Глава 3. Компенсация слепоты и слабовидения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Компенсация слепоты и слабовидения



§ 1. Понятие о дефекте и компенсации

Дефект — это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

По своему происхождению дефекты делятся на врожден­ные и приобретенные. Причины возникновения дефектов, вызывающих аномальное развитие, очень разнообразны.

Врожденные дефекты могут быть обусловлены неблаго­приятными генетическими факторами, хромосомной пато­логией (наследственные дефекты), различными отрицатель­ными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикация плода, предро­довые и родовые травмы, нарушение питания плода и др.).

Приобретенные дефекты могут быть следствием пере­несенных в постнатальный период интоксикаций, травм и главным образом инфекционных заболеваний (менин­гит, энцефалит, грипп, туберкулез и др.). Аномалии зре­ния (слепота и слабовидение) могут быть вызваны заболе­ваниями глаз, то есть возникать самостоятельно.

Врожденные и приобретенные дефекты зрения (заболе­вания прозрачных и преломляющих сред, сетчатки, зри­тельного нерва, поражения зрительных зон мозга и т.д.) относятся к первичным соматическим дефектам. Эти ано­малии в свою очередь вызывают вторичные функциональ­ные отклонения (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения, нарушение свето- и цвето­ощущения), которые оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов (ощущения, вос-


приятия, представления и т. д.). Таким образом, вторич­ные дефекты представляют собой цепь отклонений, в кото­рой один функциональный дефект (например, снижение остроты зрения) влечет за собой другой (отклонения в про­цессе восприятия). Отсюда следует, что между соматичес­ким дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи: отклоне­ния не только образуют длинные цепи последовательно возникающих психических дефектов, но и взаимодейству­ют между собой.

Впервые сущность дефекта и обусловленное им ано­мальное развитие были проанализированы Л.С. Выгот­ским. Он раскрыл структуру дефекта, соотношение пер­вичных и вторичных дефектов, неоднозначность влияния разных соматических дефектов на развитие различных структурных компонентов психики аномальных детей.

Одновременно Л.С. Выготским было выдвинуто поло­жение, согласно которому задачей специальной педагоги­ки является компенсация вторичных дефектов, причем главным образом доразвитие высших психических функ­ций, поскольку, с его точки зрения, компенсация в облас­ти элементарных функций возможна только при устране­нии соматического дефекта. Такой взгляд на структуру дефекта и область, в которой возможно педагогическое вмешательство, закрепился в дефектологии и повлек за собой неоправданное противопоставление первичного и вторичного дефектов и ограничение функций педагога и психолога компенсацией последних. Несомненно, что компенсация первичного дефекта достигается прежде всего благодаря медицинскому вмешательству (медика­ментозное, хирургическое и другие воздействия). Однако противопоставление первичного и вторичного дефектов и ориентация педагога и психолога на преодоление после­дних себя не оправдывают. Современные исследования психологов, физиологов и офтальмологов свидетельству­ют о том, что в условиях специального обучения в той или иной мере компенсируются почти все нарушенные функ-


 




ции, причем компенсация недостаточности психических функций (например, развитие восприятия) в ряде случаев влечет за собой физиологическую компенсацию (например, улучшение зрительных функций). Такого рода случаи есть проявление закона единства структуры и функции, соглас­но которому структура определяет функции (например, анатомическое строение человеческой руки дает возмож­ность совершать определенные действия, недоступные обе­зьяне из-за иного анатомического строения верхних ко­нечностей). Но, кроме этого, согласно данному закону функции в свою очередь оказывают влияние на структуру (например, гиподинамия, малоподвижность вызывает де­генеративные структурные изменения мышц, их атро­фию, и, наоборот, активизация функций ведет к совершен­ствованию соответствующей структуры). Отсюда следует, что задачей коррекционно-компенсаторных мероприятий является воздействие на весь комплекс вторичных отклоне­ний и на вызвавший их соматический дефект.

