Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущ-ть труда как формы жизнедеят-ти. Роль труда в станов-и и разв-и Ч и об-ва↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущ-ть труда как формы жизнедеят-ти. Роль труда в станов-и и разв-и Ч и об-ва Труд есть основа и непременное усл-е жизнедеят-ти людей. Воздействуя на окр среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потр-тям, люди не только обеспечивают свое сущ-е, но и созд-т усл-я для разв-я и прогресса о-ва. В труде приобр-ся зн-я и навыки, созд-ся предметы матер-ой и дух культуры, и даже сам Ч и его соц-е общности, в определенном смысле, явл-ся рез-том процесса индивидго и общ-го труда. В научной литературе сущ-т множество опред-й категории «труд». Но большинство взглядов на труд объединяет присутствие след-х признаков: -труд рассм-ся как исключительно челов-ая деят-ть; - труд подразумевает изначальное наличие цели на получение опред-ных рез-тов; -в процессе труда происх-т затрата физ-х и псих-х сил; - труд-я деят-ть носит соц-й хар-р. => Соц взаимод-я в сфере труда — это форма соц-х связей, реализуемая в обмене деят-тью и взаимном действии. Посредниками взаимод-я людей в сфере труда, выступают орудия и предметы труда, матер-ные и дух-е блага. Учитывая изложенное, можно предложить след опред-е. Труд — это целенаправленная челов-ая деят-ть, направленная на получение матер-х и общ-х благ. Однако в опред-и труда нужно учитывать и социол-й момент: признание о-вом полезности той деят-ти, кот-ю мы именуем трудом. Труд – объективно присущая Ч сфера целенаправ-ой полезной деят-ти по превращению прир-х, матер-х и интеллектуальных ресурсов в продукт, необходимый для личного и общ-го потр-я. Рассматривая труд как сис-му, можно выд-ть 4 ее компонента: 1.предметы труда – природные и соц-ые объекты, на кот-е Ч оказывает возд-е с целью их приспособления для удовл-я личных и общ-х потр-тей (земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы и т.д.); 2. ср-ва труда - это предметы и явл-я, с помощью кот-х Ч оказ-т возд-я на предметы труда в целях получения необходимых матер-х благ (машины, приборы, оборуд-е и т.д.); 3.продукты труда – матер-ые и дух-е блага, являющиеся целью трудовой деят-ти; 4.субъект труда - отдельный работник или коллектив. Именно субъект труда явл-ся основным компонентом труда как сис-мы. Роль труда в разв-и Ч и о-ва проявляется в том, что в процессе труда созд-ся не только матер-е и дух-е ценности, предназначенные для удовл-я потр-тей людей, но и разв-ся сами работники, кот-е приобретают навыки, раскрывают свои спос-ти, обогащают зн-я. Творческий хар-р труда находит свое выр-е в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, кот-е, в свою очередь, ведут к разв-ю потр-тей. В процессе труд-й деят-ти не только производятся товары, оказ-ся услуги, созд-ся культурные ценности, но появл-ся новые потр-ти с требованиями их последующего удовл-и. Социол-й аспект иссл-я закл-ся в рассм-и труда как сис-мы общ-ных отн-й, в опр-и его влияния на о-во.
Соц-я труда как сис-ма научного зн-я. Базовые понятия и законы соц-и труда. Соц-я труда как самост-ая научная теор возникла в кон 19 - нач 20в, когда объективно вызрела идея – обратиться к тем резервам, кот-е кроются в самом работнике, пробудить его заинтересованность в эфф-й деят-ти. Соц-я труда – комплексная дисциплина, в центре внимания кот-й находятся хар-р и сод-е труда, отн-е Ч к труду, орг-ция и усл-я труда, ценностные ориентации, ролевое пов-е Ч в труде, мотивация и удовл-ть трудом (учебник Дряхлова, Кравченко, Щербины). Соц-я труда - это отрасль соц-и, кот-я изучает труд-е отн-я и соц-е процессы в сфере труда (Ромашов). - Соц отн-я опред-ся сходством и различием соц-го положения, интересов и пов-разнообр-х соц-х групп и отд-х работников. - Соц процессы – это то, что происходит внутри соц-ных групп, коллективов и среди отд-х работников. => Соц-я труда из-т микроуровень соц-х отн-й в экон-ой сфере. Методы. -Как любая научная дисциплина, соц-я труда применяет общенаучные методы иссл-я: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, классификацию, аналогию, системный анализ, моделирование и др. -Соц-я труда, будучи одной из отраслей социол-ой науки, пользуется всем арсеналом методов, применяемых ею: - различными видами опросов (главным образом анкетным), - социолог-м наблюдением, - включенным наблюдением, - анализом документов (разных видов заводской отчетности и норм-х документов), - социографическим методом (при иссл-ии образа жизни работников). -Исп-ся также статистические методы, в ряде случаев - социальные эксперименты, сравнительно-исторический метод и метод межстранового сравнения. Метод системного анализа зан-т ведущее место, поскольку его принципы составляют одно из базовых требований совр-его социол-го иссл-я. Успешное применение социол-х методов в иссл-и проблем труда предполагает опред-ю глубину зн-й по технологии и эк-ке отраслей хоз-ва, к кот-м отн-ся изучаемые объекты – труд-е коллективы и орг-ции. Категории соц-и труда: Ккатегориям объективногоплана отн-ся:- сод-е труда- усл-я труда - хар-р труда- культура труда культура общ-го произ-ва. Категориями субъективного плана выступают: - отн-е к труду- удовл-ть трудом- труд мотивация- ценностные ориентации в труд деят-ти - профессиональная культура- труд пов-е- труд и твор-я активность.
