Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению

Поиск

Как уже было показано выше, врожденная или рано приобретенная слепота затрудняет образование социаль­ных связей и отношений, а появление дефекта у человека со сложившимися связями и навыками общественного по­ведения ведет к их разрыву, смещению. И в том и в другом случае инвалид по зрению выпадает из коллектива, что крайне неблагоприятно влияет на его положение в нем.

В связи с этим основной задачей реабилитационной ра­боты в целях интеграции инвалидов по зрению в обще­стве является установление или восстановление соци­альных связей, то есть социально-психологическая адаптация (у поздно ослепших — реадаптация).


В процессе реабилитационной работы по социально-пси­хологической адаптации (реадаптации) слепых перед прак­тическими работниками специальных учреждений (школ, восстановительных центров, реабилитационных кабине­тов) возникают определенные трудности. Существует необ­ходимость преодолеть депрессию, возникающую как реак­ция на слепоту, сформировать адекватные установки по отношению к окружающим, своему дефекту и деятельнос­ти, вооружить слепых новыми способами коммуникации.

Первым этапом социально-психологической адапта­ции следует считать преодоление депрессии, связанной с осознанием дефекта, на который инвалиды по зрению ре­агируют крайне болезненно. Глубина и длительность ре­акции зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития заболевания, его тяжести и времени по­явления. Наиболее серьезные психические травмы на­блюдаются у ослепших в зрелом возрасте. Реакция мгно­венно ослепших оказывается более тяжелой, чем у тех, кто теряет зрение постепенно. Однако, как показывает практика реабилитационной работы, даже в этих случа­ях приобщение ослепших к деятельности позволяет снять депрессию и восстановить оптимистическое отно­шение к жизни.

Одновременно ведется работа по преодолению фрустра­ции, возникающей в результате появления в жизни слепого труднопреодолимых препятствий, постоянно высокого пси­хического напряжения. В основе этой работы лежит форми­рование способов поведения, основанных на двигательном контроле (у рано ослепших), или перестройка динамичес­ких стереотипов (у ослепших в более позднем возрасте).

Зависимость этих процессов от личности ослепшего от­четливо проявляется в выделенных B.C. Сверловым че­тырех типах поведения непосредственно после утраты зрения (речь идет о периоде осознания дефекта детьми школьного возраста):

1. Безразлично вялый. Представители этого типа пове­дения длительное время находятся в депрессивном состо-


 




янии и ничего не предпринимают для восстановления своего положения в обществе.

2. Рассудительно волевой. Представители этого типа
поведения направляют усилия на преодоление послед­
ствий дефекта.

3. Контрастный. Представители этого типа поведения
впадают в состояние глубокой депрессии, а затем мобили­
зуют свои силы на преодоление последствий дефекта.

4. Неустойчивый. У представителей этого типа поведе­
ния наблюдаются регулярные переходы от депрессии к
оптимистическому настроению.

При утрате зрения в зрелом возрасте реакции ослеп­ших существенно варьируют по силе и характеру реаги­рования, степени адекватности оценки влияния дефекта на жизнь инвалида и т. д. Н.П. Дрызго выделяет четыре типа реагирования на зрительный дефект:

1. Наличие адекватной реакции и поведения при крат­
ковременных снижениях настроения.

2. Проявления кратковременных невротических реак­
ций в виде эмоциональной дезорганизованности, астении,
гипертрофированного представления о своем дефекте.

3. Наличие длительной невротической реакции, сни­
жение психической активности, ипохондрия на почве ги­
пертрофированного представления о дефекте.

4. Отчетливая представленность патохарактерологиче-
ских черт, повышенная аффективная возбудимость, завы­
шенная самооценка, отчетливо выраженный эгоцентризм.

Возникающие у ослепших состояния депрессии, фруст­рации, дистрессы, нервно-психические отклонения, про­явления патохарактерологических черт исчезают в ходе реабилитационной работы (психологическая, психотера­певтическая помощь) по мере того, как они осознают, что могут трудиться, обслуживать себя в быту, то есть, восста­новить хотя бы частично свое социальное положение.


