Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало «холодной войны»: внешняя политика СССР в новых условиях



Проблема. Что изменилось в мире после войны? Какую роль в этих изменениях сыграл СССР?

Вспомните значение понятий: «холодная война», «план Маршалла», НАТО, социалистический лагерь, СЭВ. Ответьте на вопросы. 1. Чем характризуются понятия «стра­ны Запада» и «страны Востока» применительно к периоду «хо­лодной войны»? 2. Что такое «железный занавес»? 3. Какие международные организации, возникшие в 40—50-е гг., вы знаете?

Отношения с бывшими союзниками. Потенциал со­трудничества, накопленный СССР и западными держава­ми в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступле­нием мира стал быстро исчезать.

В выступлении бывшего премьер-министра Велико­британии У. Черчилля в американском городе Фултоне (март 1946 г.), в послании к Конгрессу президента США Г. Трумэна (февраль 1947 г.), а также в ряде секретных документов были сформулированы две стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма»). Перспективная: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а за­тем добиться ее ослабления и ликвидации в самой Рос­сии (доктрина «отбрасывания коммунизма»). При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства.

I

Листок из архива. Речь У. Черчилля в Фултоне.

«Я не верю в то, что Советская Россия хочет войны. Она хо­чет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин... Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем во­енная слабость. Мы не можем позволить себе полагаться на не­значительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил... Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил».

? Как определяет У. Черчилль внешнеполитические цели Шг СССР и стран Запада?

 

СССР, в свою очередь, стремился как можно быстрее укрепить влияние на освобожденные Советской армией страны. При этом И. В. Сталин питал надежду, что в ус­ловиях, когда на конференциях «большой тройки» был де-факто признан новый раздел мира на сферы интере­сов великих держав, ему удастся добиться своей цели без

8 —А. А. Левандовский, 11 кл.

ухудшения отношений с западными партнерами, сохра­нив с ними взаимовыгодное сотрудничество. По мере то­го как эти надежды исчезали, формируется еще одна внешнеполитическая установка. Стареющий кремлев­ский диктатор вынашивал мысль мобилизовать военно- экономическую мощь советского блока для распростра­нения его влияния на новые регионы мира. Так, на секретном совещании в Кремле в январе 1951 г. И. В. Сталин заявил, что существует возможность «ус­тановить социализм по всей Европе» в течение «бли­жайших четырех лет» и что этой цели должна быть подчинена политика возглавляемых коммунистами стран.

До сих пор среди российских и западных историков нет единого мнения о виновниках «холодной войны». Проана­лизировав действия противостоящих сторон, дайте свой ответ на вопрос: насколько каждая из них ответственна за новый раскол мира?

Реализация намеченных бывшими союзниками внеш­неполитических курсов за короткий срок до предела ос­ложнила международную обстановку, ввергла мир в со­стояние «холодной войны» и гонки вооружений.

В сложившихся условиях оказалась невозможной и эффектив­ная работа Организации Объединенных Наций, созданной в ок­тябре 1945 г. США, располагавшие в ООН большинством голо­сов, стремились превратить ее в пекий всемирный трибунал с правом безапелляционного вмешательства в любые противоречия между странами, с тем чтобы разрешать их по собственному ус­мотрению. Ответом советского правительства была защита своего права вето в ключевом органе ООН — Совете Безопасности. Но­вая международная организация быстро превратилась в трибуну острой публичной полемики.

В последние дни войны в Европе Вашингтон внезапно приостановил действие закона о ленд-лизе в отношении Советского Союза, что вызвало горечь и раздражение в Москве. После первых весьма скупых сумм по займу, обещанному И. В. Сталину еще президентом Ф. Рузвель­том, СССР в дальнейшем не получил ни доллара. Не ус­пев начаться, были прекращены выплаты СССР репара­ций из западных зон оккупации Германии, несмотря на обязательства, принятые союзниками в Потсдаме.

В январе 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл предложил выделить финансовые ресурсы на цели вос­становления европейских стран. Министры иностранных дел Англии и Франции, горячо поддержав «план Мар­
шалла», пригласили в Париж В. М. Молотова для обсуж­дения этого плана. На переговорах Молотов поставил свои условия, главным из которых было сохранение за советским правительством свободы в расходовании пред­назначенной ему части средств и в выборе экономи­ческой политики. После того как эти условия были от­вергнуты, Москва отказалась участвовать в «плане Маршалла» и настояла на принятии аналогичных реше­ний правительствами стран, входивших в ее сферу вли­яния.

Помощь по линии «плана Маршалла» ограничилась, таким образом, только Западной Европой. Ее масштабы были колоссаль­ны: 12,4 млрд долларов за 1948—1951 гг. Эти средства позволи­ли за короткий срок возродить разрушенную экономику запад­ных стран и сформировать там современные рыночные структуры. Кроме того, они умело использовались Вашингтоном как инструмент политического давления. В результате позиции местных компартий, авторитет которых в годы войны значитель­но вырос благодаря их самоотверженной борьбе с фашистскими оккупантами (во Франции и в Италии коммунисты даже входи­ли в первые послевоенные правительства), оказались ослабленны­ми, а влияние США в этом ключевом регионе мира существенно укрепилось.

