ТОП 10:

Выберите правильный ответ (один или несколько)



1. При недостатке гормона щитовидной железы развиваются:

1) микседема

2) базедова болезнь

3) гигантизм

4) кретинизм

 

2. В тироксине - гормоне щитовидной железы содержится химический элемент:

1) бром

2) йод

3) железо

4)медь

 

3. Всеми гормональными процессами в организме управляет железа внутренней секреции:

1) щитовидная

2) паращитовидная

3) надпочечники

4) гипофиз

5) поджелудочная

 

4. Работу скелетных мышц контролирует:

1) спинной мозг

2) головной мозг

3) вегетативная нервная система

4) наше сознание

5) соматическая нервная система

 

5. Дыхательный центр расположен в:

1) легких

2) мозжечке

3) продолговатом мозге

4) коре больших полушарий

 

6. Половые железы у женщин вырабатывают гаметы:

1) фолликулы

2) яичники

3) семенники

4) яйцеклетки

 

7. В состав центральной нервной системы входят:

1) спинной мозг

2) мозжечок

3) седалищный нерв

4) головной мозг

5) нервные узлы-ганглии

6) нервные волокна

 

8. Пучок нервных волокон, покрытых сверху общей соединительной оболочкой, называется:

1) нейрон

2) нерв

3) рецептор

4) спинной мозг

 

9. Роль соматической нервной системы:

1) управление движениями

2) управление органами чувств

3) управление работой сердца

4) желудка

5) управление высшей нервной деятельностью

 

10. Серое вещество ЦНС состоит из:

1) нервные клетки

2) их отростки

3) нервные волокна

4) ядра нервных клеток

 

11. Установите соответствие скелетных мышц их анатомическому расположению

1) Большая грудная мышца А) Мышцы спины

2) Двуглавая мышца Б) Мышцы верхних конечностей

3) Трапецевидная мышца В) Мышцы нижних конечностей

4) Икроножная мышца Г) Мышцы груди

 

12. Укажите соответствие свойств нервной системы типу ВНД

1) Сильный уравновешенный А) Меланхолик

2) Сильный уравновешенный подвижный Б) Флегматик

3) Сильный уравновешенный инертный В) Сангвиник

4) Слабый тип Г) Холерик

 

13. Укажите соответствие рефлексов различным отделам ЦНС

1) Коленный рефлекс А) Рефлексы продолговатого мозга

2) Глотательный рефлекс Б) Рефлексы коры больших полушарий

3) Условный рефлекс В) Рефлексы спинного мозга

4) Рефлексы координации Г) Рефлексы

движений мозжечка

 

14.Укажите соответствие особенностей условных и безусловных рефлексов

1) Врожденные, отражают видовые
особенности организма А) Условные рефлексы

2) Приобретаются в течение жизни Б) Безусловные рефлексы

3) Реализуются по временным связям

4) Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически

 

15 .Укажите соответствие органелл нейрона и их функций

1) Синтез и транспорт различных веществ А) Ядро

2) Освобождение биологической энергии Б) Рибосомы

3) Синтез различных белков В) Митохондрии

4) Хранение генетической информации Г) Эндоплазматическая сеть

 

16. Укажите соответствие свойств нервной ткани их значению

1) Проводимость А) Реакция на действие раздражителя

2) Раздражимость Б) Образование нервного импульса

3)Возбудимость В) Способность проводить определенное количество нервных импульсов в единицу времени

4)Лабильность Г) Проведение нервных импульсов

 

17.Укажите соответствие свойств нервных процессов их значению

1) Уравновешенность А) Уровень работоспособности нервных клеток

2) Подвижность Б) Соотношение процессов возбуждения и торможения

3) Сила В) Скорость возникновения возбудительного или тормозного процесса

 

18. Укажите соответствие основных пищевых продуктов и их компонентов

1) Белки А) Сливочное масло

2) Жиры Б) Мясо

3) Углеводы В) Аскорбиновая кислота

4) Витамины Г) Крупы

 

19. Укажите соответствиеотделов зрительного анализатора и их компонентов

1) Центральный (мозговой) отдел А) Фоторецепторы сетчатки

2) Периферический отдел Б) Зрительный нерв

3) Проводниковый отдел В) Затылочная доля коры

 

20. Укажите соответствиеотделов центральной нервной системы их функциям:

1) Гипоталамус А) Координация движений

2) Кора больших полушарий Б) Проведение нервных импульсов к головному мозгу

3) Мозжечок В) Высший центр регуляции функций организма

4) Спинной мозг Г) Формирование условных рефлексов

 

21.Газообмен в малом круге кровообращения происходит в: __________________________

 

22. Перенос питательных веществ, гормонов - это функция системы __________________

 

23. Кости черепа у новорожденного ребенка соединены ____________________________

 

24. Количество пар ребер, прикрепленных к грудине: _______

 

25. Количество пар свободных ребер: ____________________

 

26. Отдел пищеварительного тракта, в котором всасывается основная масса воды: _______

 

27. Подвижное соединение костей скелета _________________

 

28. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с участием ЦНС, называется _______________

 

29. Структура, обеспечивающая передачу возбуждающих или тормозных влияний между двумя возбудимыми клетками называется _________________________________________

30.Исторически сложившаяся единая система клеток, обладающих общностью развития, строения и функционирования называется _________________________________________

 

(вариант 2)

 

Выберите правильный ответ:

1. Отдел головного мозга, ответственный за координацию движений

1) большие полушария

2) продолговатый мозг

3) мозжечок

4) гипоталамус

 

2. Позвоночник человека состоит из ______ позвонков

1) 30

2) 31-32

3) 46-48

4) 33-34

 

3. В процессе дыхания воздух поступает последовательно в следующие отделы:

1) носовая полость - трахея - легочные пузырьки - бронхи - бронхиальное дерево - гортань

2) гортань - трахея - легочные пузырьки - бронхиальные веточки - бронхи - носовая полость

3) легочные пузырьки - гортань - бронхиальные веточки - бронхи - носовая полость - трахея

4) носовая полость - гортань - трахея - бронхи - бронхиальные веточки - легочные пузырьки

 

4. Группа органов, выполняющая совместно общие функции называется

1) ткань

2) система органов

3) клетка

4) совокупность тканей

 

5. Благодаря мышцам обеспечивается

1) движение организма

2) рост организма

3) размножения организма

4) окраска кожи

 

6. Отдел позвоночник человека, следующий за шейным

1) поясничный

2) грудной

3) крестцовый

4) копчиковый

 

7. Частота сердечных сокращений с возрастом

1) вначале уменьшается, потом увеличивается

2) не изменяется

3) увеличивается

4) уменьшается

 

8. Самые оптимальные дни работоспособности

1) понедельник, вторник

2) понедельник, среда

3) вторник, среда

4) среда, пятница

 

9. Искривление позвоночника может возникнуть, если ребенок

1) плохо питается

2) постоянно работает в одной и той же неправильной позе

3) редко бывает на свежем воздухе

4) носит тесную обувь

 

10. Самая крупная кость человеческого организма

1) бедренная

2) плечевая

3) ключица

4) локтевая

 

11. Укажите последовательность расположения отделов пищеварительного тракта

А) пищевод

Б) толстый кишечник

В) ротовая полость

Г) тонкий кишечник

Д) глотка

Е) желудок

 

12. Укажите соответствие между системами органов и их органами

1) Пищеварительная А) Сердце

2) Сердечно – сосудистая Б) Щитовидная железа

3) Дыхательная В) Желудок

4) Эндокринная Г) Легкие

 

13. Укажите соответствие

1) Самая большая артерия А) Головной мозг

2) Клетки крови участвующие в реакции Б) Эритроциты

свертывания В) Аорта

3) Отдел центральной нервной системы Г) Тромбоциты

4) Красные клетки крови

 

14. Установите соответствие между периодами онтогенеза

1) Новорожденный А)0 - 10 дней

2) Грудной Б) 1 - 3 года

3) Раннее детство В) 4 - 7 года

4) Первое детство Г) 10 дней - 1 год

 

15. Установите соответствие между частями опорно-двигательной системы

1) Скелет головы А) Межреберные мышцы

2) Кость верхней конечности Б) Лучевая

3) Кость нижней конечности В) Череп

4) Мышцы грудной клетки Г) Малая берцовая

 

16. Установите соответствие

1) Парные органы бобовидной формы А) Легкие

2) Парные органы, имеющие Б) Почки

пористое строение

3) Парные органы зрения В) Ушные раковины

4) Парные органы слуха Г) Глаза

 