Любой дефект, то есть физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к ав­томатическому включению биологических компенсатор­ных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность орга­низма в той или иной мере возмещать нарушения или ут­рату определенных функций. В павловском понимании компенсация является «физиологической мерой организ­ма» в ответ на какое-либо нарушение его функций.

Но компенсаторное приспособление при наличии та­ких тяжелых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешатель­ства извне. Компенсация слепоты и слабовидения — яв­ление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.

Материалистический взгляд на компенсацию был впер­вые сформулирован в 1934 г. в книге Н.А. Вигдорчика


«Компенсаторное профессиональное приспособление». В-этой книге говорится о том, что компенсация зависит:

1) от конституционных особенностей человека (фено­
типа);

2) от возраста индивида (чем раньше начинается компен­
саторное приспособление, тем успешнее оно протекает);

3) от волевой установки (сознательной целенаправлен­
ности на компенсацию);

4) от характера дефекта, подлежащего компенсации;

5) от побочных дефектов;

6) от факторов внешней среды, социальных условий.

Проблема компенсации дефектов зрения и обусловлен­ных ими отклонений в психическом развитии является ключевой для психологии слепых и слабовидящих. Дан­ное положение вытекает из основных задач тифлопсихоло-гии: установление основных закономерностей развития психики при сужении сенсорной сферы и теоретическое обоснование целесообразности использования тех или иных путей для формирования полноценной личности.

В результате многолетних исследований компенсаторно­го приспособления слепых и слабовидящих в тифлопсихо-логии сложился взгляд на компенсацию как на процесс вос­становления или замещения нарушенных или утраченных функций. Такое и многие ему подобные определения явля­ются достаточно емкими и охватывают различные формы и уровни компенсаторного приспособления — от безусловно-рефлекторного, сугубо биологического процесса, заключа­ющегося в приспособительном возмещении организмом различных функциональных и структурных дефектов, воз­никающих как следствие зрительных заболеваний, до сложнейших форм социальной адаптации лиц с отклонени­ями в психическом развитии.

Компенсацию дефектов зрения и их последствий в са­мом широком значении, исходя из задачи всестороннего развития личности слепых и слабовидящих, стоящей пе­ред специальной школой, следует рассматривать как воз­мещение, преодоление тех отклонений в психическом раз-


 




витии, которые обусловливаются патологией зрения, как процесс перестройки психики и адаптации (у поздно ос­лепших — реадаптации) к новым условиям жизни.

Выше отмечалось, что дефект неоднозначно влияет на отдельные структурные компоненты личности. Сущест­вуют такие личностные свойства (например, мировоззре­ние, моральные черты характера и др.), на формирова­ние которых слепота, слабовидение и связанные с ними вторичные отклонения не могут оказать никакого влия­ния. Дефект зрения лишь провоцирует появление небла­гоприятных условий, при которых могут формироваться негативные и даже патологические черты характера (эго­изм, эгоцентризм, негативизм и т. д.).

На современном этапе развития тифлопсихологии пе­ред дефектологами стоит задача коррекции, компенсации и профилактики вторичных нарушений.

Последней, то есть профилактике, в современной дефек­тологии должен быть дан приоритет не только потому, что появилась реальная возможность реабилитационной рабо­ты по предупреждению вторичных отклонений, но прежде всего потому, что есть все основания предполагать — широ­кое распространение среди инвалидов по зрению неврозопо-добных состояний, неврозов, различных нервно-психичес­ких нарушений в известной мере связано с перестройкой высшей нервной деятельности, происходящей в ходе кор-рекционной работы. Дело в том, что в процессе спонтанного приспособления слепых и слабовидящих к дефекту форми­руются псевдокомпенсаторные приспособления, прочные поведенческие стереотипы, которые подлежат переделке в ходе коррекционной работы. В то же время хорошо извест­но, что в основе неврозов лежит ломка динамических сте­реотипов. Избежать этого можно только путем раннего вме­шательства в процессы адаптации слепых и слабовидящих (врожденный или рано приобретенный дефект) и восстанов­ления гомеостаза (равновесия индивида с окружающей сре­дой), то есть реадаптации лиц, полностью или частично по­терявших зрение в зрелом возрасте.


