Психологические воззрения Г. Лейбница. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические воззрения Г. Лейбница.



Лейбниц видел свою задачу в создании такой фи­лософской концепции, где было бы восстановлено единство мира (духа и материи), на основе которо­го можно было бы объяснить бесконечное многообразие мира. Система взглядов на мир и его эволюцию из­ложена в нескольких методологических принци­пах: принципе всеобщих различий (описывает многообразие мира); принципе непрерывности (повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по ступеням совершенства); принципе дискретности (постепенность или не­прерывность слагается из малых скачков и разры­вов). Принцип дискретности построен на осново­полагающем понятии философии Лейбница — на понятии монада. Монады — простые, неделимые, вечные, душеподобные единицы мироздания, кото­рые находятся в постоянном стремлении совершать переход от смутных представлений — перцепции к более ясным представлениям — апперцепции. Определение монад со всей очевидностью свидетельствует о наиболее ярких чертах концепции Лейбница. Это атомистическая идеалистическая концепция: мир дискретен, он со­стоит из частиц (атомистическая античность), но частицы эти имеют идеальную сущность (душепо­добные частицы).

Новизна концепции заключается в попытке опи­сать этапы развития мироздания через новые каче­ства, которые приобретает монада, «продвигаясь по ступеням совершенства»:

- «чистые монады», характеризуются свой­ством активности, представляют вечно движущую­ся материю и соответствуют уровню неживой при­роды;

- «монады души», обладают смутными представлениями (перцепцией) и соответствуют расти тельному и животному уровням жизни;

- «монады-духи», характеризуются большей ясностью представлений и соответствуют уровню развития человека;

- «монады ангела и бога», свободны от материальной оболочки и обладают абсолютной полнотой знания — апперцепцией.

Представления об онтогенезе. низшая стадия, когда душа не обладает свойством отличать одно представление от другого и не выделяет себя как автономную монаду (согласно современным представлениям, ребенок воспринимает мир как поток недифференцированных сен сорных образов и не осознает собственных границ); средняя стадия, стадия смутной перцепции, когда душа может отделять одно представление от другого, но не может выделить себя как отдельную сущность (ребенок отражает мир на предметнообразном уровне, но не способен к самоосознанию); высшая стадия, когда душа выделяет себя как отдельно существующую и противопоставляет себя другим представлениям, — стадия самосознания.

Представления о взаимоотношении души и те­ла. Пытаясь преодолеть дуалистическую концепцию Декарта о двойственности мира и разделенности человека на две несоизмеримые сущности (мыслящую, т. е. духовную, и телесную, т. е. мате­риальную), Лейбниц формулирует принцип функ­ционального соответствия (психофизиологического параллелизма), согласно которому душа и тело находятся в состоянии гармонии, хотя механизмы, действующие в них, различны: «...душа и тело по­добны паре часов, различных по устройству, но с одинаково поставленными стрелками, в результате их ход определяется различными механизмами, но они показывают одинаковое время».

Представления о познании изложены в книге «Новые опыты о человеческом разуме» (1703), ко­торая является ответом на работу Локка «Опыт о человеческом разуме» (1690). Так же как и Локк, Лейбниц полагает, что познание начинается с уров­ня сенсорных процессов, но это знание не является истинным. Истинное знание является врожденным, оно не выводится из опыта и получается благодаря деятельности разума и интуиции. Рациональное познание — это приложение разума и интуиции к данным сенсорного опыта. Познавательные ошиб­ки возникают из-за слабости разума и его основ­ных функций: внимания как стремления к ясности и памяти. Итак, Лейбниц описывает два уровня познания: смутное знание — перцепция и ясное знание — апперцепция. Оба термина широко ис­пользовались в философских и психологических текстах, особенно термин апперцепция — в работах немецких ученых И. Канта, И. Гербарта, В. Вундта.

Опираясь на принцип непрерывности, Лейбниц вводит понятие бессознательных состояний духа. Наряду с отчетливыми восприятиями в душе есть малозаметные восприятия, которые становятся причиной непроизвольных поступков человека. Сознательные состояния не отличаются от бес­сознательных какой-либо особой сущностью: в ду­ше постоянно наблюдаются переходы сознательных представлений в бессознательные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.026 с.)