В апреле 1949 г. в Вашингтоне был подписан Североат­лантический договор (НАТО), оформивший военно-полити­ческий союз США и 11 западных стран: Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Дании, Норвегии, Нидерлан­дов, Люксембурга, Португалии, Исландии и Канады. Вдоль советских границ развертывалась сеть военных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них — «Дропшот» предусматривал нанесение ядерных уда­ров по основным городам Советского Союза.

8*

В этих условиях И. В. Сталин нашел нетрадиционный путь сдерживания чрезмерных амбиций агрессивных кругов западных государств, приступив к широкомас­штабной поддержке международного общественного дви- лсения сторонников мира. Оно зародилось в 1948 г. по призыву нескольких сотен авторитетнейших деятелей культуры из многих стран. Первый Всемирный конгресс сторонников мира, объединивший представителей 72 го­сударств, прошел в Париже в апреле 1949 г. Он завер­шился избранием Постоянного комитета во главе с выда­ющимся французским ученым-физиком Ф. Жолио-Кюри. И уже через три месяца в Москве был учрежден Совет­ский комитет защиты мира.

227


Когда в марте 1950 г. в Стокголь­ме Постоянный комитет Всемирного конгресса принял воззвание, требо­вавшее «безусловного запрещения атомного оружия» и осуждавшее его применение как «преступление про­тив человечества», в СССР по не­гласной команде властей подписи под ним поставили 115,5 млн чело­век — все взрослое население стра­ны. Ради справедливости следует сказать, что это была та команда, которая отвечала искренним чаяни­ям и надеждам советского народа, хорошо помнившего трагические ис­пытания Великой Отечественной... Всего на планете Стокгольмское воззвание подписали около 500 млн человек. Стараясь перевести общест­венную инициативу в плоскость официальной диплома­тии, Москва заявила о готовности сотрудничать с зако­нодательными органами других государств в практичес­кой реализации предложений сторонников мира, а в марте 1953 г. Верховный Совет СССР принял Закон о за­щите мира. Пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества.

Складывание социалистического лагеря. Тем време­нем при прямом содействии Москвы устанавливаются коммунистические и просоветские режимы в Болгарии (1944), Югославии (1945), Албании (1946), Польше и Ру­мынии (1947), Венгрии и Чехословакии (1948), а также на Азиатском континенте: в Северном Вьетнаме (1945), в Северной Корее (1948). В 1949 г. коммунисты пришли к власти и в Китае.

«Мы требуем мира!». Художник В. Корецкий. 1950 г.

Листок из архива. Воспоминания Н. С. Хрущева. «У нас были свои надежды. Так же как Россия вышла из Первой мировой войны, осуществила революцию и установила Советскую власть, Европа тоже, пережив катастрофу Второй ми­ровой войны, может быть, станет советской. Все затем пошли бы по пути от капитализма к социализму. Сталин был убежден, что послевоенная Германия устроит революцию и создаст пролетар­ское государство... Все мы верили в это. У нас были такие же надежды в отношении Франции и Италии... Но события разви­вались не в нашу пользу. США с их могущественной экономикой помешали тому, чтобы разрушенная экономика европейских стран привела к революционным взрывам, чего мы ожидали в соответствии с теорией марксизма-ленинизма. К сожалению, все эти страны остались капиталистическими. И нас постигло

Б разочарование. Тогда мы сосредоточили свои усилия на упроче­нии завоеваний социализма в братских странах Восточной

? Как определяет Н. С. Хрущев внешнеполитические цели

Этим странам оказывалась интенсивная материальная поддержка, в том числе через учрежденный в 1949 г. Со­вет экономической взаимопомощи (СЭВ). Истинные мас­штабы перекачки средств в страны «народной демокра­тии» держались в секрете от населения СССР. Известно только, что одних долгосрочных льготных кредитов им было предоставлено в 1945—1952 гг. на 15 млрд рублей, или 3 млрд долларов. В ответ И. В. Сталин требовал про­ведения политических и социально-экономических пре­образований по советской модели. Любое отклонение от нее воспринималось крайне враждебно. Именно это ста­ло основанием для разрыва в 1948 г. отношений с Юго­славией, чей лидер И. Тито попытался отстоять свою самостоятельность.

Попытки же иного рода, направленные на расширение границ социалистического лагеря, встречали у Москвы полное понимание. Так, И. В. Сталин безоговорочно под­держал руководство КНДР в его открытом противоборст­ве с Южной Кореей (1950—1953). Корейская война бы­ла прекращена дипломатическими усилиями вскоре после смерти И. В. Сталина. Объединение страны под эгидой коммунистов сорвалось. Корея осталась разделен­ной на два государства. Та же участь постигла Вьетнам, а в Европе — Германию.