17. Установите соответствие

1) Длинный отросток нейрона А) Синапс

2) Короткий отросток нейрона Б) Сома

3) Тело нервной клетки В) Дендрит

4) Зона контакта между нейроном Г) Аксон

и другими клетками

 

18. Установите соответствие

1) Первое звено рефлекторной дуги А) вставочные нейроны

2) Центральная часть рефлекторной дуги Б) эффектор

3) Волокна передающие информацию В) рецептор

органу исполнителю Г) эфферентные волокна

4) Орган исполнитель

 

19. Укажите последовательность кровеносных сосудов, по которым проходит кровь в большом круге кровообращения

А) Капилляры

Б) Аорта

В) Правое предсердие

Г) Левый желудочек

Д) Полые вены

Е) Средние и мелкие артерии

 

20. Установите соответствие

1) Отсутствие свода стопы А) Миокард

2) Средний слой мышечной Б) Стекловидное тело

стенки сердца

3) Большая часть глазного яблока В) Плоскостопие

4) Гормон поджелудочной железы Г) Инсулин

21. ______________________ – часть периферической нервной системы, которая устанавливает взаимоотношения с внешней средой – воспринимает ее воздействия (прикосновения, боль, температуру), регулирует деятельность скелетной мускулатуры

 

22. Онтогенез – это _____________________________________

 

23. ______________________ – это движение крови в организме

 

24. ________________ – это самые мелкие, тонкостенные сосуды

 

25. ________________ – это способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от инородных тел и веществ

 

26. _________________ – это качественные изменения, происходящие в организме, т.е. это процесс морфологического и функционального совершенствования организма

 

27. __________________ – это период повышенной чувствительности организма к действию одного определенного фактора.

28. ____________________ - это ответная реакция организма на раздражение рецепторов.

 

29. ____________________ – это способность нервной системы запечатлевать, хранить и воспроизводить поступающую информацию

 

30. ____________________ – это приобретение организмом присущих ему форм

ГЛОССАРИЙ

Авитаминоз –специфические нарушения в организме и тяжелые заболевания при отсутствии определенных витаминов.

Агглютинация- реакция склеивания эритроцитов в крови при совмещении одноименных агглютининов и агглютиногенов.

Агглютинины– агглютинирующие, склеивающие вещества белковой природы, содержащиеся в плазме крови.

Агглютиногены– агглютинируемые, склеиваемые вещества белковой природы, содержащиеся в эритроцитах.

Адаптация –приспособление организмов к условиям окружающей среды, обеспечивающее им выживание. Адаптация характерна как для целого организма, так и для отдельных его органов и физиологических систем. Например, адаптация ребёнка к условиям школы.

Акселерация –ускорение морфофизиологического развития детского организма или его отдельных физиологических и функциональных систем.

Активность ребенка -в рамках физиологии способность ребенка достигать в кратчайшее время полезного для существования его организма результата действия. Количественной мерой активности ребенка в игровой, учебной и трудовой деятельности может служить уровень его физической и умственной работоспособности. Воспитание высокой активности детей и подростков в учебной и трудовой деятельности - одна из основных задач педагога, что возможно только при условии учета индивидуальных физиологических возможностей ребенка, особенно уровня работоспособности зрительного и слухового анализатора, работоспособности мозга и исполнительных органов детского организма.

Анаболизм –реакция биологического синтеза сложных молекул основных биологических соединений, специфичных для данного организма, из простых компонентов, поступающих в клетки организма.

Анализатор -нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Включает рецепторную часть, проводящие пути и ядро анализатора в коре головного мозга

Анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков -особенности строения (анатомические) и жизнедеятельности (физиологические) организма детей и подростков. То же понимают под термином "морфофункциональные особенности организма".

Анемия– уменьшение количества эритроцитов и гемоглобина в крови, возникающее в результате разных причин (кровотечения, ухудшенного питания и т.д.).

Аномалии развития (от греч. аномалия - неровность) -нарушение нормального физического и психического развития детей и подростков. Встречаются наследственные аномалии развития и аномалии, приобретенные в результате действия на организм ребенка различных травмирующих факторов, например учебно-воспитательного процесса, организованного без учета гигиенических норм обучения и индивидуальных биологических и психических особенностей ребенка.

