Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французская школа психологии (Т. Рибо., Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Гальбовакс, Ш. Блондель).

Поиск

 

Т.Рибо Моторная (моторно-эмоционалъная) теория внимания Т. Рибо. Автор указанной теории полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания. Важное внимание в теории Рибо уделяется изучению семейного древа человека: исследовал свойства внимания, характера, памяти и т.д. нескольких поколений одной семьи. Установил, что случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения. Т. Рибо определяет внимание как «умственный моноидеизм» (господство одной идеи в сознании), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. Внимание представляет собой определенное психофизиологическое сочетание, для которого как двигательные, так и субъективные составляющие являются необходимыми элементами.

Дюркгейм о социальной обсуловленности челов. сознания: чем примитивнее общ-ва, тем более сходны между соостовляющими их индивиды. Разнообразие тем значительнее, чем более развиты индивидуальные типы. Т.о., чем дальше мы углубляемся в историю, тем однорость становиться больше; с другой стороны, чем ближе к наивысшим социальным типам тем более развито разделение труда. У человека вместо инстинктов - сознание. В человеке 2 сущ-ва: индивидуальное (совокупность ощущений, чувственного опыта, деятельность) и социальное (сознание - как усвоение общественного опыта). Элементы общ. сознания - коллективные представления (безличны, устойчивы, оказывают принудительное воздействие. Сознание изменялось вместе с развитием общ-ва. Когда появилось разделение труда, к сознан. стали предъявл. новые требования - нужно выбрать свое место в новой сис-ме => сознание индивидуализируется. Первобытное с. - коллект. представления. Позже к ним прибавились индивид. представл.

Леви-Брюль: у первобытных людей нет представлений и душе.Они заменяются эмоциональными представлениями о партиципациях (или сопричастностях) которые, по мнению Леви-Брюля “сосуществуют и перекрещиваются, не сливаясь в ясное сознание подлинной единой индивидуальности”. Член племени, тотема чувствует свое мистическое единство со своей социальной группой, с животными или растениями, являющиеся его тотемом. Ощущения сопричастности и единства, которые обновляются и усиливаются в определенные моменты (священные церемонии, ритуалы и т.п.) не парализуют друг друга, поскольку, для того чтобы стать предметом глубоких переживаний всех членов группы, они не нуждаются в выражении при помощи понятий. По мере развития человечества происходило усложнение и детализация этого дихотомического видения природы человека, а сохранившиеся в обычаях и мифах партиципации выкристаллизовывались в представления о множественности души

Ш. Блондель В своих исследованиях стремился соединить идеи Э. Дюркгейма о коллективных представлениях и о социальной детерминации поведения человека с иррационалистической трактовкой интеллекта А. Бергсоном. Пытаясь выявить специфику психической жизни, Б. различал в структуре психики "чисто психологическое", индивидуальное, и противостоящие ему другие сферы человеческой духовной жизни, выражающие влияние социального, надличностного. "Чисто психологическое" трактуется у Б. как совокупность нормальных или, напротив, патологических (разрушающих качества личности) психических связей; последние, по Б., являются источником психических болезней. Известность получили исследования Б. по социальной психологии эмоций.

М. Гальбовак с на материале памяти, Ш. Блондель применительно к. аффективно – волевой сфере утверждали социальный характер всей. психики человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.202 (0.008 с.)