Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЩР Общественно-политическая жизнь. КультураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема. Какие изменения произошли в политической и духовной жизни общества в 30-е гг.? В чем их сущность? Ответьте на вопросы. 1. Какие слои населения подверглись репрессиям в конце 20-х — начале 30-х гг.? 2. Почему Советское государство проводило политику репрессий? Удар по «спецам». К концу 20-х гг. старая интеллигенция почти полностью рассталась с прежними иллюзиями о возможности демократической эволюции Советской власти. В этой среде теперь преобладали скептицизм и безразличие, совершенное отсутствие энтузиазма в отношении свертывания нэповских начал. Листок из архива. Лидер меньшевиков-эмигрантов Ф. И. Дан, Щ- хорошо информированный о внутрироссийских делах, справедли- во отметил в январе 1930 г.: «Когда на пороге 1928 г. появились Эр- первые предвестники нового поворота от нэпа к «генеральной линии», к политике, проводимой головокружительным темпом сверхиндустриализации и коллективизации, эта «линия» слиш- ш ком резко противоречила научным убеждениям и общей полити- 188 чески-психологической установке интеллигенции, чтобы она мог ? Объясните иронию, заключенную в последних словах документа. Большевики, охваченные «лихорадкой буден», ответили прямым запугиванием старой интеллигенции. Они стремились искоренить инакомыслие в среде специалистов, окончательно подчинить их своей воле. На рубеже 20—30-х гг. по стране прокатилась волна открытых судебных процессов над видными экономистами, инженерами и управленцами (Шахтинское дело в 1928 г., процесс Промышленной партии в 1930 г. и др.). Подсудимых обвинили во вредительстве, т. е. в сознательном развале советской экономики и подготовке к свержению Советской власти. Показательные судебные процессы подкреплялись широкими репрессиями против интеллигенции, прежде всего технической и научной. Свыше 100 тыс. из них были уволены, а часть вдобавок и арестована за «антисоветскую деятельность». Помимо запугивания интеллигенции, устроители судебных спектаклей по «вредительским делам» преследовали и более масштабную цель: сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, вселить в умы рядовых коммунистов и населения страны мысль о необходимости дальнейшего ужесточения политического режима перед лицом «угрозы классового врага». Едва закончилось судебное разбирательство по Шахтинскому делу, как И. В. Сталин сформулировал свой известный тезис о том, что «по мере нашего продвижения вперед сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться». Новый виток внутрипартийной борьбы. В партии, однако, сталинский тезис не нашел той поддержки, на которую рассчитывал генсек. Чрезмерно высокая социальная цена форсированной индустриализации и коллективизации, быстрое свертывание остатков внутрипартийной демократии, засилье в высших эшелонах власти сталинских выдвиженцев породили недовольство в среде старой большевистской гвардии, еще удерживавшей свои позиции. Из нее выдвинулись люди, предпринявшие ряд попыток остановить дальнейшую эскалацию насилия в обществе и концентрацию власти в руках И. В. Сталина. В начале 30-х гг. возникает ряд антисталинских группировок, возглавляемых председателем Совнаркома РСФСР С. И. Сырцовым (1930), видным деятелем партии М. Н. Рютиным (1932), наркомами В. Н. Толмачевым и А. П. Смирновым (1933). Листок из архива. Манифест М. Н. Рютина «Ко всем членам ВКП(б)», 1932 г. «Партия и пролетарская диктатура Сталиным и его свитой заведены в невиданный тупик и переживают смертельно опасный кризис. С помощью обмана и клеветы, с помощью невероятных насилий и террора, под флагом борьбы за чистоту принципов большевизма и единства партии, опираясь на централизованный мощный аппарат, Сталин за последние пять лет отсек и устранил от руководства все самые лучшие, подлинно большевистские кадры, установил в ВКП(б) и всей стране свою личную диктатуру, стал на путь самого необузданного авантюризма и дикого личного произвола... Сталин и его клика губят дело коммунизма, и с руководством Сталина должно быть покончено как можно скорее». ? Подтвердите или опровергните фактами оценки М. II. Рютина. Рютинский манифест нашел отклик среди части делегатов XVII съезда ВКП(б), собравшегося в январе 1934 г. Примерно пятая часть его делегатов фактически солидаризировалась с итоговым выводом манифеста, проголосовав против вхождения И. В. Сталина в новый состав ЦК. Как видим, антисталинская оппозиция в рядах ВКП(б) не посягала на основополагающие принципы политики партии, критикуя лишь тактику ее проведения, а под флагом защиты «диктатуры пролетариата» (которой в действительности никогда не было) требовала лишь одного: смещения И. В. Сталина и возвращения к власти «подлинно большевистских кадров», т.е. старой партийной гвардии. Но и эти требования представляли опасность для руководящей группы ЦК, ибо могли сплотить недовольных членов партии, а главное — антибольшевистские силы в обществе. Поэтому ответные действия Сталина были решительны.
