Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психорегулирующая тренировка и личностные аспекты воспитания юных тяжелоатлетовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психорегулирующая тренировка в системе спортивной подготовки юных тяжелоатлетов рассматривается как одна из важных сторон нравственной направленности тренировки. В процессе психорегулирующей тренировки решаются следующие задачи: 1) создание предпосылок для максимальной мобилизации потенциальных возможностей юных тяжелоатлетов в предстоящих занятиях; 2) психофизиологическая релаксация после напряженных тренировочных занятий и учебных поединков; 3) создание установки на приоритетность технической и разносторонней подготовки; 4) формирование нравственных норм поведения при спортивной деятельности. Важнейшими качествами тяжелоатлета является помехоустойчивость, надежность, стойкость в сложных ситуациях соревнования. Если спортсмен может действовать эффективно в условиях помех, мы говорим о наличии у него помехоустойчивости. Один из главных признаков надежности – способность не только сохранить свои технические возможности в самые трудные моменты соревнования, но даже превысить эти возможности, снимая действие эндогенных и экзогенных факторов. Эндогенные сбивающие факторы – психоэмоциональное напряжение, утомление, личные переживания усугубляются экзогенными – грубое некорректное поведением соперника, публики и др. Суммарный эффект сбивающих факторов оказывается настолько выраженным, что без специальных процедур релаксации и психо-регулирующей тренировки снять его оказывается практически невозможно. Психорегулирующая тренировка становится органической частью спортивной подготовки юного тяжелоатлета. Исследованиями установлено, что существуют достаточно устойчивые, статистически достоверные связи между показателями уровня психологической устойчивости и эффективности действий спортсменов. Было установлено, что интегральная оценка психологических проявлений способностей по большому числу параметров имеет надежную ранговую корреляцию с интегральной оценкой спортивной подготовленности. Эмоциональная устойчивость (стойкость, надежность) тяжелоатлета может быть определена как интегративное свойство личности, связанное с таким взаимодействием волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке. Эмоциональная устойчивость рассматривается как важнейший личностный показатель, определяющий уровень подверженности стрессу. Выявлено, что состояние страха и испуга как проявление психического стресса нельзя исключить в ходе направленных тренировочных воздействий. В этом случае спортсменам свойственно преобладание внешнего торможения, уменьшение подвижности и слабость нервных процессов. При относительно высоком уровне стресса высокая тревожность и эмоциональная возбудимость не позволяют юному спортсмену добиться своих лучших результатов. Одним из условий, обеспечивающих снятие стрессовых состояний, является сила, направленность мотиваций, ценностный выбор тяжелоатлета на максимальную мобилизацию физических качеств и технического мастерства и помехоустойчивость. Педагогические условия установления субъект-субъектных отношений между тренером и юным тяжелоатлетом вытекает из самой сущности личностно ориентированного подхода к обучающимся, который позволяет преодолевать отчуждение ученика от тренера, повышать уровень его доверия к нему, создавать атмосферу психологического комфорта в тренировочном процессе. В условиях субъект-субъектных отношений обеспечивается интеллектуальное и эмоционально-чувственное содержание и направленность педагогических воздействий на обучающихся (рис. 6.3). Личность каждого юного спортсмена – это сложный сплав врожденных качеств и способностей, это результат сочетанного воздействия социальных и биологических факторов, конкретных форм его деятельности и в быту, и в спорте. Поэтому средства и методы спортивной тренировки следует постоянно приспосабливать к особенностям спортсмена. Адекватность средств и методов тренирующего воздействия безотносительна к этапу возрастного развития или периоду спортивной тренировки: они должны всегда быть индивидуально ориентированными
Содержание субъект-субъектного общения кажется чисто материальным процессом, поскольку оно охватывает реальные действия его участников. Однако в нем имеется свой собственно духовный слой, образующийся вследствие того, что совместное действие людей в отличие от совместных действий животных, не будучи инстинктивно запрограммированным, требует: а) сознательного целеполагания; б) выбора оптимальных средств; в) постоянного слежения за действиями соперников; г) внесение каждым необходимых корректив в собственное поведение. Развитие событий требует от каждого импровизированной коррекции и регулирования их взаимодействия. Это духовный слой имеет, очевидно, такую же психологическую структуру, какая свойственна всем деятельностным процессам: от потребности и установки к целеполаганию через ряд механизмов, отражающих осознание необходимости взаимодействия с другим человеком, видеть в нем партнера при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку, т.е. в готовность согласования своего личностного поведения с поведением партнера, к содружеству, сотрудничеству, соратничеству. В процессе субъект-субъектного общения юный штангист не только получает новое знание, но и определяет свое отношение к нему. Новое знание становится основой к поиску ответов на вопросы, которые неизменно возникают при его переосмыслении, при включении его в систему личных представлений о предмете спортивной тренировки и значимости для самоутверждения, глубокого освоения предмета спортивной специализации. Успешность или неуспешность общения, основанного на субъект-субъектных отношениях между тренером и юным спортсменом, определяется их взаимной заинтересованностью. Тренер заинтересован в повышении эффективности обучающих процедур, штангист – в новом знании, которое становится в подобной форме обучения достоянием глубокого осмысления. В субъект-субъектных отношениях не только развиваются способности субъектов общения, но и вырабатывается определенная жизненная позиция, опыт общения, который может быть использован в жизненной практике, в ситуациях, моделируемых в субъект-субъектном общении. Продуктивный путь перехода от субъект-объектного к субъект-субъектному общению с юным спортсменом включает в себя: 1) оказание помощи в самопознании причин негативизма по отношению к ближайшему окружению в процессе тренировки; 2) повышение интереса к совместной продуктивной деятельности, отвечающей потребностям юного спортсмена в совершенствовании физических качеств и технических навыков; 3) снятие фантома несуществующего превосходства над другими путем включения юного спортсмена в общее дело, требующего внимания и сочувствия, стремления сделать приятное окружающим его сверстникам, оказать услугу, помочь в достижении успеха в спортивном единоборстве. В межличностном общении, в соревновательных ситуациях, в совместном использовании оздоровительных процедур общение должно быть: а) взаимно открытым (для юного спортсмена должны быть столь же понятны мотивы общения, как и для тренера); б) взаимодействие тренера и юного спортсмена должно быть наполнено взаимной эмпатией; в) оно должно быть содержательным (нести коммуникативную нагрузку). Коммуникативность является необходимой составной частью общения, одним из условий, когда конфликтные отношения оказываются или невозможными или приобретают мягкие обтекаемые формы. В человеческом сознании психологические механизмы защиты своего образа, своего реального «Я» необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического комфорта личности. Вместе с тем, эти же механизмы могут затруднять восприятие критических замечаний, так как нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе. Благодаря общению юный спортсмен обретает свою духовно-нравственную целостность. Возвышение его потребностей – от элементарных витальных до высших духовных происходит за счет развивающей функции, усваиваемой в ходе занятий тяжелой атлетикой и благодаря получаемой в общении информации. В следующем разделе будут показаны результаты исследования роли психорегулирующей тренировки в спортивной подготовке юных тяжелоатлетов как средства повышения помехоустойчивости, постоянной готовности к соревнованию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.007 с.) |