Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, методы и задачи истории психологии, ее специфика и функции.↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет, методы и задачи истории психологии, ее специфика и функции. В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психологическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. История психологии занимается изучением закономерностей возникновения и развития психологического знания. Наиболее востребованными методами истории психологии являются: 1) теоретическая реконструкция, 2) изучение научных школ, 3) изучение архивных материалов, 4) интервью, 5) анализ научных ссылок, 6) биографический и автобиографический методы и др. Метод изучения научных школ позволяет исследовать специфику различных научных школ, методы производства научного знания, особенности коммуникаций между представителями той или иной научной школы. Использование данного метода историко-психологического исследования представляет собой кропотливый процесс детального изучения каждой научной психологической школы. Метод изучения архивных материалов состоит в целенаправленном поиске научных трудов, результатом которого является создание комментариев к текстовой информации и снабжение ее необходимыми примечаниями. Сущность метода интервьюирования заключается в беседе, проводимой исследователем с ученым-психологом. В соответствии с задачами исследования в ходе интервью с помощью конкретных вопросов добывается необходимая информация. Данный метод позволяет понять специфику теории через ее создателя. Метод анализа научных ссылок позволяет получать важные сведения о наличии связей между научными школами и направлениями в психологии, а также о состоянии и тенденциях развития психологического знания с помощью установления частоты цитирования научных трудов. Биографический и автобиографический методы позволяют исследователям воссоздавать атмосферу жизни ученого, разработчика той или иной теории, что позволяет продуктивно понять суть той или иной теории. Задачи истории психологии. 1)изучить закономерности развития знаний о психике. 2)раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения. 3) выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества (ибо наука – не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы). 4)изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.
Ф. Бэкон как основатель эмпиризма.
Фрэнсис Бэкон (1561 ‑ 1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Эти два шага – отказ от изучения души как особого предмета и требование перейти к описанию ее процессов – подготавливали отмирание науки о душе и вместе с тем создавали предпосылки для создания новой науки о сознании. В своей работе «Новый орган или истинные указания для истолковывания природы» обосновал эмпирический метод познания – природу (и человека) можно познать, лишь подчиняясь ее собственным законом. Методом, адекватно раскрывающим природу, Бэкон считает научную индукцию. Его заслуга состоит в том, что он возвел индукцию в общую теорию, выявляя правила перехода от частного к общему. Учение
Психология Спинозы.
Новое решения проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 ‑ 1677). Главное сочинение – «Этика».Основная цель сочинения – помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения, открытый путь к свободной жизни. Книга изложена геометрическим способом, в виде теорем и др. Все начинается с понятия «субстанция». Здесь же начинается расхождение во взглядах Спинозы и Декарта. В отличие от Декарта Спиноза разрабатывает монистическое учение. Есть только одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. «Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же». Она в самой себе содержит необходимость существования. Однако Спиноза различает собственно «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это есть она или нет. Субстанция в отличие от конечных вещей содержит в себе существование, т.е. ей свойственно существовать. Отсюда Спиноза выводит следующие свойства субстанции: · она ничем ни производится, она не сотворена, существует в силу самой себя. · она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей. · в ней нет целей, она действует только по необходимости, т.е. в соответствии с объективными закономерностями. Субстанцию Спиноза называл Богом или природой. Понятие «субстанция» у Спинозы выступает как выражающее бытие вне нас существующей природы. Для Бога в обычном смысле слова в системе Спинозы не остается места. Философия Спинозы – материалистична. Спиноза выделяет бесконечное количество атрибутов (свойств) субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещи как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления в другом – протяжения. Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.
Логотерапия В. Франкла.
Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования (см. Логоанализ). Разработана В. Франклом. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике. В 50—60-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни, согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркомания, включая алкоголизм, а также агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, то Франкл добавлял к этим причинам отсутствие смысла жизни, алкоголики и другие наркоманы — люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.
Предмет, методы и задачи истории психологии, ее специфика и функции. В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психологическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. История психологии занимается изучением закономерностей возникновения и развития психологического знания. Наиболее востребованными методами истории психологии являются: 1) теоретическая реконструкция, 2) изучение научных школ, 3) изучение архивных материалов, 4) интервью, 5) анализ научных ссылок, 6) биографический и автобиографический методы и др. Метод изучения научных школ позволяет исследовать специфику различных научных школ, методы производства научного знания, особенности коммуникаций между представителями той или иной научной школы. Использование данного метода историко-психологического исследования представляет собой кропотливый процесс детального изучения каждой научной психологической школы. Метод изучения архивных материалов состоит в целенаправленном поиске научных трудов, результатом которого является создание комментариев к текстовой информации и снабжение ее необходимыми примечаниями. Сущность метода интервьюирования заключается в беседе, проводимой исследователем с ученым-психологом. В соответствии с задачами исследования в ходе интервью с помощью конкретных вопросов добывается необходимая информация. Данный метод позволяет понять специфику теории через ее создателя. Метод анализа научных ссылок позволяет получать важные сведения о наличии связей между научными школами и направлениями в психологии, а также о состоянии и тенденциях развития психологического знания с помощью установления частоты цитирования научных трудов. Биографический и автобиографический методы позволяют исследователям воссоздавать атмосферу жизни ученого, разработчика той или иной теории, что позволяет продуктивно понять суть той или иной теории. Задачи истории психологии. 1)изучить закономерности развития знаний о психике. 2)раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения. 3) выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т. е. от запросов общества (ибо наука – не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы). 4)изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.179 (0.01 с.) |