Понятие «управление развитием личности» и его основные функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «управление развитием личности» и его основные функции.



Чтобы эффективно управлять людьми, менеджер в первую очередь должен овладеть наукой и искусством управления самим собой.

Управление развитием личности (самоменеджмент) помогает руководителю:

· рационально организовать свой труд и труд своих подчиненных;

· реализовывать профессиональные и жизненные цели;

· избегать стрессовых ситуаций;

· повышать работоспособность;

· получать удовлетворение от выполняемой работы.

На наш взгляд, самоменеджмент – это наука и искусство:

· эффективного использования базовых ресурсов личности (таких как время, активность, платежеспособность, образованность);

· управления процессами жизнедеятельности личности (труд менеджера, использование свободного времени, карьера);

· управление результатами деятельности менеджера (уровень квалификации, личные качества, имидж).

Основная цель персонального менеджмента состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (уметь самоопределяться), легче преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

Подобный процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.

Во внешнем круге обозначены следующие 6 функций:

1. Постановка цели. Анализ и формирование личных целей.

2. Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.

3. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.

4. Реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.

5. Контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости корректировка целей).

6. Информация и коммуникации.

Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются.

Систему персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам менеджера, способного управлять самим собой (табл.1). Данная модель показывает, что искусство управлять собой складывается из семи основных блоков личных качеств.

Таблица 1 – Умение управлять собой.

Основные блоки качеств (первый уровень) Содержание критерия Первичные качества (второй уровень)
1. Личная организованность Способность жить и работать по системе 1.1. Приверженность к системному подходу. 1.2. Умение ценить и эффективно использовать время. 1.3. Умение сосредоточиться на главном. 1.4. Умение все делать по порядку. 1.5. Умение не упускать из виду мелочи. 1.6. Умение анализировать затраты времени.
2. Самодисциплина Умение держать себя в руках, управлять своим поведением 2.1.Обязательность, способность держать слово. 2.2.Пунктуальность, точность исполнения. 2.3.Собранность, умение не разбрасываться. 2.4.Наличие чувства ответственности. 2.5.Умение отказываться от удовольствий ради главного.
3. Знание техники личной работы Знание правил и приемов личной работы и умение ими пользоваться 3.1.Организация рабочего места. 3.2.Умение работать с информацией. 3.3.Умение составлять документы. 3.4.Умение говорить по телефону. 3.5.Умение слушать. 3.6.Умение планировать свои дела. 3.7.Знание методов рационализации личного труда. 3.8.Умение пользоваться современной организационной и вычислительной техникой. 3.9.Умение менять занятие. 3.10.Знание технологии коммуникаций. 3.11.Умение делегировать полномочия. 3.12.Умение подготовиться к служебной командировке.
4. Эмоционально-волевой потенциал Способность управлять своей волей 4.1.Волевые качества. 4.2.Трудолюбие. 4.3.Упорство в работе. 4.4.Целеустремленность. 4.5.Решительность. 4.6.Напористость. 4.7.Умение заинтересовать, мотивировать себя. 4.8.Оптимизм и жизнерадостность. 4.9.Увлеченность работой. 4.10.Преданность работе и коллективу. 4.11.Семейное благополучие. 4.12.Уверенность в самом себе. 4.23.Психологическая подготовка к работе.
5. Способность делать себя здоровым Хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда 5.1.Физическая нагрузка. 5.2.Питание. 5.3.Сон. 5.4.Дыхание. 5.5.Водные процедуры. 5.6.Закаливание. 5.7.Борьба с шумом. 5.8.Тренированность нервной системы. 5.9.Умение расслабиться. 5.10.Отказ от вредных привычек. 5.11.Режимы труда и отдыха.
6. Способность формулировать и реализовывать жизненные цели Умение формулировать и добиваться реализации жизненных целей 6.1.Способность познать самого себя. 6.2.Умение формулировать свои жизненные цели. 6.3.Умение принимать решения. 6.4.Умение планировать карьеру. 6.5.Умение найти и получить хорошую работу. 6.6.Умение адаптироваться в коллективе.
7. Личный самоконтроль Способность контролировать процессы и результаты своей деятельности 7.1.Контроль процессов. 7.2.Контроль результатов. 7.3.Контроль дня. 7.4.Умение формировать и контролировать свой имидж.

Управление карьерой.

Карьера – это субъективно осознанные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это поступательное движение по служебной лестнице, улучшение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Жизнь человека вне работы также имеет значительное влияние на карьеру.

Сделать карьеру – значит добиться престижного положения в обществе, больших полномочий, более высокого статуса, власти, денег. При этом имеется в виду престижность с точки зрения общественного мнения.