С 1929 по 1936 г. в ВКП(б) прошла серия генеральных «чисток». В результате из партийных рядов были удалены все те, кто вызывал у руководства сомнения в своей «надежности» (около 40% всех коммунистов). «Большой террор». 1 декабря 1934 г. был убит один из видных руководителей компартии — С. М. Киров. Тайна этого политического преступления не разгадана до сих пор. Но то, что оно развязало руки И. В. Сталину для физического устранения мешавших ему людей, прежде всего из рядов большевистской гвардии, — бесспорный исторический факт. Следственным властям тут же было предписано вести дела обвиняемых в подготовке «террористических актов» ускоренным порядком (через военные трибуналы) и приговоры приводить в исполнение немедленно. Аресты «врагов народа» с 1935 г. стали быстро нарастать, достигли апогея в 1937 г. и постепенно затихли (не прекратившись, однако, вовсе) в 1939 г. За эти годы было репрессировано около двух миллионов человек. Для осуществления столь беспрецедентных репрессий было явно недостаточно первого импульса к массовым арестам — убийства С. М. Кирова. Отсюда — постановка ряда новых судебных политических спектаклей, на сей раз над видными деятелями партии и государства (процессы над Г. Е. Зиновьевым, JI. Б. Каменевым и др. в августе 1936 г.; над Г. JI. Пятаковым, К. Б. Радеком и др. в январе 1937 г.; над маршалом М. Н. Тухачевским и др. в июне 1937 г.; над Н. И. Бухариным, А. И. Рыковым и др. в марте 1938 г.). Эти показательные судебные процессы призваны были «идейно-политически» оформить набиравшую силу репрессивную волну, вооружить организаторов террора надлежащими лозунгами и обеспечить тем самым необходимую масштабность и направленность арестов в партии, армии и обществе. Листок h:i архива. В СССР «жертвами теперь являются те, кого мы и сами без колебаний повесили бы, —заметил в июне 1937 г. генерал-эмигрант А. А. Лампе. — Поговорим о Сталине и его деяниях. Я не согласен с мнением, что- де, мол, протянули они [большевики] 20 лет, протянут еще 20. Думаю, не протянут. Да и надо отметить то, что 20 лет они жили и своих не угробливали, а на вторые 20 лет с этого то и начали. А взаимные угробливания и казни в своей среде есть нормальный конец всякой революции... Пусть Сталин проведет черную работу как можно дальше... Пусть он принесет хоть ту пользу, что ликвидирует тех, кто, добравшись до власти, затянет дело надолго. А такими я считаю именно тех, кого сам Сталин, видимо, рассматривает как своих конкурентов. Ибо только этим обстоятельством объясняется переселение их из советского рая в потусторонний ад... Все же разговоры об «изменах», «шпионаже в пользу одной державы»—это сплошной вздор». ? Надежды белого генерала на то, что массовые репрессии положат «конец революции» и всевластию большевиков, не оправдались. Но был ли он прав в остальпом? Сейчас совершенно ясна главная цель массовых репрессий тех лет. Они должны были нанести удар не только по тем коммунистам, которые отказывались признать правоту сталинских методов строительства социализма или просто сомневались в них, — таких людей было особенно много среди старой большевистской гвардии, и она практически полностью сгорела в огне государственного террора. Посредством террора из общественно-политической и культурной жизни страны устранялась лучшая, свободомыслящая часть нации, способная критически оценивать действительность и происходящие в ней процессы и потому уже одним фактом своего существования представлявшая препятствие на пути окончательного утверждения личной власти И. В. Сталина (показательно, что среди репрессированных доля лиц с высшим образованием почти втрое превышала общесоюзный уровень).