Практика воспитания и обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмеша­тельство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и, следова­тельно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления.

То же самое следует сказать о результатах реабилитаци­онной работы со взрослыми инвалидами по зрению, начи­нающейся непосредственно вслед за появлением дефекта.

Рассматривая компенсацию как приспособление к но­вым условиям существования, при которых отсутствуют или ограничены возможности визуально воспринимать окружающий мир, как процесс замещения нарушенных или утраченных функций после необратимых анатомичес­ких изменений, следует иметь в виду случаи так называе­мой псевдокомпенсации, заключающейся в приспособле­нии к дефекту. Практически это проявляется в том, что, например, частичнозрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной дея­тельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путем использования сохранных органов чувств. Здесь мы сталкиваемся не только с отсутствием осо­знаваемой перестройки, но и с противодействием обычно имеющему место * стихийному» приспособлению. Есть ос­нования предполагать, что такое противодействие обуслов­лено как физиологически — прочностью ранее, до слепоты, сложившегося динамического стереотипа, врожденным стремлением вести себя как существо оптическое, так и пси­хологически — желанием внешне, поведенчески не отли­чаться от нормально видящих.

§ 2. Принципы и физиологические основы компенсации

В основе сложного механизма компенсации лежит пере­стройка функций организма, регулируемая центральной нервной системой. Эта перестройка заключается в восста-


 




новлении или замещении нарушенных или утраченных функций независимо от того, какая часть организма по­вреждена. Например, удаление одного легкого влечет за собой изменение функций дыхания и кровообращения, ам­путация какой-либо конечности — изменения в координа­ции движений, потеря зрения или нарушения деятельнос­ти какого-либо иного анализатора приводит к сложной перестройке взаимодействия сохранных анализаторов. Все эти перестройки осуществляются автоматически.

Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс компенсации. Наиболее сложные функциональные перестройки наблюдаются при нарушениях центральной нервной системы, в том числе и анализатора. Таким образом, степень сложности механизмов компенсаторных явлений находится в зави­симости от тяжести дефекта.

Автоматизм включения компенсаторных функций не определяет сразу механизмы компенсации; так, при сложных нарушениях деятельности организма они фор­мируются постепенно. Постепенность развития компен­саторных процессов проявляется в том, что они имеют определенные стадии становления, которые характеризу­ются особым составом и структурой динамических сис­тем нервных связей и своеобразием протекания процес­сов возбуждения и торможения.

Материальным субстратом компенсаторных перестро­ек является центральная нервная система. Формирова­ние механизмов компенсации подчинено законам высшей нервной деятельности. Современная теория компенсации рассматривает компенсаторные явления в свете рефлек­торной теории И.П. Павлова. Эта теория, базирующаяся на трех основных принципах: причинность (детерми­низм), единство анализа и синтеза и структурность, явля­ется естественно-научной основой тифлопсихологии.

Применительно к учению о компенсации нарушенных или утраченных функций принципы рефлекторной дея­тельности означают следующее:


1. Принцип причинности раскрывает обусловленность
появления и развертывания компенсаторных функций воз­
действием внешней и внутренней среды организма на не­
рвную систему. Иными словами, любой дефект неизбежно
вызывает ответную реакцию организма, причем сила и ха­
рактер этой реакции зависят не только от степени наруше­
ния той или иной функции или органа, но и от состояния
организма и тех условий, которые его окружают. Эта реак­
ция имеет своим механизмом замыкание новых временных
связей в коре больших полушарий головного мозга.

Разнообразная детерминация компенсаторных про­цессов показывает, что последние не могут быть объясне­ны только биологическими свойствами организма и что существенную роль в них играют многочисленные психо­логические (установка, свойства личности и др.) и соци­альные (условия жизни, воспитания и т. д.) факторы.

