восприятия сохра­няется как при усилении раздражителей (например, при использовании оптических средств коррекции, то есть в


тех случаях, когда уровень сигнала превышает уровень по­мех, создаваемых дефектом зрения), так и при трансфор­мации энергии невоспринимающихся раздражителей в энергию воспринимающуюся (например, световой энергии в электрическую и затем в звуковые колебания). Измене­ния, возникающие при усилении или трансформации не­воспринимающихся раздражителей, не могут нарушить соответствие образа оригиналу. Это обусловлено тем, что изменяющиеся при усилении раздражителя отношения не изменяют свойств объекта. Иначе говоря, использование приборов, существенно расширяя пределы чувственного познания, не искажает реальной картины окружающего

нас мира.

В последнее время все шире внедряются технические средства компенсации дефектов зрения (тифлоприборы). Их назначение заключается в том, чтобы по возможности приблизить объем информации, получаемой при нарушен­ном или отсутствующем зрении, к объему той информации, которую получает нормально видящий.

К таким приборам относятся разнообразные устройст­ва, позволяющие лицам с нарушенным или отсутствую­щим зрением опосредствованно воспринимать недоступ­ную для непосредственного отражения информацию. Это машины, преобразующие плоскопечатный типографский шрифт в звуковые или тактильные сигналы, разнообраз­ные локаторы для ориентации в пространстве, приборы ручного сканирования типа фотофона, измерительные приборы с рельефными шкалами и др. Все тифлотехниче-ские средства можно разделить на три большие группы: учебная тифлотехника, производственная тифлотехника и тифлотехника культурно-бытового назначения.

Роль этих приборов в компенсации отсутствующего или нарушенного зрения и величина компенсаторного эффекта, достигаемого при помощи тифлотехники, за­висят от того, насколько информативны сигналы, заме­няющие невоспринимаемые раздражители, к восприя­тию какой модальности они адресуются, от их диапазона.


Кроме того, принципиально важной является досто­верность информации, получаемой слепым или слабовидя­щим при помощи тифлоприбора. Но, кроме достоверности информации, необходимой является и ее достаточная пол­нота, передача в коде наиболее существенных параметров объекта, а также наличие хотя бы косвенной связи между сигналом и объектом.

Отсюда вытекают задачи, стоящие перед создателями тифлоприборов, сводящиеся в основном к выяснению ус­ловий, при которых используемые коды (например, зву­ковые сигналы об изменениях в освещенности, наличии препятствий, их величины и удаленности или тактиль­ные сигналы графических изображений и т. д.) были бы наиболее тесно связаны с действительностью.

Эти приборы по мере технического прогресса занимают все более и более значимое место в процессе компенсатор­ного приспособления лиц с дефектами зрения. В настоя­щее время есть все основания считать технически осуще­ствимым в недалеком будущем протезирование органа зрения, благодаря чему слепота перестанет быть непреодо­лимым препятствием для получения необходимой инфор­мации, и познавательные возможности слепых будут со­измеримы с возможностями зрячих.

Вопросы и задания

1. Раскройте роль восприятия в познавательной дея­
тельности. Покажите, какие особенности в его типах и их
соотношении возникают при нарушениях зрения.

2. Что собой представляет физиологический механизм
восприятия? Возникают ли в нем какие-либо особенности
при нарушениях зрения?

3. В чем заключаются особенности зрительного вос­
приятия частичнозрячих и слабовидящих?

4. Какова природа осязательного восприятия? Пере­
числите его основные формы и способы.


 

5. Дайте сравнительную характеристику зрительного
и осязательного восприятия.

6. Что представляет собой приборное восприятие? В
чем заключается его роль в компенсации слепоты и сла-
бовидения?

 

Литература

Ананьев Б.П., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М., 1959. Гл. III, IV, VII.

Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. М., 1967. Гл. V, с. 193—221; гл. VI, с. 244—275.

Кулагин ЮА. Восприятие средств наглядности учащи­мися школы слепых. М., 1969.

Сеченов И.М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого // Избранные философские и психоло-; гические произведения. М., 1947.

Сеченов ИМ. Осязание как чувство, соответствующее зрению // Там же.

Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980. Гл. I.

 

 



ГЛАВА 10. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

§ 1. Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих

Представления — это образы, запечатлевшиеся в па­мяти и в воображении в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств.

