Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов↑ Стр 1 из 29Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов Корректировка поведения на ранней стадии аутизма О чем говорят исследования? Аутизм. Этот термин используется более полувека, многие понимают его как пожизненный приговор человеку с таким диагнозом. Считалось, что большинство обречены на серьезный или постоянный дефицит общения, игр, отношений с другими и учебы. Очень малая часть людей с аутизмом (менее 5%) в состоянии достичь независимости в действиях, став взрослыми, но и в этой малой группе многие сохраняют, по крайней мере, признаки аутизма. История показывает, что люди с аутизмом требуют продолжительного лечения и поддержки на протяжении всей жизни. Сегодня главное положение состоит в том, что аутизм – это «тяжелая форма пожизненной недееспособности». Считают, что она поддается лечению. Действительно, существует большой выбор лечений, терапий, технологий, которые претендуют помочь (и даже вылечить) и новые методики постоянно появляются. Однако до недавнего времени ни одно из этих лечений не предложило какого-либо солидного реалистичного основания, меняющего точку зрения о том, что аутизм – это постоянная недееспособность. Теперь несколько работ показали, что один подход к лечению – раннее интенсивное обучение, использующее методы прикладного анализа поведения – может принести реальные результаты для детей с аутизмом: успешное вливание в обычную школу для многих, совершенно нормальное функционирование для некоторых. На самом деле, есть немало научных подтверждений того, что методы прикладного анализа поведения (его еще называют вмешательством в поведение или лечением поведения) могут производить общие и длительные улучшения многих важных навыков для большинства людей с аутизмом, несмотря на возраст. Ни одно другое лечение не предлагает доказательств эффективности, сравнимых с этим. Не взирая на факты, семьям с маленькими аутичными детьми часто неверно говорят, что все лечения одинаково эффективны, или что еще более неверно, что вмешательство в поведение неэффективно и вредно. Им часто советуют попробовать какое-либо новомодное лечение или сочетать разные методики, которые появились на рынке. Семьи же более удачливые, нашедшие один подход с научным обоснованием эффективности, часто выражают потребность в едином, достаточно сжатом описании исследования по раннему вмешательству в поведение детей с аутизмом. Эта глава отвечает вашим запросам. Ее цель: а) предоставить краткий обзор принципов и методов РВПА; б) сделать обзор статей, опубликованных по этой теме; и в) сделать выводы о том, что нам этот материал дает, и какие вопросы предстоит решать в будущем.
Прикладной анализ поведения использует методы, основанные на научных принципах поведения, чтобы создать социально-полезные навыки и снизить те, что вызывают проблемы. С этой точки зрения, аутизм – это синдром поведенческих дефицитов и избытков, которые имеют неврологическую базу, но, тем не менее, могут меняться под воздействием специальных, тщательно спланированных, конструктивных взаимодействий с окружающими. Исследования показывают, что дети с аутизмом не готовы учиться в типичной обстановке, но многие могут усвоить соответствующие инструкции. Аналитическое лечение поведения при аутизме базируется на обучении малыми измеряемыми циклами систематически. Каждый навык, который ребенок не проявляет – от относительно простых реакций, как например, смотреть на других, до сложных действий, как спонтанное общение и социальное взаимодействие – разбивается на малые шаги. Каждому шагу обучают (часто поначалу один на один с ребенком) путем специальной реплики (намека) или инструкции (команды). Иногда добавляют подсказку (в виде жеста, движения), чтобы ребенок начал. (Предупреждение: подсказки любого вида надо использовать нечасто и неброско, чтобы ребенок не стал от них зависим). Правильная реакция должна сопровождаться определенным следствием, что установлено, действует эффективно как закрепление—т.е. если одинаковые действия следуют за правильно выполненной командой постоянно, то считается, что этот навык закрепится. Приоритетная цель – чтобы занятия доставляли ребенку удовольствие. Другая цель – научить различать разные стимулы (раздражители): свое имя от других слов, цвета, формы, буквы, цифры и т.д. друг от друга; правильное поведение от неподобающего. Несоответствующие реакции (вспышки гнева, стереотипия, нанесение себе повреждений, уход) явно не закрепляются, они требуют систематического анализа, чтобы определить, какие события действуют как усилители для таких реакций. Предпочтительно, чтобы ребенка приобщали к правильным реакциям, которые не совместимы с неподобающими.
