Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие психологических знаний Р. Декартом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рене Декарт, франц.философ и математик, Основные работы Декарта: «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644). Декарт видел мир состоящим из двух субстанций — мыслящей (духовной) и материальной (телесной). Две субстанции различаются между собой по одному крайне значительному критерию — измеримости. Материальный мир измерим с помощью числа, так как имеет протяжение, мыслящая духовная субстанция — неизмерима. Возникает возможность изучать природу, измеряя ее. Такая позиция приводит к утрате принципиальных различий между миром живой и миром неживой природы. Оба мира унифицируются, так как оба могут быть измерены. Материальный мир становится гигантской системой тонко сконструированных машин (Ждан А. Н, 1997). Это суждение, естественно, переносится и на человеческое тело: «Тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат..., когда они собраны от тех же часов или той же машины, когда они сломаны» (Декарт Р., 1989). Понятие, с помощью которого можно описать функции тела, — рефлекс (отражение), механическая передача внешнего воздействия в мышечный ответ. Механические метафоры, с помощью которых Декарт описывает живые организмы и соответствующее мышление, оказали сильное влияние на формирование естественно-научного мышления и подход к телу как к объекту, которым можно манипулировать, по аналогии с механизмами. На основе этого мышления сформировалась практика современной медицины, связанная с протезированием органов и тканей, искусственным поддержанием жизни с помощью технических технических имитаций работы органов (почек, легких, сердца) и др. С философии Декарта начинается принципиально новое понимание души: душа (психика) — это внутренний мир самонаблюдения, духовное бытие, открытое только самому носителю, но никому другому, мир сознания и самосознания. Духовное бытие противопоставлено телесному бытию: они несоизмеримы, абсолютно различны, так как подчиняются разным законам. Такая позиция относительно души и тела получила название психофизиологического дуализма (двойственности). Идея несоизмеримости породила в психологии психофизиологическую проблему, суть которой в современном звучании заключается в непереводимости языка частотно-импульсного нервного кода (процесса в нервном волокне) на язык разворачивающегося психического процесса и его продукта (образа, эмоции, потребности и др.).
Психология Спинозы.
Новое решения проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 ‑ 1677). Главное сочинение – «Этика».Основная цель сочинения – помочь человеку выработать индивидуальную линию поведения, открытый путь к свободной жизни. Книга изложена геометрическим способом, в виде теорем и др. Все начинается с понятия «субстанция». Здесь же начинается расхождение во взглядах Спинозы и Декарта. В отличие от Декарта Спиноза разрабатывает монистическое учение. Есть только одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. «Существование субстанции и ее сущность – это одно и то же». Она в самой себе содержит необходимость существования. Однако Спиноза различает собственно «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это есть она или нет. Субстанция в отличие от конечных вещей содержит в себе существование, т.е. ей свойственно существовать. Отсюда Спиноза выводит следующие свойства субстанции: · она ничем ни производится, она не сотворена, существует в силу самой себя. · она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей. · в ней нет целей, она действует только по необходимости, т.е. в соответствии с объективными закономерностями. Субстанцию Спиноза называл Богом или природой. Понятие «субстанция» у Спинозы выступает как выражающее бытие вне нас существующей природы. Для Бога в обычном смысле слова в системе Спинозы не остается места. Философия Спинозы – материалистична. Спиноза выделяет бесконечное количество атрибутов (свойств) субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещи как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления в другом – протяжения. Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.80 (0.006 с.) |