Антропометрические показатели развития ребенка -соматометрические признаки (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила рук) и сомато-скопические (форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры и половое созревание). В настоящее время разработаны усредненные таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здорового ребенка.

Безусловный рефлекс- наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

Биологическая надежность -способность биологических систем функционировать в оптимальном для них режиме, несмотря на сложную мозаику меняющихся внешних условий и воздействий.

Биологически активные вещества -вещества различной химической природы, оказывающие действие на жизнедеятельность живых существ. Образуются в животных или растительных организмах и оказывают влияние на их жизнедеятельность (например, антибиотики, гормоны, ферменты).

Биоритмы -периодичность процессов в живой природе. Различают суточные, недельные (только у человека), месячные, сезонные, годовые и многолетние ритмы физиологических процессов в живых организмах, связанные с периодичностью метеорологических и гелеогеографических процессов. Например, динамика состояния бодрствования и сна, изменение уровня работоспособности, уровня гормонов в течение дня (суточные ритмы) и года (сезонные) и т. д.

Бит (от англ. Binary digit - двоичный знак) -единица информации, заключающаяся в выборе одного решения или сообщения из двух возможных: "да" - "нет". Предложена в 1928 г. американским ученым Л. Хартли. В применении к человеку эта единица информации имеет ограниченное значение, так как не отражает различия между полезной и бесполезной информацией.

Бихевиоризм (от англ. bihaviorism - поведение) - одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX в. и устранившее из психологии такие понятия, как сознание, мышление. Бихевиоризм считает предметом психологии поведение, под которым понимаются чисто физиологические реакции на стимулы.

Брадикардия– редкий ритм сердечных сокращений.

Вдох– процесс поступления воздуха в легкие, связанный с увеличением объема грудной полости и снижением внутрилегочного давления ниже атмосферного.

Вегетативная нервная система– отделы нервной системы, регулирующие работу внутренних органов в организме человека.

Вентиляция легких– смена воздуха в легких, обеспечиваемая совокупностью процессов вдоха и выдоха, поддерживающих постоянство альвеолярного воздуха.

Вентиляция легких– смена воздуха в легких, обеспечиваемая совокупностью процессов вдоха и выдоха, поддерживающих постоянство альвеолярного воздуха.

Вентральный- расположенный на брюшной стороне.

Внимание -психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью и основанный на деятельности головного мозга. Различают непроизвольное внимание, обусловленное деятельностью подкорковых отделов головного мозга, и произвольное, связанное с деятельностью коры больших полушарий. Особо важное значение в организации произвольного внимания имеют лобные доли больших полушарий. Проявление непроизвольного и произвольного внимания у детей и подростков определяется созреванием мозга в процессе онтогенеза.

Возбудимость– способность тканей приходить в состояние возбуждения под действием раздражителей.

Возбуждение– активный физиологический процесс, возникающий в клетках в ответ на действие раздражителя, сопровождающийся биоэлектрическими, биохимическими, морфологическими изменениями и приводящий к возникновению специфической функции ткани.

Восприятие -отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (форма, величина, цвет и т.д.), действующих в данный момент на органы чувств. Физиологическую основу восприятия составляет условно-рефлекторная деятельность мозга и работа органов чувств, что и обеспечивает целостное познание предметов и явлений действительности. Последнее отличает восприятие от ощущений, отражающих лишь отдельные качества и свойства предметов. Восприятие характеризуется значительной индивидуальностью, обусловленной физиологическими и психическими особенностями развития детей и подростков, представляет собой активный процесс и всегда отражает отношение человека к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства.

Время кругооборота крови– время, необходимое для прохождения частицей крови всего круга кровообращения с возвращением к исходной точке.

Вторичные половые признаки -морфологические особенности строения тела мужчин и женщин, особенности волосяного покрова и голоса, развитие у женщин грудных желез, половое влечение к противоположному полу, особенности поведения и психики.

Выдох– процесс пассивного выдоха воздуха из легких, связанный с уменьшением объема грудной полости и увеличением внутрилегочного давления выше атмосферного.

Высотная болезнь– заболевание, возникающее в результате снижения парциального давления кислорода в окружающей среде и развития гипоксии мозга.