Попытки научить повторяются много раз, первоначально в быстрой последовательности, пока ребенок не отреагирует без подсказок взрослого. Действия ребенка записываются и оцениваются по специальным объективным позициям и критериям. Данные заносятся в таблицу, чтобы была видна картина достижений ребенка, позволяющая учителю или родителю регулировать обучение, если желаемых результатов нет. Время и этапы определяются точно для каждого ребенка и каждого навыка. В это смысле обучение высоко индивидуализировано. Чтобы добиться лучших результатов, самые необходимые навыки отрабатываются и закрепляются во многих незапланированных ситуациях. Некоторых детей отдельным навыкам можно учить в относительно непланируемой обстановке с самого начала. Такие «случайные» и «естественные» возможности тренировки следует тщательно продумывать. Однако помните, что они должны быть последовательными и частыми. В идеале, постепенный переход от индивидуальных занятий к малым группам, а затем к большим. Простые ответы систематически соединяются в сложные. Основное внимание уделяется тому, как научить ребенка учиться самому у окружающих и как действовать в этом окружении, производя положительные действия для себя, семьи и других. Эффективное и этическое применение методов прикладного анализа поведения требует специальной подготовки, которую заинтересованным родителям следует искать. Как любое лечение, это может быть применено неверно, намеренно или нет. Крайне важно иметь компетентное, хорошо подготовленное руководство аналитического поведения и консультации по нескольким причинам. Исследования показывают, что стереотипное, разрушительное поведение часто вызвано специфическими (не всегда очевидными) событиями, подкрепленными сенсорной стимуляцией, вниманием других, прекращением просьб и команд или сочетанием этих элементов. С благими намерениями, но, не зная этого, не имеющие опыта в необходимой оценке и процессах изменения поведения, вы будете контактировать с ребенком так, что лишь увеличите проблемы. Например, предоставляя ребенку внимание, сенсорную стимуляцию или возможность не выполнять требования, следующие за примерами самоповреждения, можно увеличить вероятность таких случаев. К тому же, процедуры, которые предназначены для сокращения неподобающих реакций, такие как тайм-аут из положительного закрепления, могут принести обратный эффект. Одно из ключевых условий достижения целей продолжительного лечения – постоянство. Тот, кто ухаживает за ребенком и не знает событий, которые могут привести к проблемному поведению, часто непоследовательны в обращении с ребенком. Они могут непреднамеренно давать ребенку путанные команды, которые будут мешать выработке навыков адаптации и усиливать, а не снижать неверную реакцию. Далее, если процедуры изменения поведения не проводятся постоянно и последовательно в привычной обстановке, с привычными людьми и в обычное время, любые успехи, которые малыш делает, могут пропасть даром. К счастью, исследования показывают, что многие родители учатся быть последовательными учителями для своего ребенка и могут играть жизненно важную роль в его лечении.
Программ Программа 7. Части тела 1. Различает части тела. Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания и произнесите команду: «Покажи (дотронься) на …» помогайте ребенку находить правильную часть тела на нем самом и закрепляйте правильные действия. Со временем положительно реагируйте только на правильный выбор без подсказки. 2. Называет части тела. Укажите на часть тела на себе и спросите, что это. Подсказывайте только на первом этапе.Сначала выбирайте части тела, расположенные не близко между собой (голова – ноги, а не глаза – нос.)
Программа 8. Предметы Узнает Расположите предмет(ы) на столе перед ребенком и попросите: «Дай мне …». Подтолкните его подать вам нужный предмет. Называет Спросите: «Что это?» Выбирайте предметы, необходимые ребенку действительно. Избегайте обучать сначала словам, схожим по звучанию. Если ребенок затрудняется выполнять команду «Дай мне…», попробуйте научить его командам, связанным с предметами (Возьми салфетку, брось мяч), а потом переходите к «Дай мне салфетку, подай мяч», положив предметы ближе друг к другу. До этого ребенка следует научить выполнять 15 единичных команд (см. программу выше).
Программа 9. Картинки Узнает Положив картинку(и) перед ребенком, скажите: «Покажи на …» Называет Спросите: «Что это?» Заранее научите ребенка выбирать одинаковые картинки, выполнять 15 единичных команд и называть предметы (см. предыдущие программы).
