Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие психологической мысли в Республике Беларусь.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Датой рождения психологии Беларуси историки датируют 1823 г., когда Выготский создал в Гомеле исследовательский кабинет, где разрабатывались вопросы детской психологии, этнической психологии, психологии искусства. Первоначально психологическое знание Беларуси развивалось в теснейшей связи с мировым знанием. Общемировой интерес к повышению эффективности труда привел к организации и функционированию в Минске (1925-1929 гг.) Центральной психотехнической лаборатории (Гайвановский, Василейский, Вержбалович) [1]. На рубеже 20-30 гг. происходит колонизация марксизма-ленинизма, обусловившая разрыв между декларируемыми теоретическими догмами и конкретной практикой. Наиболее сокрушительный удар получила отечественная психология в связи с выходом Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». 4 июля 1936 г. этим постановлением психология была фактически запрещена и развивалась неофициально. Возрождение психологических знаний происходит после 50-х гг. во второй половине ХХ века. Активизация психологии в БССР была вызвана социальным заказом системы народного образования. Первые попытки создания психологической службы в образовательной системе связаны с появлением отделения логики, психологии и русского языка на факультете философии БГУ (1947 г.). Одним из организаторов этого отделения была Е.П.Ересь, в последующем заведующая кафедрой. Организация первой самостоятельной кафедры психологии датируется 1950 г. Она была сформирована в Минске (Белорусский государственный педагогический институт). С упразднением преподавания психологии в школах (1955 г.) отделение логики было расформировано вообще, а кафедра психологии была трансформирована в кафедру педагогики и психологии (1956 г.). Лишь в 1964 г. м МПУ им. Горького создается общеинститутская кафедра [2]. Особенностью психологических исследований в Беларуси являлась их направленность на решение проблем, связанных с реформой и перестройкой средней школы. Несмотря на высокий уровень научно-теоретических знаний, отсутствовала связь с практикой, отсутствовала штатная единица практического психолога в учреждениях образования [1]. Огромный вклад в развитие и становление истории психологии в Республике Беларусь внесли видные теоретики белорусской психологии, такие как: Николай Тимофеевич Ерчак – основное направление научных исследований – психология речи на родном и иностранном языках. Яков Львович Коломинский – его экспериментальные и теоретические исследования положили начало новым отраслям психологической науки – возрастной и педагогической социальной психологии. Под его руководством возникла научная школа (защищено 40 кандидатских и 5 докторских диссертаций). Он разработал социально-психологическую концепцию онтогенеза. В его исследованиях разработана система описательных и объяснительных понятий и методов для анализа рефлексивно-перцептивного отражения личностью взаимоотношений в группе, характеризующие общие и возрастные закономерности динамики, структура и содержания межличностных отношений в малых группах, разработаны новые методические приемы их обнаружения. Предложил и содержательно раскрыл понятия: "социально-психологическая рефлексия" (измеряемая рефлексивными коэффициентами осознанности отношений и положения в группе); "социально-психологическая перцепция" (измеряемая перцептивными коэффициентами отношений и положения в группе); "социометрические установки личности" (характеризующие тенденцию личности приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса). Им предложены и экспериментально изучены понятия «уровень благополучия взаимоотношений в группе», «презумпция взаимности в межличностном выборе», описал основные структурные единицы системы личных взаимоотношений — круги желаемого общения, ранжированных предпочтений. Установлена закономерность «парадокс осознания», когда члены группы с высоким статусом недооценивают, а субъекты с низким социометрическим статусом переоценивают свое положение в группе сверстников. Сформулировано понятие и предложены методы измерения социометрических установок личности – тенденция субъекта приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса. Исследовал и описал дифференциальную характеристику личности, обозначенную как "социально-психологическая наблюдательность", важную для деятельности в системе "человек-человек", разработал процедуру ее измерения. В работах Коломинского сформулирована оригинальная концепция педагогического взаимодействия, разработана типология педагогического взаимодействия на основе соотношения внутренней, мотивационно-потребностной основы педагогического взаимодействия (педагогическое отношение) и внешнего поведенческого компонента (педагогическое общение), установил детерминированность педагогического взаимопонимания предметным содержанием педагогической деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Был предложен и апробирован экспериментальный метод изучения межличностных отношений — аутосоциометрия. Леонид Абрамович Пергаменщик – защитил докторскую диссертацию на тему «Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути». Участвовал в реализации государственной программы «Социально-психологическая реабилитация и социально-правовая защита детей и подростков, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС», организовывал и проводил научные исследования по проблемам психологических