Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути развития российской психологии в 60-80-е годы XIX века.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И.М.Сеченов (1829 - 1905) считается основоположником отечественной научной психологии. В “Рефлексах головного мозга” (1863) он сформулировал рефлекторную теорию в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений. По Сеченову все психические акты развиваются путем рефлекса. Схема психического процесса та же, что и рефлекса: начало (внешнее воздействие), продолжение (центральная деятельность) и конец (реакция: даижение, поступок, речь). рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому, они просто сходны по структуре и происхождению. В работе “Кому и как разрабатывать психологию” (1873) излагается общая программа построения психологии. Эта работа была написана в связи с книгой историка-публициста К.Кавелина “Задачи психологии”. По его мнению научная психологиядолжна быть рядом учений о происхождении психических деятельностей. Он стремился показать начало, центральную фазу и конец психического акта. Он призывал выйти за пределы сознания, в систему объективных отношений человека с миром. Он отмечал бесплодность интроспективного метода и развивал идеи генетического подхода в психологии. В дальнейшем Сеченов развивал представления об активном деятельностном характере чувственного познания. Например, смотрение он называет действием: глаз выпускает “щупала”, концы которых протягиваются к рассматриваемому предмету. Сеченов признавал социальную обусловленность сознания, но не смог включить изучение этого аспекта психики в свою программу. В “Элементах мысли” (1878) он дал естественнонаучную разработку мышления. Развитие психологии в рамках университетского образования связано с именами ученых разной теоретической направленности. Михаил Матвеевич Троицкий (1835-1899) придерживался религиозно-философских взглядов на психику, в основе которых было понимание души как не зависящего от материального мира самостоятельного начала — бессмертной души, данной Богом. Носителем души, по его мнению, являлась личность, или Я (Ждан А. Н., 1997). Троицкий — инициатор создания Московского психологического общества при Московском императорском университете е 1885 г. Основная его работа — «Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа» (1882). М. И. Владиславлев (1840-1890) заведовал кафедрой философии в Петербургском университете, выступал против физиологических методов в психологии, придерживался взглядов английских эмпириков и ассоцианистов. России в 60-80-е годы XIX в. были созданы значительные психологические теории, в которых вырисовываются отдельные черты, характерные для дальнейшего развития российской психологии. Ученые в этот период предлагали несколько путей построения российской психологии - на основе естественных наук, на основе философии и на основе лингвистики. Практическая направленность, характерная для психологии того времени, была вызвана необходимостью использования ее данных при проведении важнейших реформ. Так, судебная реформа поставила такую важную проблему, как развитие нравственности и свободы воли. Формирование самоуправления, проведение земской и крестьянской реформ подняли не менее значимый для российской науки вопрос о взаимоотношениях народа, интеллигенции и власти. Необходимость решения этого вопроса связывалась с попытками получить от психологии рецепты преодоления кризиса и проведения реформ на основе анализа структуры “русской души и русского характера”. Появление теорий Сеченова, Троицкого, Кавелина, Козлова, Владиславлева, Потебни и других ученых того времени доказывает, что взаимосвязь с западной психологией обогащала отечественную науку. Российские ученые отказались от голого копирования, репрезентации полученных западными коллегами фактов и законов, стремясь к их творческой интерпретации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.0 (0.005 с.) |