2. Принцип единства анализа и синтеза заключается в
способности нервной системы выделять в сложных воздей­
ствиях среды на организм отдельные элементы и синтезиро­
вать их в единое целое. Этот принцип раскрывает компенса­
цию как совокупную деятельность периферических
воспринимающих приборов и корковых механизмов.
В процессе анализа и синтеза внешних воздействий у чело­
века образуется весьма сложная по строению функциональ­
ная система анализаторов. Полное или частичное наруше­
ние функций какого-либо анализатора приводит к
определенным нарушениям целой системы, что отражает­
ся в первую очередь на аналитической деятельности. Вклю­
чение компенсаторных функций приводит к перестройке со­
хранных анализаторов, благодаря чему способность к
аналитико-синтетичеекой деятельности сохраняется, хотя
диапазон, уровень, степень и путь анализа суживаются.

3. Принцип структурности заключается в приурочен­
ности функций головного мозга к его структуре, то есть в
локализации центров, регулирующих те или иные функ­
ции. В этом отношении кора больших полушарий головно­
го мозга представляет собой, по выражению И.П. Павлова,


 



3 Зак. 4450



«мозаику», в которой пространственно локализуются раз­дражители. Однако строгая локализация функций в коре головного мозга представляет собой в то же время це­лостную динамическую систему, в которой каждое мест­ное воздействие влечет за собой изменение во всей системе. Именно благодаря динамической системности коры боль­ших полушарий возможны иррадиация, концентрация и взаимная индукция процессов возбуждения и торможения и образование на этой основе новых временных связей.

Тот факт, что организм функционирует как единое це­лое, весьма важен для объяснения компенсации дефек­тов. Именно благодаря динамической системности выс­шей нервной деятельности выпадение или частичное нарушение функций того или иного анализатора не вызы­вает ничем не возместимых потерь. Взамен утраченного способа образования временных нервных связей в не­рвной системе проторяются новые, обходные пути, фор­мируются новые условно-рефлекторные нервные связи, восстанавливающие нарушившееся равновесие во взаи­моотношениях организма и среды.

Рассмотренные выше принципы рефлекторной теории И.П. Павлова являются основополагающими для теории компенсации. В их свете она и разрабатывается в настоя­щее время в физиологии и специальной психологии.

В то же время не следует забывать, что перестройка внутри-центральных отношений сразу после потери зре­ния носит обычно патологический характер, что прояв­ляется, например, в ослаблении возбудительного и тор­мозного процессов, приводящем к неадекватности поведения — повышенной раздражительности, аффектив-ности или, напротив, апатичности. Однако со временем эти патологические явления, вызванные сложностью пе­рестройки межсистемных связей и психологической ре­акцией личности на нарушение зрения и выражающееся в неадекватности поведения, исчезают.

Физиологический механизм компенсации основывается на нормальном функционировании сохранных систем. Со-


временные исследования показывают, что работа физио­логического механизма компенсации нарушенных функ­ций подчиняется общим закономерностям высшей нерв­ной деятельности, так как его субстратом является центральная нервная система. Как уже указывалось, в ос­нове компенсации лежит рефлекторная деятельность ор­ганизма. При этом включение механизмов компенсации происходит безусловно-рефлекторным путем, автомати­чески, а дальнейшее развитие компенсаторных приспособ­лений есть деятельность условно-рефлекторная.

Исследования П.К. Анохина показали, что рефлектор­ный характер возникновения и протекания компенсатор­ных перестроек основан на принципах, общих для возме­щения любого дефекта.

Согласно П.К. Анохину, компенсация является част­ным и особым случаем рефлекторной деятельности цент­ральной нервной системы и потому, подчиняясь общим принципам, выделенным И.П. Павловым, в то же время имеет свою специфику.