Проблема послевоенного устройства поверженной Гер­мании была одной из самых острых во взаимоотношени­ях бывших союзников. СССР выступал поборником принципа территориальной целостности будущего немец­кого государства, так как опасался, что в противном случае возникнет сепаратное западногерманское государ­ство, усиленное за счет обладания потенциалом промыш­ленного Рура и способное лелеять мечты о реванше на Востоке. Но именно в этом и заключалась ближайшая цель западных держав. С 1 января 1947 г. американцы и англичане поспешили в одностороннем порядке слить две свои оккупационные зоны в Германии в общую — «Бизонию», объединявшую весь Рур. В июне 1948 г. там была проведена денежная реформа. Немного спустя к «Бизонии» была присоединена часть Германии, контро­лируемая Францией, и образована «Тризония».

Москва с помощью неудачной блокады Западного Бер­лина, предпринятой весной 1949 г., попыталась прервать

процесс складывания сепаратного немецкого государства, но фактически лишь подтолкнула его. В мае того же го­да была принята конституция Федеративной Республики Германии и сформированы правительственные органы. В ответ СССР в октябре 1949 г. создал в собственной зоне оккупации второе государство — Германскую Демокра­тическую Республику.

Небывалый в истории феномен «разорванных надвое народов» в Европе и Азии на долгие десятилетия стал трагическим символом раскола мира на две враждебные системы — капиталистическую и социалистическую.

СССР и страны «третьего мира». Разгром германского и японского империализма способствовал возникновению благоприятных условий для подъема национально-осво­бодительного движения в колониальных и зависимых странах.

Уже в первые послевоенные годы возник ряд суверен­ных государств Азии: Индонезия, Индия, Пакистан, Бирма, Цейлон. Нарастало антиимпериалистическое дви­жение в других странах Азии, а также Африки и Латин­ской Америки. Начался необратимый процесс распада колониальной системы.

СССР всячески поощрял национально-освободитель­ную борьбу угнетенных народов, имевшую ярко выра­женную антизападную направленность. Одновременно И. В. Сталии пытался укрепить собственные позиции в странах «третьего мира». В частности, он требовал учас­тия в контроле над итальянской колонией в Северной Африке (в Триполитании — современная Ливия) и раз­мещения военной базы в Дарданеллах, высказывал наме­рение надолго обосноваться в Иране, находившемся с 1941 г. под совместной оккупацией Великобритании и СССР.

Листок из архива. Воспоминания В. М. Молотова. «После войны на дачу Сталина привезли карту СССР в новых границах — небольшую, как для школьного учебника. Сталин приколол ее кнопками на стену: «Посмотрим, что у нас получи­лось... На Севере у нас все в порядке, нормально. Финляндия пе­ред нами очень провинилась, и мы отодвинули границу от Ле­нинграда. Прибалтика — это исконно русские земли! — снова наша, белорусы у нас теперь все вместе живут, украинцы — вме­сте, молдаване — вместе. На Западе нормально». И сразу пере­шел к восточным границам. «Что у нас здесь?.. Курильские ост­рова наши теперь, Сахалин полностью наш, смотрите, как хорошо!.. Китай, Монголия — все в порядке... Вот здесь мне на­ша граница не нравится!» — сказал Сталин и показал южнее Кавказа».

? Какими принципами при определении внешнеполитических целей государства руководствовался И. В. Сталин?

В Иране Москва активно помогала оппозиционной партии Туде и сепаратистским движениям курдов и азер­байджанцев, имея в виду либо поставить центральную власть в Тегеране в полную зависимость от Туде, либо аннексировать граничащие с советским Азербайджаном северные провинции. В декабре 1945 г. при советском со­действии были провозглашены на севере Ирана автоном­ная Республика Азербайджан и Курдская народная рес­публика. После жесткого противодействия Англии, направившей в Иран дополнительные воинские контин- генты, СССР был вынужден вывести оттуда войска. В конце 1946 г. иранское правительство восстановило контроль над северной частью своей территории, подавив курдских и азербайджанских повстанцев. И. В. Сталин предпочел не реагировать, чтобы не втягиваться в этом регионе в бесперспективный силовой конфликт с Англи­ей и США.

Напряженная международная обстановка наложила серьезный отпечаток и на внутреннюю политику СССР.

Объясните значение понятий и выражений: доктрина «сдерживания коммунизма», доктрина «отбрасывания ком­мунизма», план «Дропшот», международное движение за­щитников мира, страны «народной демократии», страны «третьего мира».


 

о 1. Сопоставьте источники, приведенные в параграфе. Что общего в позициях, высказанных У. Черчиллем и Н. С. Хрущевым? 2. Поработайте в парах. Приведите факты, доказывающие, что источником развязывания «холодной войны» был СССР, и факты, доказываю­щие, что «холодную войну» развязали США. Сформу­лируйте вывод. Используйте материалы курса всеоб­щей истории. 3. Определите геополитические интересы советского руководства в Европе, Азии, Африке. Дай­те оценку внешнеполитической стратегии СССР. 4. Выявите основные вехи в формировании социалис­тического лагеря. 5. Что изменилось в международных отношениях после окончания Второй мировой войны? Что осталось неизменным?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.015 с.)