Тема 12. Законы и принципы управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Законы и принципы управления.



 

Содержание и механизм проявления законов управления.

 

Законы являются высшей степенью познания, имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.

Закон – объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.

Законы характеризуют:

1. Единство процессов объективного мира.

Мир существует как единая система, все процессы в нем образуют единую систему, нет такого процесса, который бы вышел за пределы этого единства.

2. Взаимозависимость мировых процессов.

Все явления мирового процесса взаимозависимы.

3. Целостность мирового процесса.

Анализ мирового процесса следует осуществлять без изъятий. Несущественное в одном случае может стать важным и даже чрезвычайным в других случаях.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Утверждает:

· во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения;

· противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами;

· борьба противоположностей, их взаимодействие и взаимопереход являются источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения;

· в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.

Понимание сути закона единства и борьбы противоположностей любыми руководителями означает, что они осознают неизбежность в деятельности организаций противоположностей, противоречий между прогрессивным и консервативным, между стабильностью и динамикой, формальным и неформальным, надежностью и риском. Именно в поисках эффективных путей разрешения этих и многих других противоречий и заключается профессиональная деятельность управления персоналом.

2. Закон отрицания отрицания.

Утверждает:

· последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым, нового – новейшим и так далее;

· во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличны от самих себя в предшествующий момент времени, то есть последующее состояние в определенной степени как бы отрицает предшествующее состояние;

· в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.

Смысл действия закона отрицания вполне определен: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления, новое заменяет старое, новейшее приходит на смену новому, поэтому должно быть развито профессиональное чутье не только на все новое, прогрессивное, но и на более подходящие моменты внедрения нового и устранение устаревшего.

3. Закон перехода количественных изменений в качественные (и обратно).

Утверждает:

· что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения, которые достигнув определенного уровня, приводят к коренным качественным изменениям;

· количественные изменения совершаются эволюционно (постоянно), а коренные качественные изменения – скачком, революционно.

В управлении экономикой переход количественных изменений в качественные особенно остро ощутим. Уровни падения или подъема курса акций, процентных ставок, конъюнктуры местных и мировых рынков – это все узловые критические точки, требующие выработки качественно новых оперативных решений, даже целых стратегий поведения фирмы.

На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.

Законы управления

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой. На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:

1. Закон единства и целостности системы управления.

Этот закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все необходимые элементы, объективно требуемые целям и задачам управления. Функциональная целостность озна­чает, что система управления должна реализовывать все функ­ции, необходимые для достижения целей системы.

Единство системы управления означает, что она образует со­бой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что от­нюдь не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы - ни государства и его структурных подразделений, ни ее субъектов, ни экономики регионов, фирм и т.д.

2. Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соот­носительности всех элементов системы управления.

Закон говорит о том, что любая система управления незави­симо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми долж­на поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотно­сительность.

Соотносительность систем означает, что они должны соот­ветствовать друг другу по функциональным и структурным воз­можностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.

Во-первых, соотносительность систем необходимо понимать как их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного раз­вития. Если управляемая система развивается по интенсивному варианту, ей не может соответствовать управляющая система экстенсивного типа. Вместе с тем управляющая система интен­сивного типа может выводить управляемую систему экстенсив­ного типа в разряд интенсивных.

Во-вторых, соотносительность систем означает, что функ­циональной сложности управляемых систем должна соответст­вовать более высокого порядка функциональная сложность управляющих систем. Управляющая система с ограниченными функциональными возможностями принципиально не может обеспечить эффективное развитие производственной (управляе­мой) системы с передовым научно-техническим уровнем. Разу­меется, уровень компетентности работников системы управле­ния в этой сфере должен быть выше уровня компетентности работников управляемой системы.

В-третьих, соотносительность систем необходимо понимать и в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осуществляться более динамичными темпами, чем управляемой. Это означает не только опережающий рост затрат ресурсов на управляющую систему, но и необходимость эффек­тивного использования современных научных данных о челове­ке, коллективе и обществе.

Теория больших систем доказывает, что без пропорциональности и оптимальной соотносительности элементов система не может функционировать эффективно, поскольку всегда окажутся неработоспособные или слабые звенья, которые будут нарушать, сдерживать, тормозить работу других элементов системы.

Механизм действия закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления проявляется, например, в так называемой «норме управляемости», которая регламентирует количество объектов управления, непосредственно замыкающихся на один орган (одно должностное лицо, один субъект) управления. В настоящее время управления рекомендует соблюдать «норму управляемости» от 5 до 9 объектов.

3. Закон зависимости, эффективности решения задач управле­ния от объема использования информации.

Закон выражает устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой в интересах их решения.

Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации.

Увеличение или уменьшение количества данных не приводит к однозначным изменениям эффективности принимаемых решений и расходуемого при этом времени. Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности.

