Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЩР Общественно-политическая жизнь. Культура

Поиск

Проблема. Какие изменения произошли в политической и духовной жизни общества в 30-е гг.? В чем их сущность? Ответьте на вопросы. 1. Какие слои населения подверглись репрессиям в конце 20-х — начале 30-х гг.? 2. Почему Совет­ское государство проводило политику репрессий?

Удар по «спецам». К концу 20-х гг. старая интелли­генция почти полностью рассталась с прежними иллю­зиями о возможности демократической эволюции Со­ветской власти. В этой среде теперь преобладали скептицизм и безразличие, совершенное отсутствие энтузиазма в отношении свертывания нэповских начал.

Листок из архива. Лидер меньшевиков-эмигрантов Ф. И. Дан, Щ- хорошо информированный о внутрироссийских делах, справедли- во отметил в январе 1930 г.: «Когда на пороге 1928 г. появились Эр- первые предвестники нового поворота от нэпа к «генеральной ли­нии», к политике, проводимой головокружительным темпом сверхиндустриализации и коллективизации, эта «линия» слиш- ш ком резко противоречила научным убеждениям и общей полити- 188 чески-психологической установке интеллигенции, чтобы она мог­
ла добровольно ее проводить. В порядке приказа она могла про­водить эту «линию» только с величайшим внутренним сопротив­лением». Последнее, заключал Дан, и есть «знаменитая вреди­тельская работа».

? Объясните иронию, заключенную в последних словах доку­мента.

Большевики, охваченные «лихорадкой буден», ответи­ли прямым запугиванием старой интеллигенции. Они стремились искоренить инакомыслие в среде специалис­тов, окончательно подчинить их своей воле. На рубеже 20—30-х гг. по стране прокатилась волна открытых су­дебных процессов над видными экономистами, инже­нерами и управленцами (Шахтинское дело в 1928 г., процесс Промышленной партии в 1930 г. и др.). Под­судимых обвинили во вредительстве, т. е. в сознательном развале советской экономики и подготовке к свержению Советской власти.

Показательные судебные процессы подкреплялись ши­рокими репрессиями против интеллигенции, прежде все­го технической и научной. Свыше 100 тыс. из них были уволены, а часть вдобавок и арестована за «антисовет­скую деятельность».

Помимо запугивания интеллигенции, устроители су­дебных спектаклей по «вредительским делам» преследо­вали и более масштабную цель: сгустить в стране атмо­сферу всеобщего недоверия и подозрительности, вселить в умы рядовых коммунистов и населения страны мысль о необходимости дальнейшего ужесточения политическо­го режима перед лицом «угрозы классового врага». Едва закончилось судебное разбирательство по Шахтинскому делу, как И. В. Сталин сформулировал свой известный тезис о том, что «по мере нашего продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будет воз­растать, классовая борьба будет обостряться».

Новый виток внутрипартийной борьбы. В партии, однако, сталинский тезис не нашел той поддержки, на которую рассчитывал генсек. Чрезмерно высокая соци­альная цена форсированной индустриализации и коллек­тивизации, быстрое свертывание остатков внутрипартий­ной демократии, засилье в высших эшелонах власти сталинских выдвиженцев породили недовольство в среде старой большевистской гвардии, еще удерживавшей свои позиции. Из нее выдвинулись люди, предпринявшие ряд попыток остановить дальнейшую эскалацию насилия в обществе и концентрацию власти в руках И. В. Сталина.

В начале 30-х гг. возникает ряд антисталинских груп­пировок, возглавляемых председателем Совнаркома

РСФСР С. И. Сырцовым (1930), видным деятелем партии М. Н. Рютиным (1932), наркомами В. Н. Толмачевым и А. П. Смирновым (1933).

Листок из архива. Манифест М. Н. Рютина «Ко всем членам ВКП(б)», 1932 г.

«Партия и пролетарская диктатура Сталиным и его свитой за­ведены в невиданный тупик и переживают смертельно опасный кризис. С помощью обмана и клеветы, с помощью невероятных насилий и террора, под флагом борьбы за чистоту принципов большевизма и единства партии, опираясь на централизованный мощный аппарат, Сталин за последние пять лет отсек и устранил от руководства все самые лучшие, подлинно большевистские ка­дры, установил в ВКП(б) и всей стране свою личную диктатуру, стал на путь самого необузданного авантюризма и дикого лично­го произвола... Сталин и его клика губят дело коммунизма, и с руководством Сталина должно быть покончено как можно ско­рее».

