Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осн научные школы соц-ии труда в США в 20 веке и их вклад в разв-е этой науки.

Поиск

В нач 20 века центр общемировой социол-ой мысли переместился из Европы в США, что было связано в разв-я в США индустр-ой соц-ии.

Они возникла в кон 1920-х – нач 1930-хгг на основе конц-й раннего научного менеджмента, основоположником кот-го явл-ся амер. инженер Тейлор.

+ Методической основой для форм-я индустр-ной соц-гии стали разработки в области эмпир-ой и прикл-ой соц-гии.

Основной вклад в разв-е эмпир-ой и прикладной соц-ии внесли представители Чикагской школы в 1920-1950-е годы. В рамках названной научной школы получили разв-е как колич-ая, так и качес-ая методология и методика иссл-й.

Форм-е колич-ной методологии началось в 1920-е гг (успех -П. Лазарсфельд). В рамках данной методологии соц-ия рассм-сь как точная наука, использующая при описании и объяснении соц-х явл-й статистическую теор и матем-кий аппарат. В проводимых эмпир-х иссл-ях стали широко применяться корреляционный и факторный анализ данных, шкалирование, моделирование, социометрия, тесты, эксперимент.

Начало качест-й соц-ии п оложила работа представителей Чикагской школы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский кр-н в Европе и Америке» (1918).

Исследуя механизм адаптации Ч в новой соц среде, Томас и Знанецкий прибегли к такому методу, как изучение биографий польских мигрантов путем анализа их писем и личных дневниковых записей. Среди напр-й индустр-ной соц-ии, рассматривавших социально-труд-е процессы на микроуровне, выделим след наиб значимые: школа «челов-х отн-й»; теории трудовой мотивации; теор стилей упр-ния; соц инженерия.

Школа челов-х отн-й. Исторически первым иссл-ием в рамках индустриальной соц-ии считаются Хоторнские эксперименты Э. Мейо.

В ходе 5-летней исследовательской работы в кон1920-нач 1930-х годов на пред-тии «Western Electric Company», был собран обширный эмпир-ий материал, кот-й позволил оценить влияние разл-х факторов на труд-ю отдачу работников и их отн-е к труду.

Мейо выяснил, что наряду с усл-ми труда, способами его орг-ции и стимул-я важнейшую роль в обеспечении норм-й производ-ти труда играют межличностные отн-я, система неформ-х норм и правил, а также стиль рук-ва, сложившиеся в данной труд-й группе. Такой вывод был сделан на основе проведенных многочисленных экспериментов и опросов работников пред-тия.

Конц-я «челов-х отн-й» получила дальнейшее разв-е в рамках другого направ-я индустриальной соц-ии.

Теор труд мотивации (1950-1960-е годы). Основоположниками данного направления стали Маслоу, Герцберг и Макклелланд. Теор мотивации были нацелены на определение челов-х потр-тей, побуждающих индивидов к тем или иным действиям, в частности в сфере труда.

Теор мотивации были нацелены на определение челов-их потр-тей, кот-е и явл-ся осн-ми мотивом их проведения, а следовательно, и деят-ти (Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберга и Дэвида Мак Клелланда).

Согласно иерархической теории потр-тей Маслоу, можно выд-ть 5 групп потр-тей индивидов: физиологические; потр-ти в безоп-ти; соц-е потр-ти; потр-ти в уважении; потр-ти самовыражения. Первые две группы потр-тей первичные, а следующие три вторичные.

Согласно теор Маслоу, все эти потр-ти можно расположить в строгой иерархической последов-ти в виде пирамиды, в осн-ии кот-й лежат первичные потр-ти, а вершиной явл-ся вторичные => приоритетны для Ч потр-ти более низких ур-ней и это сказывается на его мотивации: в пов-и Ч более определяющим явл-ся удовл-е потр-тей сначала низких ур-ней, а затем, по мере удовл-я этих потр-тей, становятся стимулирующим фактором и потр-ти более высоких ур-ней.

Маслоу доказал, что в труд-й мотивации осн роль играют вторичные потр-ти: невозможно добиться от работника высокой труд-й отдачи исключительно экон-ми стимулами, т.е. истинные потр-ти индивида в рамках труд-й деят-ти весьма разнообразны, а задача руководителя как раз и состоит в том, чтобы изучать, отслеживать потр-ти своих подчиненных и мотивировать их труд, предоставляя им наилучшие возм-ти для удовл-я социально значимых потр-тей.