Попутно решались и другие задачи. Правящая верхушка охотно делала из арестованных руководителей разного уровня своего рода «козлов отпущения». Постоянные трудности на производстве и в быту, все беды и неудачи списывались на них как «врагов народа», предателей, изменивших идеалам социализма. Серьезно ослаблялись и сепаратистские настроения в союзных республиках, носителями которых была национальная интеллигенция, сформированная уже в годы Советской власти. В ходе «чисток» она понесла ощутимый урон, особенно в своей научно-творческой части. Гонения на религию и церковь. Одновременно власти предприняли попытку полного уничтожения религии. В начале 1929 г. на места было отправлено специальное указание. Согласно ему, все религиозные организации объявлялись единственной легально действующей «контрреволюционной силой», имеющей влияние на массы. Началось повсеместное закрытие православных церквей, католических костелов, мусульманских мечетей, иудаистских синагог. Если в 1928 г. Русская православная церковь имела свыше 30 тыс. церковных приходов, то к 1939 г. во всей стране осталось около 100 действующих храмов. Церковные здания или разрушались, или использовались под заводские мастерские, склады, клубы, а монастыри — под тюрьмы и колонии. Тысячами сжигались иконы, древние богослужебные книги; драгоценная церковная утварь переплавлялась на лом. Священнослужителей арестовывали, заключали в лагеря, расстреливали. И все же намерение властей искоренить религию провалилось. Перепись 1937 г. показала, что две трети сельского и треть городского населения продолжали считать себя верующими. Завершение «культурной революции». В сфере культуры с начала 30-х гг. власти проводили политику жесткой регламентации и усиления государственного надзора. Постановлением ЦК компартии (апрель 1932 г.) «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место вскоре заняли подконтрольные правительству творческие союзы интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов, Союз писателей, Союз художников. Господствующим творческим направлением был провозглашен социалистический реализм, требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описания объективной реальности, но и изображения ее в революционном развитии, служения задачам «идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма». Утверждение жестких канонов художественного творчества и авторитарно-начальственный стиль руководства углубили внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода. В стране огромными тиражами публиковались произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. В. Гёте, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Стремившееся к культуре общество получало новые произведе A. Я. Таирова, Н. П. Акимова, первые звуковые фильмы («Путевка в жизнь» режиссера Н. В. Экка, «Семеро смелых» С. А. Герасимова, «Чапаев» С. Д. и Г. Н. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е. А. Дзигана и др.), музыку С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, картины и скульптуры В. И. Мухиной, А. А. Пластова, И. Д. Шадра, М. В. Грекова, архитектурные сооружения B. и JI. Весниных, А. В. Щусева. Но одновременно вычеркивались целые историко- культурные пласты, не укладывавшиеся в схемы партийных идеологов. Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20-х гг. Изымались из библиотек книги русских философов-идеалистов, невинно репрессированных литераторов, писателей-эмигрантов. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. Г1. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова. Разрушались памятники церковной и светской архитектуры, созданные талантом и трудом народа. Среди гуманитарных наук особым вниманием властей пользовалась история. Она была коренным образом пере-
работана и превращена, по выражению И. В. Сталина, в «грозное оружие в борьбе за социализм». В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», ставший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошлого большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Если до революции оно рассматривалось большевиками как «тюрьма пародов», то теперь, напротив, всячески подчеркивалась его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и народностей. Свободнее развивались естественные и технические науки. В те годы заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики и электроники (Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, П. JI. Капица, А. Ф. Иоффе и др.), математики (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев), физиологии (школа академика И. П. Павлова), биологии (Д. Н. Прянишников, Н. И. Вавилов), теории космических исследований и ракетной техники (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондратюк, Ф. А. Цандер). В 1933—1936 гг. в небо стартовали первые советские ракеты. Мировую известность получили исследования дрейфующей станции «Северный по- люс-1», возглавляемой И. Д. Папаниным, беспосадочные рекордные перелеты В. А. Чкалова, В. К. Коккинаки, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой. Впрочем, приоритетным для советского руководства было не столько накопление фундаментальных знаний или организация рассчитанных на внешний эффект исследовательских предприятий, сколько прогресс в прикладных науках, способных обеспечить техническое перевооружение промышленности.