последствий катастрофы на ЧАЭС. Под его научно-методическим руководством приступили к организации центров психологической помощи и поддержки в различных городах и населенных пунктах. Он стоял у истоков создания научно-практического направления – «кризисная психология». Он - автор более 100 монографий, книг, методических пособий, статей. Лилия Николаевна Рожина – идея автора о том, что широкий культурный контекст является важным условием глубокого усвоения знаний, их восприятия как взаимосвязанного целого, включающего множество смысловых связей, открывающих возможность рассматривать научную информацию в новых аспектах. В результате ее теоретических и экспериментальных исследований и ее учеников возникло новое направление – «Художественное познание психики человека реципиентом». Под ее руководством в Республике Беларусь была открыта специальность «Практическая психология» и начата подготовка магистров по специальности «Психология». Защитила докторскую диссертацию на тему «Художественное познание человека как фактор развития личности старшеклассника». Опубликовано более 200 ее работ. Борис Андреевич Бенедиктов – исследовал широкий круг актуальных проблем высшей школы: организация учебно-воспитательного процесса и управление им, развитие памяти и мышления и их взаимосвязь в процессе усвоения учебного материала, психологические трудности в воспитании будущих специалистов и специфика воспитания в студенческом возрасте, совершенствование эмоционально-волевых свойств личности, психических состояний, формирование характера, развитие способностей и др. Также проводил исследования по психологии речевого общения на родном и втором языках. Изучается становление, роль и место речи в познавательных процессах, психических состояниях, взаимосвязи речи и свойств личности, психические закономерности одновременного осуществления процессов слушания речи и говорения, что позволило моделировать и изучать также процессы синхронного перевода. Основное направление исследований Бенедиктова — проблемы психологии устной речи и мышления. Изучал психологию многоязычия, специфику овладения и использования иностранного языка и устного перевода ("Психология овладения иностранным языком", 1974). Федор Иванович Иващенко – защитил докторскую диссертацию на тему «Психология трудовой деятельности старших школьников». В ней впервые проведен психологический анализ сельскохозяйственного труд, исследованы особенности становления школьника как субъекта труда: формирование его мотивов, процессов целеобразования, общетрудовых и специальных умений и навыков, предложены пути и способы обогащения труда школьников интеллектуальным содержанием. Его исследования посвящены проблемам формирования психологической готовности к труду. Им разработаны две оригинальные методики, составлены две профессиограммы – агронома и механизатора. Рассматриваются психологические особенности трудовой деятельности старшего школьника, самооценка как мотив его учебно-трудовой активности в целом, мотивы выбора им профиля обучения в УПК, установки родителей на трудовое воспитание и профессиональное самоопределение детей. Елена Самойловна Слепович – избрана членом-корреспондентом Академии образования Республики Беларусь. Первый в Республике Беларусь кандидат психологических наук, доктор психологических наук в области коррекционной (специальной) психологии. Научные и прикладные интересы: - по отраслям: специальная психология, педагогическая психология, психология развития. - по предмету: игровая деятельность дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, дифференциальная диагностика отклонений в психофизическом развитии, психологическая структура задержки психического развития, аномальный ребенок в структуре семьи, практика психологической помощи детям, имеющим легкие отклонения в психофизическом развитии, подготовка психологов к работе с детьми с особенностями психофизического развития. Игорь Александрович Фурманов – сфера научных исследований: детская агрессивность, нарушения поведения у детей подросткового и юношеского возраста, психологические особенности у детей, лишенных родительского попечительства. Возглавлял рабочую группу по разработке Государственной программы развития социально-гуманитарных наук по направлению "Психология" (2003 г.), являлся одним из разработчиков Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (1998 г.). Лев Александрович Кандыбович – первым предпринял попытку систематического описания истории развития психологической науки в Беларуси, чем заложил основы становления и развития новой дисциплины – и как исследовательского предмета, и как учебного курса. Ему принадлежит приоритет в написании ряда обобщающих историко-психологических текстов, после появления которых о национальной психологической науке нашей страны можно говорить, утвердительно. Раскрыл понятие профессиональной готовности, определил ее психологический механизм, структуру и этапы формирования в условиях военно-учебного заведения. подготовил «Краткий психологический словарь» - первый психологический словарь для работников образования, впервые прочитал авторский курс «История психологии в Беларуси». Имеет 150 публикаций [2]. Валентин Михайлович Козубовский – занимается инженерно-психологическими проблемами, результаты глубокого изучения психологической литературы и практической работы выражены в кандидатской диссертации по проблемам технической кибернетики (человеко-машинные системы)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.163.1 (0.007 с.) |