Независимо от характера и локализации дефекта ком­пенсаторные приспособления осуществляются по одной и той же схеме и подчиняются следующим принципам:

1. Принцип сигнализации дефекта. Этот принцип пока­зывает, что никакое отклонение от нормальной жизнедея­тельности организма, то есть, по сути дела, никакое наруше­ние биологического равновесия организма и окружающей среды не остается «незамеченным» со стороны централь­ной нервной системы. Чрезвычайно важным является ука­зание П.К. Анохина на то, что ведущая нервная сигнализа­ция о дефекте может не совпадать с зоной дефекта. В связи с этим возникает вопрос о том, что является первотолчком к развертыванию компенсаторных приспособлений при де­фектах зрения. Учитывая, что при патологии зрения в пер­вую очередь страдают функции зрения и непосредственно связанное с ними чувственное отражение, есть основания полагать, что начало компенсации связано с сигнализацией о нарушениях пространственной ориентировки.


 




2. Принцип прогрессивной мобилизации компенсатор­
ных механизмов, согласно которому организм оказывает
дефекту значительно большее противодействие, нежели
отклоняющее действие, вызванное нарушением функций.
Данный принцип имеет для теории компенсации важное
значение, поскольку свидетельствует об огромных потен­
циальных возможностях организма, о его способности
преодолевать всевозможные отклонения от нормы.

3. Принцип непрерывного обратного афферентирова-
ния
компенсаторных приспособлений (принцип обратной
связи), то есть афферентирование отдельных этапов вос­
становления функций. Здесь компенсация представлена
как процесс, постоянно регулируемый центральной нерв­
ной системой.

4. Принцип санкционирующей афферентации, указы­
вающий на существование последней связи, закрепляю­
щей новые компенсаторные функции и тем самым свиде­
тельствующий, что компенсация — это процесс, имеющий
конечный характер.

5. Принцип относительной устойчивости компенсатор­
ных приспособлений,
суть которого заключается в возможно­
сти возврата прежних функциональных нарушений в резуль­
тате действия сильных и сверхсильных раздражителей.
Значимость данного принципа чрезвычайно велика, по­
скольку он свидетельствует о возможности декомпенсации.

Поскольку компенсация дефектов, и в частности нару­шений зрения и их последствий, является функцией выс­шей нервной деятельности, рассмотрим, какие изменения происходят в ней в результате полной или частичной утра­ты функций зрительного анализатора и как это отражает­ся на процессе компенсации. Исследования высшей нерв­ной деятельности слепых показали, что выпадение или глубокие нарушения функций зрительного анализатора влияют на условия, в которых протекает деятельность ор­ганизма, и вызывают серьезные перестройки внутрицент-ральных взаимоотношений. Эти перестройки приводят к некоторому усилению тормозного процесса. Преобладание


тормозного процесса проявляется в снижении скорости выработки условных рефлексов, замедлении выработки дифференцировок и переделки сигнальных значений ус­ловных раздражителей на противоположные. Снижение скорости упомянутых процессов находится в зависимости от степени нарушения зрительных функций — у тотально слепых скорость выработки условных рефлексов при про­чих равных условиях ниже, чем у частичноерячих. Прак­тически это проявляется в том, что для выработки услов­ного рефлекса или дифференцировки инвалиду по зрению необходимо большее количество подкреплений, чем нор­мально видящему. О некотором снижении уровня возбуж­дения в центральной нервной системе при слепоте свиде­тельствует также менее яркая выраженность и более быстрое угасание ориентировочного рефлекса. О наличии сдвигов в работе центральной нервной системы говорят и данные электроэнцефалографических исследований, пока­завшие, что у слепых в большинстве случаев отсутствует или слабо выражен альфа-ритм, снижен уровень биоэлект­рической активности мозга.

