Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущ-ть труда как формы жизнедеят-ти. Роль труда в станов-и и разв-и Ч и об-ва

Поиск

Сущ-ть труда как формы жизнедеят-ти. Роль труда в станов-и и разв-и Ч и об-ва

Труд есть основа и непременное усл-е жизнедеят-ти людей. Воздействуя на окр среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потр-тям, люди не только обеспечивают свое сущ-е, но и созд-т усл-я для разв-я и прогресса о-ва.

В труде приобр-ся зн-я и навыки, созд-ся предметы матер-ой и дух культуры, и даже сам Ч и его соц-е общности, в оп­ределенном смысле, явл-ся рез-том процесса индивидго и общ-го труда.

В научной литературе сущ-т множество опред-й категории «труд». Но большинство взглядов на труд объ­единяет присутствие след-х признаков:

-труд рассм-ся как исключительно челов-ая деят-ть;

- труд подра­зумевает изначальное наличие цели на получение оп­ред-ных рез-тов;

-в процессе труда происх-т затрата физ-х и псих-х сил;

- труд-я деят-ть носит соц-й хар-р.

=> Соц взаимод-я в сфере труда — это форма соц-х связей, реализуемая в обмене деят-тью и взаимном действии. Посредниками взаимод-я людей в сфере труда, выступают орудия и предметы труда, матер-ные и дух-е блага.

Учитывая изложенное, можно предложить след оп­ред-е. Труд — это целенаправленная челов-ая дея­т-ть, направленная на получение матер-х и об­щ-х благ.

Однако в опред-и труда нужно учитывать и социол-й момент: признание о-вом полезности той деят-ти, кот-ю мы именуем трудом.

Труд – объективно присущая Ч сфера целенаправ-ой полезной деят-ти по превращению прир-х, матер-х и интеллектуальных ресурсов в продукт, необходимый для личного и общ-го потр-я.

Рассматривая труд как сис-му, можно выд-ть 4 ее компонента:

1.предметы труда – природные и соц-ые объекты, на кот-е Ч оказывает возд-е с целью их приспособления для удовл-я личных и общ-х потр-тей (земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы и т.д.);

2. ср-ва труда - это предметы и явл-я, с помощью ко­т-х Ч оказ-т возд-я на предметы труда в це­лях получения необходимых матер-х благ (машины, приборы, оборуд-е и т.д.);

3.продукты труда – матер-ые и дух-е блага, яв­ляющиеся целью трудовой деят-ти;

4.субъект труда - отдельный работник или коллектив. Именно субъект труда явл-ся основным компонентом труда как сис-мы.

Роль труда в разв-и Ч и о-ва проявляется в том, что в процессе труда созд-ся не только матер-е и дух-е ценности, предназначенные для удовл-я потр-тей людей, но и разв-ся сами работники, кот-е приобретают навыки, раскрывают свои спос-ти, обогащают зн-я.

Творческий хар-р труда находит свое выр-е в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, кот-е, в свою очередь, ведут к разв-ю потр-тей.

В процессе труд-й деят-ти не только производятся товары, оказ-ся услуги, созд-ся культурные ценности, но появл-ся новые потр-ти с требованиями их последующего удовл-и. Социол-й аспект иссл-я закл-ся в рассм-и труда как сис-мы общ-ных отн-й, в опр-и его влияния на о-во.

 

Соц-я труда как сис-ма научного зн-я. Базовые понятия и законы соц-и труда.

Соц-я труда как самост-ая научная теор возникла в кон 19 - нач 20в, когда объективно вызрела идея – обратиться к тем резервам, кот-е кроются в самом работнике, пробудить его заинтересованность в эфф-й деят-ти.

Соц-я труда – комплексная дисциплина, в центре внимания кот-й находятся хар-р и сод-е труда, отн-е Ч к труду, орг-ция и усл-я труда, ценностные ориентации, ролевое пов-е Ч в труде, мотивация и удовл-ть трудом (учебник Дряхлова, Кравченко, Щербины).

