Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осн научные школы соц-ии труда в США в 20 веке и их вклад в разв-е этой науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В нач 20 века центр общемировой социол-ой мысли переместился из Европы в США, что было связано в разв-я в США индустр-ой соц-ии. Они возникла в кон 1920-х – нач 1930-хгг на основе конц-й раннего научного менеджмента, основоположником кот-го явл-ся амер. инженер Тейлор. + Методической основой для форм-я индустр-ной соц-гии стали разработки в области эмпир-ой и прикл-ой соц-гии. Основной вклад в разв-е эмпир-ой и прикладной соц-ии внесли представители Чикагской школы в 1920-1950-е годы. В рамках названной научной школы получили разв-е как колич-ая, так и качес-ая методология и методика иссл-й. Форм-е колич-ной методологии началось в 1920-е гг (успех -П. Лазарсфельд). В рамках данной методологии соц-ия рассм-сь как точная наука, использующая при описании и объяснении соц-х явл-й статистическую теор и матем-кий аппарат. В проводимых эмпир-х иссл-ях стали широко применяться корреляционный и факторный анализ данных, шкалирование, моделирование, социометрия, тесты, эксперимент. Начало качест-й соц-ии п оложила работа представителей Чикагской школы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский кр-н в Европе и Америке» (1918). Исследуя механизм адаптации Ч в новой соц среде, Томас и Знанецкий прибегли к такому методу, как изучение биографий польских мигрантов путем анализа их писем и личных дневниковых записей. Среди напр-й индустр-ной соц-ии, рассматривавших социально-труд-е процессы на микроуровне, выделим след наиб значимые: школа «челов-х отн-й»; теории трудовой мотивации; теор стилей упр-ния; соц инженерия. Школа челов-х отн-й. Исторически первым иссл-ием в рамках индустриальной соц-ии считаются Хоторнские эксперименты Э. Мейо. В ходе 5-летней исследовательской работы в кон1920-нач 1930-х годов на пред-тии «Western Electric Company», был собран обширный эмпир-ий материал, кот-й позволил оценить влияние разл-х факторов на труд-ю отдачу работников и их отн-е к труду. Мейо выяснил, что наряду с усл-ми труда, способами его орг-ции и стимул-я важнейшую роль в обеспечении норм-й производ-ти труда играют межличностные отн-я, система неформ-х норм и правил, а также стиль рук-ва, сложившиеся в данной труд-й группе. Такой вывод был сделан на основе проведенных многочисленных экспериментов и опросов работников пред-тия. Конц-я «челов-х отн-й» получила дальнейшее разв-е в рамках другого направ-я индустриальной соц-ии. Теор труд мотивации (1950-1960-е годы). Основоположниками данного направления стали Маслоу, Герцберг и Макклелланд. Теор мотивации были нацелены на определение челов-х потр-тей, побуждающих индивидов к тем или иным действиям, в частности в сфере труда. Теор мотивации были нацелены на определение челов-их потр-тей, кот-е и явл-ся осн-ми мотивом их проведения, а следовательно, и деят-ти (Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберга и Дэвида Мак Клелланда). Согласно иерархической теории потр-тей Маслоу, можно выд-ть 5 групп потр-тей индивидов: физиологические; потр-ти в безоп-ти; соц-е потр-ти; потр-ти в уважении; потр-ти самовыражения. Первые две группы потр-тей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теор Маслоу, все эти потр-ти можно расположить в строгой иерархической последов-ти в виде пирамиды, в осн-ии кот-й лежат первичные потр-ти, а вершиной явл-ся вторичные => приоритетны для Ч потр-ти более низких ур-ней и это сказывается на его мотивации: в пов-и Ч более определяющим явл-ся удовл-е потр-тей сначала низких ур-ней, а затем, по мере удовл-я этих потр-тей, становятся стимулирующим фактором и потр-ти более высоких ур-ней. Маслоу доказал, что в труд-й мотивации осн роль играют вторичные потр-ти: невозможно добиться от работника высокой труд-й отдачи исключительно экон-ми стимулами, т.