То есть, когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как, не имея необходимых сведений, лицо, принимающее решение (ЛПР), вынуждено рассматривать множество вариантов действий. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, становится меньшим, а степень эффективности значительно возрастает. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается.

Дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принятие решения. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже приблизилось к наилучшему, и дальнейший быстрый рост эффективности невозможен по самой сути рассматриваемых явлений.

Необходимым является только тот объем информации, который обеспечивает принятие эффективного решения в минимальное время.

Знание механизма данного закона позволяет:

· рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем;

· обосновывать структуры информационного поля в автоматизированных системах управления (АСУ);

· планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.

4. Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

Этот закон отражает одно из важнейших требований к управлению – его оперативность. При оперативном управлении необходимо вести тщательный учет баланса времени, сопоставляя изменяющееся время с динамикой развития ситуации и вычисляя его резерв или дефицит. С этой целью в управлении следует рассматривать два вида времени – располагаемое и требуемое, которые находятся в противоречии.

Располагаемое время Тр – временной отрезок, в который мы должны уложиться при осуществлении какого-либо мероприятия, чтобы обеспечивался его успех.

Потребное время Тп – время, в которое мы можем уложиться при осуществлении данного мероприятия с учетом подготовки, обеспеченности и состояния системы.

Благоприятный для нас баланс времени обеспечивается лишь в том случае, если потребное время не превышает располагаемое Тп Тр.

При Тп< Тр мы имели бы резерв времени, равный Тр - Тп.

5. Закон единства и соподчиненности критериев эффективно­сти, используемых в процессе управления.

Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показателями такого соответствия служат критерии эффективности. Учитывая, что каждая инстанция руководствуется своими локальными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления.

На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях.

Во-вторых, в системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий. Только в этом случае обеспечивается возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогичных целей и обобщать результаты достижения общих целей.

6. Закон совместимости технических средств и систем управле­ния соподчиненных и взаимодействующих систем.

Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления.

Понятие совместимости в содержании данного закона трактуется весьма широко. Прежде всего, совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления.

Особенно важны требования этого закона при автоматизации управления.

Автоматизированные системы управления (АСУ) представляют собой комплекс технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации. Средства добывания и сбора информации, средства связи, электронно-вычислительные машины, предназначенные для обработки и хранения информации, электронные средства наглядного отображения могут иметь различную физическую и техническую основу. Несмотря на это они должны составлять единую систему создания и переработки информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью.

Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимостью. Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе управления, единую систему формализации документов и т.д. Программная совместимость означает обеспечение работы комплекса средств управления по единым программам.

 

12. 2. Сущность и содержание принципов управления.

Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления.

Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики объективные законы и закономерности.

Принципы управления имеют одновременно и объективный, и субъективный характер, что позволяет говорить о двойственном характере принципа управления.

Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов и отражают объективную реальность, существующую в независимости от сознания человека, то есть они объективны. Вместе с тем каждый из принципов - это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мыслительно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры.

Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления. В этом состоит, прежде всего, признак их научности.

Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и формулировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, уметь воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управле­ния, в организационных формах работы, методах управленче­ской деятельности.

Классификация и содержание принципов управления.

В литературе нет единого подхода к классификации принци­пов управления. Классификация принципов должна основывать­ся на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответство­вать как частным, так и общей цели повышения эффективности управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесе­ны:

1. Научность.

Этот принцип требует построение системы управления и ее деятельности на строго научных основах. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противо­речивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития.

К противоречиям принципа научности относятся:

· противоречия теории и практики;

· единство и противоречие объективного и субъективного.

Теория требует использование прогрессивных научных идей и их результатов (итогов научного познания - от явления к сущ­ности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т.д. бесконечно).

Практика орга­низации процесса управления в конкретных условиях требует для решения конкретных задач ограничения по времени процес­са познания.

Это противоречие разрешается путем использова­ния методов моделирования, средств вычислительной техники, которые сближают выводы теории и практики в пределах по­знанной сущности.

Второе противоречие имеет универсальный характер и отно­сится ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремление человека.

Чем выше уровень общей культуры и профессионализма ру­ководителя, тем меньше возможностей проявления субъективиз­ма.

2. Системность и комплексность.

Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. При этом должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям.

Системность означает необходимость использования систем­ного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разруше­нию. Комплексность в управлении означает необходимость все­стороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направ­лений, всех сторон деятельности, всех свойств. У хорошего управленца каждый управленческий акт учитывает особенности характера, привычки, вкусы, возрастные особенности подчинен­ных и т.д.

3. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.

Любое принимаемое решение должно разрабатываться колле­гиально (или коллективно). Это означает всесторонность (ком­плексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.