Соц-я труда - это отрасль соц-и, кот-я изучает труд-е отн-я и соц-е процессы в сфере труда (Ромашов).

- Соц отн-я опред-ся сходством и различием соц-го положения, интересов и пов-разнообр-х соц-х групп и отд-х работников.

- Соц процессы – это то, что происходит внутри соц-ных групп, коллективов и среди отд-х работников.

=> Соц-я труда из-т микроуровень соц-х отн-й в экон-ой сфере.

Методы.

-Как любая научная дисциплина, соц-я труда применяет общенаучные методы иссл-я: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, классификацию, аналогию, системный анализ, моделирование и др.

-Соц-я труда, будучи одной из отраслей социол-ой науки, пользуется всем арсеналом методов, применяемых ею:

- различными видами опросов (главным образом анкетным),

- социолог-м наблюдением,

- включенным наблюдением,

- анализом документов (разных видов заводской отчетности и норм-х документов),

- социографическим методом (при иссл-ии образа жизни работников).

-Исп-ся также статистические методы, в ряде случаев - социальные эксперименты, сравнительно-исторический метод и метод межстранового сравнения.

Метод системного анализа зан-т ведущее место, поскольку его принципы составляют одно из базовых требований совр-его социол-го иссл-я. Успешное применение социол-х методов в иссл-и проблем труда предполагает опред-ю глубину зн-й по технологии и эк-ке отраслей хоз-ва, к кот-м отн-ся изучаемые объекты – труд-е коллективы и орг-ции.

Категории соц-и труда:

Ккатегориям объективногоплана отн-ся:- сод-е труда- усл-я труда - хар-р труда- культура труда культура общ-го произ-ва.

Категориями субъективного плана выступают:

- отн-е к труду- удовл-ть трудом- труд мотивация- ценностные ориентации в труд деят-ти - профессиональная культура- труд пов-е- труд и твор-я активность.

 

Этапы разв-я соц-и труда.

1.Донаучный, включавший в себя др-е и ср-е века, характ-ся появлением первых научных представлений о сущности и хар-ре труда, получивших свое разв-е в рамках фил-их и экон-х воззрений.

2. Классический, пришедшийся на период стан-я соц-и как отрасли научного зн-я (ХIХ-начало XX вв.), харак-ся возник-ем социально-экон-х учений, составивших теорет-базу совр-й экон-ой соц-ии, индустриальной соц-и и соц-и труда.

3. Современный, начавшийся в 20-хг XX в., отмечен бурным разв-ем методики эмпирических социол-х иссл-й и ее испол-ем при изучении соц-х сторон производственной деят-ти, а также созданием на основе полученных рез-тов новых теорет-х подходов к иссл-ю социально-труд-х процессов.

Вебер.

Начав как исследователь в области экономической истории, Вебер пришел к выводу о необходимости изучать ее в рамках соц-кого подхода, рассматривая экон-кое поведение людей, а в качестве отправной точки своего анализа он избрал категорию «экономическое действие».

ЭД является элементом экон-кого поведения и считается рациональным, если направлено на получение выгоды.

Проведенный историко-экономический анализ привел его к фундаментальному объяснению природы совр. капитализма, который он рассматривал как высшее проявление рационализации общ-ных отношений.

Важнейшей заслугой Вебера является то, что он сумел выделить влияние на формирование эк-ких отношений, присущих капитализму, социокультурных факторов, прежде всего религии.

В своем главном труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) он доказал, что именно европейский протестантизм сформировал особый тип трудовой этики, явившийся основой присущего капитализму экономического и трудового поведения.

Институционализм.

Он зародился в США, а основой его стала критика классической английской политэкономии и марксизма.

Среди основоположников данного направления наиболее известен Т. Веблен. В рамках институционализма учение о закономерностях функционирования социально-эк-ких институтов базировалось на рассмотрении мотивов потребительского поведения индивидов и взаимоотношений потребителей, которые Веблен считал базовыми категориями изучения в рамках экономической теории и экономической социологии.