В тифлопсихологии существует мнение, согласно которо­му некоторое усиление тормозного процесса не только не препятствует, но и в известной степени способствует дея­тельности слепых. Так, М.И. Земцова полагает, что «опора при отсутствии зрения на многообразные сложные сигна­лы, особенно в трудных случаях пространственной ориен­тации слепого, предъявляет повышенные требования к кор­ковому торможению; оно обусловливает концентрацию раздражения и имеет огромное значение для развития и со­вершенствования процессов компенсации. При помощи тормозных процессов происходит тонкая дифференциация анализаторной деятельности. Путем торможения постоян­но корригируется сигнализационная деятельность больших полушарий в зависимости от изменяющихся условий»1.

1 Земцова МИ. Пути компенсации слепоты. М., 1956. С. 18.


 




Говоря о функциональных сдвигах, нельзя не отме­тить происходящие при длительной, особенно врожден­ной, слепоте морфологические изменения в центральной нервной системе — редуцированность развития затылоч­ных долей мозга и уменьшение толщины коры зритель­ного центра. Подобные дегенеративные изменения возни­кают в результате отсутствия внешней стимуляции зрительных зон мозга и являются проявлением закона единства структуры и функции (выключение функции вы­зывает распад структуры).

Однако особенности, возникающие в высшей нервной деятельности и касающиеся прежде всего протекания ос­новных нервных процессов, а также некоторое усиление ве­гетативной реактивности (слюно- и потоотделения, элект­ропроводимости кожи и др.) являются частными и не меняют принципиально свойств нервной системы и законов ее деятельности. Это обеспечивается благодаря фундамен­тальной особенности центральной нервной системы — ее пластичности, за счет которой и осуществляется внутри-центральная перестройка, лежащая в основе компенсации.

Упомянутые выше особенности высшей нервной дея­тельности слепых не являются патологическими и не ока­зывают отрицательного влияния на компенсаторную дея­тельность организма. А отмеченное у слепых усиление торможения имеет, вероятно, компенсаторную функцию, так как способствует не только более тонкой дифференциа­ции раздражителей, но и стойкости выработанных услов­ных рефлексов, прочности динамических стереотипов.

§ 3. Физиологические механизмы компенсации

Рассмотрев сущность явления компенсации как функ­ции центральной нервной системы, остановимся на ее фи­зиологических механизмах. Изучение анализаторной де­ятельности человека и животных показало, что в норме она является комплексной, интегративной аналитико-синтетической деятельностью. Например, в таком виде


деятельности, как пространственный анализ, который при дефектах зрения страдает прежде всего, участвует сложная динамичная система анализаторов. При выпаде­нии функции зрения возникает временное нарушение в этой системе, но в дальнейшем нарушенная функция за­мещается за счет деятельности других анализаторов (слу­хового, кинестезического и др.), то есть происходит пере­стройка системы сохранных анализаторов.

Как и при любом другом нарушении анализаторной дея­тельности, тотальная или парциальная (частичная) слепота ведет к серьезной перестройке внутрицентральных взаимо­отношений, поскольку при глубоких нарушениях зрения на­рушается равновесие организма и среды, резко изменяются условия жизнедеятельности. Изменение условий, прежде всего оказывающих влияние на высшую нервную деятель­ность, заключается в сокращении поступающих в кору мозга зрительных и проприоцептивных импульсов, обусловлен­ных дефектами зрения и снижением двигательной активнос­ти. Сокращение количества и редуцированность поступаю­щих извне импульсов отрицательно сказываются на тонусе коры, от которого зависит психическая деятельность инди­вида, характер его ответных реакций. Возникающее при вы­ключении анализаторов торможение отмечалось еще СП. Боткиным. Однако снижение тонуса коры при слепоте имеет место далеко не всегда. Это объясняется более или менее эффективной перестройкой внутрицентральных координаци­онных отношений, а также совершенствованием сохранных функциональных систем, обеспечивающих компенсаторный эффект. Иначе говоря, тонус коры поддерживается за счет сиг­налов с сохранных анализаторов, поступающих в большем ко­личестве, нежели в норме, и повышенной возбудимостью под­корки, «заряжающей» кору и проявляющейся в повышенной вегетативной реактивности слепых.