? Подтвердите или опровергните фактами оценки М. II. Рю­тина.

Рютинский манифест нашел отклик среди части деле­гатов XVII съезда ВКП(б), собравшегося в январе 1934 г. Примерно пятая часть его делегатов фактически солида­ризировалась с итоговым выводом манифеста, проголосо­вав против вхождения И. В. Сталина в новый состав ЦК.

Как видим, антисталинская оппозиция в рядах ВКП(б) не посягала на основополагающие принципы по­литики партии, критикуя лишь тактику ее проведения, а под флагом защиты «диктатуры пролетариата» (кото­рой в действительности никогда не было) требовала лишь одного: сме­щения И. В. Сталина и возвращения к власти «подлинно большевистских кадров», т.е. старой партийной гвар­дии. Но и эти требования представ­ляли опасность для руководящей группы ЦК, ибо могли сплотить не­довольных членов партии, а глав­ное — антибольшевистские силы в обществе. Поэтому ответные дейст­вия Сталина были решительны.

Лозунг на стене барака строителей Беломоро- Балтийского канала. 1932 г.

С 1929 по 1936 г. в ВКП(б) про­шла серия генеральных «чисток». В результате из партийных рядов были удалены все те, кто вызывал у руководства сомнения в своей «на­дежности» (около 40% всех комму­нистов).

«Большой террор». 1 декабря 1934 г. был убит один из видных руководителей компартии — С. М. Киров. Тайна этого политического преступления не разгадана до сих пор. Но то, что оно развязало руки И. В. Сталину для физического устранения мешавших ему людей, прежде всего из рядов большевистской гвардии, — бес­спорный исторический факт. Следственным властям тут же было предписано вести дела обвиняемых в подготов­ке «террористических актов» ускоренным порядком (че­рез военные трибуналы) и приговоры приводить в испол­нение немедленно.

Аресты «врагов народа» с 1935 г. стали быстро на­растать, достигли апогея в 1937 г. и постепенно затих­ли (не прекратившись, однако, вовсе) в 1939 г. За эти годы было репрессировано около двух миллионов че­ловек.

Для осуществления столь беспрецедентных репрессий было явно недостаточно первого импульса к массовым арестам — убийства С. М. Кирова. Отсюда — постанов­ка ряда новых судебных политических спектаклей, на сей раз над видными деятелями партии и государства (процессы над Г. Е. Зиновьевым, JI. Б. Каменевым и др. в августе 1936 г.; над Г. JI. Пятаковым, К. Б. Радеком и др. в январе 1937 г.; над маршалом М. Н. Туха­чевским и др. в июне 1937 г.; над Н. И. Бухариным, А. И. Рыковым и др. в марте 1938 г.). Эти показатель­ные судебные процессы призваны были «идейно-полити­чески» оформить набиравшую силу репрессивную волну, вооружить организаторов террора надлежащими лозун­гами и обеспечить тем самым необходимую масштабность и направленность арестов в партии, армии и обществе.

Листок h:i архива. В СССР «жертвами теперь являются те, кого мы и сами без колебаний повесили бы, —заметил в июне 1937 г. генерал-эмигрант А. А. Лампе. — Поговорим о Сталине и его деяниях. Я не согласен с мнением, что- де, мол, протянули они [большевики] 20 лет, протянут еще 20. Думаю, не протянут. Да и надо отметить то, что 20 лет они жили и своих не угробливали, а на вторые 20 лет с этого то и начали. А взаимные угробливания и каз­ни в своей среде есть нормальный конец всякой револю­ции... Пусть Сталин проведет черную работу как можно дальше... Пусть он принесет хоть ту пользу, что ликвиди­рует тех, кто, добравшись до власти, затянет дело надол­го. А такими я считаю именно тех, кого сам Сталин, ви­димо, рассматривает как своих конкурентов. Ибо только этим обстоятельством объясняется переселение их из со­ветского рая в потусторонний ад... Все же разговоры об

«изменах», «шпионаже в пользу одной державы»—это сплош­ной вздор».

