Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Становление тифлопсихологии

Поиск

КАК НАУКИ

§ 1. Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки

Интерес к психической жизни слепых, особенностям их деятельности уходит своими корнями в глубь веков. Описа­ния «душевной» жизни слепых можно найти в работах ан­тичных философов, в древних восточных рукописях. Фило­софы и писатели пытались объяснить, каким образом чело­век при отсутствии зрения познает окружающий мир, совершенствуется духовно. Однако на протяжении многих веков религиозные, мистические представления о душе че­ловека, ее природе препятствовали проникновению в суть психических явлений.

Первая попытка дать материалистическую характерис­тику психической деятельности при отсутствии зрения была предпринята французским просветителем Д. Дидро (1713—1784) в книге «Письма о слепых в назидание зря­чим», а позднее в знаменитой «Энциклопедии» (раздел «Слепой»). В частности, Д. Дидро отрицает в своих рабо­тах существование «врожденных идей», пытается дока­зать, что представления слепых, их знания, все богатство душевной жизни есть результат непосредственного опы­та, в накоплении которого при благоприятных условиях слепота не является непреодолимым препятствием.

Работы Д. Дидро привлекли внимание общества к поло­жению слепых и способствовали распространению мысли о необходимости их специального систематического обуче­ния. В 1784 г. в Париже, в 1791 г. в Ливерпуле, в 1801 г. в Лондоне, в 1804 г. в Берлине, в 1881 г. в Петербурге, в 1882 г. в Москве открываются учебные заведения для



слепых. В 80-х гг. XIX в. в мире насчитывается уже около 150 таких заведений.

Начало систематического обучения слепых, требовав­шего особого подхода, специальных методов и средств обу­чения, послужило толчком к возникновению специальной педагогики (тифлопедагогики), для успешного развития которой необходима была теоретическая база — психоло­гические знания об особенностях развития и проявлений психики при слепоте. Таким образом, практика обучения и воспитания слепых явилась объективной предпосылкой становления тифлопсихологии как науки.

Первые исследования психики слепых относятся к 70-м гг. XIX в. Проводились они самими слепыми, что придало тифлопси-хологическим исследованиям своеобразный ха­рактер — изучение психической жизни слепых осуществ­лялось путем интроспекции (самонаблюдения). Почти все работы конца XIX — начала XX в. — результат самонаблю­дения образованных слепых. Наиболее характерной и фун­даментальной из них является монография М. Сизерана «Слепец о слепых». В ней и в других работах даны описания поведения и внутреннего мира слепых. Однако достовер­ность, а тем самым и научная ценность этих материалов в ряде случаев весьма сомнительна и требует тщательной проверки, так как в самонаблюдении очень часто плоды фантазии воспринимаются как действительные пережи­вания, а реальные события искажаются, субъективно пре­ломляясь в сознании индивида.

Очевидно, что самонаблюдение как основной метод тиф-лопсихологического исследования не может раскрыть объек­тивных закономерностей психики. Но это не означает, что оно должно быть отвергнуто как метод вообще. Самонаблю­дение давало и дает тифлопсихологии немало ценного мате­риала и является важной стороной психологического иссле­дования, особенно в тех случаях, когда направляется и про­веряется исследователем при помощи объективных методов.

В середине 80-х гг. XIX в. осуществляются первые экс­периментальные исследования психики слепых. Исполь-


зование экспериментальных методов открыло перед иссле­дователями новые возможности. Был получен ряд фактов, свидетельствовавших о специфике развития и проявлений отдельных сторон психики при дефектах зрения, особенно в области ощущений, восприятий и представлений. Иссле­дования психики слепых приобретают системный харак­тер. Окончательно утверждается мнение, согласно которо­му влияние слепоты на психику настолько существенно, что для ее изучения необходимо выделение тифлопсихоло­гии в самостоятельную отрасль психологической науки.

Развитие тифлопсихологии как самостоятельной отрас­ли научного знания происходило в известной степени сти­хийно, без сколько-нибудь четкого ее определения, обосно­вания и построения как науки. Следует, однако, отметить, что в 20-е гг. XX в. вопрос об обосновании тифлопсихологии как особой ветви психологической науки поднимался нео­днократно. Однако этому препятствовало одностороннее и неверное вульгарно-материалистическое или идеалистичес­кое понимание психики слепых. Препятствовало оно и раз­работке научной методологии. Все это, естественно, небла­гоприятно отражалось на дальнейших исследованиях.

Становлению тифлопсихологии как самостоятельной отрасли знаний мешало противодействие отдельных уче­ных, отрицавших наличие существенных особенностей в психике слепых. Так, например, П. Биллей, Ф.И. Шоев и некоторые другие исследователи считали, что изучение психики слепых вполне может осуществляться в рамках общей психологии. С их точки зрения, задача заключается лишь в восстановлении психического равновесия, которое нарушается при полной или частичной утрате зрения.

Наиболее отчетливо взгляды тех, кто утверждал, что психика слепых вполне может изучаться в рамках общей психологии, выразил немецкий тифлолог Кон. Он утвер­ждал, что если «оставить в стороне несущественные огра­ничения, то слепой обладает возможностью и способнос­тью до такой степени компенсировать отсутствующее зрение, что он может сказать, что у него есть все, кроме


 




абсолютно неограниченной свободы передвижения». Далее Кон писал: «Его (слепого. — А. Л.) хорошо развившаяся спо­собность представления передает ему окружающую жизнь в правильных образах, и его живо работающий ум, кото­рый абсолютно не чувствует себя изгнанным во мрак, при­водит его в центр мира зрячих. Лишь немногие из слепых жалуются на свою слепоту и хотели бы быть зрячими»1.