Высшая нервная деятельность -условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, то есть поведение

Вязкость крови– свойство крови оказывать сопротивление ее течению при перемещении частиц относительно друг друга.

Газовая эмболия– закупорка просвета сосудов пузырьком газа.

Гармоничность развития -соответствие функциональных возможностей организма детей и подростков требованиям окружающей среды.

Гем– активная группа небелковой части дыхательного пигмента крови гемоглобина, содержащая двухвалентное железо.

Гемодинамические показатели– показатели, характеризующие движение крови по сосудам (объемная и линейная скорость, давление крови, сопротивление сосудов и т.д.).

Гемофилия– наследственное заболевание, встречающееся преимущественно у мужчин, связанное с нарушением образования антигемофильного фактора и понижением вследствие этого свертываемости крови.

Ген -материальная единица наследственности, контролирующая развитие одного или нескольких признаков организма и представляющая собой часть молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Ген относительно постоянен, Но под действием внешних факторов способен изменяться (мутировать).

Генерализация условного рефлекса- феномен, возникающий на начальных этапах выработки условного рефлекса, когда требуемая реакция вызывается не только подкрепляемым стимулом, но и другими, более или менее близкими к нему.

Генотип -совокупность всех генов (наследственных факторов), контролирующих развитие данного организма ("генный портрет" организма).

Гетерохронность развития - неравномерность и неодновременность роста и развития органов и физиологических систем детского организма. Прежде всего развиваются те органы и системы, функционирование которых наиболее необходимо для жизни организма на данном этапе.

Гигиена детей и подростков - наука о путях и средствах охраны и укрепления здоровья детей и подростков, а также совокупность практических мер, осуществляемых в этих целях. В зависимости от возрастного контингента детей различают дошкольную и школьную гигиену. Гигиена детей и подростков тесно связана с биологическими, медицинскими и психолого-педагогическими науками. Ее данные широко используют для разработки естественнонаучных основ обучения и воспитания ребенка.

Гипоксия– уменьшение количества кислорода в тканях.

Гомозиготные близнецы (идентичные, или однояйцевые) - близнецы с идентичной наследственностью, развившиеся из одной яйцеклетки. Они имеют не только одинаковый генотип, но и одинаковое расположение генов в хромосомах.

Гормональные препараты - лекарственные препараты, содержащие гормоны.

Гормоны –специфические активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.

Гуморальная регуляция– один из механизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемой через жидкие среды организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью биологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами.

Двигательный анализатор (кинестетический анализатор) -совокупность периферических и центральных отделов нервной системы, обеспечивающих координацию мышечной деятельности.

Деятельность -динамическая система активного взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Диагностика (от греч. Диагностикос - способный распознавать) -методы и способы распознавания различных заболеваний, связанные со всесторонним изучением больного.

Диастолическое давление– давление крови в сосудах во время диастолы сердца (минимальное давление).

Динамический стереотип– более или менее устойчивая система условно - рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга, образующаяся при многократном повторении одних и тех же внешних воздействий. Динамический стереотип лежит в основе формирования у детей и подростков учебных и трудовых навыков, различных привычек и норм поведения.

Дистальный- удалённый от центра тела. Слово "дистанция" вам знакомо? Один корень.

Дифференциация (от лат. Differentia - различение) -в нейрофизиологии различение сходных условных раздражителей и образование на них условных рефлексов. Дифференциация - процесс, противоположный генерализации условных рефлексов. Механизм дифференциации связан с процессами концентрации торможения в коре головного мозга. В процессе обучения и воспитания ребенку часто приходится различать многие близкие по своим качествам условные раздражители. Например, в процессе обучения письму и чтению дифференцирование различных по очертаниям букв. Состояние дифференцировочного торможения оказывает значительное влияние на способность детей и подростков к обучению.

Доминанта -«временно господствующий рефлекс», которым направляется работа нервных центров в данный момент, функциональное объединение нервных центров, состоящее из относительно подвижного коркового компонента и субкортикальных, вегетативных и гуморальных компонентов.

Дорзальный(дорсальный) - расположенный на спинной стороне.

Дыхательный объем– объем воздуха, который человек вдыхает и выдыхает в состоянии покоя.

Жизненная емкость легких(ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха. Отражает максимальные возможности дыхательной системы организма.