? Надежды белого генерала на то, что массовые репрес­сии положат «конец революции» и всевластию большевиков, не оправдались. Но был ли он прав в остальпом?

Сейчас совершенно ясна главная цель массовых ре­прессий тех лет. Они должны были нанести удар не толь­ко по тем коммунистам, которые отказывались признать правоту сталинских методов строительства социализма или просто сомневались в них, — таких людей было осо­бенно много среди старой большевистской гвардии, и она практически полностью сгорела в огне государственного террора. Посредством террора из общественно-политиче­ской и культурной жизни страны устранялась лучшая, свободомыслящая часть нации, способная критически оценивать действительность и происходящие в ней про­цессы и потому уже одним фактом своего существования представлявшая препятствие на пути окончательного ут­верждения личной власти И. В. Сталина (показательно, что среди репрессированных доля лиц с высшим образо­ванием почти втрое превышала общесоюзный уровень).

ожий* «оииссаг
СУДЕБНЫЙ ОТЧЕТ ПО ДГЯУ АНТИСОВЕТСКОГО „I1РАВО-ТРОЦКИСТСКОГО Ы10КА"
noocmaumu вплрш* Н И. А М. ЯшЫ/.t. А/мам м И. Н. 1'мю X Г. м Л П. 'км \ИЛ * А; /{МП» г >- " ................. ............... л г". X л. В. К
mafnjtim» комигодиата Обложка судебного от­чета по делу Н. И. Буха­рина, А. И. Рыкова и др. 1938 г.
Задумайтесь над причинами пси­хологического феномена 1935— 1939 гг., когда в огне «большого террора» любой палач легко пре­вращался в жертву, свой становил­ся чужим, страна бурными аплоди­сментами встречала приговоры недавним героям и большевикам- ленинцам.

Попутно решались и другие задачи. Правящая вер­хушка охотно делала из арестованных руководителей разного уровня своего рода «козлов отпущения». По­стоянные трудности на производстве и в быту, все беды и неудачи списы­вались на них как «врагов народа», предателей, изменивших идеалам социализма. Серьезно ослаблялись и сепаратистские настроения в союз­ных республиках, носителями кото­рых была национальная интеллиген­ция, сформированная уже в годы Советской власти. В ходе «чисток» она понесла ощутимый урон, осо­бенно в своей научно-творческой части.

Гонения на религию и церковь. Одновременно власти предприняли попытку полного уничтожения религии. В начале 1929 г. на места было отправлено специаль­ное указание. Согласно ему, все религиозные организа­ции объявлялись единственной легально действующей «контрреволюционной силой», имеющей влияние на мас­сы. Началось повсеместное закрытие православных церк­вей, католических костелов, мусульманских мечетей, иудаистских синагог. Если в 1928 г. Русская православ­ная церковь имела свыше 30 тыс. церковных приходов, то к 1939 г. во всей стране осталось около 100 действу­ющих храмов. Церковные здания или разрушались, или использовались под заводские мастерские, склады, клу­бы, а монастыри — под тюрьмы и колонии. Тысячами сжигались иконы, древние богослужебные книги; драго­ценная церковная утварь переплавлялась на лом. Свя­щеннослужителей арестовывали, заключали в лагеря, расстреливали.

И все же намерение властей искоренить религию про­валилось. Перепись 1937 г. показала, что две трети сель­ского и треть городского населения продолжали считать себя верующими.

Завершение «культурной революции». В сфере куль­туры с начала 30-х гг. власти проводили политику жесткой регламентации и усиления государственного надзора. Постановлением ЦК компартии (апрель 1932 г.) «О перестройке литературно-художественных организа­ций» ликвидировались многочисленные группы и объ­единения мастеров литературы и искусства, а их место вскоре заняли подконтрольные правительству творческие союзы интеллигенции: Союз композиторов и Союз архи­текторов, Союз писателей, Союз художников.

Господствующим творческим направлением был провозглашен социалистический реализм, требовавший от авторов произведе­ний литературы и искусства не просто описания объективной ре­альности, но и изображения ее в революционном развитии, слу­жения задачам «идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма».

Утверждение жестких канонов художественного твор­чества и авторитарно-начальственный стиль руководства углубили внутреннюю противоречивость развития куль­туры, характерную для всего советского периода.


