Классический этап истории развития социологического знания о труде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический этап истории развития социологического знания о труде



К числу теоретических и методических направлений классической соц-гии, оказавших в наибольшее влияние на формирование социологии труда, относятся: позитивизм, марксизм. экономическая социология, институционализм, эмпирическая и прикладная социология.

Позитивизм

Огюст Конт. Исследование Контом особенностей современного ему индустриального о-ва привело ученого к следующему выводу: важнейшим законом, определяющим общественное развитие, является закон разделения и кооперации труда.

Действие этого закона влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия для о-ва.

+ Разделение и кооперация труда способствуют повышению производительности труда и уровня мат. благосостояния населения, приводят к разнообразию форм экон-кой жизни.

- Важнейшим следствием действия закона становится усложнение соц. структуры по причине появления в о-ве различных професс-ных групп. Профессионализация приводит к обеднению содержания труда => обеднению самой личности.

Но самое главное состоит в том, что разделение труда и его профессионализация (появления отдельных проф-ных групп со своей моралью) порождает конкуренцию и разрушают общественную солидарность.

 

Эмиль Дюркгейм. Его книга «О разделении обще-ного труда» была 1-ым обращением социологии к исследованию конкретных экон-ких процессов.

Соц-ная функция разделения труда заключается в создании солидарности, т. е. о-ва, более тесно взаимосвязанного.

Чувство солидарности — это чувство взаимозависимости, взаимозаинтересованности и це­лостности людей в о-ве.

Как можно исследовать изменение солидарности в о-ве? Для Дюркгейма необходим был точный показатель солидарности, и он нашел его в фактах права.

В истории цивилизации можно выделить 2 отличных друг от друга типа права:

1. ре­прессивное право (уголовное), выделяемое по признаку нака­зания;

2. реститутивное (хозяйственное, договорное), определяемое по признаку восстановле­ния нарушенных отношений или порядка.

Репрессивное право существовало в примитив­ных о-вах, где не было разделения труда.

Это право в ви­де обычая или традиции предполагало, с одной стороны, общие нормы поведения и обязанности, с другой — санкции за наруше­ние этих норм и обязанностей.

Репрессивное право наказывает человека за его отличия от действия остальных. Этот тип права отражает более глубокие соц-ные отношения — одинаковость поведения и мышления членов соц. группы. Дюркгейм называет эти отношения механиче­ской солидарностью.

В о-вах, где высоко развито разделение труда, обычно господствует реститутивный тип права. Это право направлено на восстановление об­щего порядка без ограничения свободы деят-ти личности. Оно не только не сдерживает индивидуальности дейст­вий, но наоборот — предполагает разнообразные виды деят-ти и их урегулирование.

Такой тип права возникает тогда, когда существует дифференциация труда, а следовательно, и людей, когда люди отличаются друг от друга по образу жизни, когда о-во не поглощает индивидуальность. Данный тип социальных отношений Дюркгейм называет органической соли­дарностью.

Итак, исследуя типы правовых отношений, отражающих со­лидарность в о-ве, Дюркгейм доказывает, что разделение труда создает новый тип взаимодействия людей в о-ве — органическую солидарность. В этом для него — социальная функция экон-кого процесса разделе­ния труда.

Марксизм.

Так же как и Дюркгейм (но задолго до него), Маркс, рассматривая процесс разделения труда, отводил ему прогрессивную роль двигателя общественного развития.

В то же время он преувеличивал многие негативные последствия разделения труда (возникновение эксплуатации, имущественной дифференциации, безработицы), считая их неизбежным результатом общественного развития.

Разделение труда приводит к формированию особой структуры о-ва, характеризующейся наличием социальных групп, экономические интересы которых всегда противоположны. Одни живут за счет эксплуатации труда других. Таков общий результат разделения труда.

Обострившееся противоречие невозможно разрешить путем постепенного реформирования, единственным выходом из него является революция и построение нового справедливого о-ва.