Этапы разв-я соц-и труда. 1.Донаучный, включавший в себя др-е и ср-е века, характ-ся появлением первых научных представлений о сущности и хар-ре труда, получивших свое разв-е в рамках фил-их и экон-х воззрений. 2. Классический, пришедшийся на период стан-я соц-и как отрасли научного зн-я (ХIХ-начало XX вв.), харак-ся возник-ем социально-экон-х учений, составивших теорет-базу совр-й экон-ой соц-ии, индустриальной соц-и и соц-и труда. 3. Современный, начавшийся в 20-хг XX в., отмечен бурным разв-ем методики эмпирических социол-х иссл-й и ее испол-ем при изучении соц-х сторон производственной деят-ти, а также созданием на основе полученных рез-тов новых теорет-х подходов к иссл-ю социально-труд-х процессов. Вебер. Начав как исследователь в области экономической истории, Вебер пришел к выводу о необходимости изучать ее в рамках соц-кого подхода, рассматривая экон-кое поведение людей, а в качестве отправной точки своего анализа он избрал категорию «экономическое действие». ЭД является элементом экон-кого поведения и считается рациональным, если направлено на получение выгоды. Проведенный историко-экономический анализ привел его к фундаментальному объяснению природы совр. капитализма, который он рассматривал как высшее проявление рационализации общ-ных отношений. Важнейшей заслугой Вебера является то, что он сумел выделить влияние на формирование эк-ких отношений, присущих капитализму, социокультурных факторов, прежде всего религии. В своем главном труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) он доказал, что именно европейский протестантизм сформировал особый тип трудовой этики, явившийся основой присущего капитализму экономического и трудового поведения. Институционализм. Он зародился в США, а основой его стала критика классической английской политэкономии и марксизма. Среди основоположников данного направления наиболее известен Т. Веблен. В рамках институционализма учение о закономерностях функционирования социально-эк-ких институтов базировалось на рассмотрении мотивов потребительского поведения индивидов и взаимоотношений потребителей, которые Веблен считал базовыми категориями изучения в рамках экономической теории и экономической социологии. Сами экономические институты, по его мнению, представляют собой общепринятые образцы поведения, а исторический процесс замены одних социальных институтов другими вызван соответствующими изменениями в поведении индивидов и заменой одних институциональных норм и правил поведения другими. Этот процесс находит свое отражение прежде всего в изменении мотивов трудовой деят-ти и трудового поведения индивидов. Другой научной заслугой Веблена стало то, что он обосновал ведущую роль в экон-ком развитии о-ва инженерно-технических работников и управленце, за что его концепция получила название технократической теории.
Сущ-ть труда как формы жизнедеят-ти. Роль труда в станов-и и разв-и Ч и об-ва Труд есть основа и непременное усл-е жизнедеят-ти людей. Воздействуя на окр среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потр-тям, люди не только обеспечивают свое сущ-е, но и созд-т усл-я для разв-я и прогресса о-ва. В труде приобр-ся зн-я и навыки, созд-ся предметы матер-ой и дух культуры, и даже сам Ч и его соц-е общности, в определенном смысле, явл-ся рез-том процесса индивидго и общ-го труда. В научной литературе сущ-т множество опред-й категории «труд». Но большинство взглядов на труд объединяет присутствие след-х признаков: -труд рассм-ся как исключительно челов-ая деят-ть; - труд подразумевает изначальное наличие цели на получение опред-ных рез-тов; -в процессе труда происх-т затрата физ-х и псих-х сил; - труд-я деят-ть носит соц-й хар-р. => Соц взаимод-я в сфере труда — это форма соц-х связей, реализуемая в обмене деят-тью и взаимном действии. Посредниками взаимод-я людей в сфере труда, выступают орудия и предметы труда, матер-ные и дух-е блага. Учитывая изложенное, можно предложить след опред-е. Труд — это целенаправленная челов-ая деят-ть, направленная на получение матер-х и общ-х благ. Однако в опред-и труда нужно учитывать и социол-й момент: признание о-вом полезности той деят-ти, кот-ю мы именуем трудом. Труд – объективно присущая Ч сфера целенаправ-ой полезной деят-ти по превращению прир-х, матер-х и интеллектуальных ресурсов в продукт, необходимый для личного и общ-го потр-я. Рассматривая труд как сис-му, можно выд-ть 4 ее компонента: 1.предметы труда – природные и соц-ые объекты, на кот-е Ч оказывает возд-е с целью их приспособления для удовл-я личных и общ-х потр-тей (земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы и т.д.); 2. ср-ва труда - это предметы и явл-я, с помощью кот-х Ч оказ-т возд-я на предметы труда в целях получения необходимых матер-х благ (машины, приборы, оборуд-е и т.д.); 3.продукты труда – матер-ые и дух-е блага, являющиеся целью трудовой деят-ти; 4.субъект труда - отдельный работник или коллектив. Именно субъект труда явл-ся основным компонентом труда как сис-мы. Роль труда в разв-и Ч и о-ва проявляется в том, что в процессе труда созд-ся не только матер-е и дух-е ценности, предназначенные для удовл-я потр-тей людей, но и разв-ся сами работники, кот-е приобретают навыки, раскрывают свои спос-ти, обогащают зн-я. Творческий хар-р труда находит свое выр-е в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, кот-е, в свою очередь, ведут к разв-ю потр-тей. В процессе труд-й деят-ти не только производятся товары, оказ-ся услуги, созд-ся культурные ценности, но появл-ся новые потр-ти с требованиями их последующего удовл-и. Социол-й аспект иссл-я закл-ся в рассм-и труда как сис-мы общ-ных отн-й, в опр-и его влияния на о-во.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.007 с.) |