Другой теорией мотивации, также основанной на выделении и изучении потр-тей, стала мотивациионная теор Д. Макклелланда. Как и Маслоу, он признавал особую роль в мотивационном процессе потр-тей высшего уровня, к каковым относил потр-ти власти, успеха и причастности.

Макклелланд полагал, что для успешной мотивации труда необходимо адекватно определять потр-ти того или иного работника, и в зав-ти от доминантной потр-ти выстраивать мотивационную стратегию каждого участника трудового процесса.

Одной из основополагающих теорий труд-й мотивации стала и двухфакторная теория Ф. Герцберга. Проанализировав рез-ты опросов работников, Герцберг выделил 2 группы факторов, оказывающих влияние на неудовл-ть или удовл-ть работников трудом, - гигиенические и мотивационные.

Первые связаны с физ-кой средой, в кот. Осущ-ся работа (иными словами, с гигиеническими усл-ми труда), вторые же - с хар-ром и сод-ем выполняемой работы.

Рез-ты проведенных Герцбергом иссл-й позволили ему сделать след вывод: когда опрошенные сотрудники говорили о неудовл-ти работой, они оценивали гигиенические факторы, а их удовл-ть работой была вызвана в подавляющем большинстве случаев мотивационными факторами.

=> улучш-е усл-й труда не может само по себе служить повышению труд-й отдачи, оно лишь не приведет к неудовл-ти работника, тогда как мотивировать его высокопроизводительный труд могут лишь факторы, определяющие содержание работы.

Теории стилей упр-ния.

Наибольшую известность приобрела конц-ия стилей упр-ния «X» и «Y», разработанная Д. Макгрегором в 1950-хг. Данная конц-я генетически связана с моделями труд-й мотивации. Она выводит их на практический ур-нь, поскольку описывает принципы взаимод-я руководителя с подчиненными в зав-ти от доминирующих в труд-й группе мотивационных установок.

Стиль упр-ния «X» явл-ся авторитарным и применяется в орг-циях, для сотрудников кот-х характерны преимущественно потр-ти низшего ур-ня, а определяющими труд факторами явл-ся гигиенические.

В противовес этому стиль упр-ния «Y» может быть определен как демократический и, соответственно, рекомендуется в усл-х реализации работниками потр-тей высшего ур-ня и значительного влияния мотивационных факторов.

Все множество конкретных стилей упр-ния находится между этими крайними точками, а выбор их зав-т от сложившейся обстановки в труд-й орг-ции.

«Соц инженерия» - сов-ть методических подходов прикладной соц-и, нацеленных на изучение организ-х стр-р с целью их усовершенствования и контроль пов-я работников.

К проблематике соц. инженерии отн-ся улуч-е усл-й и повышение безоп-ти труда, обесп-е комфортности труд-го процесса, снижение утомляемости работника, повышение за счет данных факторов трудовой отдачи.

Как самостоятельное исследовательское и прикладное напр-е соц инженерия сложилась к 1960 г. Соц инженер - это специалист, кот-й с помощью прикл-х социолог-х иссл-й в труд-й орг-ции выявляет накопившиеся проблемы в сфере упр-ния трудом и опр-т необходимые шаги по перестройке организ-х стр-р и труд-х процессов, внедрению новых форм орг-ции труда.

Поэтому соц-м инженером считается любой социолог-прикладник, работающий в штате фирмы и занимающийся изучением социально-труд-х процессов.

Разработки и предложения соц инженерии испол-ся в рамках совр-й научной орг-ции труда, основным условием кот-й явл-ся синтез соц-х потр-тей работника и технических возм-тей произв-ва.

К направлениям индустриальной соц-ии и соц-и труда, рассматривающим социально-труд-е процессы на макроуровне, отн-ся: теор постиндустриального о-ва; теор революции менеджеров; конц-ии гуманизации труда и кач-ва рабочей жизни.

Автором теор постиндустриального об-ва, появившейся в 1950-1960-е г, стал амер социолог Д. Белл, к наиболее видным европейским представителям данного направ-я отн-ся А. Турен. О-во в своем разв-и прох-т 3 ступени:

1)доиндустриальная эпоха: преобладание сельскохоз-го труда;

2)индустриальная эпоха: возн-ем и разв-ем крупного машинного проиы-ва;

3)постиндустриальная эпоха, в рамках кот-й ведущую роль играют наука и технологии, а сфера услуг доминирует над сферой пром-го произв-ва.