Многие элементы созданного Марксом социально-трудового учения (в частности, теория отчуждения труда, постулаты об абстрактном и конкретном труде, трудовая теория стоимости и др.) явились основой для создания СТ в 20 веке.

Экономико – историческая школа (основоп-ки – немецкий ученый Зиммель и Вебер.

Исследуя экономические явления, они пришли к выводу о теснейшей связи экономики с различными сферами общ-ной жизни, а также о необходимости изучения экон-ких явлений посредством социологических методов и подходов. Впоследствии это научное направление развилось в самост-ную научную дисциплину, получившую название «экономическая социология».

Основой для создания экономико-социологических концепций стал научный анализ таких понятий, как отчуждение труда, бюрократия, рациональность, экономическое поведение.

Основная работа Зиммеля «Философия денег» (1890) посвящена изучению влияния денежных отношений на соц. реальность. Для ученого категория денег послужила тем базовым понятием, при помощи которого он рассмотрел основные механизмы общественной жизни (в их число входит и труд).

Деньги понимались им одновременно как форма экон-ких отношени й и как экономическая ценность.

Категория «ценность», выступая в качестве фундамента общ-ных отношений имеет двойственный характер: материальный и идеальный. Отсюда двойственный характер приобретает и продукт Т.

Он производится в мат. мире, путем приложения физических усилий, но оценивается в идеальном мире, где существует в виде товара - важнейшего элемента экон-ких отношений.

Следствие появления денег - отчуждение средств и результатов труда от работника, рационализация человеческих отношений и разрушение их личностного характера.

=>Зиммелю удалось охарактеризовать сущность современного ему капит-кого о-ва.

Что же касается отдельных элементов созданной Зиммелем концепции, то для социологии труда наибольшее значение имела ценностная теория труда, согласно которой двойственная природа продукта труда проявляется в том, что он одновременно воплощает в себе затраты физического и умственного труда, который имеет разную ценность, т.к. отличается по уровню квалификации.

В соответствии с закономерностями общественного развития высококвалифицированный труд ценится значительно выше, чем неквалифицированный.

Основываясь на этом утверждении, Зиммель создал шкалу ценности видов труда, на которой умственный труд занимает более высокие ценностные позиции, чем физический.

Вебер.

Начав как исследователь в области экономической истории, Вебер пришел к выводу о необходимости изучать ее в рамках соц-кого подхода, рассматривая экон-кое поведение людей, а в качестве отправной точки своего анализа он избрал категорию «экономическое действие».

ЭД является элементом экон-кого поведения и считается рациональным, если направлено на получение выгоды.

Проведенный историко-экономический анализ привел его к фундаментальному объяснению природы совр. капитализма, который он рассматривал как высшее проявление рационализации общ-ных отношений.

Важнейшей заслугой Вебера является то, что он сумел выделить влияние на формирование эк-ких отношений, присущих капитализму, социокультурных факторов, прежде всего религии.

В своем главном труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) он доказал, что именно европейский протестантизм сформировал особый тип трудовой этики, явившийся основой присущего капитализму экономического и трудового поведения.

Институционализм.

Он зародился в США, а основой его стала критика классической английской политэкономии и марксизма.

Среди основоположников данного направления наиболее известен Т. Веблен. В рамках институционализма учение о закономерностях функционирования социально-эк-ких институтов базировалось на рассмотрении мотивов потребительского поведения индивидов и взаимоотношений потребителей, которые Веблен считал базовыми категориями изучения в рамках экономической теории и экономической социологии.

Сами экономические институты, по его мнению, представляют собой общепринятые образцы поведения, а исторический процесс замены одних социальных институтов другими вызван соответствующими изменениями в поведении индивидов и заменой одних институциональных норм и правил поведения другими.

Этот процесс находит свое отражение прежде всего в изменении мотивов трудовой деят-ти и трудового поведения индивидов.

Другой научной заслугой Веблена стало то, что он обосновал ведущую роль в экон-ком развитии о-ва инженерно-технических работников и управленце, за что его концепция получила название технократической теории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.01 с.)