Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI В.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общая проблема. Какие изменения произошли в экономическом строе, политической системе, социальной структуре и в духовной жизни России в результате кардинальных реформ?
Начало кардинальных перемен в стране Проблема. Какие неотложные задачи встали перед руководством России после распада СССР? Как они решались? Первые результаты реформ. Вспомните значение понятий: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», рыночная экономика, либерализация цен, конвертируемость рубля, ваучер, инфляция. Ответьте на вопросы. 1. Когда образовалась Российская Федерация (эту дату мы отмечаем как государственный праздник новой России)? 2. Когда была принята Конституция Российской Федерации? 3. Какие проблемы необходимо было решить нашему государству в 90-е гг.? В области внутренней политики руководство суверенной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования. «Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин выступил с программным заявлением, где изложил суть намеченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; антимонопольная и разумная налоговая политика; адресная система социаль-
ной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции. Хотя Б. Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а ее коренное преобразование, создание основ нового экономического и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой. Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина | «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г. «В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов 4 РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О социально-экономическом поло- лсении в РСФСР» постановляю: 1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход в основном на > применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складываю- j.: щихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохо- ')•■ зяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.
2. Установить со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, 323 независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг...» ? Какие цены называются свободными (рыночными)? В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пути к рыночной экономике — цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была упразднена центра- лизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг. Начался переход к конвертируемости рубля: устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения. Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предполагало, что освобождение цен и запуск рыночных механизмов сами по себе отрегулируют производство, создадут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и к быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложений по удержанию в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике. В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к взлету цен во многие десятки раз к концу 1992 г. (при ожидаемом уровне в два-три раза). Повышение зарплаты резко отстало от роста цен. Средний уровень жизни населения России упал ниже рубежа 80—90-х гг. Денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми государством. Правда, здесь надо сделать одно важное уточнение: к моменту начала реформы эти сбережения в условиях перестроечной инфляции и тотального товарного дефицита уже успели значительно обесцениться. С конца 1992 г. началась приватизация госсобственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В стране появилось 40 млн акционеров, но главным образом номинальных, ибо большая часть акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалась в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев различных финансовых и коммерческих структур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен за ваучеры свои, ничем на деле не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить эффективную систему противодействия этому процессу. Тем более в ситуации, когда она сама явно стремилась в максимально короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости. «Цель приватизации, — откровенно заявлял главный автор программы «ваучеризации» страны А. Б. Чубайс, — построение капитализма в России, причем в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия». Структурные изменения происходили также в аграрной сфере. Еще в годы перестройки стали возникать первые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные предприятия разных типов, где роль акций играли земельные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо отсутствовал закон о частной собственности на землю. Тем временем экономический кризис, отчасти неизбежный при структурной перестройке народного хозяйства, углублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой системы. Правительство пыталось проводить жесткую кредитную политику, но столкнулось с давлением промышленного лобби и сепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве из них российский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах. Начался не контролируемый властями вывоз капитала за рубеж. Одновременно в новой экономической ситуации нарастало социальное расслоение российского общества. Уже в конце 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз. Ниже черты прожиточного минимума оказалось более трети жителей страны. Появились и первые сотни тысяч безработных. Смертность россиян подскочила на 20%, рождаемость упала на 14%. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой правительства стал В. С. Черномырдин. Заслугой нового правительства стала борьба с гиперинфляцией. В 1993 г. оно провело денежную реформу, изъяв из обращения казначейские билеты образца 1961 —1992 гг. Это повлекло за собой введение национальных валют в странах, вошедших в состав СНГ. К концу 1997 г. инфляция в России не превышала 1% в месяц (в 1993 г. — более 40%). Правда, это было достигнуто в немалой мере за счет хронических задержек (от нескольких месяцев до года и более) выдачи заработной платы коллективам многих бюджетных предприятий и учреждений, военнослужащим. С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Созданный усилиями реформаторов рынок товаров дополнился рынком капиталов. В 1997 г. на долю государственного и муниципального секторов приходилось всего 9% промышленного производства, 10% сельскохозяйственного, 8,3% розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе (государство удерживало здесь больший или меньший пакет акций). Серьезные позиции в отечественной промышленности занял иностранный капитал. Долгое время правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наибольшей степени спад производства (от 70% и выше) затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квалифицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд авторитетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе отката России в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран. Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила в 1996 г. 66,5% от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и как следствие — производство мяса и молока. Вдвое меньше вносилось удобрений, что вело к истощению почв и неизбежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия. Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Промышленное производство к концу этого года увеличилось на 1%, сельскохозяйственное — на 0,1%. Однако подъем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор экономики. Напротив, они продолжали сокращаться. Не оправдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увеличился внешний долг — до 156 млрд долларов в 1998 г. (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по С реформами начала 90-х гг. Россия вступила в новую эпоху своего развития. Сопоставьте кардинальные изменения нашего времени с преобразованиями революционного 1917 г. Задумайтесь над вопросом: какие ценности России начала XX в. унаследованы и получили новое развитие? Что и почему оказалось невостребованным? Какова роль советского наследия в истории новой России? Становление президентской республики. Вторая приоритетная задача в области внутренней политики — оформление суверенной российской государственности. В 1992—1993 гг. в России существовало три ветви власти: законодательная (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им правительство) и судебная во главе с Конституционным судом. В принятой в 1978 г. Конституции Российской Федерации, несмотря на внесенные в нее в 1991 —1992 гг. многочисленные изменения, не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государственности: президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назначающий правительство; президент имеет ограниченные полномочия), наконец, смешанной, парламентско-прези- дентской республики. Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, у каждой из которых сложилось свое представление о стратегии экономических реформ, формах и методах разгосударствления собственности. Верховный Совет настаивал на более плавном и сбалансированном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования.
В апреле 1993 г. в Российской Федерации состоялся всенародный референдум. Большинство его участ Листок и.) архива. Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. «Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти... постановляю: 1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента... 2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...» ? В чем заключалась сущность политического кризиса? Какой путь выходя из него был предложен в указе? Резко против президентского указа выступили Верховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как неконституционные. Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нормам действующей Конституции, возложил на себя обязанности Президента и начал формировать новое правительство. 2 октября в Москве прошли организованные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета силой захватили здания мэрии и гостиницы «Мир», а затем предприняли неудачную попытку взять штурмом Останкинский телецентр. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов Советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбранным главам администраций краев и областей. Позже там приступили к формированию новых органов представительной власти. В ноябре 1993 г. развернулась предвыборная борьба за места в Совете Федерации и Государственной думе. Половина депутатов в Думу избиралась по территориальным округам, другая половина — по партийным спискам. В числе крупных политических объединений, активно включившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар); умеренно-оппозиционные — Партия российского единства и согласия (лидер С. М. Шахрай), блок «Яблоко» (лидер Г. Л. Явлинский); популистская Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский); радикально-оппозиционные Аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г. Л. Зюганов). КПРФ оформилась в феврале 1993 г. после компромиссного решения Конституционного суда, рассмотревшего два встречных иска: о конституционности указов Президента Б. Н. Ельцина по запрету КПСС и о конституционности самого существования в прошлом КПСС. Суд постановил признать правомочность указов Президента в части, запрещавшей деятельность руководящих структур КПСС, и одновременно подтвердил право граждан России — приверженцев коммунистической идеологии на объединение по территориальному принципу. Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декабря 1993 г. На первое место вышли представители ЛДПР. Значительное число избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ.
