Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и развитие системных идей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные этапы развития системных идей Формирование системных идей происходило очень медленно в процессе становления человеческого общества и культуры. Системные идеи, как и любое явление природы и общества, прошли несколько важнейших этапов. Первый этап начался в глубокой древности и завершился к началу ХХ ст. Это этап возникновения и развития системных идей, которые складывались в практической и познавательной деятельности людей, шлифовались философией, носили разрозненный характер. Второй этап развертывается с начала прошлого века до его середины, когда происходит теоретизация системных идей, формирование первых системных теорий, широкое распространение системности во все отрасли знания. Системность превращается в научное знание о системах, оформляется как инструмент познавательной деятельности. Третий этап характеризуется тем, что происходит превращение системности в метод научных исследований, аналитической деятельности. Он развертывается со второй половины 50-х годов и совпадает с началом НТР, которая максимально использовала системный метод для научных открытий, осуществления технологических разработок. Системность к концу ХХ ст. становится всеобщим мировоззрением, которое используют специалисты всех отраслей. Становление философских основ системного подхода представляет собой длительный процесс. Слово «система» появилось в Древней Греции 2000-2500 тыс. лет назад. В качестве источников системных идей выступали: · практическая деятельность людей, которая постоянно обнаруживала структуры, целостность объектов и явлений, взаимосвязи между ними. Целое и части всегда присутствовали в хозяйственной деятельности, торговле, военном деле, строительстве и т.д.; · философия, которая осмысливала, обтачивала основные понятия системности, отрывала от реальной действительности и поднимала в облака абстрактности; · естественные знания и науки, которые формировали системность видения природы; · социальные науки, науки о человеке, которые вырабатывали системный подход к обществу. На протяжении многих тысячелетий ученые развивали основы системности. Вот лишь некоторые имена ученых, которые внесли существенный вклад в развитие системных идей – Демокрит, Марк Туллий Цицерон, Эпикур, Аристотель, Николай Коперник, Галилео Галлилей, Джордано Бруно, Пьер Симон Лаплас, Иммануил Кант, Георг Гегель, Шарль Фурье, Роберт Оуен, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Д.И. Менделеев, Нильс Бор, Чарльз Дарвин и др. Системный подход очень плодотворен. Он является мощным генератором научных идей. Возникновение и развитие науки о системах Методология научного познания немыслима без системного подхода, ставшего особенно популярным во второй половине ХХ ст. Хотя системные представления существовали издавна, первый вариант общей теории систем был предложен в 1912 г. А.А. Богдановым [1] (псевдоним; настоящая фамилия Малиновский, 1873-1928) в виде учения о тектологии. «Всеобщую организационную науку, - отмечает А.А. Богданов, - мы будем называть «тектологией», что в переводе с греческого означает «учение о строительстве». Термин «строительство» является синонимом современного понятия «организация». Тектология Богданова – это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней: от микромира – до биологических и социальных систем. Относительно социальных процессов А.А. Богданов считал, что всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Он полагал, что дезорганизация частный случай организации. Во всем мире происходит борьба организационных форм, и в ней побеждают более организованные формы (неважно, идет ли речь об экономике, политике, культуре или идеологии). Это происходит из-за того, что организованная система всегда больше, чем сумма ее составляющих элементов, а дезорганизационная – всегда меньше сумы своих частей. Поэтому главная задача тектологии состоит в лучшей организации вещей (техники), людей (экономики) и идей. В Берлине А.А. Богданов опубликовал свои идеи. С ними ознакомился австрийский биолог и философ Людвиг фон Берталанфи (1901-1972), который создал второй вариант общей теории систем. Рассмотрим схему общей теории систем в представлении Л. Берталанфи.
В качестве особого и главного популяризатора системных идей выступила НТР, которая обеспечила бурное развитие системного подхода. Системный подход широко распространился в экономике, социологии, психологии и др. В социологии большой вклад в развитие системных представлений об обществе внесли В.Г. Афанасьев, Р. Мертон, Т. Парсонс, П.А. Сорокина и др. Торжество системного подхода в экономической науке связано с лауреатом Нобелевской премии 1973 г. Василием Леонтьевым, который исследовал структуру экономики, разработал метод экономических расчетов «затраты - выпуск», названный «методом межотраслевого баланса». Системность в психологии предопределена исследованиями П.А. Анохина, А.Р. Лурии. Проникновение системных идей в управление подготовлено исследованиями Р. Акоффа, В.Г. Афанасьева, В.М. Глушкова. К настоящему времени в мире насчитываются десятки тысяч публикаций по проблемам системного подхода, теории систем и системного анализа. Можно говорить о существенном обновлении системных идей, которое связано с работами В.А. Карташева, С.А. Кузьмина, И.И. Пригожина. В.Н. Спицнаделя, Г. Хагена и др.
Вопросы по теме 1: 1. Охарактеризуйте структуру системности. 2. Дайте характеристику основных этапов возникновения и развития теории систем. 3. Дайте характеристику основным источникам системных представлений. 4. Кто является основоположником общей теории систем? Каковы его основные идеи? 5. Какова структура общей теории систем? 6. Назовите имена ученых, внесших существенный вклад в развитие системных представлений.
Тема 2. Основные понятия теории систем.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.116.142 (0.007 с.) |