В стране огромными тиражами публиковались произ­ведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Тол­стого, И. В. Гёте, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Стремив­шееся к культуре общество получало новые произведе­
ния М. Горького, М. А. Шолохова, А. П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б. JI. Пастернака, других советских прозаиков и поэтов, спектакли К. С. Станиславско­го, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда,

A. Я. Таирова, Н. П. Акимова, первые звуковые филь­мы («Путевка в жизнь» режиссера Н. В. Экка, «Семеро смелых» С. А. Герасимова, «Чапаев» С. Д. и Г. Н. Ва­сильевых, «Мы из Кронштадта» Е. А. Дзигана и др.), музыку С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, карти­ны и скульптуры В. И. Мухиной, А. А. Пластова, И. Д. Шадра, М. В. Грекова, архитектурные сооружения

B. и JI. Весниных, А. В. Щусева.

Но одновременно вычеркивались целые историко- культурные пласты, не укладывавшиеся в схемы партий­ных идеологов. Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20-х гг. Изымались из библиотек книги русских философов-иде­алистов, невинно репрессированных литераторов, писате­лей-эмигрантов. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. Г1. Пла­тонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова. Разрушались памятни­ки церковной и светской архитектуры, созданные талан­том и трудом народа.

Среди гуманитарных наук особым вниманием властей пользовалась история. Она была коренным образом пере-

Кадр из художественного кинофильма «Чапаев». Режиссеры Г. Н. и С. Д. Васильевы

 

работана и превращена, по выражению И. В. Сталина, в «грозное оружие в борьбе за социализм».

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», став­ший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошло­го большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Если до революции оно рассматривалось большевиками как «тюрьма па­родов», то теперь, напротив, всячески подчеркивалась его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и на­родностей.

Свободнее развивались естественные и технические науки. В те годы заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики и электроники (Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, П. JI. Капица, А. Ф. Иоффе и др.), математики (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш, М. А. Ла­врентьев, С. Л. Соболев), физиологии (школа акаде­мика И. П. Павлова), биологии (Д. Н. Прянишников, Н. И. Вавилов), теории космических исследований и ракетной техники (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондра­тюк, Ф. А. Цандер). В 1933—1936 гг. в небо стартовали первые советские ракеты. Мировую известность полу­чили исследования дрейфующей станции «Северный по- люс-1», возглавляемой И. Д. Папаниным, беспосадочные рекордные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой.

Впрочем, приоритетным для советского руководства было не столько накопление фундаментальных знаний или организация рассчитанных на внешний эффект ис­следовательских предприятий, сколько прогресс в при­кладных науках, способных обеспечить техническое пе­ревооружение промышленности.

I

Бесспорным достижением отечественных ученых стало проек­тирование мощных гидротурбин и угольных комбайнов, откры­тие промышленных методов получения синтетического каучука, высокооктанового топлива, искусственных удобрений.

Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж. Я. Котин, М. И. Кошкин, А. А. Морозов), самолетов (А. И. Тупо­лев, С. В. Ильюшин, Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров), автоматического оружия (В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев).

Подлинный бум переживала в 30-е гг. высшая шко­ла. Государство, испытывая острую нужду в квалифици­
рованных кадрах, открыло сотни новых вузов, преиму­щественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. В со­ставе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян — почти 17%. Специалисты советской по­ры, на ускоренную подготовку которых расходовалось в три раза меньше средств по сравнению с дореволюцион­ным временем (за счет снижения срока обучения, преоб­ладания вечерних и заочных форм), широким потоком вливались в ряды интеллигенции. К концу 30-х гг. но­вые пополнения достигли 90% от общей численности этого социального слоя.

Серьезные изменения происходили и в средней шко­ле. В 1930 г. в стране вводится всеобщее начальное об­разование, а в городах — обязательное семилетнее. В мае 1934 г. была изменена структура единой общеобразова­тельной школы. Упраздняются две ступени и вводятся: начальная школа — с I по IV класс, неполная сред­няя — с I по VII класс и средняя — с I по X класс. Было восстановлено преподавание всемирной и отечест­венной истории, введены учебники по всем школьным предметам, строгое расписание занятий.