Узнает Выберите предметы из окружающей обстановки, скажите: «Покажи на …». Называет Спросите: «Что это?» Начинайте с предметов, расположенных близко к ребенку, а затем увеличивайте расстояние незаметно.
Просьба в одно слово На столе предпочитаемый и непредпочитаемый предмет. Следует вопрос: «Что ты хочешь?» Стимулируйте ребенка показать и назвать предмет (например, «печенье»). Тотчас же отдайте ребенку предмет. Просьба из двух слов См. п.1, но учите произносить просьбу: «Хочу печенье». Просьба из трех слов «Я хочу печенье». Вразброс «Да» и «Нет» Предъявите ребенку либо предпочитаемый предмет, либо нет и спросите: «Ты хочешь …?» Подсказывайте ответ «Да» для предпочитаемых предметов и «Нет» для непредпочитаемых. Сразу отдавайте, если «Да» и убирайте, если «Нет».
Программа 21. Делает выбор Начните с одного очень любимого предмета и одного нелюбимого. «Ты хочешь … или …?» Помогите ребенку показать на желаемый предмет и назвать его. Разнообразьте вопросы («Какой из них ты хочешь?» «Ты хочешь яблоко или печенье?» «А в другой раз: Печенье или яблоко?» Если ребенок еще не говорит, учите его просто показывать на предмет).
Программа 22. Социальные вопросы
Сядьте напротив ребенка и задайте один из вопросов общения. Помогайте с ответом и закрепляйте ответы. Со временем поощряйте только самостоятельные ответы. Сначала учите имитировать ваши словесные ответы, добивайтесь правильной артикуляции.
Программа 23. Глаголы
1. На картинках. Покажите картинку, изображающую человека, выполняющего действия. Спросите: «Что он (она, они) делает (делают)?» 2. На других людях. Сядьте напротив и выполните действие, спросите: «Что я делаю?» 3. На себе. Спровоцируйте ребенка выполнить действие (физически руководите его движениями или смоделируйте движение сами, чтобы ребенок сымитировал). Скажите: «Что ты делаешь?». Подсказывает ответ на первых порах.Возьмите фотографии членов семьи, выполняющих разные действия. Обобщайте усвоенные навыки, задавая вопросы в обычной, а не только в учебной ситуации.
Программа 24. Сопоставляет Поместите предметы на столе перед ребенком. Предъявите предмет, который соответствует одному из тех, что на столе и скажите: «Подбери пару». Подтолкните ребенка положить предмет сверху такого же или перед ним. Сначала начинайте с одного предмета на столе. Постепенно вводите и другие предметы. Используйте одинаковые предметы, картинки, буквы, разноцветные предметы, карточки с цифрами и фигуры. В качестве подсказки можно подвинуть нужный предмет ближе к ребенку. Начинайте с предметов, которые легко «угнездятся» или лягут поверх друг друга (чашка, ложка, или тарелка). Можно начать хотя бы с трех предметов на столе и менять их положение, чтобы усилить различие.
Программа 25. Цвета Узнает цвета Положите перед ребенком цветные листы бумаги и скажите: «Покажи на …(название цвета)». Называет цвета Покажите цветной предмет и спросите, какого он цвета. Произносите название цвета в качестве образца ответа. Со временем прекратите подсказки. Попробуйте применить эту методику во внеучебной ситуации. Расположите желаемые предметы разного цвета так, чтобы ребенок их видел, но не мог сразу достать. Когда ребенок попросит какой-нибудь из предметов, спросите, какого он цвета, прежде, чем дать ему это. Например, желтый мяч, синяя машинка, зеленый M & M. Если ребенок попросит M & M, спросите, какого он цвета, а затем дайте ему.
Узнает формы Разложите разные фигуры и попросите показать на… Называет их Покажите ребенку одну фигуру и спросите, какой она формы. Начинайте с трехмерных (объемных) фигур одинакового цвета, а затем вводите двухмерные фигуры (плоские) например, линейное изображение фигур. Со временем учите ребенка называть формы предметов (например, поднимите коробку и спросите, какой она формы.)