е. истинные потр-ти индивида в рамках труд-й деят-ти весьма разнообразны, а задача руководителя как раз и состоит в том, чтобы изучать, отслеживать потр-ти своих подчиненных и мотивировать их труд, предоставляя им наилучшие возм-ти для удовл-я социально значимых потр-тей. Другой теорией мотивации, также основанной на выделении и изучении потр-тей, стала мотивациионная теор Д. Макклелланда. Как и Маслоу, он признавал особую роль в мотивационном процессе потр-тей высшего уровня, к каковым относил потр-ти власти, успеха и причастности. Макклелланд полагал, что для успешной мотивации труда необходимо адекватно определять потр-ти того или иного работника, и в зав-ти от доминантной потр-ти выстраивать мотивационную стратегию каждого участника трудового процесса. Одной из основополагающих теорий труд-й мотивации стала и двухфакторная теория Ф. Герцберга. Проанализировав рез-ты опросов работников, Герцберг выделил 2 группы факторов, оказывающих влияние на неудовл-ть или удовл-ть работников трудом, - гигиенические и мотивационные. Первые связаны с физ-кой средой, в кот. Осущ-ся работа (иными словами, с гигиеническими усл-ми труда), вторые же - с хар-ром и сод-ем выполняемой работы. Рез-ты проведенных Герцбергом иссл-й позволили ему сделать след вывод: когда опрошенные сотрудники говорили о неудовл-ти работой, они оценивали гигиенические факторы, а их удовл-ть работой была вызвана в подавляющем большинстве случаев мотивационными факторами. => улучш-е усл-й труда не может само по себе служить повышению труд-й отдачи, оно лишь не приведет к неудовл-ти работника, тогда как мотивировать его высокопроизводительный труд могут лишь факторы, определяющие содержание работы. Теории стилей упр-ния. Наибольшую известность приобрела конц-ия стилей упр-ния «X» и «Y», разработанная Д. Макгрегором в 1950-хг. Данная конц-я генетически связана с моделями труд-й мотивации. Она выводит их на практический ур-нь, поскольку описывает принципы взаимод-я руководителя с подчиненными в зав-ти от доминирующих в труд-й группе мотивационных установок. Стиль упр-ния «X» явл-ся авторитарным и применяется в орг-циях, для сотрудников кот-х характерны преимущественно потр-ти низшего ур-ня, а определяющими труд факторами явл-ся гигиенические. В противовес этому стиль упр-ния «Y» может быть определен как демократический и, соответственно, рекомендуется в усл-х реализации работниками потр-тей высшего ур-ня и значительного влияния мотивационных факторов. Все множество конкретных стилей упр-ния находится между этими крайними точками, а выбор их зав-т от сложившейся обстановки в труд-й орг-ции. «Соц инженерия» - сов-ть методических подходов прикладной соц-и, нацеленных на изучение организ-х стр-р с целью их усовершенствования и контроль пов-я работников. К проблематике соц. инженерии отн-ся улуч-е усл-й и повышение безоп-ти труда, обесп-е комфортности труд-го процесса, снижение утомляемости работника, повышение за счет данных факторов трудовой отдачи. Как самостоятельное исследовательское и прикладное напр-е соц инженерия сложилась к 1960 г. Соц инженер - это специалист, кот-й с помощью прикл-х социолог-х иссл-й в труд-й орг-ции выявляет накопившиеся проблемы в сфере упр-ния трудом и опр-т необходимые шаги по перестройке организ-х стр-р и труд-х процессов, внедрению новых форм орг-ции труда. Поэтому соц-м инженером считается любой социолог-прикладник, работающий в штате фирмы и занимающийся изучением социально-труд-х процессов. Разработки и предложения соц инженерии испол-ся в рамках совр-й научной орг-ции труда, основным условием кот-й явл-ся синтез соц-х потр-тей работника и технических возм-тей произв-ва. К направлениям индустриальной соц-ии и соц-и труда, рассматривающим социально-труд-е процессы на макроуровне, отн-ся: теор постиндустриального о-ва; теор революции менеджеров; конц-ии гуманизации труда и кач-ва рабочей жизни. Автором теор постиндустриального об-ва, появившейся в 1950-1960-е г, стал амер социолог Д. Белл, к наиболее видным европейским представителям данного направ-я отн-ся А. Турен. О-во в своем разв-и прох-т 3 ступени: 1)доиндустриальная эпоха: преобладание сельскохоз-го труда; 2)индустриальная эпоха: возн-ем и разв-ем крупного машинного проиы-ва; 3)постиндустриальная эпоха, в рамках кот-й ведущую роль играют наука и технологии, а сфера услуг доминирует над сферой пром-го произв-ва. Заслуга: В рамках данной