Наконец, в 30-е гг. была в основном преодолена не­грамотность, оставшаяся уделом еще многих миллионов людей. Большую роль сыграл здесь начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культурный поход под девизом «Грамотный, обучи неграмотного!». В нем участвовали сотни тысяч врачей, инженеров, студентов, школьников, домохозяек. Перепись населения в 1939 г. подвела итоги: число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%.

Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не знавших ее. За 20—30-е гг. ее обрело около 40 народностей Севера и других регионов.

Объясните значение понятий и выражений: «вредитель­ство», репрессии, «большой террор», социалистический реализм.


 


 

□ 1. Объясните, каков политический смысл судебных процессов над «буржуазными спецами». 2. С какой це­лью И. В. Сталин настойчиво внедрял в советское об­щество убеждение в том, что по мере продвижения СССР к социализму «классовая борьба будет обост­ряться»? На какие социально-экономические, полити­ческие, психологические последствия этой идеи он рассчитывал? 3. Выскажите свое мнение: каково зна­чение антисталинских выступлений в начале 30-х гг.? Сравните их с внутрипартийной оппозицией в 20-е гг. Что в них общего и особенного? В чем причины новой победы Сталина над своими политическими противни­ками? 4. Какие цели ставили перед собой вдохновите­ли «большого террора»? Определите его последствия для общества. 5. Соотнесите цели и задачи «культур­ной революции» (см. § 13) со способами их достиже­ния и результатами (см. § 17, 21).

«Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система

Проблема. Какой общественно-политический строй сложился в СССР в конце 30-х гг.?

Ответьте на вопросы. 1. Что представляла собой государст­венная символика (герб, флаг, гимн СССР) в 30-е гг.? 2. Что нового внесла в политическую жизнь Конституция 1936 г.?

Новая Конституция СССР. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР, тут же объявленная официальной пропагандой Конституцией победившего со­циализма.

Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической — социалистичес­кая собственность на средства производства. Как и в прежних советских конституциях, декларировалась свобо­да совести, слова, печати, собраний и митингов, объеди­нения в союзы. Добавились и новые права граждан: на труд, отдых, «всеобщеобязательное» неполное среднее об­разование. Некоторые изменения были внесены в систему государственной власти. Ее высшим органом объявлялся Верховный Совет, состоявший из двух палат: Совета Со­юза и Совета Национальностей, а в период между его сес­сиями — Президиум Верховного Совета. Изменения кос­нулись избирательной системы: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании. Красной нитью через весь текст Конституции проходил тезис: «Со­юз Советских Социалистических Республик есть социали­стическое государство рабочих и крестьян».

Что же на деле представляла собой «страна победив­шего социализма»?

Экономика. Сложившаяся к тому времени экономика ныне определяется как директивная. Она характеризова­лась:

А

Государственный герб (изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных ре­спублик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») и флаг (золотые серп и мо­лот, над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой на красном прямоугольном полотнище) Советского Союза

— фактически полным огосударствлением средств производства, хотя формально-юридически устанавлива­лось наличие двух форм социалистической собственнос­ти: государственной и групповой (кооперативно-колхоз­ной);

— свернутостью товарно-денежных отношений (но не их полным отсутствием в соответствии с социалистичес­ким идеалом), деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись в кабинетах чиновников, а не на основе рыночного спроса и предложения);

— предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах (в республиках и областях); административно-ко­мандным распределением ресурсов и готовой продукции из централизованных фондов.

Соотнесите директивную экономику СССР с первоначаль­ными представлениями большевиков о социалистической экономике (см. § 13). Что в них общего и особенного? За­думайтесь над вопросом: почему творцам новой экономи­ки не удалось до конца искоренить товарно-денежные от­ношения в обществе? В чем они проявлялись?

Для советской модели директивной экономики было характерно существование так называемой «подсистемы страха» — мощных рычагов внеэкономического принуж­дения. В августе 1932 г. ЦИК СССР одобрил закон «Об укреплении социалистической собственности». Согласно ему, граждане, начиная с 12-летнего возраста, например, подбирающие колоски на колхозном поле, объявлялись «врагами народа» и могли получить срок не менее 10 лет. На рубеже 1932—1933 гг. вводится паспортный
режим, отделявший административной стеной деревню от города, ибо паспорта выдавались лишь горожанам. Крестьяне, таким образом, были лишены права свобод­ного перемещения по стране и фактически прикрепля­лись к земле, к своим колхозам.

