Схема психологической характеристики личности ученика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема психологической характеристики личности ученика



I. Данные по истории развития личности (анамнез):

1. Физическое и психическое развитие в раннем детстве (было ли оно

нормальным или имелись какие-то отклонения от нормы).

2. Материальный и культурный уровень семьи.

3. Жилищные условия.

4. Отношение родителей к своему ребенку (стиль родительского

воспитания) - заботливое, дружеское, слепое обожание, мелочная опека, отчужденное, бесконтрольность со стороны родителей и т.д.

5. Отношение ребенка к родителям.

6. Имели ли место события, которые оказали сильное влияние на психику ученика.

7. Успеваемость, дисциплина, характер отношений в предшествующих классах.

8. Основная проблема на настоящий момент.

II. Особенности положении ученика в классе, взаимоотношения с

Коллективом и учителями.

• Положение ученика в системе отношений в классе, школе (лидер, популярный, принятый, непринятый; пользуется ли любовью, авторитетом). Что повлияло на статус школьника. Дорожит ли своим положением в коллективе, школе. Какое положение хотел бы занять в классе.

• Отношение ученика к одноклассникам, мнению коллектива класса, к требованиям и критическим замечаниям сверстников (серьезное, благожелательное, равнодушное, враждебное; дорожит ли мнением коллектива, что особенно ценит в коллективе, школе; с кем дружит и на чем основана дружба, сформированность навыков общения, бывают

ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

• Отношение к учителям (есть ли контакт, любит, уважает их, конфликтует с ними и т.д.).

• Восприятие и выполнение требований, предъявляемых взрослыми

(выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно).

III. Направленность личности

• Интересы и склонности ученика (учебные и внеучебные), степень их устойчивости, широты, глубины, активности. Области знаний и деятельности, которыми учащийся серьезно занимается (осветить интерес к чтению, источники информаци, их содержание).

• Взгляды и убеждения ученика, их соответствие поведению.

• Идеалы ученика, их влияние на его поведение и деятельность.

• Ведущие мотивы в общей иерархической структуре, что повлияло на формирование мотивов.

• Вид направленности личности (коллективистическая, личностная, деловая).

 

IV. Свойства темперамента (приложение № 1 к тексту методики)

• Сензитивность

• Реактивность

• Активность

• Темп деятельности

• Экстравертированность - интровертированность

• Пластичность - ригидность

• Тревожность

Вывод о типе темперамента.

V. Характер

• Черты, отражающие отношение к людям, коллективу, одноклассникам, учителям - коллективизм, чуткость, добро доброжелательность, внимательность, справедливость, вежливость, терпимость, а также противоположные этим качествам индивидуализм, черствость, злобность и т.д.

• Черты, отражающие отношение к себе, - самопринятие и самооценка себя и своих особенностей, отношение к личностному росту, самокритичность, личностные притязания и самоутверждение, чувство собственного достоинства, скромность, честность, самоуверенность или уверенность, эгоизм, самомнение и т.д.

• Черты, отражающие отношение к деятельности, (учебно-трудовой, общественно-полезной), выражены в знаниях, умениях, навыках, привычках и таких качествах, как трудолюбие, целеустремленность, добросовестность, лень, ответственность, настойчивость, самостоятельность и т.д.

• Черты, отражающие отношение к собственности (вещам, школьному имуществу) - аккуратность бережливость, щедрость, небрежность и т.д.

• Выделить стержневые черты характера.

• Определить, какое свойство структуры характера (сила, слабость, устойчивость, ситуативность, целостность, противоречивость) в наибольшей мере проявляется у данного ученика.

Установить связь черт характера с направленностью личности.

VI. Способности

• Охарактеризовать уровень способностей к различным учебным предметам (какие предметы усваиваются легче, быстрее, творчески).

• Отметить, к каким видам внешкольной деятельности (музыка, живопись, техника, спорт и т.д.) проявляются склонности, способности.

• Условия, благоприятствующие или мешающие развитию способностей.

• Связь интересов, склонностей и способностей с выбором профессии (при характеристике старшеклассника).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.005 с.)