Референдум по проекту Конституции, подготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Основной закон провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа) не обладают правом на свободный выход, но в В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на 4 года, наделяется широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России; представляет Государственной думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке правительства и др. В Конституции закреплено одобрение государственного бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты палатами Федерального собрания. Одним из первых совместных шагов Президента и Федерального собрания явилась подготовка в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии. Его главная идея — отказ от силовых методов разрешения возникающих в обществе противоречий и конфликтов, поиск компромиссов. Договор скрепили своими подписями высшие должностные лица РФ, главы субъектов Федерации и местных органов власти, а также лидеры политических партий и движений, религиозных объединений, профсоюзов и других общественных организаций. Однако полного согласия добиться не удалось. Договор отказались подписать Аграрная партия России и КПРФ. Тем не менее некоторые практические результаты, снижающие накал политических страстей в России, договор принес. Были прекращены уголовные дела против членов ГКЧП и активных защитников старой Конституции в октябрьские дни 1993 г. В последующие годы общественно-политическая жизнь была насыщена новыми важными событиями. В декабре 1995 г. завершилась очередная кампания по выборам в Государственную думу. Они принципиально не изменили ее партийный состав, лишь место «Выбора России» занял новый проправительственный блок «Наш дом — Россия» (лидер В. С. Черномырдин). В мае 1996 г. началась еще одна политическая кампания — выборы Президента Российской Федерации. Основная предвыборная борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и лидером КПРФ Г. А. Зюгановым. Президент отстаивал верность стратегического курса реформ, обещая в большей степени, чем раньше, развернуть их «лицом к народу». Его оппонент, напротив, резко критиковал реформы и их результаты. Сторонники Зюганова призывали к восстановлению Советской власти и СССР. Выборы прошли в два тура (16 июня и 3 июля). Победу одержал Б. Н. Ельцин, получивший 53,8% голосов граждан. Большинство избирателей сделало выбор в пользу продолжения реформ. Несмотря на все трудности, граждане России не захотели возврата в прошлое. Сохранение территориальной целостности России и строительство обновленной Федерации. Решение этой проблемы стало третьей приоритетной задачей руководства страны. Сложные процессы, проходившие в России, не могли не затронуть отношений центра с автономными республиками, областями, национальными округами, входившими в ее состав. Понимая, что необходимы перемены в сфере национальных отношений, Президент Б. Н. Ельцин образно предложил субъектам Федерации «брать на себя суверенитета, сколько они могут унести». В результате все республики, входившие в Российскую Федерацию, заявили о своем суверенитете и об отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской) ТЙКЖ6 объявили себя суверенными республиками. Некоторые из них попытались взять курс на постепенный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской Республики прервало все связи с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет. Наряду с принятием новой Конституции на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации. Чеченская Республика отказалась присоединиться к договору. Татарстан одобрил этот документ лишь в 1994 г., оговорив в специальном «Договоре о разграничении полномочий» особые условия пребывания в Федерации. Вскоре аналогичные договоры были подписаны со многими другими республиками, краями и областями РФ. Однако они не решили всех проблем взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации. Тем временем межнациональные конфликты привели к столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения противостоящих сторон. Через два года возник вооруженный конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта РФ вошли федеральные войска для восстановления там конституционной законности и правопорядка. Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 тыс. военнослужащих, вооруженных сепаратистов и мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьезно обострили политическую ситуацию в России. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте представители федеральной стороны и сепаратистов подписали соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении там выборов президента и парламента. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на пять лет. Объясните значение понятий и выражений: адресная система социальной помощи, рынок капиталов, «чековые инвестиционные фонды», акционирование, президентская республика, парламентская республика, Федеральное собрание, Договор об общественном согласии, Федеративный договор, договоры о разграничении полномочий, сепаратизм, Хасавюртовские соглашения. v is^sameiseaMMmaMMmaBM^ ° 1. Какие действия Правительства РФ заложили основы рыночной экономики? Поработайте в парах. Определите положительные и отрицательные результаты этого процесса. Сформулируйте выводы. 2. Когда был провозглашен суверенитет России? Проследите этапы юридического оформления российской государственности. 3. Нарисуйте схему «Государственная власть в России по Конституции 1993 г.». 4. На основании текста Конституции РФ докажите, что Россия — правовое государство. 5. Выскажите свое мнение: почему существуют разные точки зрения о социально-экономических и политических преобразованиях, происходивших в нашей стране в 90-е гг. XX в.? ф Российское общество в первые годы реформ Проблема. Российское общество и реформы: как изменилось мировоззрение людей? Вспомните значение понятий: гражданское общество, многопартийность, постмодернизм. Ответьте на вопросы. 1. Какие новые слои населения появились в российском обществе в 90-е гг. XX в.? 2. Как изменилось отношение к религии и церкви в Российской Федерации? Социальные сдвиги. За время реформ, легализовавших принцип частной собственности (в том числе на средства производства, включая землю), социальная структура России претерпела серьезные изменения. Большую роль здесь стало играть отношение к собственности. В современном российском обществе возникло три новых социальных слоя: крупные, средние и мелкие частные собственники. К числу последних можно отнести чуть ли не большинство населения страны. Это хозяева бесплатно приватизированных городских квартир, держатели малых пакетов акций промышленных предприятий, владельцы дачных построек и деревенских домов, а после принятия Земельного кодекса — и земельных участков. Но оставался и слой неимущих людей. Двумя другими важными факторами социального расслоения общества стали источники доходов и их размер. По источникам доходов население страны делилось на тех, кто жил за счет своей собственности и частнопредпринимательской деятельности; наемных работников разной квалификации и характера труда, занятых в государственном и частном секторах экономики, в сфере культуры и т. д.; граждан, получавших государственные пенсии по старости и состоянию здоровья. Наиболее четко статистика фиксирует социальное расслоение по размерам душевого дохода. Обществоведы выделяют следующие слои: богатые (средств достаточно для организации собственного крупного бизнеса, приносящего огромную прибыль) — 7%; состоятельные (средств хватает для высокого уровня жизни и приумножения имеющегося капитала) — 7%; обеспеченные (средства позволяют приобретать жилье, обновлять предметы длительного пользования, давать престижное образование детям, качественно отдыхать) — 15,8%; малообеспеченные (средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости на минимальные затраты для лечения и укрепления здоровья) — 50%; неимущие (наличие минимальных средств лишь для элементарного поддержания жизни без всяких перспектив на ее улучшение) — 20,2%.
Листок из трудов социологов. «Переплетение в современной Рос сии прежней советской и новой постсоветской социальных структур не позволяет рассматривать нынешнее общество как единую социальную систему. Фактически оно распадается на отдельные сегменты... По мнению авторитетных ученых, стратификация современного общества выглядит так: элита (правящая политическая и экономическая) — 0,5%; верхний слой (крупные и средние предприниматели, директора заметных приватизированных предприятий и др.) — 6,5%; средний (мелкие бизнесмены, квалифицированные гражданские и военные профессионалы, управленцы среднего звена) — 20%; базовый (рядовые специалисты, мелкие менеджеры, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса) — 60%; нижний слой (мало- и неквалифицированные работники, временно безработные) — 7%; социальное «дно» (бездомные, бродяги, нищие, уголовники и др.) — до 5%. Вновь, как и в дореволюционное время, немалая часть российского населения оказалась в неуютном состоянии маргинальности (прежде благополучные квалифицированные работники, оказавшиеся в среде социально беспомощ- пых, предприниматели с неустойчивым финансовым положением, вынужденные переселенцы из зон конфликтов в России и бывших республик СССР и др.)». Изменения затронули и социальную политику государства. Была резко сокращена программа бесплатного предоставления жилья. Большую часть строящихся квартир теперь приходилось приобретать в собственность за деньги. В стране сохранилась система бесплатного медицинского обслуживания, но из-за экономических трудностей заметно ухудшилось ее финансирование. Немалое число пациентов стало пользоваться услугами быстро расширяющегося частного сектора здравоохранения.