Бесспорным достижением отечественных ученых стало проектирование мощных гидротурбин и угольных комбайнов, открытие промышленных методов получения синтетического каучука, высокооктанового топлива, искусственных удобрений. Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники: танков (Ж. Я. Котин, М. И. Кошкин, А. А. Морозов), самолетов (А. И. Туполев, С. В. Ильюшин, Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров), автоматического оружия (В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев). Подлинный бум переживала в 30-е гг. высшая школа. Государство, испытывая острую нужду в квалифици Серьезные изменения происходили и в средней школе. В 1930 г. в стране вводится всеобщее начальное образование, а в городах — обязательное семилетнее. В мае 1934 г. была изменена структура единой общеобразовательной школы. Упраздняются две ступени и вводятся: начальная школа — с I по IV класс, неполная средняя — с I по VII класс и средняя — с I по X класс. Было восстановлено преподавание всемирной и отечественной истории, введены учебники по всем школьным предметам, строгое расписание занятий. Наконец, в 30-е гг. была в основном преодолена неграмотность, оставшаяся уделом еще многих миллионов людей. Большую роль сыграл здесь начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культурный поход под девизом «Грамотный, обучи неграмотного!». В нем участвовали сотни тысяч врачей, инженеров, студентов, школьников, домохозяек. Перепись населения в 1939 г. подвела итоги: число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%. Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не знавших ее. За 20—30-е гг. ее обрело около 40 народностей Севера и других регионов. Объясните значение понятий и выражений: «вредительство», репрессии, «большой террор», социалистический реализм.
□ 1. Объясните, каков политический смысл судебных процессов над «буржуазными спецами». 2. С какой целью И. В. Сталин настойчиво внедрял в советское общество убеждение в том, что по мере продвижения СССР к социализму «классовая борьба будет обостряться»? На какие социально-экономические, политические, психологические последствия этой идеи он рассчитывал? 3. Выскажите свое мнение: каково значение антисталинских выступлений в начале 30-х гг.? Сравните их с внутрипартийной оппозицией в 20-е гг. Что в них общего и особенного? В чем причины новой победы Сталина над своими политическими противниками? 4. Какие цели ставили перед собой вдохновители «большого террора»? Определите его последствия для общества. 5. Соотнесите цели и задачи «культурной революции» (см. § 13) со способами их достижения и результатами (см. § 17, 21). «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система Проблема. Какой общественно-политический строй сложился в СССР в конце 30-х гг.? Ответьте на вопросы. 1. Что представляла собой государственная символика (герб, флаг, гимн СССР) в 30-е гг.? 2. Что нового внесла в политическую жизнь Конституция 1936 г.? Новая Конституция СССР. В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР, тут же объявленная официальной пропагандой Конституцией победившего социализма. Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической — социалистическая собственность на средства производства. Как и в прежних советских конституциях, декларировалась свобода совести, слова, печати, собраний и митингов, объединения в союзы. Добавились и новые права граждан: на труд, отдых, «всеобщеобязательное» неполное среднее образование. Некоторые изменения были внесены в систему государственной власти. Ее высшим органом объявлялся Верховный Совет, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между его сессиями — Президиум Верховного Совета. Изменения коснулись избирательной системы: выборы стали всеобщими, равными и прямыми при тайном голосовании. Красной нитью через весь текст Конституции проходил тезис: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян». Что же на деле представляла собой «страна победившего социализма»? Экономика. Сложившаяся к тому времени экономика ныне определяется как директивная. Она характеризовалась: <г А Государственный герб (изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!») и флаг (золотые серп и молот, над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой на красном прямоугольном полотнище) Советского Союза — фактически полным огосударствлением средств производства, хотя формально-юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности: государственной и групповой (кооперативно-колхозной); — свернутостью товарно-денежных отношений (но не их полным отсутствием в соответствии с социалистическим идеалом), деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись в кабинетах чиновников, а не на основе