Личность и деятельность при дефектах зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность и деятельность при дефектах зрения



 

ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ СЛЕПЫХ

§ 1. Проблема личности в тифлопсихологии

 

На протяжении многих веков в обыденном сознании скла­дывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, неполноценной. Слепым приписывали разнооб­разные отрицательные личностные свойства: гипертрофиро­ванные биологические потребности (пищевая и сексуаль­ная), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чув­ства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негати­визм) черт характера, религиозно-мистическое мировоззре­ние и т. д. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушений зрения. В результате слепого представ­ляли как человека абсолютно иного рода, нежели зрячего, а возможности компенсации дефекта, развития и совершенст­вования его личности считали крайне ограниченными.

Аналогичные взгляды мы можем встретить и в тифло-логической литературе конца XIX — начала XX в. Так, Г.П. Недлер утверждал, что компенсаторные приспособ­ления не могут принципиально изменить душевной жиз­ни слепого, что они явно недостаточны для восстановле­ния утраченного равновесия со средой, а потому «не следует при воспитании слепых детей задаваться слиш­ком высокими целями: с природой опасно бороться, да и, кроме того, таким путем возбуждаются в самих слепых


стремления и надежды, которые неминуемо должны раз­биться в жизни, причиняя им невыносимые нравствен­ные страдания».

Наряду с подобными воззрениями имели место концеп­ции, утверждающие независимость личности и ее устой­чивых свойств от соматического состояния и условий жизни. Утверждалось, что личность формируется спон­танно, а слепота, ограничивающая контакты человека с внешним миром, способствует его самопознанию и само­усовершенствованию. Так, A.M. Щербина прямо гово­рил, что слепота, затрудняя поступление впечатлений из­вне, содействует «углублению и просветлению нашей духовной жизни».

Однако по мере того как материалистическая психоло­гия упрочивала свои позиции, представления о биосоци­альной природе человека, детерминированности формиро­вания личности преимущественно социальными факторами начинают проникать в тифлопсихологию. Рас­сматривая влияние слепоты на психическое развитие, А.А. Крогиус писал, что «она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Но также, как одно впечатление может вызвать самые разнообразные реакции, так и слепота мо­жет привести к самым различным проявлениям и к обра­зованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влия­ния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой». При этом, продолжал он, «в обществе малокультурном и живущем преимущественно физичес­кими интересами слепота может гораздо сильнее затор­мозить развитие душевной жизни, чем в таком, где сле­пой находит понимание и живые умственные и нравственные интересы»1.

Впервые в дефектологии материалистическая интер­претация развития личности в условиях сенсорной недо-

1 Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики. Саратов, 1926. С. 144.


статочности была дана Л.С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в резуль­тате дает «социальную ненормальность поведения». Иными словами, органический дефект, нарушая соци­альные отношения, изменяя социальный статус инвали­да, провоцирует возникновение у слепого ряда специфи­ческих социальных установок (например, установки на избегание зрячих, иждивенческих настроений и т. п.). Опосредствованное влияние дефекта на психическое раз­витие, обусловленное изменением отношений индивида с окружающей предметной и социальной средой, объясня­ется не только всеобщей закономерностью зависимости антропо- и онтогенетического развития психики от соци­альных факторов, от коллективной общественной жиз­ни, но и тем, что для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактом психологическим и они не чув­ствуют себя погруженными во мрак (равно как и глухие в безмолвие). Психологическим фактом слепота становит­ся только тогда, когда человек вступает в общение с отли­чающимися от него здоровыми людьми.

Нарушение социальных контактов приводит к ряду от­клонений в формировании личности у слепорожденных и рано утративших зрение и может при отсутствии или не­достаточно квалифицированном педагогическом вмеша­тельстве вызвать появление негативных характерологи­ческих особенностей. Негативные черты характера могут при неблагоприятных условиях появиться и у ослепших в зрелом возрасте.

К таким особенностям, возникающим в связи с полной или частичной утратой зрения, относятся некоторые изме­нения в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднениями их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловлен­ное ограничениями в сфере чувственного отражения; реду­цированность способностей к видам деятельности, требую-


.


 


щим визуального контроля; отсутствие или резкая огра­ниченность внешнего проявления внутренних состояний.

Кроме того, дефект способствует, особенно в рамках се­мейного воспитания, возникновению условий, неблагоприят­но влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям относятся в равной мере как чрезмерная опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания, заброшенность ребенка. В результате у слепых формируют­ся отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, от­сутствие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрям­ство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружаю­щим, душевная черствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера.