В результате включения в деятельность начинается процесс преодоления психологического кризиса, выхода из состояния психологического конфликт. Этот процесс имеет поэтапный характер. В С. Мерлин выделяет четы­ре фазы: 1) фаза бездействия, которой сопутствует глубо­кая депрессия; 2) фаза занятия, на которой инвалид включается в деятельность с целью отвлечься от тяже­лых мыслей о своей инвалидности; 3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческие возможности; 4) фаза поведения, когда скла­дывается характер и стиль деятельности инвалида, опре­деляющие весь его дальнейший жизненный путь.

Решающим моментом в социально-психологической реа­билитации является восстановление социальных позиций инвалида. Последнее существенно зависит от установок ин­валида по отношению к зрячим, труду, общественной дея­тельности, самому себе и своему дефекту. Эти установки формируются в процессе деятельности. Адекватность этих установок прежде всего зависит от того, насколько успешно выполняется деятельность. Поэтому основным условием со­циально-психологической адаптации и реадаптации явля­ется включение инвалида в коллективную деятельность, воспитание его в коллективе и через коллектив.

Именно в коллективе складывается у инвалида пра­вильное отношение к своему дефекту, что является реша­ющим фактором реабилитации.

§ 5. Социальная перцепция и установки на общение

Завоевание и удержание определенной социальной пози­ции в коллективе зависят от многих факторов: степени скомпенсированности дефекта, уровня физического и пси­хического развития, моральных, волевых, интеллекту­альных качеств и т. д.

В социально-психологическом плане важнейшими ка­чествами являются способность устанавливать соци-


 
 


альные контакты, адекватно воспринимать и понимать партнеров по общению.

В работах социальных психологов, посвященных ин­терперсональной перцепции, утверждается, что первое впечатление о партнере по общению основано на визуаль­ном восприятии. Визуальный образ, возникающий при первой встрече, оказывается исходным для понимания человеком человека. Именно со зрительного восприятия начинаются межличностные контакты, возникают сим­патии и антипатии. От него зависит стремление к повтор­ным встречам или уклонение от них.

Отсюда можно сделать вывод, что утрата или глубокое нарушение зрения, препятствующие видению лица партне­ра по общению и других его внешних качеств, восприятию мимических движений, выражения глаз и многих других визуально воспринимаемых признаков, затрудняют про­цесс общения. Слепой человек лишается важного канала, по которому поступает информация об окружающих.

В тифлологической литературе рассматриваются воз­можные пути компенсации последствий отсутствующего или глубоко нарушенного зрения.

Одни авторы склонны считать, что единственным сред­ством восприятия слепыми партнеров по общению являет­ся слух (B.C. Сверлов и др.). По их мнению, голос собесед­ника и его особенности (тембр, громкость, высота), как и особенности речи (структура, лексика, темп, интонация), позволяют составить представление о физическом (воз­раст, рост, пол, комплекция) и психологическом (эмоцио­нальное состояние, волевые и интеллектуальные черты характера и т. д.) облике воспринимаемого человека.

Другие авторы высказываются в пользу полисенсорно­го восприятия, то есть восприятия слепыми партнеров по общению при помощи ряда сохранных анализаторных систем (слуха, осязания, обоняния). Эта концепция хоро­шо подтверждается экспериментальными данными П.М. Залюбовского, показавшего, что при опознании лю­дей слепые пользуются не только слухом, ориентируясь

V 116


на голос или походку (в 80—90% случаев), но и обоняни­ем (33%) и осязательной информацией (16% случаев).

Однако независимо от того, по каким каналам получа­ет инвалид по зрению информацию, важнейшими остают­ся следующие вопросы: в какой степени зрение адекватно отражает сущность партнера по общению и в какой мере этот процесс нарушается при слепоте? Возможно ли пра­вильное восприятие и понимание человеком человека при отсутствии зрения? Как зрячие воспринимают и понима­ют слепых?