Запаздывательное торможение- торможение, наступающее тогда, когда подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем осуществляется с большим опозданием (2-3 мин.) по отношению к моменту предъявления условного раздражителя.

Запредельное (охранительное) торможение -возникает при действии стимулов, возбуждающих соответствующие корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возможность ее сохранения или восстановления.

Здоровье –естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Зевота– своеобразный двигательный процесс, характеризующийся непроизвольными дыхательными движениями, состоящими из глубокого вдоха, при котором раскрываются рот и голосовая щель, и быстрого энергичного выдоха.

Изменчивость -обязательное для всего живого свойство, заключающееся в способности потомства отличаться от своих родителей рядом признаков. В основе изменчивости лежит способность генов к мутациям или новым комбинациям, происходящим в процессе образования мужских и женских половых клеток и в их последующем оплодотворении (наследственная изменчивость).

Иммунитет– способ защиты организма от всех антигенно чужеродных веществ как экзогенной, так и эндогенной природы, фактор стабильности онтогенеза.

Индивидуальность -личность, существо как обладатель свойств, присущих только ему.

Индукционное внешнее торможение -экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности под воздействием посторонних стимулов, биологическое значение его – преимущественное обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раздражитель.

Индукция -свойство основного нервного процесса (возбуждения или торможения) вызывать вокруг себя и после себя противоположный эффект.

Инстинкт -сложная, безусловно-рефлекторная деятельность. Биологическая природа инстинктов изучена не до конца. В упрощенном виде инстинкты - сложные взаимосвязанные цепочки простых врожденных рефлексов.

Инструментальный (оперантный) условный рефлекс– условный рефлекс, получаемый по методике, при использовании которой безусловное подкрепление дается только после проявления определенной реакции.

Интеллект (от лат. ntellects - ум, рассудок, разум) - мыслительные способности человека.

Интероцептивные условные рефлексы -рефлексы, вырабатываемые на физические и химические раздражения интерорецепторов, обеспечивающие физиологические процессы гомеостатической регуляции функции внутренних образов.

Иррадиация- способность нервного процесса распространятся из места своего возникновения на другие нервные элементы.

Иррадиация возбуждения -распространение нервного процесса из центрального очага на окружающую зону.

Искусственные условные рефлексы- рефлексы, образующиеся на стимулы, которые обычно не имеют прямого отношения к подкрепляющему их безусловному стимулу.

Катаболизм –процесс расщепления молекул сложных органических веществ с освобождением энергии.

Кифоз -изгиб позвоночника выпуклостью назад. В процессе развития ребенка формируются четыре физиологических изгиба позвоночника: приблизительно в 1,5 месяца - лордоз в шейном отделе, в 6 месяцев - грудной и поясничный кифозы, в 1 год - поясничный лордоз. Формирование изгибов связано с развитием двигательной активности ребенка. Формирование грудного кифоза и шейного лордоза заканчивается к 7 годам, а поясничного лордоза и кифоза в подростковом возрасте. Нормальная физиологическая глубина изгибов позвоночника колеблется в младшем школьном возрасте в пределах 3-4 см, а в старшем - 4-5,5 см. Изменение этих соотношений приводит к нарушению осанки ребенка.

Классический условный рефлекс -условный рефлекс, получаемый при ассоциировании предшествующего по времени ранее нейтрального, а теперь ставшего сигнальным раздражителя, с последующим действием безусловного раздражителя (подкрепления), вызывающего соответствующий безусловный рефлекс.

Конкордантность (от лат. concordare - быть согласным)- в генетике степень сходства между различными особями.

Латеральный - расположенный сбоку.

Лейкоцитарная формула -процентное содержание различных форм лейкоцитов в периферической крови.

Лизоцим– гидролитический фермент секретов слюны, фактор неспецифической иммунной защиты.

Лимбическая система- в физиологии совокупность отделов головного мозга, участвующих в регуляции вегетативных функции, инстинктивных реакций и эмоций. Обеспечивает вегетативное и эмоциональное оформление любой деятельности человека.

Лимфатические сосуды– тонкостенные, содержащие лимфу сосуды, разветвленные по всему организму; внеклеточная жидкость и лимфоциты, которые накапливаются в тканях, собираются в лимфатических сосудах и, проходя через лимфатические узлы, поступают в основной лимфатический сосуд – грудной проток.