Представления являются более высокой ступенью от­ражения, нежели образы восприятия, так как в них, по словам И.М. Сеченова, «совмещается все, что человек знает о предмете». Будучи наглядным, чувственным об­разом, представление вместе с тем характеризуется высо­ким уровнем обобщенности. Совмещая в себе нагляд­ность и обобщенность, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной ступенью к абстрактному мышлению.

Нарушения функции зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью исключая возможность зрительного вос­приятия, неизбежно отражаются и на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении. Таким образом, первой характерной осо­бенностью представлений слепых и слабовидящих являет­ся резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Со­кращение числа представлений частично компенсируется благодаря работе сохранных анализаторов, то есть за счет увеличения количества представлений других видов, и главным образом осязательных. Однако оно не может


быть возмещено полностью, так как нарушение или отсут­ствие возможности визуально, дистантно воспринимать явления и предметы внешнего мира делает недоступным для восприятия слепых и слабовидящих целый ряд объек­тов. Последнее, впрочем, также частично может быть ком­пенсировано за счет использования в процессе обучения моделей, макетов, рисунков и т. п.

Представления слепых и слабовидящих отличаются от образов памяти зрячих и качественно. Характерными осо­бенностями их представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности (генерализован-ность) и вербализм. Эти особенности, отмечавшиеся еще А.А. Крогиусом, В.И. Рудневым, А.И. Скребицким и други­ми тифлопедагогами, проявляются у лиц с дефектами зре­ния в различной степени в зависимости от состояния зри­тельного анализатора, главным образом остроты зрения, размера и поля зрения, а также ряда других факторов: зна­ний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания и пр., влияющих на представления слепых и слабовидящих в той же степени, что и на образы памяти нормально видящих.

Фрагментарность зрительных представлений частич-нозрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсут­ствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неадекватен ото­бражаемому объекту.

Фрагментарность представлений лиц с дефектами зре­ния отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. В репродуцированных представлени­ях у слепых и слабовидящих за частую отсутствуют весьма важные, а иногда и наиболее существенные детали.

В отличие от фрагментарности представлений нормаль­но видящих, свидетельствующей о высоком уровне обоб­щенности образов и выделении наиболее существенных де­талей, фрагментарность представлений слепых и


слабовидящих является результатом недостаточно полно­го чувственного знания о предмете. Неполное и неточное отображение предметов ведет к снижению уровня обоб­щенности, выделению несущественных признаков. Напри­мер, в образе лисы для незрячего ребенка наиболее важной деталью может явиться пушистый хвост, а в образе зайца — короткий хвост. Подобная фрагментарность и недоста­точная обобщенность являются причиной несоответствия образа оригиналу. Неадекватность образов отчетливо про­является при повторном восприятии объектов в процессе узнавания. Так, незрячий школьник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой пары хвосты пушистые, а у второй — короткие.

В основе фрагментарности образов слепых и слабовидя­щих лежит сукцессивность, последовательность осяза­тельного или дефектного зрительного (особенно при силь­ном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего вследствие снижения остроты зрения) восприятия. Сук­цессивность и фрагментарность восприятия в значитель­ной мере преодолеваются благодаря деятельности мышле­ния, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов. Возможна также фрагментарность представлений и при симультанном зрительном восприятии как следствие тяжелых пораже­ний зрительного анализатора.

Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зри­тельного отражения. Схематизм особенно отчетливо про­является при репродуцировании образов, бедных деталя­ми и поэтому слабо дифференцированных. Так, слепые и слабовидящие не могут установить различие между пти­цами одного вида, зерновыми растениями и т. п. не толь­ко на основе имеющихся представлений, но и во время восприятия. В первом случае они отмечают лишь нали­чие головы, туловища, крыльев и двух ног, а во втором — колоса и стебля. Наиболее же характерные признаки: форма, величина и др. — остаются в тени, в результате


чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта. Однако схематизм их представлений мо­жет быть преодолен. Для этого надо направлять и органи­зовывать процесс восприятия, развивать наблюдатель­ность, формировать навыки обследования. В результате слепые и слабовидящие начинают более полно и точно от­ражать объективную действительность.