Активация новых корковых центров приводит к обра­зованию новых временных нервных связей и подавлению старых, а в конечном итоге к возникновению нового дина­мического стереотипа. Разумеется, перестройка системы


 




нервных связей и переход к новому стереотипу — процесс длительный, сложный, порой болезненный. На это ука­зывал И.П. Павлов. «Мне кажется, — писал он, — что ча­сто тяжелые чувства при изменении образа жизни, при прекращении привычных занятий... имеют свое физиоло­гическое основание в значительной степени именно в из­менении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового»1. Однако, несмотря на трудности, связанные с формированием нового стереоти­па, этот процесс следует всячески формировать, посколь­ку от степени прочности новых стереотипов зависит уро­вень приспособленности слепого или слабовидящего к изменившимся жизненным условиям. Наличие общих физиологических механизмов компенсации не исключа­ет, а, напротив, предполагает существование частных ме­ханизмов, определяющих специфику новых функцио­нальных отношений при каждом дефекте в зависимости от его локализации и тяжести. Данное положение, сфор­мулированное A.M. Зимкиной, подтверждается найден­ными ею же различиями в физиологическом механизме компенсации у частичнозрячих и слабовидящих. Если у первых в основе приспособления лежит внутрицентраль-ная перестройка деятельности анализаторов, то у вторых таковая отсутствует и компенсация осуществляется за счет перестройки ряда зрительных функций.

Очевидно, различный характер будет иметь и перест­ройка центральных взаимоотношений в зависимости от времени появления дефекта, например при врожденной или ранней и поздней слепоте. Специфика перестройки в последнем случае будет заключаться в том, что связи зри­тельного коркового центра с другими центрами благодаря прочности сложившегося до наступления слепоты динами­ческого стереотипа смогут сохраняться и воспроизводить­ся наряду с образованием новой системы связей. На такую

Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. III. Кн. 2. С. 234.


возможность указывает М.И. Земцова, установившая, что зрительно-кинестезические связи, возникающие до утраты зрения, могут после наступления слепоты длительно сохра­няться и воспроизводиться благодаря подкреплениям, про­исходящим ассоциативным путем. Воспроизведение этих связей имеет важное значение для ориентации слепых. При­мером воспроизведения этих связей являются прослежива­ющие движения глазных яблок у ослепших при осуществ­лении трудовых операций, при сновидениях и т. д.

Зависимость компенсаторных перестроек от степени тя­жести дефекта подтверждается данными электроэнцефа­лографических исследований. Они показали различные функциональные состояния мозга слепых, проявляющие­ся в степени выраженности альфа-ритма и депрессии элек­трических потенциалов при различных по тяжести пора­жениях зрения. Кроме того, с тяжестью дефекта связан фокус максимальной электрической активности мозга, пе­ремещающийся по мере снижения остроты зрения из за­тылочной в центральные области коры.

Наличие частных механизмов компенсации является подтверждением того, что одной из детерминант психиче­ского развития и компенсации являются аномальные фак­торы, и прежде всего тяжесть и локализация патологи­ческих необратимых изменений.

Работы физиологов, в которых раскрываются принци­пы и механизмы компенсаторного приспособления, сыг­рали большую роль в построении тифлопсихологической теории компенсации, явились основой для ее успешного развития. Но изучением биологического аспекта пробле­ма компенсации такого сложного дефекта, как нарушение зрительных функций, исчерпана быть не может, посколь­ку отклонения в психическом развитии, обусловленные патологией зрения, без специальной коррекционной и ре­абилитационной работы не устраняются. Выше уже от­мечалось, что компенсация является синтезом биологи­ческих и социальных факторов. И для того чтобы со всей полнотой раскрыть и охарактеризовать процесс восста-


 




новления или замещения нарушенных или утраченных функций, необходимо рассмотреть соотношение биологи­ческих и социальных факторов компенсации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.038 с.)