Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совр теор мотивации, созданные в США.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущ-т 2 подхода к изуч-ю теор мотивации. Первый подход основывается на иссл-ии содержательной стороны теор мотивации. Такие теор базируются на изучении потр-тей Ч, кот-е и явл-ся основными мотивом их проведения, а следовательно, и деят-ти. К сторонникам такого подхода можно отнести амер-х психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. ТЕОР МОТИВАЦИИ А. МАСЛОУ Сущ-ть ее сводится к изучению потр-тей Ч. В основе пов-я лежат потр-ти Ч, кот-е можно разд-ть на 2 групп: - физиол-е потр-ти, необходимые для выживания Ч: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.; - потр-ти в без-ти и уверен-ти в будущем - защита от физ-х и других опасностей со стороны окр-го мира и уверен-ть в том, что физиологические потр-ти будут удовлетворяться и в будущем, - соц потр-ти – необх-ть в соц-м окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка; - потр-и в уважении, в признании окр-х и стремлении к личным достижениям; - потр-ть самовыраж-я, т.е. потр-ть в собственном росте и в реализации своих потенциальных возм-тей. Первые 2 группы потр-тей первичные, а следующие 3 вторичные. Согласно теор Маслоу, все эти потр-ти можно расположить в строгой иерархической послед-ти в виде пирамиды, в основании кот-й лежат первичные потр-ти, а вершиной явл-ся вторичные. Смысл такого иерархического построения закл-ся в том, что приоритетны для Ч потр-ти более низких ур-ей и это сказывается на его мотивации. Самая высокая потр-ть – потр-ть самовыраж-я и роста Ч как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации Ч через потр-ти бесконечен. ТЕОР МОТИВАЦИИ ДЭВИДА МАК КЛЕЛЛАНДА Он утв-т, что любая орг-ция предоставляет работнику возм-ти реал-ть три потр-ти высшего ур-ня: во власти, успехе и принадлежности. На их основе возн-т и четвертая потр-ть, а именно потр-ть в том, чтобы избегать неприятностей, т.е. препятствий или противодействий в реализации 3 названных потр-тей. Потр-ти во власти, успехе и принадлежности проявляются в соответ-щих мотивах. Основные мотивы устойчивы, и изм-ся лишь в течение длительного промежутка времени. Вместе с тем они подвержены краткосрочным колебаниям. Потр-ть в успехе не в равной степени выражена у разных работников. Ч, ориентированный на дост-е успеха, обычно желает автономии и готов нести ответ-ть за рез-ты своей работы. Он стремится регулярно получать @ о «взятых им рубежах», хочет знать о конкретных рез-тах своей работы, отличается большей организованностью, спос-тью предвидеть и планировать свои действия. Они получают удовл-ие не столько от награды за проделанный труд, сколько от самого процесса работы, особенно от ее успешного завершения. Потр-ть в успехе подвержена разв-ю, что можно исп-ть для повышения эфф-ти работы. Люди, ориентированные на успех, чаще других добиваются его. Потр-ть во власти выр-ся в желании влиять на других людей, контрол-ть их пов-е, а также в готовности отвечать за других. Эта потр-ть выраж-ся в стремлении к руководящей должности. Большое влияние на пов-е людей в орг-ции оказывает потр-ть в принадлежности. Она проявляется в желании общаться, и иметь дружеские отн-я с другими людьми. ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ Ф. ХЕРЦБЕРГА факторы, определяющие удовл-ть произ-ой работой нужно отделить от факторов, ведущих к неудовл-ти работой. То, что противостоит удовл-ти работой, отсутствие удовл-ти. Осн ее сод-е: совок-ть факторов, образующих удовл-ть трудом, по хар-ру своего влияния на общую удовл-ть делится на 2 группы. Факторы одной группы, в случае их наличия в рабочей ситуации, ведут к увел-ю удовл-ти трудом, но их отсутствие не ведет к неудовл-ти. Эту группу Ф. Херцберг назвал мотиваторами. Они выступают стимуляторами эффективного труда. Именно они определяют удовл-ть работой и повышение на этой основе трудовую активность. К ним отн-ся: дост-е целей, признание, интересное сод-е труда, самостоятельность (свой участок работы) и ответ-ть, профессионально-должностной рост, возм-ти личностной самореализации. Другая группа названа гигиеническими факторами. Термин «гигиена» упот-ся здесь в его мед зн-и - гигиена как предупреждение, предотвращение болезни, а не как лечение ее. При улучшении гигиен-х факторов неудовл-сть не ощущается, но когда такое улуч-е воспринимается сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удовл-ти. Эти факторы не в состоянии создать позитивную удовл-ть, так как они не содержат харак-к, необходимых для психолог-го разв-я индивида. К гигиеническим факторам отн-ся: отн-я с коллегами, начальством и подчиненными; нравственный климат в орг-ции; вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты); способ-ти руководителя; физ-е усл-я труда; стабильность раб места; безоп-ть и гарантия работы, личная и семейная жизнь. В конц-и Ф. Херцберга можно отметить еще одну особ-ть: гигиенические факторы – это, главным образом, коллективные усл-я деят-ти, общие для всех или многих работников на данном пред-тии, мотивационные – касаются лишь каждого в отдельности и связанны с личностными характеристиками индивида. В рассмотрении альтернатив – коллективные или индивидуальные методы стимул-я труда – Херцберг делает акцент на вторых выводов: 1Отсутствие гигиен-х факторов ведет к неудовл-ти трудом. 2Наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены. 3В обычных усл-х наличие гигиен-х факторов воспринимается, как естественное и не оказывает мотив-го воздействия. 4Позитивное максимальное мотивационное возд-е достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены. ТЕОР ОЖИДАНИЙ В, ВРУМА Согласно теории ожиданий не только потр-ть явл-ся необходимым усл-ем мотивации Ч для достижения цели, но и выбранный тип пов-я. Процессуальные теор ожидания устанавливают, что пов-е сотрудников опред-ся пов-ем: - руководителя, кот-й при определенных усл-ях стимулирует работу сотрудника; - сотрудника, кот-й уверен, что при опред-х усл-х ему будет выдано вознаграждение; - сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улуч-и кач-ва работы ему будет выдано определенное вознаграждение; - сотрудника, кот-й сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности. Исходя из теор ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потр-ти, кот-е могут быть в значительной степени удовлетворены в рез-те предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, кот-е могут удовл-ть ожидаемую потр-ть работника. ТЕОР СПРАВЕДЛИВОСТИ Ее основные постулаты: 1. Люди оценивают свои взаимоот-я путем сравнения (что я вкладываю и что получаю). 2. Неэквивалентность вклада и отдачи явл-ся источником дискомфорта (вины или обиды). 3. Люди, не удовлетворенные своими отн-ями, стремятся восстановить справедливость. ТЕОР МОТИВАЦИИ Л. ПОРТЕРА - Э. ЛОУЛЕРА Эта теор построена на сочетании элементов теор ожиданий и теор справедливости. Суть ее в том, что введены соотн-я между вознаграждением и достигнутыми рез-тами. Л. Портер и Э. Лоулер ввели 3 переменные, кот-е влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные кач-ва Ч и его способ-ти и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теор ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соотв-и с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Важный вывод о том, что именно рез-ты труда явл-ся причиной удовл-я сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теор результативность должна неукоснительно повышаться. «ХУ – ТЕОР» МАКГРЕГОРА Эта конц-я вкл-т 2 противоположные теор: теор «Х» и теор «У». Теория «Х», во многом отражая осн-е воззрения У. Тейлора на работника, исходит из того, что: - средний Ч ленив и стремится избегать работы; - работники не очень честолюбивы, боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили; - для достиж-я целей предприятия надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении; - строгое руков-во и контроль явл-ся главными методами упр-ния; - в поведении работников доминирует стремление к безоп-ти. На этих постулатах о Ч как плохом, недобросовестном и безынициативном работнике следует, согласно данной теории, строить упр-ние орг-цией. В деят-ти руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания. Теор «У», являющаяся дополнением теории «Х». Данная теор строится на противоположных теор «Х» принципах и вкл-т след постулаты: - неделание работать – это не врожденное кач-во работника, а следствие плохих усл-й труда, которые подавляют врожденную любовь к труду; - при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответ-ть; - лучшие ср-ва осущ-я целей орг-ции – вознаграждение и личностное развитие; - при наличии соответствующих условий сотрудники усваивают цели орг-ции, форм-т в себе такие кач-ва, как самодисциплина и самоконтроль; - труд потенциал работников выше, чем принято считать. В совр-ом произ-ве их созидательные возм-ти исп-ся лишь частично. Глав вывод теории «У» таков: необходимо предоставлять сотрудникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия. ТЕОРИЯ«Z» ОУЧИ Глав отличительная черта теор «Z» - обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно этой теор, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. пред-тия как одной большой семьи, одного рода. Эти ценности требуют разв-я у сотрудников – с помощью соответствующей орг-ции и стимул-я – отн-ий доверия, солид-ти, преданности коллективу и общим целям, удовл-ти трудом и пребыванием на пред-тии (в корпорации), производ-ти труда. Т об, теор «Z» уделяет главное внимание коллективной мотивации и раскрепощению инициативы работника
30. Типология мотивов труд-го пов-я, используемая в отеч-ой соц-ии. Мотив – это то, что побуждает деят-ть Ч, ради чего она совершается. С помощью мотивов Ч объясняет и обосновывает свое пов-е. Они подвижны, так как зачастую складываются под воздействием эмоций Ч, его темперамента. Мотивы вып-т фун-и: - ориентирующая. Мотив направляет пов-е Чв ситуации выбора вариантов пов-я. -смыслообразующая. Мотив опред-т значимость данного пов-я для работника, выявляя его личный смысл. - опосредствующая. Мотив рожд-ся на стыке внеш-х и внутр-х побуждений, опосредствуя их влияние на поведение. - мобилизирующая. Мотив мобилизирует силы организма Ч, если это необходимо для реализации значимых для него видов деят-ти. - оправдательная. В мотиве заложено отн-е индивида к должному образцу, эталону пов-я, норме. Следует разл-ть истинные, реальные мотивы и провозглашаемые, открыто признаваемые. Первые — это мотивы-побуждения. Вторые — мотивы-суждения, фун-я кот-х состоит в том, чтобы объяснить себе и другим свое поведение. Открыто провозглашаемые мотивы в отличие от мотивов-побуждений часто называют мотивировками. Стр-ра мотивов труд-го пов-я может быть представлена след образом: - мотив обеспечен ия – работник ориентируется на приобретение матер-х средств, достижение благополучия, удовл-е своих жизненных потребностей на заработок. - мотив признания – личность целенаправленно пытается реализовать в труде свои физ-е и дух-е потенции, сочетать свою активность с определенной профессией, определенным занятием, проявить себя и раскрыть свою сущность. - мотив престижа – работник ориентируется на занятие социально привлекательной позиции, выполнение престижной или общественно значимой роли. К группе дополнительных мотивов труд пов-я можно отнести след: - альтруистический мотив – желание помочь близким без водимой выгоды для самого себя. - мотив личной аффирмации – стремление утвердиться в чем-либо. - стремление добиться других целей – работа в данной случае выступает как подсобное, промежуточное средство. - стадный мотив – стремление быть воспринимаемым в коллективе, приверженность к конформизму. - мотив общения – связан с поиском друга, партнера, жены, с реализацией коммуникативных потр-тей. Стр-ра мотив-го ядра разл-ся в зав-ти от конкретных усл-й труд-х ситуаций: 1) Ситуация выбора специальности или места работы; 2) Ситуация повседневной работы; 3) Ситуация перемены места работы или профессии; 4) Инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды; 5) Конфликтная ситуация. Напр, для повседневного трудового пов-я в мотивационное ядро входят след мотивы: а)Мотивы по обеспечению первоочередных наиболее важных соц-х потр-тей; б) Мотивы признания, то есть стремление Ч соединить свою функциональную активность с определенным родом занятий. в) Мотивы престижа, стремление работника реализовать свою соц-ю роль, занять достойный соц-й статус.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.0 (0.007 с.) |