Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общая характеристика и функциональное становление сенсорных систем
Содержание книги
- Тема 1. Введение, общие закономерности роста и развития организма
- Гомеостаз и регуляция функций в организме
- Понятие роста и развития и их закономерности
- Возрастная периодизация и характеристика возрастных периодов ребенка
- Строение и возрастные изменения костей. Соединения костей
- Строение и возрастные особенности скелета
- Строение, функции, классификация и возрастные особенности мышц
- Общая характеристика и функции кожи
- Строение, работа и возрастные особенности сердца
- Строение и возрастные особенности кровеносных сосудов
- Круги кровообращения. Их физиологическое значение
- Систолический и минутный объем крови. Кровяное давление
- Строение, функции и возрастные особенности воздухоносных путей (полость носа, гортань, трахея, бронхи)
- Строение, функции и возрастные особенности легких
- Общая характеристика и возрастные особенности пищеварительной системы
- Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта
- Анатомия и физиология и возрастные особенности пищеварительных желез
- Тема 7. Обмен веществ и энергии
- Витамины и их значение для организма
- Строение, функции и классификация форменных элементов крови
- Химический состав и свойства плазмы крови
- Общая характеристика и классификация иммунной системы
- Анатомия, физиология и возрастные особенности лимфатических узлов
- Анатомия, физиология и возрастные особенности отдельных скоплений лимфоидной ткани
- Возрастная анатомия и физиология щитовидной железы
- Анатомия и возрастная физиология надпочечников
- Возрастная анатомия и физиология гипофиза
- Смешанные железы - поджелудочная и половые железы
- Анатомия, физиология и возрастные особенности почек
- Анатомия, физиология и возрастные особенности мочевыводящих путей (мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)
- Тема 12. Анатомия и возрастная физиология нервной системы
- Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы
- Строение, свойства и возрастные изменения нервных волокон
- Строение синапса. Механизм передачи возбуждения в синапсах
- Рефлекс как основная форма нервной деятельности
- Строение, свойства и возрастные изменения нервных центров
- Строение, функции и возрастные особенности спинного мозга
- Строение, функции и возрастные особенности головного мозга
- Общая характеристика и функциональное становление сенсорных систем
- Анатомия, физиология и возрастные особенности зрительной сенсорной системы
- Анатомия, физиология и возрастные особенности слуховой и вестибулярной сенсорных систем
- Анатомия, физиология, возрастные особенности вкусовой и обонятельной сенсорных систем
- Анатомия, физиология, возрастные особенности соматосенсорной системы
- Процессы возбуждения и торможения
- Типы высшей нервной деятельности и их особенности у детей
- Нейрофизиологические механизмы восприятия, внимания, мотивации и эмоций
- Занятие № 6. Возрастные особенности пищеварения.
- Выберите правильный ответ (один или несколько)
Похожие статьи вашей тематики
Процесс приема и анализа информации из внешней и внутренней среды осуществляется специальными сенсорными системами или анализаторами. Сенсорные системы превращают внешние раздражители в нервные сигналы и передают их в центры головного мозга, где они преобразуются в ощущения, представления, образы. Впервые учение об анализаторах разработал И. П. Павлов. Согласно его учению, анализатор состоит из трех отделов: периферического - рецепторного; промежуточного - проводникового; центрального - коркового. Все отделы анализатора действуют как единое целое, и нарушение одного из них приводит к расстройству функции всего анализатора.
Рецепторный отдел анализатора представлен нервными окончаниями или специализированными нервными клетками, реагирующими на адекватные раздражители. По расположению рецепторы подразделяются на: а) экстерорецепторы - воспринимающие внешние раздражения (свет, звук, вкус, запах и т. д.); б) интерорецепторы - воспринимающие изменения внутренней среды и внутренних органов; в) проприорецепторы - воспринимающие изменения в мышцах, суставах, сухожилиях, а также сигналы о положении и движении тела. По функции различают терморецепторы, хеморецепторы, барорецепторы, механорецепторы, фоторецепторы и т. д. Рецепторы способны адаптироваться к силе раздражителя. При этом происходит повышение или снижение их чувствительности.
Проводниковый отдел анализатора представлен центростремительными нейронами в подкорковых отделах и нервными волокнами или нервами, проводящими нервные импульсы от рецептора в кору больших полушарий коры головного мозга.
Центральный отдел анализатора представлен полями или зонами коры больших полушарий головного мозга, где происходит анализ и синтез информации от соответствующих рецепторов.
Среди сенсорных систем различают: зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную, соматосенсорную (кожная и мышечная чувствительность) и висцеральную (изменение внутренней среды организма).
Развитие и функционирование сенсорных систем происходит в разные сроки онтогенеза. Филогенетически наиболее древней является вестибулярная сенсорная система. Она созревает в эмбриональном периоде и у плода наблюдаются изменения положения конечностей при поворотах. На восьмой неделе эмбрионального развития отмечаются реакции на раздражения кожных рецепторов, а у трехмесячного ребенка кожная чувствительность не отличается от таковой взрослого. Обонятельный и вкусовой анализаторы начинают функционировать практически с момента рождения ребенка. Созревание сенсорных систем определяется развитием всех трех ее отделов. Рецепторные отделы к моменту рождения в основном являются сформированными, за исключением зрительного анализатора, рецепторная часть которого - сетчатка -заканчивает свое развитие к 6-7 месяцам. В первые месяцы жизни происходит созревание проводникового отдела. К этому периоду нервные волокна покрываются миелиновой оболочкой, что доводит скорость проведения нервных импульсов до 120 м/с. Самыми последними созревают центральные отделы анализаторов, что определяет своеобразие функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие слуховая и зрительная зоны коры. По мере созревания нейронов корковых центров и их связей, в течение первых дней жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным. Степень созревания в значительной мере определяется поступающей информацией. Если новорожденного лишить сенсорной информации, то нейроны проекционных отделов не развиваются. В сенсорно-обогащенной среде развитие нервных клеток и их синаптических связей происходит более интенсивно, что имеет большое значение для сенсорного воспитания в раннем детском возрасте. Поэтому детей раннего возраста должны окружать разнообразные яркие предметы: игрушки, книжки с картинками, цветовая гамма одежды. Функциональное созревание сенсорных систем это длительный, постепенный и сложный процесс, продолжающийся и в подростковом возрасте.
|