Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Понятие роста и развития и их закономерности
Содержание книги
- Тема 1. Введение, общие закономерности роста и развития организма
- Гомеостаз и регуляция функций в организме
- Понятие роста и развития и их закономерности
- Возрастная периодизация и характеристика возрастных периодов ребенка
- Строение и возрастные изменения костей. Соединения костей
- Строение и возрастные особенности скелета
- Строение, функции, классификация и возрастные особенности мышц
- Общая характеристика и функции кожи
- Строение, работа и возрастные особенности сердца
- Строение и возрастные особенности кровеносных сосудов
- Круги кровообращения. Их физиологическое значение
- Систолический и минутный объем крови. Кровяное давление
- Строение, функции и возрастные особенности воздухоносных путей (полость носа, гортань, трахея, бронхи)
- Строение, функции и возрастные особенности легких
- Общая характеристика и возрастные особенности пищеварительной системы
- Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта
- Анатомия и физиология и возрастные особенности пищеварительных желез
- Тема 7. Обмен веществ и энергии
- Витамины и их значение для организма
- Строение, функции и классификация форменных элементов крови
- Химический состав и свойства плазмы крови
- Общая характеристика и классификация иммунной системы
- Анатомия, физиология и возрастные особенности лимфатических узлов
- Анатомия, физиология и возрастные особенности отдельных скоплений лимфоидной ткани
- Возрастная анатомия и физиология щитовидной железы
- Анатомия и возрастная физиология надпочечников
- Возрастная анатомия и физиология гипофиза
- Смешанные железы - поджелудочная и половые железы
- Анатомия, физиология и возрастные особенности почек
- Анатомия, физиология и возрастные особенности мочевыводящих путей (мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)
- Тема 12. Анатомия и возрастная физиология нервной системы
- Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы
- Строение, свойства и возрастные изменения нервных волокон
- Строение синапса. Механизм передачи возбуждения в синапсах
- Рефлекс как основная форма нервной деятельности
- Строение, свойства и возрастные изменения нервных центров
- Строение, функции и возрастные особенности спинного мозга
- Строение, функции и возрастные особенности головного мозга
- Общая характеристика и функциональное становление сенсорных систем
- Анатомия, физиология и возрастные особенности зрительной сенсорной системы
- Анатомия, физиология и возрастные особенности слуховой и вестибулярной сенсорных систем
- Анатомия, физиология, возрастные особенности вкусовой и обонятельной сенсорных систем
- Анатомия, физиология, возрастные особенности соматосенсорной системы
- Процессы возбуждения и торможения
- Типы высшей нервной деятельности и их особенности у детей
- Нейрофизиологические механизмы восприятия, внимания, мотивации и эмоций
- Занятие № 6. Возрастные особенности пищеварения.
- Выберите правильный ответ (один или несколько)
Похожие статьи вашей тематики
Онтогенез - это процесс индивидуального развития организма от момента его зарождения до смерти. Онтогенез подразделяется на два периода: эмбриональный и постэмбриональный.
Филогенез - это процесс исторического развития живой природы и отдельных групп составляющих ее организмов.
Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.
Под развитиемв широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.
В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма - это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.
К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония, явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем, надежность биологической системы.
Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.
П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.).
Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.
Системогенез как общая закономерность развития особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однако гетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развития.
|