Успешная карьера не делает сама по себе человека счастливым. Но еще меньше шансов у неудачника почувствовать себя счастливым, поэтому успех всегда желателен, особенно в тех сферах, которые для вас являются ключевыми. Однако очень важно, какой ценой это достигается. Чья-то сломанная жизнь – это слишком высокая цена успеха.

Какие люди делают карьеру? Вернее сказать, какие люди успешны в достижении карьерных целей? Во-первых, те, кто их ставит; кто точно знает, чего он хочет добиться! Кто не знает, в какую гавань плывет, у того нет попутного ветра (Сенека).

Если вы хотите сделать карьеру, следует осознать, что реализация ваших намерений потребует от вас полной отдачи, отказа от чего-либо привычного для вас и напряжения всех духовных и физических сил, возможно, в течение продолжительного времени.

Однако одного желания для работы с полной самоотдачей мало, необходимо дать четкие ответы на такие вопросы, как:

· Каких целей вы хотите достичь?

· Согласуются ли они между собой?

· Существует ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?

· Знаете ли вы, что вы сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем вам еще надо работать (слабые стороны)?

Специалисты советуют письменно излагать свои цели. Определять цели рекомендуется в следующей последовательности:

1. прояснение потребностей;

2. прояснение возможностей;

3. принятие решения о том, что вам нужно;

4. выбор;

5. уточнение цели;

6. установление временных границ;

7. контроль своих достижений.

Как только вы определили для себя личные и профессиональные цели, займитесь вашими личными ресурсами, то есть средствами для достижения поставленных вами целей.

Способности человека определяются разнообразными факторами: наследственностью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить.

Вам следует определить, где вы находитесь в настоящее время на своей «кривой жизни», отметив свои крупнейшие успехи и поражения, указав при этом, какие качества для этого требовались и каких недоставало. Определяя свое настоящее местонахождение, ответьте на следующие вопросы.

В личной сфере: Мой жизненный путь: какими были мои крупнейшие успехи и неудачи? Каково влияние семьи (детство, юность, родители, братья и сестры, близкие)? Каковы дружеские связи? Неприязненные отношения? При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым? В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим?

В профессиональной сфере: Знаю ли я задачи по работе на моей должности? Знаю ли я, чего от меня ждут? Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? Планирую ли я их? Устанавливаю ли я приоритеты? Выполняю ли я своевременно свои задачи? и т.д.

На основе анализа основных этапов своей жизни составьте баланс личных успехов и неудач (табл.2).

Таблица 2 – Баланс личных успехов и неудач

Личный баланс
успехов неудач
Мои крупнейшие успехи, достижения и т.п. Способности, которые были для этого необходимы Мои крупнейшие поражения, неудачи и т.п. Способности, которых мне не доставало Как я преодолел неудачи?
         

Следующим шагом будет группировка ваших достоинств и недостатков и выделение двух-трех важнейших сильных и слабых сторон (табл.3, стр.6).

Очень важно правильно оценивать себя, в чем могут помочь специальные системы тестирования.

Таблица 3 – Мои способности

«Срез» способностей Сильные стороны (+) Слабые стороны (-)
Профессиональные знания и опыт    
Социальные и коммуникационные способности    
Личные способности    
Способности руководителя    
Интеллектуальные способности    
Прочее    

Французский социолог Б. Гурней выделяет 4 типа личных целей человека, вступившего в управленческую организацию:

1. Стремление к безопасности, к исключению угроз риска для себя лично.

2. Стремление к повышению жизненного уровня.

3. Стремление к власти (расширению круга своих полномочий, достижению автономии, продвижению вверх по служебной лестнице).

4. Стремление повысить и укрепить престиж.

При постановке карьерных целей (как, впрочем, и других) нельзя переоценивать свои возможности, нужно учитывать свои личные качества и природные данные.

Классификация индивидуальных признаков, имеющих значение при определении карьеры, такова:

1. Черты характера (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, реализм).

2. Профессиональные склонности. По методу академика Е.А. Климова все виды профессиональной деятельности делятся на пять основных групп: 1-я – профессии типа «человек-природа»; 2-я – профессии типа «человек-техника»; 3-я – профессии типа «человек – знаковая система»; 4-я – профессии типа «человек - художественный образ»; 5-я – профессии типа «человек – человек». Многие профессии представляют собой комбинацию различных видов деятельности.

3. Способности и опыт.

4. Происхождение.

Общие факторы, способствующие востребованности человека:

· Очень важно правильно оценивать себя.

· Основы владения офисной техникой, в первую очередь компьютерной.

· Знание иностранных языков, умение водить машину, знания в области бизнеса и права.

Итак, что нужно делать для профессионального успеха?

1. Личное желание занять более высокий пост, достичь успеха (самомотивация).

2. Умение работать с людьми (коммуникационные процессы).

3. Готовность рисковать и брать на себя ответственность (уровень самосознания).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.02 с.)