Программа 27. Буквы Узнает Разложив буквы перед ребенком, попросите: “Покажи букву …” Поначалу можно придвинуть нужную букву ближе к ребенку. Называет Показав букву, спросите, какая это буква. Моделируйте артикуляцию, чтобы ребенок мог вам подражать, произнося название буквы. Учите сначала основным буквам (без «Ь», «Ъ»). Если ребенку трудно, приготовьте объемные пластмассовые буквы.
Программа 28. Числа Узнает Карточки с числами перед ребенком: “Покажи …” Называет Показав карточку, спросите, какое это число. (От 1 до 20). Для закрепления навыков, может быть, пора найти какие-нибудь новые, захватывающие похвалы (стимуляторы).
Основные движения Скажите: «Делай так» и выполните два последовательных движения (например, похлопать в ладоши, а затем легонько похлопать по голове). Помогайте ребенку выполнять действия в предъявленной последовательности. Действия с предметами Поместите два набора идентичных предметов (например, два колокольчика и два флажка). Сядьте с противоположной стороны стола лицом к ребенку и скажите: «Делай так» и смоделируйте действие с каждым предметом. Помогайте ребенку выполнить оба действия по порядку. Называйте действия точно, когда вы их выполняете, (если вы демонстрируете касание носа и касание головы, скажите: «Коснись носа», «Коснись головы» по мере того как сами выполняете движение. Постепенно переходите только на вербальные команды. Чередуйте компоненты парных команд. («Хлопай в ладоши и дотронься до носа» смените на «Хлопай в ладоши и помаши»). Если ребенок затрудняется, попробуйте объединить основные движения и действия с предметами («Положи кубик в ведерко и похлопай по столу»). Моделируйте такую последовательность движений, вероятность которой в реальной жизни велика.
Программа 34. Комнаты Находит расположение комнат Сидя или стоя напротив ребенка, скажите: «Пойди в …(название комнаты)». Физически направьте его. Называет комнаты Приведите ребенка в комнату. Спросите: «Где мы?» Помогите сказать: «В …» Если ваш ребенок может повторять слова и называть предметы, выполняя первую команду, сразу учите его отвечать на вопрос, где он находится. В течение дня задавайте вопрос, где ты сейчас?
Программа 35. Эмоции Узнает по картинкам Поместите картинки. Выражающие разные эмоции. Скажите: «Покажи мне, кто …(эмоция)». Выражает эмоции Попросите: «Покажи мне, что ты…удивлен».
Программа 36. Места Распознает По картинкам Называет Отвечает на вопрос: «Что на этой картинке?» Используйте фотографии мест, где ребенок часто бывает.
Узнает Разложив перед ребенком картинки с профессиями людей, дайте инструкцию: «Покажи на …». Называет Разложив перед ребенком картинки с профессиями людей, дайте инструкцию: «Кто это на картинке?» Показывайте ребенку людей этих профессий, когда выходите с ним из дома.
Программа 41. Изображает, что он… (притворяется) Дайте инструкцию об изображении каких-либо действий или предметов. Например: «Покажи, будто ты …(пьешь)». Руководите движениями ребенка или сами показывайте ему, что надо делать на первом этапе. Эту программу хорошо выполнять с ровесниками или сестрой/братом.
Программа 42. Категории 1. Сопоставляет. Разложите перед ребенком картинки предметов из разных категорий. Покажите карточку с изображением предмета из какой-нибудь группы и скажите: «Откуда это?» 2. Узнает. Сгруппируйте картинки и скажите: «Покажи …(продукты)». 3. Называет. Указав на один из наборов картинок, спросите: «Что это?». Сначала рукой ребенка подвигайте карточку к правильной группе. Произносите вслух название категории. При затруднении вместо карточек используйте объемные предметы.
Программа 44. Предлоги Понимает. Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Протяните предмет (карандаш) ребенку и скажите: «Положи его на стол». 2. Называет. Положив предмет так, чтобы ребенок видел, спросите: «Где он находится?». Учите отвечать: «Карандаш на столе». Если ваш ребенок говорит, выполняя п.1, сразу учите ребенка отвечать на вопрос, где предмет. Когда в обычной ситуации ребенок просит у вас желаемый предмет, спрашивайте, где он находится. Учите ребенка самого менять местоположение и говорить, где он. («Залезь под стол». «Где ты?»).
|