Такого рода утверждения, имевшие в своей основе поло­жения субъективно-идеалистической философии, не только тормозили развитие тифлопсихологии, но и являлись пре­пятствием на пути воспитания и обучения слепых детей.

Диалектико-материалистическое обоснование тифлоп­сихологии как самостоятельной отрасли психологичес­кой науки было дано в середине 30-х гг. XX в.

Согласно точке зрения отечественных тифлопсихологов, слепота и слабовидение нарушают взаимодействие организ­ма и среды, что в свою очередь создает ряд особенностей в развитии и проявлениях психики. Эти особенности могут быть в значительной мере устранены в процессе правильно организованных обучения, воспитания и реабилитацион­ной работы в благоприятных социальных условиях.

§ 2. Основные направления тифлопсихологии конца XIX — начала XX в.

Анализ зарубежной тифлопсихологической литерату­ры показывает, что при оценке влияния нарушений зри­тельных функций на психическое развитие мнения тиф­лопсихологов существенно расходятся.

Ведущей концепцией в европейских странах был идеа­лизм во всех его разновидностях, утверждающий первич­ность духа, сознания, независимость психики от ее мате­риального субстрата.

Идеалистическое утверждение о примате сознания, наиболее отчетливо проявившееся в общей психологии в

Цит. по кн.: Бюрклен К. Психология слепых. М, 1934. С. 1!.


форме рационалистического идеализма (например, психо­логия «чистого мышления» в вюрцбургской школе), пере­шло оттуда в тифлопсихологию. Многие из стоящих на иде­алистических позициях тифлопсихологов развивают тео­рию, согласно которой слепота не влияет или влияет незначительно на психическое развитие Они также счи­тают, что слепота иногда может стимулировать более ус­коренное и эффективное, чем в норме, развитие.

Представители этого направления утверждают: отсут­ствие зрения не может нарушить течения «духовной» жиз­ни, сравнительно ограниченное количество внешних воз­действий способствует сосредоточению слепых на их внут­реннем мире, выпадение функций зрения стимулирует совершенствование высших психических функций: вни­мания, мышления, речи, памяти, творческого воображе­ния и т. д. В качестве подтверждения своих «теорий» они приводили свидетельства античных авторов об ослепляв­ших себя философах и многократно цитировали Лафате-ра, говорившего следующее: «Закрывая глаза с целью от­странить впечатления внешнего мира, мы тем самым по­вышаем интенсивность нашей внутренней жизни».

Отрицая влияние чувственного познания на психичес­кое развитие, рассматривая ощущения и восприятия как отвлекающие моменты, разрывая единство чувственного и логического, тифло-психологи этого направления не только не сумели раскрыть особенности психики лиц с де­фектами зрения, но и нанесли существенный вред прак­тике обучения слепых, что проявилось в распростране­нии в школах вербальных методов.

В целом это направление можно охарактеризовать как интроспективную тифлопсихологию. В качестве основно­го, а порой и единственного метода исследования здесь ис­пользовалось самонаблюдение. Субъективность этого ме­тода наряду с ложной методологической концепцией приве­ла представителей данного направления к утверждению, согласно которому глубокие нарушения зрения не только не препятствуют психическому развитию, но даже стиму-


лируют его отдельные стороны. В результате, по их мне­нию, высшие психические функции у слепых, а также чув­ствительность сохранных систем оказываются развитыми выше уровня нормы.

Эта концепция нашла свое конкретное воплощение в ряде теорий: в теории викариата (замещения) ощущений, согласно которой выпадение зрения ведет к автоматичес­кому повышению чувствительности сохранных анализа­торов; в теории сверхкомпенсации, утверждающей, что слепые, осознавая свой дефект и переживая «комплекс неполноценности» (по другой терминологии — «чувство малоценности»), достигают более высокого уровня разви­тия, нежели зрячие; в фрейдистских и неофрейдистских теориях, пытающихся свести компенсацию дефекта зре­ния и последующую сверхкомпенсацию к сублимации ли­бидо (сексуальной энергии).

Однако все эти построения носят сугубо умозритель­ный характер и лишены каких бы то ни было экспери­ментальных подтверждений.

Представители другого направления строили свои тео­рии на основе философии сенсуализма и ассоциативной психологии. Рассматривая чувственный опыт как един­ственную основу любых знаний, эти тифлопсихологи ут­верждали, что слепота, ограничивая сферу чувственного познания, отрицательно влияет на развитие психики. Но это правильное в принципе положение в связи с ограни­ченностью материалистического сенсуализма развива­лось по ложному пути. В результате тифлопсихологи это­го направления пришли к крайне реакционным выводам, согласно которым слепые представляют собой особый психический тип, страдающий хроническим и ничем не компенсируемым сужением всех сфер психической жиз­ни. «Слепой — это человек иного рода, нежели зрячий», — утверждал немецкий психолог К. Бюрклен. Следовавшие за ним многочисленные исследователи пытались показать отрицательное, ничем не компенсируемое воздействие слепоты на развитие психики.


Представители ассоциативной тифлопсихологии так­же не внесли заметного вклада в теорию и практику обу­чения и воспитания детей с дефектами зрения, так как единственную возможность компенсации нарушенных функций ее представители видели в механическом разви­тии чувствительности сохранных анализаторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.012 с.)