Сравнительно ограниченные контакты слепых с окру­жающими влекут за собой замкнутость, некоммуника­бельность, стремление уйти в свой внутренний мир.

Уже это краткое перечисление особенностей личности слепых показывает, что ее устойчивые свойства (направ­ленность, способности, темперамент и характер) лишь ко­свенно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориен­тировочной деятельности (например, боязнь нового), в других — неблагоприятными условиями воспитания, вы­падением из коллектива, ограничением деятельности, от­рицательными результатами попыток налаживания кон­тактов со зрячими. Еще менее выраженной оказывается связь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем возникно­вения первичного дефекта.

Таким образом, становится очевидно, что в формирова­нии основных свойств личности на первый план выступают социальные факторы, действие которых оказывается отно­сительно или полностью независимым от времени возник­новения и глубины патологий зрения. Рассмотрим такие случаи.


Как мы уже отмечали, дефекты зрения могут приводить к развитию нежелательных черт характера (негативизм, внушаемость и т. д.) и отрицательной направленности. Эти факты отмечаются многими исследователями. Однако при правильной организации воспитания и обучения, ши­роком вовлечении ребенка в различные виды деятельнос­ти формирование необходимых свойств личности, мотива­ции деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

В других случаях слепота, первоначально тормозящая развитие некоторых сторон личности (например, интере­сов, эстетических чувств и т. д.), при педагогическом вме­шательстве отступает на второй план, но продолжает ока­зывать влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребенка к окружающей действительности, су­жая его в зависимости от глубины патологии. Но если тот или иной вид деятельности доступен для слепого, то форми­рование отношения к нему оказывается независимым от де­фекта. Так, например, интересы к определенным видам дея­тельности, успешно осуществляющейся без зрительного контроля, оказываются такими же глубокими, устойчивы­ми и действенными, как и у нормально видящих.

Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независимой от де­фектов зрения. Более того, она относительно независима и от биологических, природных факторов, так как после­дние определяют не содержание, а процесс формирования личностных ценностей, его динамику. Следовательно, между зрячими и слепыми, а тем более между зрячими и слабовидящими различия могут наблюдаться только в ди­намике становления различных свойств личности. Конеч­ные же результаты, то есть уровень сформированности личности, определяются не наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социальных воздей­ствий, и прежде всего воспитания и обучения.

Существование неоднозначной зависимости формиро­вания отдельных структурных компонентов личности от



т


состояния зрения и наличие ряда ведущих личностных свойств, образующих ядро личности (мировоззрение, убеждения, идеалы) и независимых от дефектов зрения, следует подчеркнуть особо. Дело в том, что в дефектоло­гии широко распространено мнение, согласно которому слепота и другие сенсорные дефекты накладывают отпе­чаток на весь ход развития личности, вызывают глобаль­ные изменения, ведут к ее радикальной перестройке.

Выше было показано, что при неблагоприятном стече­нии обстоятельств слепота действительно ведет к ради­кальной перестройке личности, к тому, что у слепого фор­мируется ряд отрицательных личностных качеств. Но еще Л.С. Выготский подчеркивал, что слепота в разной соци­альной среде психологически неодинакова и что наступит время, когда аномальные дети, оставаясь слепыми, «пере­станут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте... Социальное воспитание победит дефективность»1.

В нашей стране создаются благоприятные условия для развития личности детей с отклонениями в развитии. По­этому нет основания считать, что сенсорный дефект вли­яет на весь ход развития, радикально изменяет и перестра­ивает личность. Утверждение, согласно которому сенсорный дефект влияет на весь ход развития, радикаль­но изменяет и перестраивает личность, научно не под­тверждается. Целиком и полностью указанное положе­ние опровергается и повседневной практикой обучения и воспитания слепых. И это естественно, так как на форми­рование личности в целом как субъекта познания и ак­тивного преобразователя действительности ни парциаль­ное, ни тотальное нарушение функций зрения влияния оказать не может, речь идет лишь о том, что эти наруше­ния затрагивают, причем в различной степени, лишь ее отдельные структурные компоненты.

Выготский.П.С. Собр. соч. М., 1983. Т. 5. С. 72.


Центральное же ядро личности, образующее те внут­ренние условия, через которые преломляются внешние воздействия, обусловлено общественными отношениями, отражающимися во внутренних субъективных отноше­ниях человека к миру вещей и людей, к самому себе. От­сюда следует, что при нормальном общении слепого ре­бенка с широкой средой формирование ядра личности протекает без каких бы то ни было отклонений. Иными словами, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.026 с.)