К концу 30-х гг. директивная экономика в результате массо­вых репрессий все отчетливее приобретает «лагерный» облик. В 1940 г. централизованная картотека ГУЛАГа включала данные почти на 8 млн лиц трех категорий: находившихся в то время в заключении; отбывших срок и вышедших на свободу; умерших в лагерях и тюрьмах. Иначе говоря, за 10 лет существования ГУЛАГа за колючей проволокой перебывало более 5% всего на­селения страны. Лагеря и колонии давали около половины добы­ваемого в СССР золота и хромоникелевой руды, не менее трети платины и древесины. Заключенные производили примерно пя­тую часть общего объема капитальных работ. Их усилиями стро­ились целые города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет), ка­налы (Беломорско-Балтийский, Москва—Волга), железные дороги (Тайшет—Лена, БАМ—Тында).

Социальная структура. Социально-классовую структу­ру общества, насчитывавшего к 1939 г. около 170 млн человек, составляли три основных элемента: рабочий класс — его численность увеличилась за 1929—1937 гг. почти втрое, главным образом за счет выходцев из дерев­ни, и вместе с членами семей составляла 33,7% всего на­селения (в национальных районах рост его рядов был еще более значителен: в Казахстане — в 18 раз, в Кир­гизии — в 27 раз), класс колхозного крестьянства и ко­оперированных кустарей (47,2%), социальная группа служащих и интеллигенции (16,5%). Сохранялся также и небольшой слой крестьян-единоличпиков и некоопери­рованных кустарей (2,6%).

Современные обществоведы в группе служащих и ин­теллигенции выделяют еще один социальный слой — но­менклатуру. В нее входили ответственные работники партийно-государственного аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вершившие все де­ла в СССР от имени народа, отчужденного на практике от власти и собственности.

Опираясь на сведения из курса обществознания, попробуй­те дать социальную стратификацию советского общества.

Уровень жизни населения. С конца 20-х гг. вся соци­альная политика сталинского руководства была подчине­на одной цели — извлечению из общества дополнитель­ных средств для форсированной индустриализации.

Увеличивается подоходный налог на население. Вво­дится принудительная подписка на облигации «займов индустриализации», отбиравшие немалую долю зарпла­ты. А с конца 1928 г. жители городов были переведены на карточную систему распределения товаров. По твер­дым ценам они могли покупать, в зависимости от уста­новленных категорий, ограниченное количество продо­вольственных и промышленных товаров.

I

B 1929—1930 гг. московские рабочие, например, в месяц в среднем получали по карточкам: хлеба — 24 кг, мяса — 6 кг, кру­пы — 2,5 кг, сливочного масла — 550 г, растительного масла — f 600 г, сахара— 1,5 кг. Карточные нормы служащих были суще­ственно ниже. Сравнительно хорошо снабжали лишь ученых. В дальнейшем отоваривание но карточкам неоднократно снижа­лось. Несколько улучшали положение сохранявшаяся сеть ком­мерческой торговли (по свободным ценам), открытые по стране в 1933 г. городские колхозные рынки, а также неистребимая спе­куляция — нелегальная частная торговля.

Особенно тяжелым было положение в деревне. Крестьяне поч- - ти ничего не получали из колхозных касс и амбаров по трудо­дням и жили за счет своих подсобных хозяйств. Голод, обрушив­шийся в 1932—1933 гг. на ослабленную коллективизацией дерев- f ню, по разным данным, унес жизни до 5 млн человек. От голо-!-• да, холода и непосильного труда погибли в дальних поселениях Е и сотни тысяч раскулаченных.

В 1935 г. карточная система была отменена. Вскоре И. В. Сталин заявил, что в Советской стране «жить ста­ло лучше, жить стало веселее». Действительно, матери­альное положение городских и сельских жителей мед­ленно улучшалось. В деревне, например, потребление важнейших продуктов питания (мяса, рыбы, масла, са­хара) увеличилось к концу 30-х гг. по сравнению с го­лодным 1933 г. вдвое. И все же радужные слова Стали­на далеко расходились с суровой реальностью — если не считать лсизненный уровень избранных, номенклатуры, который был неизмеримо выше среднего по стране.

