Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние занятий с тяжестями на физическое развитие детей и подростковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
3.1. Физическое развитие школьников в условиях базовой тяжелоатлетической подготовки Организация эффективной силовой подготовки школьников, начиная с 1-го класса, связана с необходимостью глубокого анализа и контроля за изменением их физического развития. Особенно большую информацию дают, на наш взгляд, динамические исследования одних и тех же школьников в течение всего периода учебы в школе. На примере наших исследований можно наглядно убедиться в важности такой работы при занятиях по силовой подготовке детей, подростков и юношей. Она позволяет собрать достаточное количество фактического материала по каждой возрастной группе. И, следовательно, строить процесс физического воспитания более объективно в каждом конкретном случае. В нижеприведенный анализ физического развития детей, подростков и юношей (возраст исследуемых 7—17 лет) вошли результаты исследований школьников 1—10-х классов. В экспериментальную группу входили юные атлеты, которые, помимо уроков физкультуры, посещали секцию тяжелой атлетики и силовой подготовки в дополнительное время после основных занятий (244 школьника). В контрольную группу входили их сверстники, посещавшие только уроки физкультуры 2 раза в неделю. Целенаправленная спортивная подготовка предъявляет значительные требования к физическому развитию с детского и подросткового возраста. Поэтому особенно тщательно изучается проблема влияния занятий спортом на изменение физического развития в детском, подростковом и юношеском возрасте, т.е. в период интенсивного роста и совершенствования морфофункциональных возможностей организма. Исследование в динамике изменений физического развития юных спортсменов представляет собой с педагогической точки зрения не только научный, но и в не меньшей степени практический интерес. Так, по мнению В.Г. Властовского, остро стоит вопрос о соотношении паспортного и биологического возрастов ребенка, поскольку, как отмечает автор, лишь часть детей развивается ускоренно, другая же часть, наоборот, характеризуется задержкой процессов роста и созревания организма. Практическое значение в спорте приобретает также и проблема прогнозирования роста спортивных результатов и физического развития до достижения окончательных размеров тела. По мнению Г.С. Туманяна, для достижения высоких результатов в том или ином виде спорта спортсмены должны иметь определенные оптимальные величины тотальных размеров тела. Данная концепция была заложена и в работе Н.Ж. Булгаковой, в которой автор разработала отдельные характеристики пловцов экстра-класса. Причем значительное место в этой модели было уделено антропометрическим измерениям известных спортсменов-пловцов: определению их роста, веса, соотношения рычагов и пропорций тела. Как правило, в педагогической практике физическое развитие школьника оценивается, главным образом, по изменениям тотальных размеров тела (рост, вес и окружность грудной клетки). Изучением этих параметров на протяжении длительного периода, начиная с детского возраста, занимались ученые еще в царской России. Так, в 1879 г. вышла работа И.П. Зубковского, в 1892 г. – Н.В. Зака, в 1906 г. – Н.П. Гундобинаидр., которые отмечали, что вес 15-летних подростков города Москвы увеличивается в 2 раза по сравнению с 8-летними. По мнению Н.П. Гундобина, нарост детей и подростков влияют наследственность, возраст родителей, климатические условия, окружающая гигиеническая среда, питание и т.д. Современные исследования физического развития человека в нашей стране подтверждают выводы русских ученых, касающиеся выраженного увеличения размеров тела в подростковом возрасте. У мальчиков пубертатный скачок роста происходит в среднем между 13 и 15,5 годами. Практически пубертатный скачок касается почти всех размеров костей и мышц, распространяется на сердечную мышцу и другие органы. Наиболее интенсивный прирост в морфологическом развитии ребенка наблюдается в 11—12, 13—15 и 15—16 лет. Если у детей 8– 9 лет, указывает Г.П. Сальникова, прирост длины тела за год составляет 4,1—6,3 см, веса тела– 1,4—4,0 кг и окружности грудной клетки – 1,4—4,0 см, то у подростков 13—14 лет эти нормативы значительно выше и составляют соответственно 4,9—9,9 см, 3,4—8,9 кг и 2,3—6,3 см. Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на процесс физического развития. По данным Л.