Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Усл-я труда как составная часть труд-й средыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Усл-я труду – это совок-ть факторов произв-ой среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность Ч. Группы усл-й труда: 1.Социально – экон-ие, включающие законодательную и нормативно – правовую базу, регламентирующие усл-я труда, предупредительный и повседневный надзор, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных усл-ях и т.д. 2.Психофизиол-е, обусловленные конкретным сод-ем труда, размерами нагрузки на двигательный аппарат, нервную сис-му, психику работника (монотонность, работоспос-ть, утомление, эмоцион-е состояние); Психофизиол-е факторы харак-ют стр-ру выполняемых трудовых дв-й, форму и массу обрабатываемых деталей, расстояние и скорость перемещения изделий, раб позу (стоя, сидя и т.д.), темп труда, занятость работников в течение смены и другие показатели, используемые для оценки затрат труда на рабочем месте. 3.Санитарно-гигиенические опр-т внешнюю производственную среду (состояние микроклимата, тем-ра воздуха, влажность, сод-е вредных в-в, шум, освещение, излучение и т.д.). 4.Социально-психол-е харак-т моральный климат в коллективе, взаимоотн-я работников, стиль рук-ва, конфликтность или сплоченность группы. 5.Эстетические способ-т форм-ю положительных эмоций у работника (оформлений интерьера, оборуд-я, производственной одежды, озеленение и т.д.). Влияние названных выше усл-й труда на организм работающих прояв-ся по физиологическим показателям: частота пульса, давление, минутный объем крови и др. От усл-й труда напрямую зав-т состояние работоспособности Ч. Работоспособность – спос-ть Ч форм-ть и подд-ть рабочее состояние своего организма. В процессе труд-й деят-ти функциональные способ-ти организма меняются. Эти изм-я обнаруживаются в течение рабочей смены (недели, месяца, года) и они наз-ся динамикой работоспособности, кот-я имеет несколько стадий и фаз. Динамика работоспос-ти в теч недели: I – понедельник (вхожд-е в работу); II – вторник – четверг (устойчивая работоспос-ть); III- пятница – суббота (снижение работоспос-ти). Динамика суточной работоспос-ти с 6 до 8 час. - фаза вхождения в работу; с 8 до 12 час- наиболее высокий ур-нь работоспособности; с 12 до 16 час. - снижение работоспособности; с 16 до 20 час. — высокая работоспособность; с 20 до 4 час. - снижение работоспособности. Работоспособность зав-т от пола и возраста Ч. У женщин работоспособность ниже, стабильность меньше, колебания резкие и ярко выражена фаза утомления (2 половина дня). После 40 лет происходит устойчивое снижение работоспос-ти. Пик у мужчин 20-49 лет, женщин 30-39 лет. Снижение работоспособности связано с утомлением. Тяжесть труда – совокупное возд-е усл-й труда на работоспос-ть Ч, его здоровье, жизнедеят-ть, восстановление раб силы. Это понятие применяется как к физ-му, так и к умс-му труду. В соотв-и с медико – физиол-ой классификацией, разработанной НИИ труда все работы по ур-ню тяжести могут быть поделены на 6 групп усл-й труда: 1.комфортные, обеспечивающие физ-е, умс-е и нервно – эмоц-ые нагрузки, способствующие улуч-ю здоровья и достижению высокой работоспос-ти и производительности труда; 2. соответствующие нормативам усл-я труда, кот-е нах-ся в пределах требований действующих санитарных норм, стандартов безоп-ти труда и физиол-х нормативов и не оказывают влияния на снижение работоспос-ти Ч и отклонения в состоянии его здоровья в течение всего трудового периода жизни; 3. неблагоприятные, вызывающие повышенные мышечные, псих-е и нервно-эмоц-е нагрузки, ухудшение показателей физиол-их функций Ч и снижение к концу работы производ-х показателей; 4. вредные, приводящие к нарушению динамического рабочего стереотипа, значительному снижению работоспос-ти и повышению заболеваемости; 5. экстремальные, при кот-х в конце рабочей смены у практически здоровых людей могут форм-ся реакции, характерные для патологического функц-го состояния организма; 6. недопустимые, работа в кот-х приводит к быстрому развитию патологических явл-й и тяжелым нарушениям здоровья человека. При проектировании трудовых процессов необходимо обеспечить усл-я труда, формирующие тяжесть работ не выше второй категории. Третья категория допустима, но требует созд-я особых режимов труда и отдыха. Работ более высоких категорий тяжести следует избегать, необходимо принимать активные меры по радикальному улуч-ю усл-й труда. Оценку фактического состояния условий труда можно производить по разработанной НИИ труда методике количественной оценки тяжести работы. Однако при аттестации рабочих мест исп-ся другая класс-ция усл-й труда: Первый класс — оптимальные усл-я труда, т.е. такие, при кот-х не только сохр-ся здоровье работника, но и созд-ся предпосылки для поддержания высокого ур-ня его работоспос-ти. Второй класс — допустимые усл-я труда, характеризующиеся такими ур-ми факторов среды и трудового процесса, кот-е не превышают ур-ней, установленных санитарно-гигиеническими нормативами для рабочих мест, а возможное изм-е функц-го стояния организма восс-во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены. Эти факторы не оказ-т неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном будущем на состояние здоровья работающих и их потомства. В совокупности оптимальные и допустимые усл-я могут характеризоваться как безопасные усл-я труда. Третий класс — вредные усл-я труда, характеризующиеся наличием вредных произв-ых факторов, превышающим гигиенические нормативы, и оказывающие неблагоприятное возд-е на организм работника или его потомства. Четвертый класс — опасные (экстремальные) усл-я труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, возд-е которых в течение смены или ее части создает угрозу жизни, высокий риск возн-я тяжелых форм острых проф-х заболеваний. Сопоставляя выделенные классы с названными выше шести группами усл-й труда, легко обнаружить их следующую связь. Первый класс соот-ет 1 и 2 группе усл-й труда, второй -3 группе, третий -4 группе и четвертый класс -5 и 6 группе. Вывод: Проблемы форм-я здоровых и безопасных усл-й труда имеют особую актуальность в совр-й России. Так, по оценкам специалистов, доля работающих в усл-ях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям в пром-ти, транспорте и связи, составляет более 17% общей численности работающих; в год более 150 тыс. Ч получают травмы на произ-ве (из них более 4 тысяч Ч гибнут). Коэфф-т травматизма со смертельным исходом в России на порядок выше, чем в промышленно развитых странах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.58 (0.006 с.) |