Прежде всего отметим, что как при нормальном, так и при нарушенном зрении восприятие человека человеком осуществляется полисенсорно, то есть в нем участвуют зрение, слух, осязание и обоняние. Нетрудно представить себе ситуацию, когда положительное впечатление, возник­шее на основе зрительного восприятия, может быть сведе­но на нет, вплоть до возникновения антипатии. Речь идет о слуховом (неприятный тембр голоса, дефекты речи), ося­зательном (холодная, влажная рука, вялое рукопожатие) и обонятельном (неприятный запах) восприятии.

Следует подчеркнуть, что восприятие любой модаль­ности —это субъективный образ объективного мира. Вне­шние воздействия преломляются в нашем сознании, их результаты во многом обусловлены субъективными особен­ностями внутреннего мира человека — его опытом, эмоцио­нальным и физическим состоянием, готовностью к вос­приятию, установками и т. д.

Из сказанного следует, что восприятие человеком чело­века на основе зрения или какой-либо иной чувственной основе неизбежно несет в себе элементы субъективности и информация, получаемая таким образом, далеко не всегда отражает существенные признаки партнера по общению.

Очевидно, что никто не будет отрицать, что восприя­тие человеком человека при слепоте, существенно ограни­чивающей поток поступающей информации, затрудняет об­ратную связь, столь необходимую для общения. Но это не может принципиально изменить процесс социальной пер-


 


цепции, лишить слепого человека возможности воспри­нимать окружающих его людей.

Для того чтобы проникнуть во внутренний мир челове­ка, раскрыть для себя его сущность, чувственно получае­мая информация требует проверки в совместной деятель­ности. Только поступки, поведение человека в различных ситуациях раскрывают его сущность, позволяют понять и оценить его достоинства и недостатки. Поэтому именно поведение служит надежной основой межличностных контактов, тем более что в общей массе слепые, за исклю­чением ослепших в зрелом возрасте, как правило, внеш­ним обликом партнеров по общению (абрисом лица, цве­том волос, глаз и т. п.) не интересуются. Поэтому говорить о необходимости возмещения отсутствующих данных та­кого рода, видимо, нет смысла.

Выше уже была отмечена зависимость интерперсональ­ной перцепции от установок личности. Помимо общих для нормально видящих и инвалидов по зрению установок, слепота, а точнее, неудачные попытки общения со зрячи­ми ведут к формированию у слепых неадекватной установ­ки. Речь идет о том, что слепые избегают зрячих, стремят­ся уйти в свой внутренний мир, предпочитают контакты с товарищами по несчастью. Такого рода отрицательные ус­тановки наблюдаются и при других дефектах. Вот что по этому поводу пишет в одном из очерков В.М. Дорошевич: «Увечному человеку нет большего утешения, как такого же увечного встретить. Уверяю вас, что человеку на одной ноге даже противно смотреть на человека, у которого две ноги, как нам на урода. Тогда как вид одноногого человека в нем возбуждает радость: "Наш брат, одноногий!"»

Следует помнить, что некоторые слепые избегают об­щения со зрячими из-за ложного чувства своей малоцен-ности и очень часто имеющих еще, к сожалению, место неадекватных установок здоровых людей по отношению к инвалидам. Отметим, что установка на то, чтобы избе­гать общения со зрячими, может быть следствием отсут­ствия навыков поведения в обществе и осознания своих


косметических дефектов (отсутствие глазных яблок, шрамы на лице и др.). Преодоление подобной установки, выработка правильного отношения к себе и своему дефек­ту, адекватной самооценки, использование всех сохран­ных анализаторных систем в процессе социальной пер­цепции и т. д. — предпосылки, которые обеспечивают слепому надежные и прочные социальные контакты.

Поскольку слепые живут в мире зрячих и должны об­щаться с ними, поскольку общение — процесс двусторон­ний, следует проанализировать особенности восприятия зрячими инвалидов по зрению. Такой анализ позволяет выделить специфические моменты, возникающие во вре­мя общения зрячих со слепыми, обусловленные как объек­тивными, так и субъективными причинами.

Прежде всего нужно отметить, что инвалид по зрению, как и другие лица, имеющие визуально воспринимаемые дефекты, оказывается объектом чрезмерно пристального внимания со стороны зрячих. При отсутствии соответству­ющего воспитания это внимание проявляется в нетактич­ном (и ощущаемом) рассматривании слепого, постановке травмирующих его вопросов или в уклонении от общения.