С. Дворкина, Р.Е. Мотылянской с сотр., юные атлеты 15, 16 и 17 лет имеют почти такие же показатели длины тела, как и школьники, не занимающиеся спортом. Но вес тела и окружность грудной клетки у них была заметно больше. В то же время вышеназванные авторы отмечают, что число школьников, имеющих антропометрические показатели низкие и ниже среднего уровня, к концу двухлетнего периода систематических занятий спортом уменьшается, соответственно повышается число школьников со средними, а иногда и более высокими оценками физического развития. Специфическое влияние двигательной деятельности наиболее отчетливо проявляется у взрослых спортсменов с продолжительным стажем занятий спортом. Но значение этого фактора, как указывают Р.Е. Мотылянская, Л.И. Стогова и Ф.А. Иорданская, отчасти проявляется уже в юношеском возрасте. Анализ данных физического развития спортсменов, специализирующихся в тяжелой атлетике, беге на короткие и средние дистанции, в плане возрастной динамики дает основание говорить о том, что в формировании типа телосложения естественный и искусственный отборы играют неосновную роль. В тоже время, по мнению Г.С. Туманяна, представители различных видов спорта отличаются не только тотальными размерами и пропорциями тела, но и некоторыми конституциональными особенностями, соотношением фракционных значений веса тела (мышц, подкожного и общего жира, скелета). Об этом же говорят и результаты исследований А.Н. Воробьева, указывающего, что упражнения с отягощениями, особенно значительного веса или при большом напряжении, оказывают специфическое биологическое воздействие на организм. Исследования Л.С. Дворкина показали несостоятельность мнения о задержке роста вследствие занятий упражнениями с отягощениями. Об этом же говорят и более ранние исследования АИ. Кураченкова, показавшие, что юные тяжелоатлеты 14—16 лет не только не отстают в росте, но даже превзошли по своему физическому развитию юных пловцов. По нашим данным, низкий рост спортсменов-тяжелоатлетов в основном регистрируется в весовых категориях до 60 кг, а рост тяжелоатлетов, начиная с 75 кг, мало чем отличается от роста легкоатлетов и лиц, не занимающихся спортом. Кроме того, у 92—95% юных тяжелоатлетов, имеющих к 19 годам низкий рост, родители, как правило, были ниже своих детей или одного с ними роста. Силовая подготовка с применением отягощений направлена, прежде всего, на совершенствование силовых возможностей человека и развитие способности к концентрации нервных центров. Вместе с тем силовая подготовка с применением дозированных отягощений укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма. Наиболее благоприятным временем для приобретения двигательных навыков в силовой подготовке (например, при подъеме тяжестей), как показали исследования многих авторов, является подростковый и юношеский возраст. Дозированные силовые нагрузки динамического характера не влияют отрицательно на развитие и дифференцировку позвоночника подростков. Так, А.И. Кураченков отмечал, что силовые упражнения с тяжестями в юном возрасте без чрезмерных нагрузок не только не вызывают патологических изменений в позвоночнике, а напротив, укрепляя его мышечный корсет, оказывают благоприятное влияние на осанку, способствуют коррекции ее имеющихся дефектов. В данном разделе рассматриваются результаты длительных исследований основных морфофункциональных показателей организма тяжелоатлетов в возрасте от10 до18 лет в качестве одного из важнейших аспектов системы многолетней подготовки спортсменов. Рассматриваются результаты антропометрических исследований одних и тех же тяжелоатлетов в возрасте от 10 до 18 лет в количестве 154 человек, а всего были получены данные физического развития 357 спортсменов в течение 8 лет. Некоторые из них стали членами сборной команды России, чемпионами и призерами России и международных соревнований. В качестве контрольных показателей физического развития каратистов параллельно исследовались школьники 10—16 лет (225 человек) и студенты 17—18 лет (121 человек), не занимавшиеся каким-либо спортом, а также в отдельных случаях одни и те же легкоатлеты-бегуны в возрасте от 10 до 18 лет (28 человек), которые занимались спортом в ДЮСШ. В показатели физического развития вошли данные о длине и весе тела, окружности грудной клетки и степени полового созревания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.011 с.) |