Зарплата рабочих и служащих в середине 30-х гг. состав­ляла около 85% от уровня 1928 г. За это же время госце­ны выросли: на сахар — в 6 раз, хлеб — в 10, яйца — в 11, мясо — в 13, сельдь — в 15, растительное масло — в 28.

Политическая система. Сущность политической систе­мы в СССР определял режим личной власти И. В. Ста­лина, заменивший коллективную диктатуру старой боль­шевистской гвардии ленинского периода.


За фасадом чисто декоративной официальной власти (Советов всех уровней — от Верховного Совета до район­ного и сельского) скрывалась истинная несущая конст­рукция режима личной диктатуры. Ее образовывали две пронизывающие страну системы: партийных органов и органов госбезопасности. Первые подбирали кадры для различных управленческих структур государства и кон­тролировали их работу. Еще более широкие контрольные функции, включавшие надзор за самой партией, осуще­ствляли органы госбезопасности, которые действовали под прямым руководством И. В. Сталина.

Вся номенклатура, в том числе ее ядро — партокра­тия, жила в страхе, опасаясь репрессий, ее ряды перио­дически «перетряхивались», что исключало саму воз­можность консолидации нового привилегированного слоя управленцев на антисталинской основе и превращало их в простых проводников воли партийно-государственной верхушки во главе с И. В. Сталиным.

Каждый член советского общества был вовлечен в иерархическую систему организаций: избранные, самые на­дежные, с точки зрения властей, — в партию (свыше 2 млн человек) и Советы (3,6 млн депутатов и активистов), моло­дежь — в комсомол (9 млн человек), дети — в пионерские дружины, рабочие и служащие — в профсоюзы (27 млн че­ловек), литературная и художественная интеллигенция — в творческие союзы. Все они служили как бы «приводны­ми ремнями» от партийно-государственного руководства к массам, конденсировали социально-политическую энергию народа, не находившую при отсутствии гражданских сво­бод какого-либо иного легального выхода, и направляли ее на решение «очередных задач Советской власти».

Общество государственного социализма. Сейчас мно­гие задаются вопросом: какая социальная система в конечном счете образовалась в СССР к исходу 30-х гг.? Думается, правы те историки и социологи, кто определя­ет ее как государственный социализм. Социализм — так как произошли обобществление производства, ликвида­ция частной собственности и базировавшихся на ней общественных классов. Государственный — так как обобществление было не реальным, а иллюзорным: функ­ции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись партийно-государственным ап­паратом, номенклатурой и в определяющей степени ее вождем.

При этом государственный социализм в СССР приоб­рел отчетливо выраженный тоталитарный характер. По­мимо отмеченного выше полного (тотального) контроля государства над экономикой, присутствовали и другие «родовые» признаки тоталитаризма: огосударствление политической системы, включая общественные организа­ции, всепроникающий идеологический контроль в усло­виях монополии властей на средства массовой информа­ции, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении оппозиции и инакомыс­лящих вообще.

Объясните значение понятий и выражений: директивная экономика, карточная система, «займы индустриализации», номенклатура, режим личной власти, государственный со­циализм.

□ 1. Заполните таблицу «Страна победившего социализ­ма: Конституция и реальность». Линии сравнения: 1) политическая основа СССР, сущность политической власти, 2) экономическая основа, 3) социально-классо­вая структура, 4) участие граждан в политической жизни, права и свободы. 2. Сравните социальную по­литику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения? 3. Поработайте в группах. Подсчитайте ежедневный рацион московского рабочего по карточ­ным нормам. Используя источники, расскажите о жизни крестьян — раскулаченных, единоличников, колхозников. Охарактеризуйте положение узников ГУЛАГа. Обсудите коллективно: почему в СССР не было массовых выступлений против власти? 4. При­влекая сведения из курса обществознания, дайте характеристику режима личной власти Сталина. Сопо­ставьте его с политическим режимом ленинского пе­риода. 5. Используя сведения из курса обществозна­ния, обоснуйте или опровергните тезис, что государст­венный социализм в СССР был разновидностью тоталитарного государства. 6. Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.143 (0.015 с.)