Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соц сущ-ть удовл-ти трудом. Идея Ф. Херцберга о двойственном хар-ре феномена удовл-ти трудом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Удовл-ть интерпретируется как показатель к труду; показатель соц-го статуса индивида и как мера адаптации индивида к соц-й реальности; степень адаптации работника к производ-ой ситуации; степень соответствия личн-х и вещ-х факторов произ-ва; харак-ка труд-й активности; показатель успешности трудовой деят-ти и т.д. Выд-ся 2 осн-х подхода к пониманию труда и, соответственно, удовл-ти трудом. 1.труд как процесса удовл-я потр-тей Ч. Т об, в теор удовл-ти трудом вводятся такие термины, как потр-ть, мотив, установка, отн-е и так далее, посредством кот-х теор разрабатывается. Соответственно, в рамках этого напр-я, удовл-ть пон-ся как оценка степени насыщения потр-тей, кот-е личность стремится удовл-ть в сфере, связанной с процессом труда. 2.«труд», как общ-е разд-е фун-й, посредством кот-х реал-ся сущ-е системы или как деят-ть в системе общ-го разд-я труда. Н.Ф. Наумова, рассм-т, удовл-ть трудом как удовл-ть соц-м статусом. Также понимание удов-ти трудом нах-ся в зав-ти от того, в рамках какой парадигмы работает автор. В.А. Ядовым проделан анализ эволюции парадигмы соц-и труда и показана внутренняя логика этого процесса. На основе этого иссл-я можно сказать, что эв-ция в понимании удовл-ти трудом подчинена эв-ции парадигмы, вернее сказать, явл-ся ее следствием. Так, в рамках парадигмы «работник - рабочее место» удовл-ть трудом пон-сь преимущественно как удовл-ть функциональным сод-ием труда (А. Гастев). В парадигме «работник в орг-ции» удовл-ть трудом – это удовл-ть местом работы или степень адаптации работника к произв-ой ситуации (В. А. Ядов, А.А. Киссель). Последней из рассматриваемых парадигм «работник - система общ-го разд-я труда» соотв-т понимание удовл-ти трудом как оценки работником своей работы, своего положения в орг-ции и в системе общ-го разд-я труда (Н.Ф. Наумова). Замфир К. (1983) предлагает сис-му, позволяющую оцен-ть удовл-ть трудом в соотв-и с его сод-ем. Сис-ма вкл-т след осн показатели: «1) общие усл-я – транспорт до пред-тия; удобный график работы; соц-е льготы (столовая, ясли и др.); заработок; возм-ти продвижения по службе; без-ть труда; эстетика места работы; шум, темп-ра, вибрация и т.п.; 2) сод-е труда – разнообразие–монотонность; сложность труда, требуемая квал-ция; необх-ть решения новых, интересных проблем; элементы рук-ва и ответ-ти; соответствие личным способностям; 3) отн-я между людьми в труде – отн-я с коллективом; отн-я с непосредственными руководителями; 4) организационные рамки труда – ур-нь орг-ции на пред-тии; состояние общ-го мнения; социально-психол-ий климат». Конц-ия Ф. Херцберга: факторы, определяющие удовл-ть производительной работой нужно отделить от факторов, ведущих к неудовл-ти работой. То, что противостоит удовл-ти работой, отсутствие удов-ти. Осн ее сод-е: сов-ть факторов, образующих удовл-ть трудом, по хар-ру своего влияния на общую удовл-ть делится на 2 группы. Факторы одной группы, в случае их наличия в рабочей ситуации, ведут к увел-ю удовл-ти трудом, но их отсутствие не ведет к неудов-ти. Эту группу Ф. Херцберг назвал мотиваторами. Они выступают стимуляторами эффек-го труда. Именно они опред-т удовл-ть работой и повышение на этой основе трудовую активность. К ним отн-ся: достижение целей, признание, интересное сод-е труда, самост-ть (свой участок работы) и ответственность, профессионально-должностной рост, возм-ти личностной самореализации. Конечно, грани между отдельными гигиеническими факторами и мотиваторами относительны, подвижны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты отн-ся к факторам гигиены, в то же время такой мотиватор, как должностной рост, также подразумевает повышение зарплаты. Для того чтобы не появилась неудовл-ть трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производ-ти труда достигается с помощью мотиваторов. Другая группа названа гигиеническими факторами. Термин «гигиена» употр-ся здесь в его мед зн-и - гигиена как предупреждение, предотвращение болезни, а не как лечение ее. При улуч-и гигиенических факторов неудов-ть не ощущ-ся, но когда такое улуч-е воспр-ся сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удовл-ти. Эти факторы не в состоянии создать позитивную удовл-ть, так как они не содержат харак-к, необходимых для психол-го разв-я индивида. К гигиеническим факторам отн-ся: отн-я с коллегами, начальством и подчиненными; нравственный климат в орг-ции; вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты); способности руководителя; физ-е усл-я труда; стабильность раб места; без-ть и гарантия работы, личная и семейная жизнь. Так, если на пред-тии созданы благоприятные усл-я труда, налажены его научная орг-ция и ритмичный режим работы, развиваются психологически комфортные отн-я между работниками, то и в итоге следует ожидать не высокую удовл-ть работой, заинтересованность в ней, а лишь отсутствие неудовл-ти. Хорошие усл-я труда (гигиенические факторы) закрепляют, стабилизируют персонал, но не обязательно побуждают его повышать произв-ть труда. Иными словами, она не вызывают увел-я выработки, но предупреждают от сознательного ограничения производ-ти труда, сдерживания темпов работы. В конц-и Ф. Херцберга можно отметить еще одну особенность: гигиенические факторы – это, главным образом, коллективные усл-я деят-ти, общие для всех или многих работников на данном пред-тии, мотивационные – касаются лишь каждого в отдельности и связанны с личностными харак-ками индивида. В рассм-и альтернатив – коллективные или индивидуальные методы стимул-я труда – Херцберг делает акцент на вторых. Обобщая рез-ты своих иссл-й, Херцберг сделал ряд выводов: 1.Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовл-ти трудом. 2.Наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены. 3.В обычных усл-ях наличие гигиенических факторов воспринимается, как естественное и не оказывает мотивационного воздействия. 4.Позитивное максимальное мотивационное возд-е достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.91.173 (0.009 с.) |