рыночного спроса и предложения); — предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах (в республиках и областях); административно-командным распределением ресурсов и готовой продукции из централизованных фондов. Соотнесите директивную экономику СССР с первоначальными представлениями большевиков о социалистической экономике (см. § 13). Что в них общего и особенного? Задумайтесь над вопросом: почему творцам новой экономики не удалось до конца искоренить товарно-денежные отношения в обществе? В чем они проявлялись? Для советской модели директивной экономики было характерно существование так называемой «подсистемы страха» — мощных рычагов внеэкономического принуждения. В августе 1932 г. ЦИК СССР одобрил закон «Об укреплении социалистической собственности». Согласно ему, граждане, начиная с 12-летнего возраста, например, подбирающие колоски на колхозном поле, объявлялись «врагами народа» и могли получить срок не менее 10 лет. На рубеже 1932—1933 гг. вводится паспортный К концу 30-х гг. директивная экономика в результате массовых репрессий все отчетливее приобретает «лагерный» облик. В 1940 г. централизованная картотека ГУЛАГа включала данные почти на 8 млн лиц трех категорий: находившихся в то время в заключении; отбывших срок и вышедших на свободу; умерших в лагерях и тюрьмах. Иначе говоря, за 10 лет существования ГУЛАГа за колючей проволокой перебывало более 5% всего населения страны. Лагеря и колонии давали около половины добываемого в СССР золота и хромоникелевой руды, не менее трети платины и древесины. Заключенные производили примерно пятую часть общего объема капитальных работ. Их усилиями строились целые города (Магадан, Ангарск, Норильск, Тайшет), каналы (Беломорско-Балтийский, Москва—Волга), железные дороги (Тайшет—Лена, БАМ—Тында). Социальная структура. Социально-классовую структуру общества, насчитывавшего к 1939 г. около 170 млн человек, составляли три основных элемента: рабочий класс — его численность увеличилась за 1929—1937 гг. почти втрое, главным образом за счет выходцев из деревни, и вместе с членами семей составляла 33,7% всего населения (в национальных районах рост его рядов был еще более значителен: в Казахстане — в 18 раз, в Киргизии — в 27 раз), класс колхозного крестьянства и кооперированных кустарей (47,2%), социальная группа служащих и интеллигенции (16,5%). Сохранялся также и небольшой слой крестьян-единоличпиков и некооперированных кустарей (2,6%). Современные обществоведы в группе служащих и интеллигенции выделяют еще один социальный слой — номенклатуру. В нее входили ответственные работники партийно-государственного аппарата разного уровня и массовых общественных организаций, вершившие все дела в СССР от имени народа, отчужденного на практике от власти и собственности. Опираясь на сведения из курса обществознания, попробуйте дать социальную стратификацию советского общества. Уровень жизни населения. С конца 20-х гг. вся социальная политика сталинского руководства была подчинена одной цели — извлечению из общества дополнительных средств для форсированной индустриализации. Увеличивается подоходный налог на население. Вводится принудительная подписка на облигации «займов индустриализации», отбиравшие немалую долю зарплаты. А с конца 1928 г. жители городов были переведены на карточную систему распределения товаров. По твердым ценам они могли покупать, в зависимости от установленных категорий, ограниченное количество продовольственных и промышленных товаров.
B 1929—1930 гг. московские рабочие, например, в месяц в среднем получали по карточкам: хлеба — 24 кг, мяса — 6 кг, крупы — 2,5 кг, сливочного масла — 550 г, растительного масла — f 600 г, сахара— 1,5 кг. Карточные нормы служащих были существенно ниже. Сравнительно хорошо снабжали лишь ученых. В дальнейшем отоваривание но карточкам неоднократно снижалось. Несколько улучшали положение сохранявшаяся сеть коммерческой торговли (по свободным ценам), открытые по стране в 1933 г. городские колхозные рынки, а также неистребимая спекуляция — нелегальная частная торговля. Особенно тяжелым было положение в деревне. Крестьяне поч- - ти ничего не получали из колхозных касс и амбаров по трудодням и жили за счет своих подсобных хозяйств. Голод, обрушившийся в 1932—1933 гг. на ослабленную коллективизацией дерев- f ню, по разным данным, унес жизни до 5 млн человек. От голо-!