С перечисленными особенностями представлений при сужении сферы чувственного познания тесно связана и недостаточная обобщенность образов памяти слепых и слабовидящих. Очевидно, что процесс обобщения, выде­ления существенных, характерных признаков и абстра­гирования от случайных свойств, деталей и их взаимоот­ношений находится в зависимости от полноты отражения и чувственного, сенсорного опыта. Выпадение же большо­го числа зачастую наиболее значимых свойств объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточ­ный сенсорный опыт препятствуют образованию обобщен­ных представлений, в которых отображаются наиболее существенные свойства и признаки предметов. Этот де­фект еще ярче проявляется при формировании общих представлений, отражающих признаки, характерные для целого ряда объектов, относящихся к одному виду или классу. Преодолению затруднений в процессе обоб­щения образов и формирования общих представлений способствует расширение сферы чувственного познания путем включения в этот вид психической деятельности сохранных анализаторов и использования наглядных по­собий, заменяющих недоступные для осязания или ослаб­ленного зрения объекты.

С невозможностью осязательно или зрительно воспри­нимать те или иные объекты в целом или их отдельные свойства связана и такая характерная особенность пред­ставлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Под вербализмом представлений понимается нарушение соот­ношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувст-


венных элементов в словесном описании объекта. Верба-лизм представлений хорошо иллюстрируется широким ис­пользованием незрячими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки. Например, описывая мухомор, незрячий (слепо­рожденный) ученик говорит, что это гриб с красной шляп­кой, покрытый белыми пятнами. При воспроизведении об­раза путем лепки оказывается, что конкретного единичного представления о мухоморе у него нет — он лепит гриб, ли­шенный каких бы то ни было характерных признаков му­хомора. В то же время другой незрячий описывает мухомор как гриб с конусообразной шляпкой, покрытой пупырыш­ками. Репродуцируя образ, он воспроизводит характерные детали и форму мухомора. Очевидно, что в первом случае мы имеем дело с представлением вербальным, основанным на словесном описании, в то время как во втором случае представление основано на осязательном восприятии объекта. По сути дела, в первом случае представление как чувственный образ отсутствует — имеется лишь вербальное знание о мухоморе. Аналогичные данные были получены и при изучении образов памяти слабовидящих.

От вербальных знаний следует отличать формирующие­ся на основе словесного описания вторичные представле­ния, которые возникают в процессе наполнения словесных знаний конкретным чувственным содержанием.

Средством преодоления вербализма представлений сле­пых и слабовидящих является широкое использование на­глядных пособий, приспособленных для осязательного и де­фектного зрительного восприятия, формирование навыков осязательного и зрительного восприятия, включение в по­знавательную деятельность всех сохранных анализаторов, воспитание наблюдательности. При этом очень важным мо­ментом является правильное использование наглядных по­собий, методика работы с которыми должна учитывать ин­дивидуальные особенности слепых и слабовидящих.

Разумеется, качественные и количественные измене­ния, наблюдающиеся при патологических нарушениях


деятельности зрительного анализатора, не могут изме­нить самой природы и характера представлений. Фраг­ментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм и узость круга образов памяти слепых и слабо­видящих в значительной мере преодолеваются в процессе компенсации. Возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир. Практика обучения в специальных школах показы­вает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые приобретают запас представлений, обеспе­чивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающей среде. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий.

§ 2. Формирование представлений при дефектах зрения

Физиологической основой представлений являются следы, остающиеся в коре больших полушарий мозга пос­ле действия раздражителей. Образование следов есть ре­зультат взаимодействия первой и второй сигнальных сис­тем. «На разных стадиях взаимодействия этих систем в конкретных жизненных условиях деятельности коры чув­ственно-различительные источники представлений по-разному соотносятся в развитии представлений. Исход­ной опорой в их образовании является первая сигнальная система; завершенный характер обобщенного предметно­го образа представления получают в деятельности второй сигнальной системы»1.

Эти следы или временные нервные связи могут впос­ледствии воспроизводиться при воздействии ассоцииро­ванных первосигнальных или второсигнальных раздра­жителей, в результате чего в мозгу возникают образы ранее воспринятого. Отсюда видно, что процесс формиро-

1 Ананьев Б.Г. Проблема представлений в советской психологической на­уке // Философские записки. М.; Л., 1950. Т. V. С. 85.


вания представлений начинается внутри восприятия, од­нако он им не исчерпывается. Возникающие при воспри­ятии ассоциации не сохраняются в неизменном виде: они претерпевают существенные изменения при повторных восприятиях объекта, в результате мыслительной дея­тельности и т. д. В конечном итоге образ памяти, остава­ясь чувственным, наглядным, существенно отличается от образа восприятия своей обобщенностью.