теор рассм-сь особ-ти орг-ции труда на ур-не об-ва в целом, обусловленные появлением новых инфор-х технологий и изм-ем роли традиционного пром-го произв-ва. Теор рев-ции менеджеров (или управ-ой рев-ции) является логическим продолжением теории постиндустриального о-ва. Усложнение орг-ции труд-х процессов и изм-е их сущности, с одной стороны, и повышение роли управ-го труда - с другой, приводят к тому, что именно менеджер стан-ся центральной фигурой процесса общ-го произв-ва. Класс капиталистов постепенно трансформируется в класс менеджеров. Этому явлению были посвящены работы Белла, Друкера, Сорокина, Т. Парсонса, Гидденса, Смелзера. Управл-ая рев-ция стала соц-м проявлением тех технологических изм-й, кот-е принесла с собой постиндустриальная эпоха. Социол-е конц-ции гуманизации труда и кач-ва раб жизни. Данные конц-и основывались на рез-тах многочисленных эмпир-х иссл-й, что сближает их с конц-ми микроур-ня. В то же время, изучаемые в рамках названных конц-й социально-труд-е явл-я стали неизбежным следствием технологических и организационных изм-й на макроур-не, характерных для общ-го произв-ва в целом. Поэтому конц-и гуманизации труда и кач-ва раб жизни занимают промежуточное положение между теориями макро- и микроур-ня. Конц-я кач-ва раб жизни основана на понимании роли труда в жизни Ч. Труд должен приносить всестороннее удовл-ие, работа не должна быть монотонной, кроме того, она не должна препятствовать выполнению других важных соц-х фун-й работника (этот постулат явл-ся основой конц-ии гуманизации труда).
8. Разв-е проблем труда сов-ой школой НОТ 20-30- х годов Проблемы труда с момента зарождения соц-ии в России всегда занимали важное место, хотя соц-я труда как сам-ая дисциплина офор-сь гораздо позднее. В разв-и соц-ой мысли в России можно выделить 3 осн-х периода. Первый период с серXIX в. до 1917 г. XX в., второй — с нач 20-х до сер 50-х гг., третий — с сер 50-х гг. по настоящее время => в рамках данного вопроса мы рассмотрим второй этап, который наступил после Октябрьской рев-ции. В 1920-е гг. в нашей стране проблемами научного изуч-я и практической орг-ции труда занималось более десяти научно-исслед-их институтов. Кроме того, на пред-тиях и в труд-х орг-циях сущ-ли сотни и тысячи первичных ячеек дв-я НОТ. И если в нач 1920-х гг. первые научные школы по изучению проблем труда только зарождались, то ко второй пол 1920-х гг. были уже достаточно четко сформулированы их теор-ие позиции. К этому периоду сложились крупные научные центры в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани, Таганроге и других городах. Одним из наиболее значительных направ-ий в соц-и труда того времени была теор научной орг-ции труда. Разработка этого направ-я лежала в русле острой полемики по поводу возм-ти применения сис-мы Тейлора в усл-х социализма. Высказывались диаметрально противоположные т зр: - одни настаивали, что орга-ция труда, основанная на рационалистических принципах, предложенных амер-ким инженером, должна быть взята на вооружение полностью; - другие считали, что эта сис-ма есть воплощение капитал-ой эксплуатации и в усл-ях социализма неприемлема. Одним из наиболее крупных представителей НОТ явл-ся Гастев – руков-ль Центрального института труда (ЦИТ) в М. Он и его единомышленники провозгласили отказ от буржуазной созерцательной социологии, т.е. от созд-я социол-х теор. Гастев предлагал заменить старую теоретическую соц-ию прикладной «соц инженерией». ОН выдвинул задачу НОТ — превратить совр-е пред-тие в огромную соц лабораторию. По его мнению, наука об орг-ции труда должна создаваться на стыке соц-х и естест-х наук. У последних она заимствует точные экспериментальные методы, приверженность достоверным фактам. Гастев предлагает отказаться от «глубинных познаний» о-ва труда, а иссл-ть лишь «реакции работника» в рамках конкретных производ-х операций. Теперь в центре внимания социологов оказались конкретные вопросы орг-ции Т. ЦИТ явл-ся мощным прикладным институтом, выполнявшим программу превращения соц-и труда в сугубо прикладную отрасль науки. Глав задачей исслед-го коллектива стало созд-е нового типа работника. Поэтому в разработках