Личность- одна из основных психологических категорий. Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений.

Лордоз- изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед (см. Кифоз).

Макрофаги– большие мононуклеарные клетки, широко представлены в тканях организма; производные костномозговых предшественников; играют критическую роль в развитии иммунитета; выполняют роль фагоцитирующих клеток с киллерной активностью, а также участников воспалительной реакции.

Медиальный- расположенный в середине, занимающий центральное положение. Помните медиану из математики? Она тоже в середине.

Миофибриллы– тонкие волоконца сократительного вещества, проходящие вдоль всей цитоплазмы гладкого и поперечно-полосатого мышечного волокна.

Морфология (от греч. морфе - форма + логос - слово)- в биологии наука о закономерностях формирования тканей и органов в растительных и животных организмах и особенностях их строения. Анатомия является одним из разделов морфологии.

Морфофункциональные особенности детей и подростков- См. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков.

Мутация- резкое, скачкообразное изменение генов или хромосом. Генные мутации связаны с изменением состава и порядка следования химических соединений, входящих в молекулу ДНК; хромосомные мутации- с изменением формы, размеров и числа хромосом.

Мышление– опосредованное и обобщённое познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.

Навыки– действия человека, автоматизированные в результате многократного повторения. Навыки вырабатываются у детей в процессе учебной, игровой и трудовой деятельности.

Наследственность- свойство растительных и животных организмов производить потомство, имеющее множество сходных с родителями признаков и особенностей. В основе наследственности лежит передача наследственной информации с помощью ДНК.

Наследственные болезни- различные морфологические и функциональные аномалии развития человека, обусловленные генными или хромосомными мутациями. Различают соответственно генные и хромосомные наследственные болезни.

Неврозы- функциональные расстройства высшей нервной деятельности, т. е. обусловленные лишь нарушением физиологических процессов деятельности мозга без морфологических изменений. Неврозы связаны с психическими потрясениями и в случае школьной практики могут быть обусловлены неадекватными педагогическими воздействиями.

Нейрон –структурная и функциональная единица нервной системы, приспособленная для осуществления приема, обработки, хранения, передачи и интеграции информации.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга

Нейрофизиология- раздел физиологии животных и человека, изучающий функции нервной системы и ее основных структурных единиц – нейронов.

Нервные центры– сложные функциональные объединения нейронов, расположенных в различных отделах центральной нервной системы, согласованно участвующие в регуляции функций и рефлекторных реакциях.

Низшая нервная деятельность- деятельность низших отделов головного и спинного мозга, заведующих главным образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой.

Норма реакции- диапазон изменчивости наследственных признаков, определяемый действием факторов внешней среды.

Обратная связь -См. Системы управления с обратной связью.

Опережающее развитие органов и функциональных систем- один из общих принципов развития, заключающийся в более раннем формировании органов и систем, чем это требуется. Например, рефлекс сосания обеспечивается у ребенка сложной функциональной системой, состоящей из различных органов, функционирование которых возможно задолго до рождения. Данный принцип - своеобразная "страховка", даваемая природой человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Осанка– привычное положение тела ребёнка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни. Нарушение осанки ребёнка происходит при несоблюдении гигиенических норм обучения и воспитания, а также в результате некоторых заболеваний. При правильной осанке голова и туловище занимают прямое положение, плечи немного опущены и слегка отведены назад, грудь выставлена вперёд, а живот несколько подтянут. Сохранению нормальной осанки способствует правильный режим обучения в школе и жизни в семье.

Ощущения- отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на анализаторы (органы чувств). Различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные ощущения. Рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах, обеспечивают соответственно ощущение голода, жажды, сытости, ощущения, связанные с движением и положением тела в пространстве. Условия обучения и воспитания оказывают решающее влияние на формирование ощущений. При длительной тренировке возможно развитие чрезвычайно тонких ощущений. Например, занятия музыкой формируют тонкие слуховые ощущения, а рисование- тонкие зрительные ощущения. Всестороннее развитие ощущений у детей и подростков- важная задача педагога.

Память- процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что было в прошлом опыте. В основе памяти лежит образование временных связей в коре головного мозга. На клеточном уровне память, очевидно, связана с деятельностью нейрон







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.101.141 (0.035 с.)