-• да, холода и непосильного труда погибли в дальних поселениях Е и сотни тысяч раскулаченных. В 1935 г. карточная система была отменена. Вскоре И. В. Сталин заявил, что в Советской стране «жить стало лучше, жить стало веселее». Действительно, материальное положение городских и сельских жителей медленно улучшалось. В деревне, например, потребление важнейших продуктов питания (мяса, рыбы, масла, сахара) увеличилось к концу 30-х гг. по сравнению с голодным 1933 г. вдвое. И все же радужные слова Сталина далеко расходились с суровой реальностью — если не считать лсизненный уровень избранных, номенклатуры, который был неизмеримо выше среднего по стране. Зарплата рабочих и служащих в середине 30-х гг. составляла около 85% от уровня 1928 г. За это же время госцены выросли: на сахар — в 6 раз, хлеб — в 10, яйца — в 11, мясо — в 13, сельдь — в 15, растительное масло — в 28. Политическая система. Сущность политической системы в СССР определял режим личной власти И. В. Сталина, заменивший коллективную диктатуру старой большевистской гвардии ленинского периода. За фасадом чисто декоративной официальной власти (Советов всех уровней — от Верховного Совета до районного и сельского) скрывалась истинная несущая конструкция режима личной диктатуры. Ее образовывали две пронизывающие страну системы: партийных органов и органов госбезопасности. Первые подбирали кадры для различных управленческих структур государства и контролировали их работу. Еще более широкие контрольные функции, включавшие надзор за самой партией, осуществляли органы госбезопасности, которые действовали под прямым руководством И. В. Сталина. Вся номенклатура, в том числе ее ядро — партократия, жила в страхе, опасаясь репрессий, ее ряды периодически «перетряхивались», что исключало саму возможность консолидации нового привилегированного слоя управленцев на антисталинской основе и превращало их в простых проводников воли партийно-государственной верхушки во главе с И. В. Сталиным. Каждый член советского общества был вовлечен в иерархическую систему организаций: избранные, самые надежные, с точки зрения властей, — в партию (свыше 2 млн человек) и Советы (3,6 млн депутатов и активистов), молодежь — в комсомол (9 млн человек), дети — в пионерские дружины, рабочие и служащие — в профсоюзы (27 млн человек), литературная и художественная интеллигенция — в творческие союзы. Все они служили как бы «приводными ремнями» от партийно-государственного руководства к массам, конденсировали социально-политическую энергию народа, не находившую при отсутствии гражданских свобод какого-либо иного легального выхода, и направляли ее на решение «очередных задач Советской власти». Общество государственного социализма. Сейчас многие задаются вопросом: какая социальная система в конечном счете образовалась в СССР к исходу 30-х гг.? Думается, правы те историки и социологи, кто определяет ее как государственный социализм. Социализм — так как произошли обобществление производства, ликвидация частной собственности и базировавшихся на ней общественных классов. Государственный — так как обобществление было не реальным, а иллюзорным: функции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись партийно-государственным аппаратом, номенклатурой и в определяющей степени ее вождем. При этом государственный социализм в СССР приобрел отчетливо выраженный тоталитарный характер. Помимо отмеченного выше полного (тотального) контроля государства над экономикой, присутствовали и другие «родовые» признаки тоталитаризма: огосударствление политической системы, включая общественные организации, всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии властей на средства массовой информации, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще. Объясните значение понятий и выражений: директивная экономика, карточная система, «займы индустриализации», номенклатура, режим личной власти, государственный социализм. □ 1. Заполните таблицу «Страна победившего социализма: Конституция и реальность». Линии сравнения: 1) политическая основа СССР, сущность политической власти, 2) экономическая основа, 3) социально-классовая структура, 4) участие граждан в политической жизни, права и свободы. 2. Сравните социальную политику середины 20-х гг. и периода форсированной модернизации. С чем были связаны происходившие изменения? 3. Поработайте в группах. Подсчитайте ежедневный рацион московского рабочего по карточным нормам. Используя источники, расскажите о жизни крестьян — раскулаченных, единоличников, колхозников. Охарактеризуйте положение узников ГУЛАГа. Обсудите коллективно: почему в СССР не было массовых выступлений против власти? 4. Привлекая сведения из курса обществознания, дайте характеристику режима личной власти Сталина. Сопоставьте его с политическим режимом ленинского периода. 5. Используя сведения из курса обществознания, обоснуйте или опровергните тезис, что государственный социализм в СССР был разновидностью тоталитарного государства. 6. Какими достижениями нашего народа в 30-е гг. мы с полным правом можем гордиться?
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.143 (0.015 с.) |