Листок из архива. Статья министра здравоохранения России Ю. Л. Шевченко (1998). «Тенденции основных показателей здоровья населения продолжают оставаться тревожными. Страна впервые за послевоенную историю вплотную подошла к состоянию депопуляции: за счет превышения смертности над рождаемостью... Не следует забывать, что в стране произошло кардинальное изменение морально-этических представлений. Необходимость в предельно сжатые сроки приспособиться к жизни в новых условиях порой превышает адаптивные возможности организма. Это привело к росту обусловленной стрессами заболеваемости. Тяжесть кризиса обру- шилась в первую очередь на трудоспособное население, смертность которого возросла к середине 90-х годов в 2—2,5 раза... Страшное зло — новое для нашей страны явление наркомании... Конечно, положение не отчаянное. Прежде всего уже пройден какой-то критический момент и видны признаки пусть небольшо ? Какие социальные проблемы вызывают тревогу министра здравоохранения? Объясните почему. Становление гражданского общества. Само это понятие лишь недавно вошло в наш обиход. Что же оно обозначает? Гражданское общество — это общество, большинство членов которого занимают прочное экономическое и социальное положение, что дает им определенную независимость от государства и возможность влиять на принимаемые решения власти. Ото влияние реализуется через систему демократических выборов органов власти и высших должностных лиц, создаваемые гражданами политические партии и общественные организации, через свободные средства массовой информации. Напомним: медленный и трудный процесс формирования гражданского общества в дореволюционной России прервали события 1917 г. В последующие годы действиями Советской власти были разрушены сами его устои — институт частной собственности, свободное волеизъявление граждан. В результате российское гражданское общество, не успев до конца сформироваться, растворилось в тоталитарном общественном пространстве СССР. Первые ростки возрождения гражданского общества в нашей стране появились в годы хрущевской «оттепели» и значительно окрепли в эпоху перестройки и реформ 90-х гг. XX в. Было законодательно закреплено право граждан на частную собственность, в том числе на средства производства, ее охрана законом. Под защитой Конституции Российской Федерации 1993 г. основные демократические права и свободы человека нашли свое воплощение в реальной жизни.
Убедительные свидетельства тому — утвердившаяся практика свободных всенародных выборов Президента РФ и депутатов Государственной думы, многопартийность, сеть независимых средств массовой информации (радио, телевидение, печать), разветвленная система общественных организаций, ощутимо влияющих на политическую жизнь в стране. В числе последних замет Задумайтесь над вопросом: что характеризует современную многопартийную систему России? Сопоставьте ее с дореволюционной (§ 4—6) и многопартийной системой современного мира. При ответе используйте сведения из курса всеобщей истории и обществознания. Религия и церковь. Кризис коммунистической идеологии и демократизация общества вызвали среди самых разных его слоев всплеск религиозных настроений. По данным статистики, в 90-е гг. в России православными себя считали 49% граждан, приверженцами ислама — 8%, других религий и культов — 14%. Остальные относили себя к числу неверующих. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину «свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Не допускается только пропаганда религиозной ненависти и вражды, а также религиозного превосходства. В 1997 г. был принят новый закон — «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он существенно ограничивал деятельность проникших на территорию России из-за рубежа тоталитарных сект (сатанистов, сайентологов, свидетелей Иеговы и др.), порабощавших и разрушавших личность человека. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. В Москве, например, за короткое время был восстановлен взорванный в начале 30-х гг. храм Христа Спасителя, возведенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символическим памятником всем россиянам, погибшим на полях многочисленных войн за свободу и независимость России. В 90-е гг. заметно вырос авторитет Русской православной церкви и других религиозных конфессий. Их высшие представители участвовали в попытках урегулирования внутренних и международных конфликтов. Священнослужители активно способствовали утверждению в российском обществе мира и согласия. Развитие культуры. Кардинальные преобразования в социально-экономической и политической областях не могли не сказаться и на развитии культуры. Принципиальным образом изменились взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать ей свои требования. Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху политика в этой сфере. В Конституции РФ было записано, что «признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Отныне определение путей дальнейшего развития культуры стало делом самого общества и превратилось в предмет острых дискуссий. Диапазон поисков здесь чрезвычайно широк — от слепого следования западным образцам до апологии изоляционизма и ориентации только на национальные традиции. Серьезно повлияло на состояние дел в культуре и резкое сокращение государственного финансирования, вызванное глубоким спадом в экономике. Из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», утверждавший гуманистические принципы обучения и воспитания молодежи, государственно-общественного управления школой. В ведении государства остались вопросы соблюдения едино
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.250 (0.018 с.) |