Особенности речевого общения слепых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности речевого общения слепых



Как уже отмечалось в § 1, основной функцией речи яв­ляется коммуникативная. Общение является непремен­ным условием развития психики, социализации ребенка и ресоциализации ослепшего взрослого.

При нарушениях зрения роль речи возрастает, так как она дополнительно берет на себя компенсаторную функ­цию. Одновременно использование языка как средства об­щения при слепоте наталкивается на определенные трудно­сти, к ним относятся трудности анализа ситуации речевого


общения и невозможность или сложность восприятия не­вербальных элементов общения, характеристики партне­ров, расстояния между ними, места общения и т. п.

Важную роль в общении играет обратная связь. Пол­ное выключение или серьезное ограничение пропускной способности зрительного канала отрицательно влияет на взаимодействие партнеров по общению.

Говоря о процессе общения, в нашем случае следует выделять три специфические ситуации: 1) зрячий — сле­пой, 2) слепой — зрячий, 3) слепой — слепой.

Затруднения, которые возникают в первом случае, связа­ны, главным образом, с тем, что зрячий партнер, не учиты­вая возможностей слепого, широко использует невербаль­ные средства общения (мимика, пантомимика, интонация), создавая тем самым дефицит понимания со стороны незря­чего партнера. Правда, слепые достаточно тонко реагируют на особенности темпа, тембра, оттенка голоса. Вот что гово­рит по этому поводу одна слепая: «Я полагаю, что душа че­ловеческая открывается для нас больше, чем для зрячих, — голос передает ее состояние более непосредственно, более ис­кренне, чем выражение лица. Люди, обреченные довольст­воваться слухом, большей частью вырабатывают способ­ность наблюдать и изучать самые тонкие изменения голоса. Приходится обращать внимание не столько на звук голоса, сколько на его музыкальный тембр: доброта или жесто­кость, благосклонность или озабоченность, глупость, ум, расположение к неопределенности или мечтательности — все это передается ударениями, вибрациями, его уклонами и изгибами, его очертаниями и контурами»1. По особен­ностям интонаций слепые достаточно четко ориентируются в душевных переживаниях партнеров, подтверждая выска­зывание Т. Манна, что голос — «это какая-то раздетость, что-то интимно обнаженное».

Тем не менее слух не может полностью компенсировать отсутствующую зрительную информацию, и ее дефицит в

1 Цит. по кн.: Лебедев В.И. Духи в зеркале психологии. М, 1987. С. 192.


ряде случаев влечет за собой конфликты, отказы от обще­ния со зрячими, формирование установки на избегание по­следних. Отсюда следует, что при общении со слепыми зрячие должны максимально полно отражать в речи сию­минутную ситуацию, избегать утверждающих (отрицаю­щих), указующих, изобразительных и символических же­стов, правильно оформлять речь интонационно.

Во втором случае контакт между партнерами также оказывается затрудненным в силу того, что речь слепых бедна интонационно, почти не сопровождается вырази­тельными движениями, особенно мимическими. Точно так же как зрячий, частично лишенный возможности су­дить о реакциях слепого на обращенные к нему высказы­вания из-за маскообразного выражения лица, ничего не выражающих или отсутствующих глаз (вспомним выра­жение «глаза — зеркало души»), так и слепой, не видя лица партнера, испытывает дефицит обратной связи.

Стратегия зрячего партнера в ходе общения должна в этом случае заключаться в постоянном поддержании разго­вора, использовании различного рода восклицаний, реп­лик, разъясняющих ситуацию, тактильном контакте и т. д.

В последнем варианте (общение инвалидов по зрению между собой) указанные недостатки и трудности речевой деятельности проявляются особенно рельефно, поэтому в ходе реабилитационной работы важно воспитывать куль-ТУРУ речевого поведения, вооружать инвалидов по зре­нию способами общения.

При спонтанном речевом развитии слепота провоциру­ет ряд особенностей, которые заключаются в следующем: в ограничении речевых контактов, в нарушении понима­ния смысла речи из-за невозможности (ограниченности) восприятия ее невербальных компонентов и ситуации, в затруднениях, связанных с незнанием участников разго­вора, их месторасположения и удаленности, в изменении (сокращение или чрезмерная развернутость) объема ре­чевой продукции, в отсутствии или ограниченности ис­пользования мимико-жестикуляторной речи и др.


Затруднения в общении связаны также с чисто психо­логическими причинами. Ограничение речевых контак­тов у слепых в основном обусловлено упоминавшейся уже установкой на избегание зрячих (следствие негативного опыта общения), аутизацией личности на почве затянув­шейся после утраты зрения депрессии, неадекватных представлениях об отношении к ним как людям «второго сорта» со стороны зрячих, жестком делении общества на «мы» (слепые) и «они» (зрячие).

Объективности ради следует указать, что представле-гая значительной части зрячих о слепых и их возможно-зтях, особенностях их душевной жизни, так же как и уро-зень понимания и характер отношения далеко не всегда способствуют процессу общения и установлению взаимо-юнимания. Все это еще раз подтверждает, что интегра- щя инвалидов в обществе зрячих зависит не только и даже не столько от слепых, сколько от самого общества.

Резюмируя сказанное, еще раз подчеркнем необходи­мость целенаправленного, управляемого тифлопедагогом процесса формирования умений и навыков речевой дея­тельности, культуры общения, которое знаменитый пи­сатель Сент-Экзюпери считал самой большой роскошью, которая доступна человеку.

I

Вопросы и задания

1. Какие основные функции осуществляются в речевой
деятельности человека?

2. Какую дополнительную функцию приобретает речь
при слепоте? Каковы ее проявления?

3. Какие особенности овладения слепыми фонетичес­
кой, лексической и грамматической сторонами речи?

4. В чем особенности овладения слепыми неязыковы­
ми средствами общения и их использования в речевой де­
ятельности?

5. Охарактеризуйте особенности процесса общения при
слепоте.


Литература


Раздел III


 


Белътюков В.И. Взаимодействие анализаторов в про цессе восприятия и усвоения устой речи. М., 1977.

Волкова Л.С. Результаты экспериментального изуче­ния нарушений устной речи у детей с глубокими наруше­ниями зрения // Дефектология. 1982. № 3.

Ермолович З.Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1979.

Костючек Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых (I—V классы). М., 1967.

Шипило АД. Организация работы по коррекции речи слепых детей // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1964. С. 253.


W



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.009 с.)