В общей психологии установлено, что представления в процессе формирования проходят три фазы, различаю­щиеся уровнем дифференцированности и соотношением чувственного и понятийного.

Известно, что на первой фазе представления характе­ризуются схематичностью, слабой дифференцированнос-тью и недостаточной осмысленностью. На второй фазе продолжается дифференцировка образа и выделение об­щих и существенных признаков. Однако в образах, нахо­дящихся на второй фазе развития, вследствие их недоста­точной осмысленности наряду с существенными могут выделяться и несущественные признаки. Окончательная дифференцировка и осмысливание, в результате чего вы­деляются существенные признаки предметов, а также су­ществующие между ними связи и отношения, происходят на третьей, высшей фазе развития образа. Следует отме­тить, что в процессе сохранения образов памяти возмож­но и дальнейшее их обобщение.

Слепота и слабовидение не могут оказать влияния на саму сущность процесса формирования представлений — на переход от нерасчлененного, схематичного, недоста­точно осмысленного ко все более полному, обобщенному, адекватному образу. Представления в условиях сужения сенсорной сферы за счет полного или частичного выпаде­ния зрительных функций проходят в своем развитии и со­хранении те же самые фазы, что и в норме. Процесс фор­мирования представлений при слепоте и слабовидении, подчиняясь общим закономерностям, в то же время име­ет характерные особенности и отличается от нормы


прежде всего своей динамикой — замедленностью и за­трудненностью межфазовых переходов.

По темпу продвижения от одной фазы к другой слепые и слабовидящие значительно отстают от нормально видящих — процесс формирования представлений протекает у них замедленно. Среди слепых и слабовидящих в свою очередь имеются серьезные различия в скорости и легкости перехо­да от низших фаз развития образа к высшим, которые нахо­дятся в прямой зависимости от остроты зрения. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. Однако эта зависимость проявляется только при остроте зрения ниже 0,2, которая здесь, как и в процессе восприятия, является критической. Нужно отметить, что проявление этой зависимости тесно связано с возрастными особенностями. Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений ослабевает с возрастом. У учащихся старших классов (особенно у сла­бовидящих) это влияние становится незначительным. Оче­видно, это связано с накоплением чувственного опыта, раз­витием наблюдательности, совершенствованием навыков обследования, активизацией мышления.

Перечисленные в предыдущем параграфе характер­ные особенности представлений (фрагментарность, схе­матизм, вербализм и др.) в процессе возникновения и раз­вития образов памяти проявляются в наличии фаз, характеризующих степень дифференцированности и обобщенности отражения действительности в представ­лениях. Степень адекватности представлений даже о хо­рошо знакомых предметах у слепых и слабовидящих зна­чительно ниже, чем у нормально видящих. Современные исследования показывают, что если у учащихся четвер­тых классов массовой школы представления об изучае­мых по программе объектах, их взаимосвязях, простран­ственных отношениях и т. п. находятся, как правило, на высшей фазе, то у слепых, даже после специального обу­чения, высшей фазы достигает только /20 часть испытуе-


мых. Абсолютное же большинство имеют образы, нахо­дящиеся на первой и второй фазах.

На различные уровни сформированности представле­ний оказывает влияние как сложность отображаемых объектов, так и состояние зрительного анализатора: по­вышение остроты зрения сопровождается увеличением дифференцированности и обобщенности образов.

Нужно отметить, что прямая зависимость уровня раз­вития представлений от остроты зрения в некоторых слу­чаях может быть нарушена: представления незрячих мо­гут быть более полными, дифференцированными и обобщенными, чем у частичнозрячих, особенно при наибо­лее низкой остроте остаточного зрения (0,01 и ниже). С ана­логичными фактами мы уже встречались, когда рассматри­вали процесс восприятия. Некоторое преимущество, возникающее иногда у незрячих перед частичнозрячими, легко может быть объяснено характером восприятия тех и других. Если незрячие используют при ознакомлении с объектом сохранный и хорошо развитый кожно-двига-тельный анализатор, то частично-зрячие зачастую обсле­дуют тот же объект только визуально. А так как дефектное зрение не способно полноценно отразить свойства и каче­ства объекта в их совокупности, то и зрительное представ­ление уступает по своей полноте и точности образу памяти, возникающему на основе осязательного восприятия. Ис­пользование различных коррекционных средств и при­емов дает значительный эффект и показывает, что наличие даже минимальной возможности различать свет и цвет дает час



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.012 с.)