Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык в социальном контексте (прагматическое использование речи)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дети, у которых грамматика и словарный запас уже развиты, могут иметь проблемы в социальном общении. Правила общения На правила ведения беседы не обращают внимания, пока они не нарушаются. Когда же они нарушены, кажется, что-то не так, но не всегда ясно, что именно. Правила общения включают умения начать и завершить разговор, поддержать тему или сменить ее, заполнить возникшую паузу, сообщив, что вы чего-то не поняли. Например, никто не начнет беседу с фразы: «Мне это действительно нравится». Сначала вы поздороваетесь и сообщите, о чем пойдет речь. Например, «Привет, Салли, как дела? Я как раз думал о книге, которую вчера закончил. Она мне действительно понравилась». А после того, как вам сообщат о каких-то переживаниях, никто не говорит сразу: «Пока», нужен хотя бы мостик: «Мне так жаль это слышать, но, в самом деле, мне пора идти». Специалисты языка и речи рассматривают беседу как игру в теннис: один подает, а другой отбивает. В беседе цель состоит в том, чтобы «продержать мяч в воздухе на протяжении нескольких передач». Дети младшего возраста с нарушением речи зависят в разговоре от партнера и не в состоянии взять на себя его роль. «Мяч у них часто падает» они могут упорно повторять предложения или задавать неподходящие вопросы, делать неуместные замечания. В этом случае взрослый помогает отвечать и уводит ребенка от неверных высказываний. Взрослый: Я посмотрел вчера отличное кино. Ребенок: (не реагирует) Взрослый: Что бы ты мог спросить меня? Ребенок: Сколько минут шло кино? Взрослый: Это глупый вопрос, спроси что-нибудь еще. Задавая такие вопросы, можно улучшить разговорные навыки ребенка. Заявите тему (как в образце), а потом помогайте ребенку, поддерживая или расширяя тему подходящими вопросами или дополнительной информацией. Взрослый: Я слишком много съел на празднике. Ребенок: (нет реакции) Взрослый: А что ты можешь сказать? Ребенок: Я ел не очень много. Важно помнить, что дети, умеющие произносить многосложные фразы, еще не всегда могут правильно использовать их в речи. Это могут быть эхоподобные фразы, слова не к месту. Эхолалия может быть использована, чтобы ребенок высказался в свою очередь в диалоге, для утвердительных (подтверждающих ответов), с другими конструктивными целями. Родитель может назвать слово или два или визуальную опору, чтобы ребенок воспроизвел новый ответ, не эхоподобный, или предоставить упрощенную модель того, что ребенок намерен сказать. Говорить соответствующие вещи – важный прагматический навык. Если я говорю, что встретил твоего отца в аэропорту, а ты отвечаешь, что любишь арахисовое масло, это неуместно. Если я говорю, что видел лучшего друга на вокзале, а ты спрашиваешь, сколько пуговиц на его пиджаке, это не относящийся к теме вопрос. Реагируйте так: «Это глупо. Что еще ты можешь сказать/спросить?» Если ребенок не знает, что сказать, моделируйте его реплику и пробуйте сначала. Если дети упорно продолжают говорить одно и то же, обрывайте их: «Это глупый разговор, давай поговорим о чем-нибудь еще». Не пропускайте незамеченными ошибки. Если ребенок часто путает слова и перекладывает на вас задачу понимания, останавливайте и переспрашивайте, что он имел в виду, если он сам не может исправить ошибку, моделируйте вы. «Кто ударил Джейка на площадке? Кто это сказал: Тед или женщина?» Когда ребенок смотрит на полку и говорит: «Я хочу это», спросите: «Что именно?» Так вы дадите ему понять, что произошел сбой в беседе. Ему будет нелегко восстановить ход разговора, т.к. его запас ограничен. Чаще повторяйте: «Скажи больше». Или создавайте опоры: например, вы предлагаете: «Красную?» Ребенок: «Да, красную». Вы: «Коробку?» Ребенок: «Да, коробку. Я хочу красную коробку». Ваш ребенок также должен научиться давать вам понять, когда он не понимает, что вы имеете в виду. (См. описание игр далее). Иногда у детей отсутствуют необходимые в речи связки, как в следующем примере: Ребенок: Синий. Функциональность речи Дети могут говорить относительно полными предложениями, но использовать речь в ограниченных сферах. Например, просьбы часто бывают первыми навыками прагматической речи, а комментарии поначалу используются ограниченно. Более сложные прагматические функции включают умения убеждать и договариваться. Другие сферы применения речи: приветствия, ответы, протесты, повествования, ссылки, предсказания, объяснения, шутки. Многие дети испытывают трудности в этих сферах. Описательную речь специалисты называют референтной коммуникацией. Развивать ее помогают барьерные игры. Один человек описывает картинку, невидимую слушателем с тем, чтобы слушающий смог воссоздать или узнать картинку по свою сторону барьера. Придумайте маленькую перегородку, чтобы друг другу не было видно, какая там картинка. Эта игра помогает детям быть активными слушателями и ловить информацию. Они должны ясно выражать свои мысли и запрашивать о дополнительной информации, если что-то непонятно. Когда вы в магазине выбираете пирожное можно тоже попросить ребенка точно описать, какое именно пирожное он хочет. Другая игра «Расскажи историю». Для нее научите ребенка таким связям в тексте как поэтому, а потом, но. Помогайте придумать или описать сюжет, место действия, связи и несколько слов о развитии действий. Сюжеты можно найти из жизни: о том, как ходили на пляж, день, проведенный в парке. Картинки по-прежнему могут служить опорами, как и моделирование. Попробуйте применять речь и для так называемых проблемных заданий. Например, дать объяснение или предсказание. Когда вы читаете ребенку, смотрите с ним видео, спросите: «Как ты думаешь, почему мужчина так сказал?», «Почему им не следует туда ходить?», или «Как ты думаешь, что он теперь сделает?», а в другом случае: «Что же нам делать с этой проблемой?» Учите сравнивать и противопоставлять. Хотя бы на кухне, когда ребенок помогает вам, можно сравнивать овощи. Учите понимать и неполные предложения. Если, войдя в комнату, он не закрыл дверь, скажите: «Дверь». А когда вы говорите: «У меня в горле пересохло», ─ ребенку следует догадаться, что вы просите пить. Иногда дети не обращают внимания на жесты, мимику, язык тела, который сопровождает речь. Утрируя их, привлекайте его внимание, чтобы он понимал не только буквальный смысл слов. Следите, чтобы при общении и ребенок использовал эти же невербальные элементы. Использование юмора в речи – тоже прагматический навык. Наденьте смешную шляпу и скажите: «Я выгляжу как клоун». Потом пусть ребенок наденет эту шляпу и скажет, как он выглядит. Вы можете пошутить: «Мартин, я живу в Мексике!» ─ посмотрите на него с улыбкой: «Да нет. Это шутка. Я живу в России, а где живешь ты?» Попытайтесь, чтобы и ребенок шутил. Убедитесь, что он понимает, что это лишь шутки и может об этом сказать: «Я всего лишь шучу». Так можно пройтись, дурачась по всему дому.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.77 (0.009 с.) |