Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие немецкой психологии В XVIII веке.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Доминирующими оставались идеи рационализма и утверждение об активном характере всех познавательных процессов, связанном с врожденной активностью души. Христиан Вольф: принадлежит заслуга разработки немецкой психологической терминологии, заменившей прежнюю, латинскую. Само слово “психология”, как уже говорилось выше, стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная психология” (1734). Вольф является автором теории, получившей название “психология способностей”. Позитивная роль этой теории обусловлена тем, что в ней сделана попытка дать научное объяснение различным психическим качествам человека. Ведущими положениями психологии способностей были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. Спонтанная, не зависящая от каких-либо воздействий и изначально присущая душе активность становится ее главной характеристикой, которая придает активность и всем душевным процессам, прежде всего процессам познания. писал о том, что душа развивает заложенные в ней образы вещей: смутные - на уровне чувственного познания, ясные и отчетливые - на уровне разума. Однако эти представления не статичны, с каждым представлением, считал Вольф, сопряжено стремление. Если с представлением объекта связывается мысль об удовольствии, душа стремится удержать это представление. При мысли о неудовольствии возникает противоположное стремление. Вольф педантично описал различные классы психических явлений, разделив их на иерархически расположенные группы. Возникал своеобразный “анатомический театр человеческой души” -для каждой из групп предполагалась соответствующая способность как ее причина и основание. Вольф полагал, что мозговые процессы, коррелирующие с представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют желания и волевые импульсы. Таким образом, в одном ряду как бы выстраивается нигде не прерывающаяся цепь физических событий, а в другом - психических. Эти ряды неразрывно связаны между собой. Ранее такой принцип параллелизма был выдвинут Лейбницем, преемником которого считал себя Вольф. Так психофизическая проблема (вопрос об отношении психических явлений к природе в целом) была превращена Вольфом в психофизиологическую (вопрос об отношении психических явлений к мозгу). Однако главным объектом критики стало в дальнейшем учение Вольфа о способностях. Сам Вольф возводил его к учению Аристотеля о потенциальном и актуальном знании. У Вольфа же представления об объектах суть самопорождения нематериальной сущности. При отделении способности от реального взаимодействия организма с объектом она неизбежно становится самостоятельной, ничем не обусловленной силой. Из научного понятия она превращается в мифическое, с чем боролись и Лейбниц, и сам Вольф. Но, отвергая понятие о способностях, которое было подвергнуто решительной критике И. Ф. Гербартом, немецкая психология оставляла в неприкосновенности другую идею Вольфа - о спонтанной активности души, порождающей в силу собственных творческих потенций весь мир представлений и стремлений. Идея психической причинности перешла от Лейбница через Вольфа, Канта и Гербарта к Вундту, писавшему о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций. В трудах И. Канта “Критикачистого разума”, “Метафизика морали” понятие апперцептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала процесса познания, видах знания. Распространив механическое понимание причин психической активности на процесс познания, Кант, исходя из законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения. Сами по себе они пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса восприятия. Такой подход позволял объяснить, каким образом у человека формируется понятие о форме, цвете или назначении конкретных предметов, так как звук или тактильное прикосновение может стать внешним побуждением к ощущению. Все познаваемое (как внешние предметы, так и внутренние переживания) ученый разделял на “явления” и “вещи в себе”. Явления можно познать, а вещи в себе непознаваемы при помощи ощущений и, следовательно, недоступны для познания вообще, так как другого пути, кроме опытного, Кант, как и все сенсуалисты, не признавал. Истинное познание явлений происходит главным образом при экспериментальном исследовании, которое более точно и достоверно, чем обычное наблюдение. Предназначение психологии - описание проявлений психической жизни, но не их объяснение. Вещи в себе, которые не доступны исследованию, представляют собой то самое априорное знание, которое усваивается человеком без опоры на чувственный опыт, благодаря активности души, о которой писал еще Вольф. Эти априорные знания касаются не только внешних, но и внутренних феноменов, например понятия “Я”, которое невозможно вывести только из данных рефлексии. Важное значение для психологии имели и работы Канта, связанные с изучением морального развития человека. Говоря о достижениях науки, ученый подчеркивал, что при всех ее успехах две вещи остаются загадочными и непостижимыми - это звездное небо над головой и моральный закон внутри нас. Главный этический принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей актуальности и в наше время - человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель. Этот подход не только признает аморальным любое манипулирование людьми, их стремлениями и переживаниями, но и ставит перед человеком задачу соответствовать своему высокому предназначению. Кант считал, что существует обязательный для всех людей этический закон, которому они должны следовать не из стремления к выгоде, но из желания соответствовать идеалу человека. Этот закон, получивший название морального императива, гласил, что человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли стать всеобщими. 22. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Произошло в 60-е годы с появлением перывых программ (Сеченов, Вундт), создание специальных учреждений. Предпосылки: 1)данные анатомии, физиологии (исследование различий задних и передних корешков СМ Ч.Белла; теория нервного кольца; развитие учения о рефлекторном акте физиологом И.Мюллером - теория специфических энергий органов чувств, принцип специфичности; одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения; считал, что в глазу есть точки для восприятия глубины и других св-в пространства). Юнг выдвинул трехкомпонентную теорию зрения: три типа рецепторов в сетчатке (красный, зеленый и фиолетовый цвета); позднее Геринг выдвинул теорию фотохимическую теорию цветового зрения (как процессов ассимиляции/дессимиляции). Вебер изучал осязание: ощущения давления, температурные, а также локализации ощущений. Самые известные его эксперименты относятся к различительной чувствительности - подошел к мысли о возможности измерений в психологии; Дюбуа-Реймон показал, что нервный процесс - это не движение животных духов, а электрическая волна; Гельмгольц сделал капитальную разработку органов зрения и слуха; создал теорию бессознательных умозаключений, согласно которой при восприятии данные ощущений соединяются бессознательно с прошлым опытом субъекта. Исследования по анатомии и физиологии углубляли представления о мозге как субстрате психической деятельности, например, Галль отличил серое вещество от белого, выдвинул идею локализационизма способностей; Флауранс получил данные о пластичности мозга; Брока открыл центр моторных образов слов, а Вернике - сенсорных; был сделан вывод о высокодифференцированном строении мозга; Джексон и Хэд развили учение о локализации психических функций в мозге. 