Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система в переходных и критических состояниях.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кризисы и гибель системы Современная наука выработала по отношению к кризисам несколько концептуальных позиций. Кризис рассматривается как закономерное состояние развития системы, которое формируется на предыдущих ее этапах. Кризис представляет собой ослабление жизненных сил системы, ее неспособность сохранять состояние равновесия, достигать поставленные ранее цели. Система утрачивает свою миссию, оказывается неспособной к целеполаганию и становится недееспособной. Отдельные ее подсистемы и элементы отклоняются от цели, формируют свои цели либо живут бесцельно, так что миссия системы теряет природную опору. Система утрачивает прежнюю целостность. Например, все эпохи социальных кризисов обычно характеризовались общей расслабленностью населения, ростом эгоизма, стремлением только к наслаждению, роскоши и т.п. Кризис выступает как диалектическое единство двух процессов: разрушения и созидания. Благодаря им происходит разрушение одних элементов, структур, функций системы и возникновение других. Кризис нельзя рассматривать как сугубо негативное явление. Кризисы прогрессивны при всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике волнообразного, противоречивого движения систем 3 важнейшие функции: 1. резкого ослабления и устранения (либо качественного преобразования) устаревших элементов господствующей, преобладающей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы; 2. расчистку дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла; 3. испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые накапливаясь переходят в будущее (иногда частично модифицируясь[29]). Кризис не только неизбежная, но и необходимая фаза развития системы. Он соединяет в себе не только угасание прежнего качества системы, но и появление нового. Если определять точнее, то суть кризиса составляет безвременье в системе, когда старая система уже исчезла, а новая еще не появилась. Довольно часто лучшей категорией для характеристики природы кризиса является категория «хаос». Не случайно, как правило, социальный кризис называли «смутным временем». Кризис – это этап перестройки системы, обретения ею устойчивого вектора продвижения к новому качеству. Кризис представляется эпохой потери и обретения системой самой себя. Он является неизбежной фазой обновления. Согласно инновационному [30] подходу, кризис – это деятельность по сознательному обновлению системы и тем самым ускорению ее выхода из состояния качественной неопределенности. Одна из ключевых проблем зарождающейся науки о кризисах – кризисологии – объяснение причин кризисов и поиск путей их преодоления. Возникшие в современной науке кризисные и антикризисные теории дают следующую картину причин и путей преодоления кризисов: · причины кризисов многообразны и взаимосвязаны между собой. Они словно «вызывают» к действию друг друга. Например, отсутствие инновационного мышления персонала фирмы неизбежно вызывает к жизни ошибки в управлении, приводящие к структурным нарушениям системы, то есть психологические причины порождают организационные, структурные и т.п.; · существует корреляция [31] между причинами кризиса и способами его преодоления, как существует связь между болезнью и лекарством; · какими бы причинами кризис не вызывался к жизни, он представляет собой объективное явление, которое разворачивается в пространстве и во времени и не может быть преодолено сразу. Кризис характеризуется инертностью[32]. · до сих пор мало исследована проблема процессуальной, временной и логической структур кризиса. Существует 3 варианта разрешения кризиса системы: 1. Распад или гибель системы, при этом ее элементы захватывается другими системами. 2. Реформа – постепенная перестройка ядра, генотипа системы, ведущая к появлению качественно новой системы. 3. Революция – резкое, скачкообразное изменение ядра системы, катастрофический переход из одного состояния в другое. Стремление не допустить распада, гибели системы или революции в ней заставляет ее реформировать, вырабатывать антикризисные технологии, которые представляют собой очень важную разновидность технологий управления. Хаос и его роль в развитии систем Один из вариантов развития – разрушение системы, снижение упорядоченности и организованности вплоть до возникновения хаоса. В древнегреческой мифологии хаос – это зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все сущее; состояние неупорядоченности, определяющее не только разрушение, но и рождение систем. Значительный вклад в понимание хаоса внес И.И. Пригожин, который разработал его концепцию на примере организации физико-химических систем. Суть взглядов И.И Пригожина заключается в следующих положениях: 1. Хаос рассматривается как носитель возможной упорядоченности, как созидательное начало, конструктивный механизм эволюции. Отсюда процесс развития выступает формированием порядка из хаоса, которое представляет собой процесс самоорганизации под воздействием многообразных факторов. Хаотические колебания, возникающие в системах, - предвестники и спутники изменений системы. 2. Хаос – динамическое изменчивое явление. 3. Переход в новое состояние осуществляется через точки бифуркации, которые выступают как ситуации раздвоения, когда перед системой открываются различные варианты развития. В точке бифуркации система как бы делает выбор, который определяет ее дальнейшую эволюцию. 4. Процессы саморазвития в сложных системах исследуются общенаучной теорией самоорганизации – синергетикой, которая направлена на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы. Термин «синергетика» введен в оборот немецким исследователем Г. Хагеном, который рассматривает ее как междисциплинарную науку, связанную с различными областями физики, химии, биологии, кибернетики. Идеи И.И. Пригожина и Г. Хагена обладают значительным творческим потенциалом. Предназначенные для объяснения процессов самоорганизации сложных систем и составляющих их эффектов. Они эффективны для осмысления социальных катастроф, переходных периодов, реформирования общества, управления в условиях социальных беспорядков. Вопросы по теме 6: 1. Что такое развитие? 2. Охарактеризуйте революционное и эволюционное развитие. 3. В чем различие между прогрессом и регрессом? 4. Каковы основные этапы жизненного пути системы? 5. Что означают термины «комплексия», «конъюгация», «ингрессия», «дезингрессия» по Богданову? 6. Рассмотрите на конкретном примере основные векторы направленных изменений систем. 7. Дайте классификацию типов развития систем. 8. Сформулируйте основные проблемы развития систем. 9. Охарактеризуйте понятие «устойчивость развития». 10. Раскройте суть механизмов саморазвития. 11. Назовите внешние и внутренние причины преобразования систем. 12. Раскройте структуру и механизм кризиса системы. 13. Что такое хаос? Какова его роль в развитии?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.146 (0.01 с.) |