института большое вн-е уделялось проблеме трудовой культуры в самом широком смысле этого слова. Провозглашось наступление новой эпохи, где нет места трудовой расхлябанности, культурной отсталости и лености. Отличительной чертой разработок ЦИТа была установка на практическое исп-е. С этой целью работники института проанализировали и отработали механизм внедрения новых форм орг-ции труда и упр-ния им. На основе разработанных методик была создана сис-ма обучения работника нового типа, кот-я охватила более 500 тыс. квалифицированных рабочих. Новые сис-мы упр-ния внедрялись на десятках предприятий страны. В ЦИТ приезжали учиться менеджеры из других стран. Т. об., важнейшей особ-тью деят-ти ЦИТовцев явл-сь практическое применение рез-тов прикладной соц-и труда. Другими представителями научной школы в области явл-сь НОТ были Керженцев, Бурдянский, Рудаков. Несмотря на единый объект иссл-я – проблемы НОТ их подходы несколько отличались от тех, кот-х придерживался Гастев. Так, сотрудники ЦИТа опирались в своих иссл-иях на профес-ую лабораторную работу, а их оппоненты считали, что основываться проводимые работы должны на непосредственном производственном опыте, дающем возможность исп-ть творческую инициативу широких масс трудящихся. Также активно развивалось напр-е соц-и труда, связанное с управленческими аспектами. В 1920-х годах проблемами теории и практики упр-ния занимались свыше 10 научно-исслед-их институтов, выходили до 20 журналов по вопросам упр-ния и орг-ции произ-ва. Среди наиболее известных иссл-лей в области упр-ния назовем Дунаевского, кот-й возглавлял Всеукраинский инс-т труда. Сотрудники инс-та занимались изучением вопросов управл-го контроля, коллегиальности и единоначалия, соверш-ия организационной стр-ры упр-ния, анализом псих-и авторитарного рук-ва и стилей упр-ния. В эти же годы получила большое разв-е психотехника. Ее представители занимались разработкой конкретно-психол-х методов решения практических задач: профотбором и профконсультациями, профессиональным обучением и рационализацией труда, борьбой с профессиональным утомлением и травматизмом, психогигиеной и психотерапией. Так, в Казанском институте НОТ изучалась зав-ть скорости работы от настроения, темперамента и мышечного напряжения, иссл-сь вопросы трудоспособности женщин, утомляемости при занятиях умственным трудом, в психотехн-ой лаборатории были составлены профили ряда профессий (педагога, инженера, врача, бухгалтера). Иссл-я факторов труд-го пов-я работников проводились и на макроур-не, в рамках об-ва в целом. Видным представителем этого направ-я явл-ся Струмилин. Он зан-ся анализом проблем стимул-я и мотивации труда, оптимального соотн-я между трудом и отдыхом, усл-я быта работающего населения. Под рук-вом Струмилина проводились масштабные иссл-я по изучению бюджетов трудящихся города и села. Вывод: Внедрение элементов НОТ привело к заметному успеху в разв-и эк-ки, росту матер-ой заинтересованности в повышении производ-ти труда. Этому способствовали разработка и введение тарифов, кот-е ставили размер з.п в зав-ть от ур-ня квалификации работника. Постепенно осущ-ся переход от повременной и ограниченно сдельной оплаты труда к неограниченной сдельной оплате, была установлена сис-ма премирования, организована разработка норм труда. Т об, устан-сь связь между з.п. и орг-цией труда. Однако усиление в этот период идеологического контроля над жизнью о-ва привело к тому, что соц-ия была объявлена буржуазной лженаукой, перестали финансироваться социол-ие иссл-я, были запрещены большинство журналов, публиковавших материалы по соц-и труда, соц инженерии, псих-и, а сам термин «соц-я» был исключен из научного оборота на долгие годы. В сер 1930-х годов по стране прокатилась волна полит-х репрессий, кот-е не обошли стороной представителей науки. Около 100 ученых-социологов были репрессированы, среди них А.К. Гастев. ЦИТ подвергся реформированию, после чего практически потерял свое прежнее лицо. Для сталинской индустриализации, основанной на методах административного нажима и теории «Ча-винтика», оказались ненужными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.012 с.) |