Сами экономические институты, по его мнению, представляют собой общепринятые образцы поведения, а исторический процесс замены одних социальных институтов другими вызван соответствующими изменениями в поведении индивидов и заменой одних институциональных норм и правил поведения другими.

Этот процесс находит свое отражение прежде всего в изменении мотивов трудовой деят-ти и трудового поведения индивидов.

Другой научной заслугой Веблена стало то, что он обосновал ведущую роль в экон-ком развитии о-ва инженерно-технических работников и управленце, за что его концепция получила название технократической теории.

 

Сущ-ть труда как формы жизнедеят-ти. Роль труда в станов-и и разв-и Ч и об-ва

Труд есть основа и непременное усл-е жизнедеят-ти людей. Воздействуя на окр среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потр-тям, люди не только обеспечивают свое сущ-е, но и созд-т усл-я для разв-я и прогресса о-ва.

В труде приобр-ся зн-я и навыки, созд-ся предметы матер-ой и дух культуры, и даже сам Ч и его соц-е общности, в оп­ределенном смысле, явл-ся рез-том процесса индивидго и общ-го труда.

В научной литературе сущ-т множество опред-й категории «труд». Но большинство взглядов на труд объ­единяет присутствие след-х признаков:

-труд рассм-ся как исключительно челов-ая деят-ть;

- труд подра­зумевает изначальное наличие цели на получение оп­ред-ных рез-тов;

-в процессе труда происх-т затрата физ-х и псих-х сил;

- труд-я деят-ть носит соц-й хар-р.

=> Соц взаимод-я в сфере труда — это форма соц-х связей, реализуемая в обмене деят-тью и взаимном действии. Посредниками взаимод-я людей в сфере труда, выступают орудия и предметы труда, матер-ные и дух-е блага.

Учитывая изложенное, можно предложить след оп­ред-е. Труд — это целенаправленная челов-ая дея­т-ть, направленная на получение матер-х и об­щ-х благ.

Однако в опред-и труда нужно учитывать и социол-й момент: признание о-вом полезности той деят-ти, кот-ю мы именуем трудом.

Труд – объективно присущая Ч сфера целенаправ-ой полезной деят-ти по превращению прир-х, матер-х и интеллектуальных ресурсов в продукт, необходимый для личного и общ-го потр-я.

Рассматривая труд как сис-му, можно выд-ть 4 ее компонента:

1.предметы труда – природные и соц-ые объекты, на кот-е Ч оказывает возд-е с целью их приспособления для удовл-я личных и общ-х потр-тей (земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы и т.д.);

2. ср-ва труда - это предметы и явл-я, с помощью ко­т-х Ч оказ-т возд-я на предметы труда в це­лях получения необходимых матер-х благ (машины, приборы, оборуд-е и т.д.);

3.продукты труда – матер-ые и дух-е блага, яв­ляющиеся целью трудовой деят-ти;

4.субъект труда - отдельный работник или коллектив. Именно субъект труда явл-ся основным компонентом труда как сис-мы.

Роль труда в разв-и Ч и о-ва проявляется в том, что в процессе труда созд-ся не только матер-е и дух-е ценности, предназначенные для удовл-я потр-тей людей, но и разв-ся сами работники, кот-е приобретают навыки, раскрывают свои спос-ти, обогащают зн-я.

Творческий хар-р труда находит свое выр-е в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, кот-е, в свою очередь, ведут к разв-ю потр-тей.

В процессе труд-й деят-ти не только производятся товары, оказ-ся услуги, созд-ся культурные ценности, но появл-ся новые потр-ти с требованиями их последующего удовл-и. Социол-й аспект иссл-я закл-ся в рассм-и труда как сис-мы общ-ных отн-й, в опр-и его влияния на о-во.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.007 с.)