Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические воззрения Г. Лейбница.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лейбниц видел свою задачу в создании такой философской концепции, где было бы восстановлено единство мира (духа и материи), на основе которого можно было бы объяснить бесконечное многообразие мира. Система взглядов на мир и его эволюцию изложена в нескольких методологических принципах: принципе всеобщих различий (описывает многообразие мира); принципе непрерывности (повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по ступеням совершенства); принципе дискретности (постепенность или непрерывность слагается из малых скачков и разрывов). Принцип дискретности построен на основополагающем понятии философии Лейбница — на понятии монада. Монады — простые, неделимые, вечные, душеподобные единицы мироздания, которые находятся в постоянном стремлении совершать переход от смутных представлений — перцепции к более ясным представлениям — апперцепции. Определение монад со всей очевидностью свидетельствует о наиболее ярких чертах концепции Лейбница. Это атомистическая идеалистическая концепция: мир дискретен, он состоит из частиц (атомистическая античность), но частицы эти имеют идеальную сущность (душеподобные частицы). Новизна концепции заключается в попытке описать этапы развития мироздания через новые качества, которые приобретает монада, «продвигаясь по ступеням совершенства»: - «чистые монады», характеризуются свойством активности, представляют вечно движущуюся материю и соответствуют уровню неживой природы; - «монады души», обладают смутными представлениями (перцепцией) и соответствуют расти тельному и животному уровням жизни; - «монады-духи», характеризуются большей ясностью представлений и соответствуют уровню развития человека; - «монады ангела и бога», свободны от материальной оболочки и обладают абсолютной полнотой знания — апперцепцией. Представления об онтогенезе. низшая стадия, когда душа не обладает свойством отличать одно представление от другого и не выделяет себя как автономную монаду (согласно современным представлениям, ребенок воспринимает мир как поток недифференцированных сен сорных образов и не осознает собственных границ); средняя стадия, стадия смутной перцепции, когда душа может отделять одно представление от другого, но не может выделить себя как отдельную сущность (ребенок отражает мир на предметнообразном уровне, но не способен к самоосознанию); высшая стадия, когда душа выделяет себя как отдельно существующую и противопоставляет себя другим представлениям, — стадия самосознания. Представления о взаимоотношении души и тела. Пытаясь преодолеть дуалистическую концепцию Декарта о двойственности мира и разделенности человека на две несоизмеримые сущности (мыслящую, т. е. духовную, и телесную, т. е. материальную), Лейбниц формулирует принцип функционального соответствия (психофизиологического параллелизма), согласно которому душа и тело находятся в состоянии гармонии, хотя механизмы, действующие в них, различны: «...душа и тело подобны паре часов, различных по устройству, но с одинаково поставленными стрелками, в результате их ход определяется различными механизмами, но они показывают одинаковое время». Представления о познании изложены в книге «Новые опыты о человеческом разуме» (1703), которая является ответом на работу Локка «Опыт о человеческом разуме» (1690). Так же как и Локк, Лейбниц полагает, что познание начинается с уровня сенсорных процессов, но это знание не является истинным. Истинное знание является врожденным, оно не выводится из опыта и получается благодаря деятельности разума и интуиции. Рациональное познание — это приложение разума и интуиции к данным сенсорного опыта. Познавательные ошибки возникают из-за слабости разума и его основных функций: внимания как стремления к ясности и памяти. Итак, Лейбниц описывает два уровня познания: смутное знание — перцепция и ясное знание — апперцепция. Оба термина широко использовались в философских и психологических текстах, особенно термин апперцепция — в работах немецких ученых И. Канта, И. Гербарта, В. Вундта. Опираясь на принцип непрерывности, Лейбниц вводит понятие бессознательных состояний духа. Наряду с отчетливыми восприятиями в душе есть малозаметные восприятия, которые становятся причиной непроизвольных поступков человека. Сознательные состояния не отличаются от бессознательных какой-либо особой сущностью: в душе постоянно наблюдаются переходы сознательных представлений в бессознательные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.17 (0.009 с.) |