2)психофизика: Фехнер (1801 - 1887) сформулировал ее задачи: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами (внешняя психофизика), а также между душой и телом (внутренняя психофизика). Сам фехнер разработал только внешнюю психофизику. Он измерял ощущения как интенсивность физического раздражителя. В качестве меры измерения избрал разностный порог. Он разработал три метода6 метод ЕЗР, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей. 3)психометрия - наука о скорости протекания психических процессов. Дондерс (1818 -1889) изобрел методику исследования времени сложных психических процессов = вычитание времени на осуществление более простых реакций из времени, затраченного на более сложные. Ланге разделил сенсорную и моторную реакции и ввел понятие установки. 4)развитие эволюционных идей: идеи непрерывного развития, а также приспособительного значения психики. Этло вызвало с одной стороны к жизни антропоморфизм, до внесения Ллойдом Морганом принципа экономии, а с другой стороны - механицизм как противопоставление антропоморфизму. Торндайк в ходе экспериментов над животными вывел законы эффекта, упражнения, готовности, сдвига. 23. Первые программы психологии как самостоятельной науки. Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта. идеи о психологии как экспериментальной науке. Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа. к началу 1860-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода — экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. В 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года был создан Институт экспериментальной психологии, Вундт дал новое определение психологии как науки о непосредственном опыте. Опыт, рассматриваемый в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются субъектом, это непосредственный опыт, который и изучает психология. Психология, определяемая как наука о непосредственном опыте, является, по признанию самого Вундта, разновидностью эмпирической психологии, поскольку должна показать связь содержаний опыта в том виде, как она дана субъекту. Таким образом, объектом изучения в психологии остается сознание. По мнению Вундта, в психологии также должны использоваться экспериментальные методы, «имеющие целью осуществить точный анализ психических процессов, подобный анализу, предпринимаемому естествознанием в применении к явлениям природы». Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов — ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни - атомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны. Все ассоциации Вундт подразделяет на одновременные и последовательные, одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции — диссимиляции и компликации, последовательные — узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Кроме ассоциативных, Вундт различает апперцептивные связи. Они складываются при активном участии сознания. Апперцепция — это особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражается во внимании. Из всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, т. е. просто перципируемых, апперцепция или внимание, выделяет объект, вследствие чего его восприятие становится более ясным и отчетливым.Продуктом апперцепции являются апперцептивные сочетания представлений. Мышление и воображение выступают функциями апперцепции. Выступая объяснением сложных явлений душевной жизни, сама апперцепция не объясняется: ее источник в самом сознании. Последним разделом психологии Вундта является учение о законах психической жизни. Иван Михайлович Сеченов - новое представление о психике и задачах психологии как науки. способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т. п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, все психические акты развиваются путем рефлекса. Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Изучение русской истории, этнографии и правоведения привело Константина Дмитриевича Кавелина к проблеме личности в ее взаимоотношениях с обществом. Современное психологическое знание Кавелин оценил как ошибочное и в книге «Задачи психологии» изложил свое понимание психологии как положительной самостоятельной науки. Признавая, что «психическая жизнь имеет материальную подкладку» (деятельность мозга и нервов), он выступил против сведения психического к физическому. 24. Теоретическая борьба в период становления психологии как самостоятельной науки между структурным и функциональным подходами в психологии.
С самого начала существования психологии как самостоятельной науки наметились различные подходы к пониманию ее предмета, методов и задач. Вундтовские традиции развивались Эдвардом Титченером (1867- 1927) и психологами, сгруппировавшимися вокруг него в Корнелльском университете в США. Э.Титченер (1867 -1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1)разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2)найти законы соединения этих частей; 3)привести эти законы в связь с физиологической организацией. Ввел метод аналитической интроспекции: достижение “чистого содержания сознани”, без вмешательства физических характеристик стимула (“ошибка стимула”). В качестве первичных элементов сознания выделял ощущения, образы и чувства. Ощущения обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Образы - это следы прежних ощущений, отличающиеся меньшей отчетливостью. Чувства - это элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и длительностью. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем. Спорил с вюрцбюргской школой по поводу безобразности мышления. Под влиянием идей психологии акта Джемс (1842 - 1910) создал функционализм. Написал “Основы психологии” (1890). Он отрицал существование сознания как субстанции и настаивал на его существовании как функции - познания. Он отвергал атомизм психологии: в самонаблюдении нам открываются не элементы, а цельные конктретные состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени. Изучать надо функции, операции. В сознании нет связок, оно - поток. В нем можно выделить качественности и переходные состояния. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание всегда отличается селективностью. Вопрос о связи состояний с мозгом он решал с помощью теории психического автоматизма - разновиднотси концепции психофизического параллелизма. После 1916 года это направление перешло в бихевиоризм. Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид. Они выступали против структуралистов в вопросе необходимости исключения из сферы рассмотрения значений, ценностей, отношений и пр. как ненаблюдаемых. Кроме того, они призывали не ограничиваться сознанием, а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Недостатки: понятие функции страдало неопределенностью, недооценивали содержательную сторону сознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.104.192 (0.012 с.) |