Другим камнем преткновения являются объективные трудности, возникающие при попытке распознать по внешним признакам (например, выражению лица) внут­реннее состояние слепого партнера по общению, установить его отношение к себе и своим высказываниям. Маскообраз­ное выражение лица слепых, особенно слепорожденных, невидящие или закрытые темными очками «зеркала души» — глаза, отсутствие обычных при общении зрячих внешних выразительных движений затрудняют понима­ние зрячим слепого партнера по общению. Иллюстрацией этого положения может служить описанная М.Ю. Лермон­товым в «Тамани» попытка героя повести установить кон­такт со слепым: «Итак, я начал рассматривать лицо слепо­го, но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз?» Наконец, следует отметить, что у зрячих, так же как и у слепых, довольно часто формируются субъективные и не-


 




адекватные установки. Это либо негативная установка на избегание слепых, либо псевдоположительная установка, проявляющаяся в жалости к слепому, стремлении взять его под опеку. И та и другая установка обусловлена самыми различными причинами, и прежде всего незнанием психо­логии слепых, их реальных возможностей, бытующими еще архаичными представлениями о слепых как о несчаст­ных, не приспособленных к жизни, неполноценных людях. Легкоранимые, тяжело переживающие свой дефект и тонко чувствующие отношение партнера по общению, инвалиды по зрению не остаются безразличными к подобным ситуа­циям, затрудняющим дальнейшие контакты, закрепляю­щим установку избегать общения со зрячими. Все это ведет к стремлению общаться преимущественно с товарищами по несчастью, к созданию микросоциума, состоящего из инва­лидов по зрению, и в результате к аутизму, то есть уходу в свой внутренний мир, выпадению из жизни общества.

Реабилитационная работа со слепыми может быть до­статочно эффективной только при условии пропаганды тифлологических знаний среди находящихся в их бли­жайшем окружении зрячих, воспитании у них чуткого, тактичного, бережного отношения к инвалидам.

Практика показывает, что отсутствие зрения не явля­ется непреодолимым барьером для адекватного восприя­тия и понимания человеком человека. Но, к сожалению, еще достаточно часты случаи взаимного непонимания, формирования на основе негативного опыта неадекват­ных социальных установок, влекущих за собой ограниче­ние межличностных контактов. В итоге важнейшая зада­ча — реабилитация и интеграция инвалидов по зрению в обществе — оказывается решенной лишь частично.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что целена­правленное формирование установки на общение, овладе­ние способами восприятия и понимания партнеров по соци­альным контактам позволяет существенно расширить сферу коммуникаций слепых и таким путем осуществить их социально-психологическую адаптацию и реадаптацию.


Вопросы и задания

1. Какое влияние оказывают глубокие нарушения зре-
1ия на формирование личности? Однозначно ли это влия-
ше на различные структурные компоненты личности?

2. Раскройте природу человеческой активности. В чем
причины снижения активности при слепоте и слабовиде-
нии, возможно ли развитие активности в этих случаях до
уровня нормы?

3. Как осуществляется социальная перцепция при на­
рушениях зрения?

4. Какие особенности в сфере межличностного обще­
ния и межличностных отношений возникают при дефек­
тах зрения?

5. Раскройте сущность и принципы социально-психоло­
гической адаптации и реадаптации лиц с глубокими на­
рушениями зрения.

Литература

Буткина ГА. Некоторые виды затруднений социально-психологической реабилитации взрослых слепых // Дефек­тология. 1977. № 6.

Бюрклен К. Психология слепых. М., 1934.

Залюбовский П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты // Дефектология. 1981. № 2.

Синева ЕЛ. Психологическое изучение взаимоотноше­ний слепых в производственном и школьном коллективах / /Дефектология. 1980. № 1.

Силкин Л.И. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению.М., 1984.

Черанев ВЛ. Психологические аспекты реабилитации ослепших в зрелом возрасте // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зре­ния / ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1983.


■:. П



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.008 с.)