Заслуга: В рамках данной теор рассм-сь особ-ти орг-ции труда на ур-не об-ва в целом, обусловленные появлением новых инфор-х технологий и изм-ем роли традиционного пром-го произв-ва.

Теор рев-ции менеджеров (или управ-ой рев-ции) является логическим продолжением теории постиндустриального о-ва.

Усложнение орг-ции труд-х процессов и изм-е их сущности, с одной стороны, и повышение роли управ-го труда - с другой, приводят к тому, что именно менеджер стан-ся центральной фигурой процесса общ-го произв-ва.

Класс капиталистов постепенно трансформируется в класс менеджеров. Этому явлению были посвящены работы Белла, Друкера, Сорокина, Т. Парсонса, Гидденса, Смелзера.

Управл-ая рев-ция стала соц-м проявлением тех технологических изм-й, кот-е принесла с собой постиндустриальная эпоха.

Социол-е конц-ции гуманизации труда и кач-ва раб жизни. Данные конц-и основывались на рез-тах многочисленных эмпир-х иссл-й, что сближает их с конц-ми микроур-ня.

В то же время, изучаемые в рамках названных конц-й социально-труд-е явл-я стали неизбежным следствием технологических и организационных изм-й на макроур-не, характерных для общ-го произв-ва в целом.

Поэтому конц-и гуманизации труда и кач-ва раб жизни занимают промежуточное положение между теориями макро- и микроур-ня.

Конц-я кач-ва раб жизни основана на понимании роли труда в жизни Ч.

Труд должен приносить всестороннее удовл-ие, работа не должна быть монотонной, кроме того, она не должна препятствовать выполнению других важных соц-х фун-й работника (этот постулат явл-ся основой конц-ии гуманизации труда).

 

8. Разв-е проблем труда сов-ой школой НОТ 20-30- х годов

Проблемы труда с момента зарождения соц-ии в России всегда занимали важное место, хотя соц-я труда как сам-ая дисциплина офор-сь гораздо позднее.

В разв-и соц-ой мысли в России можно выделить 3 осн-х периода. Первый период с серXIX в. до 1917 г. XX в., второй — с нач 20-х до сер 50-х гг., третий — с сер 50-х гг. по настоящее время => в рамках данного вопроса мы рассмотрим второй этап, который наступил после Октябрьской рев-ции.

В 1920-е гг. в нашей стране проблемами научного изуч-я и прак­тической орг-ции труда занималось более десяти научно-иссле­д-их институтов.

Кроме того, на пред-тиях и в труд-х орг-циях сущ-ли сотни и тысячи первичных ячеек дв-я НОТ. И если в нач 1920-х гг. первые научные школы по изучению проблем труда только зарождались, то ко второй пол 1920-х гг. были уже достаточно четко сформулирова­ны их теор-ие позиции. К этому периоду сложились крупные научные центры в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани, Таганроге и других городах.

Одним из наиболее значительных направ-ий в соц-и труда того времени была теор научной орг-ции тру­да. Разработка этого направ-я лежала в русле острой поле­мики по поводу возм-ти применения сис-мы Тейлора в усл-х социализма.

Высказывались диаметрально противоположные т зр:

- одни настаивали, что орга-ция тру­да, основанная на рационалистических принципах, предложен­ных амер-ким инженером, должна быть взята на вооруже­ние полностью;

- другие считали, что эта сис-­ма есть воплощение капитал-ой эксплуатации и в усл-ях социализма неприемлема.

Одним из наиболее крупных представителей НОТ явл-ся Гастев – руков-ль Центрального института труда (ЦИТ) в М.

Он и его единомышленники провозгласили отказ от буржуазной созерцательной социологии, т.е. от созд-я социол-х теор. Гастев предлагал заменить старую теоретическую соц-ию прикладной «соц инженерией». ОН выдвинул задачу НОТпревратить совр-е пред-тие в огромную соц лабо­раторию.

По его мнению, наука об орг-ции труда должна создаваться на стыке соц-х и естест-х наук. У последних она заимствует точные экспериментальные методы, приверженность достоверным фактам.

Гастев предлагает отказаться от «глубинных познаний» о-ва труда, а иссл-ть лишь «реакции работника» в рам­ках конкретных производ-х операций. Теперь в центре внимания социологов оказались конкретные вопросы орг-ции Т.