При решении сложных проблем (внедрении новой техноло­гии, автоматизации производства, поиске новых каналов това­родвижения и т.п.), высокие результаты достигаются при са­мом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных сотрудников.

Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя органи­зации (фирмы).

Для каждого должностного лица устанавливается точная от­ветственность за выполнение определенных и точно очерченных работ.

4. Принцип централизованности и децентрализованности.

Централизация позволяет обеспечить жесткую взаимную коор­динацию звеньев в рамках целостной системы управления.

Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требовательность к обеспечению единства и внутренней скоор­динированности, чем больше инвариантность деятельности ор­ганизации и чем меньше требуется автономности и самостоя­тельности функционирования подразделений.

Децентрализация способствует структурной гибкости, раз­витию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожи­данные изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев.

Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимно дополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она поте­ряет свою структурность.

5. Принцип пропорциональности в управлении.

Принцип пропорциональности между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Суть его заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства) ведет к росту субъекта управления (управляющей подсистемы).

Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен системой количественных и качественных показателей.

Среди количественных показателей используются такие, как:

· соотношение численности руководителей, инженерно-технических работников (ИТР), служащих и рабочих;

· изменение удельного веса работников управленческого аппарата в общей численности промышленно-производственного персонала (ППП);

· отно­сительное опережение темпов роста выработки продукции на одного работника аппарата управления по отношению к тем­пам роста выработки на одного работника ППП;

· удельный вес заработной пла­ты работников управленческого персонала в себестоимости продукции;

· удельный вес затрат на содержание управленческого аппарата на 1 гривну стоимости реализованной продукции;

· изменение суммы прибыли, приходящейся на одного работника управленческого персонала и др.

К качественным показателям можно отнести:

· своевременность выполнения всех функций, операций и процедур, закрепленных за подразделениями аппарата управления;

· надежность (безотказность) системы управления;

· повышение уровня, обоснованность принимаемых управленческих решений и др.

Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, что составляет одну из важнейших задач управле­ния.

6. Принцип единства распорядительства в управлении.

Рациональная структура управления - это структура, в кото­рой установлена четкая персональная закрепленность полномо­чий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.

Основные варианты закрепления полномочий распорядительства:

· за непосредственными руководителями в рамках общей субординации полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;

· за вышестоящими руководителями полномочия, которые не делегированы ими на нижестоящие уровни;

· за руководителями функциональных подразделений полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышестоящим руководителем.

Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.

7. Принцип экономии времени.

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений. Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании оптимальных решений.

8. Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.

Создание новых систем управления осуществляется для реа­лизации определенного набора целей.

Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.

В реально действующих системах управления управленче­ские функции распределены между производственными и управ­ленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи ме­жду элементами структуры.

В процессе функционирования организации лишние элемен­ты структуры отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или появляются новые функции.

9. Принцип делегирования полномочий.

Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассмат­ривать его как отдельный принцип управления.

Полномочия представляют собой ограниченное право исполь­зовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Делегирование полномочий означает передачу задач и пол­номочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Полномочия делегируются должности, а не индивиду, кото­рый занимает ее в данный момент.

Важность принципа делегирования полномочий особенно растет в условиях экономических методов управления, реализа­ция которых практически невозможна без самостоятельности и творческой инициативы исполнителей. Основной формулой принципа является: «Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, кроме тех случаев, когда под угрозой жизнь человека».

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня; при этом, что весьма важно для руководителя, обеспечивается соблюдение нормы управляемости.

10. Принцип обратной связи.

Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемами, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления как основы существования и развития систем управления. Это также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию управленческих действий.

Обратная связь - это воздействие результатов функциониро­вания, управления какой-либо системы (объекта) на характер это­го функционирования, управления. Основная идея принципа об­ратной связи заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) от определенного состояния для формирования управляющего воздействия.

Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состоя­ния является источником возникновения в управляющей подсис­теме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её естественном заданном состоянии. На этой основе осуществляется не только гомеостаз, обеспечивающий сохра­нение системы и её приспособление (адаптацию) к новым внут­ренним (прежде всего у живых организмов и общества) или внешним условиям, но и обучение, накопление опыта, развития, совершенствования систем управления.

 

Вопросы по теме 12:

1. Дайте определение понятия закон.

2. Назовите и раскройте сущность законов развития объективного мира.

3. В чем состоит специфика законов управления?

4. Раскройте сущность закона единства и целостности системы управления.

5. Сущность и содержание закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления.

6. Сущность и содержание закона зависимости эффективности решения задач управления от объема использования информации.

7. Сущность и содержание закона соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

8. Сущность и содержание закона единства и соподчиненности критериев, используемых в процессе управления.

9. Сущность и содержание закона совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

10. Дайте определение понятия принципа управления.

11. Классификация принципов управления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.081 с.)