ЦИТ явл-ся мощным прикладным институтом, выполнявшим программу превращения соц-и труда в сугубо прикладную отрасль науки. Глав задачей исслед-го коллектива стало созд-е нового типа работника. Поэтому в разработках института большое вн-е уделялось проблеме трудовой культуры в самом широком смысле этого слова.

Провозглашось наступление новой эпохи, где нет места трудовой расхлябанности, культурной отсталости и лености.

Отличительной чертой разработок ЦИТа была установка на практическое исп-е. С этой целью работники института проанализировали и отработали механизм внедрения новых форм орг-ции труда и упр-ния им. На основе разработанных методик была создана сис-ма обучения работника нового типа, кот-я охватила более 500 тыс. квалифицированных рабочих.

Новые сис-мы упр-ния внедрялись на десятках предприятий страны. В ЦИТ приезжали учиться менеджеры из других стран.

Т. об., важнейшей особ-тью деят-ти ЦИТовцев явл-сь практическое применение рез-тов прикладной соц-и труда.

Другими представителями научной школы в области явл-сь НОТ были Керженцев, Бурдянский, Рудаков. Несмотря на единый объект иссл-я – проблемы НОТ их подходы несколько отличались от тех, кот-х придерживался Гастев.

Так, сотрудники ЦИТа опирались в своих иссл-иях на профес-ую лабораторную работу, а их оппоненты считали, что основываться проводимые работы должны на непосредственном производственном опыте, дающем возможность исп-ть творческую инициативу широких масс трудящихся.

Также активно развивалось напр-е соц-и труда, связанное с управленческими аспектами. В 1920-х годах проблемами теории и практики упр-ния занимались свыше 10 научно-исслед-их институтов, выходили до 20 журналов по вопросам упр-ния и орг-ции произ-ва.

Среди наиболее известных иссл-лей в области упр-ния назовем Дунаевского, кот-й возглавлял Всеукраинский инс-т труда.

Сотрудники инс-та занимались изучением вопросов управл-го контроля, коллегиальности и единоначалия, соверш-ия организационной стр-ры упр-ния, анализом псих-и авторитарного рук-ва и стилей упр-ния.

В эти же годы получила большое разв-е психотехника. Ее представители занимались разработкой конкретно-психол-х методов решения практических задач: профотбором и профконсультациями, профессиональным обучением и рацио­нализацией труда, борьбой с профессиональным утомлением и травматизмом, психогигиеной и психотерапией.

Так, в Казанском институте НОТ изучалась зав-ть ско­рости работы от настроения, темперамента и мышечного на­пряжения, иссл-сь вопросы трудоспособности женщин, утомляемости при занятиях умственным трудом, в психотехн-ой лаборатории были составлены профили ряда профессий (педагога, инженера, врача, бухгалтера).

Иссл-я факторов труд-го пов-я работников проводились и на макроур-не, в рамках об-ва в целом. Видным представителем этого направ-я явл-ся Струмилин. Он зан-ся анализом проблем стимул-я и мотивации труда, оптимального соотн-я между трудом и отдыхом, усл-я быта работающего населения.

Под рук-вом Струмилина проводились масштабные иссл-я по изучению бюджетов трудящихся города и села.

Вывод: Внедрение эле­ментов НОТ привело к заметному успеху в разв-и эк-ки, росту матер-ой заинтересованности в повышении производ-ти труда. Этому способствовали разработка и введение тари­фов, кот-е ставили размер з.п в зав-ть от ур-ня квалификации работника. Постепенно осущ-ся пере­ход от повременной и ограниченно сдельной оплаты труда к неогра­ниченной сдельной оплате, была установлена сис-ма премирования, организована разработка норм труда. Т об, устан-сь связь между з.п. и орг-цией труда.

Однако усиление в этот период идеологического контроля над жизнью о-ва привело к тому, что соц-ия была объявлена буржуазной лженаукой, перестали финансироваться социол-ие иссл-я, были запрещены большинство журналов, публи­ковавших материалы по соц-и труда, соц инженерии, псих-и, а сам термин «соц-я» был исключен из научного оборота на долгие годы.

В сер 1930-х годов по стране прокатилась волна полит-х репрессий, кот-е не обошли стороной представителей науки. Около 100 ученых-социологов были репрессированы, среди них А.К. Гастев. ЦИТ подвергся реформированию, после чего практически потерял свое прежнее лицо. Для сталинской индустриализации, основанной на методах административного нажима и теории «Ча-винтика», оказались ненужными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.012 с.)