Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы.

Поиск

ПРАВОВЕДЕНИЕ.

Лекции. 8 часов. Заочное отделение. Факультет философии человека.

 

Понятие права.

 

Право- это система действующих в обществе, общеобязательных правил поведения(правовых норм), установленных и охраняемых государством.

 

Признаки права:

1.государственно-волевой характер;

2.нормативность;

3.властно-регулятивная природа;

 

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает возведенную в закон общую волю(волю всего общества).

 

Нормативность права состоит в том, что содержанием права являются общеобязательные правила поведения.

 

Властно-регулятивная природа права указывает на то, что с одной стороны право регулирует общественные отношения, а с другой стороны это регулирование является государственным. Именно государство устанавливает и охраняет правовые нормы.Этим право отличается от морали и социальных норм.

 

Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.

Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса.

Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции, государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т.д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения.

Эта позиция господствовала в годы советской власти и обосновывала подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривалось исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.

Такой подход к соотношению государства и права способствовал формированию и утверждению в Советском государстве тоталитарного режима, поскольку допускал вмешательство государства в частную жизнь, а также во все сферы жизни общества.

Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство - продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования.

Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

Третья позиция - дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости.

Четвертая позиция - позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

Пятая позиция обычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Каждая из названных позиций играла определенную роль в различные периоды развития общества.

Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

Государство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:

1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права - характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т.д.;

2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;

3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

 

Принципы права- это исходные положения, руководящие идеи, определяющие содержание права. Принципы права сами по себе относятся к числу правовых норм, являются наиболее общими из них, нередко закрепляются в конституциях и законах.Принято различать общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые- приоритет прав и свобод человека и гражданина; ограничение их только законом; социальная справедливость;гуманизм; равноправие;демократизм; законность, единство прав и обязанностей и др.

Межотраслевые- принципы, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права:ответственность за вину; презумпция невиновности, которые характеризуют уголовное и административное право и процесс;

Отраслевые- принципы, закрепляющие важнейшие закономерности какой-либо отриали права,например принцип равноправия и самостоятельности сторон характерный для гражданского права;

Функции права: сущность и социальное назначение права проявляется в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и на поведение людей.

По их внешнему проявлению различают политическую, экономическую, воспитательную и иные функции права.

По их внутреннему содержанию выделяют регулятивную и охранительную функции. В рамках регулятивной функции выделяют статическую регулятивную функцию (юридическое закрепление в правовых институтах социально-значимых отношений) и динамическую регулятивную функцию(правовое оформление динамики общественных отношений).

Охранительная функция направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе(жизнь, честь, свобода личности, собственность, общественный порядок,институты демократии и т.д.)В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на эти ценности.

Форма и источники права:

Сущность любого социального явления составляет внутреннее содержание предмета, которое проявляется в единстве всех его характеристик, свойств, связей, отношений..

Способом существования и внешнего выражения сущности выступает его форма.

Одним из существенных признаков права, которые отличают его от других социальных норм(норм морали,традиций, обычаев, религиозных норм) является формальная определенность.

Форма права – это форма права, как отдельного самобытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение- упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера.

Наряду с понятием форма права в правовой науке используется понятие источник права

Источники права – это исходящие от государства или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).
4. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.
Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

· Различаются:

o конституция - основной закон государства;

o конституционные законы;

o обыкновенные законы;

o подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

·

· Основные отрасли российского права

· Основными отраслями современного российского права являются конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, предпринимательское право, уголовное право, трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, природоохранное право, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, исправительно-трудовое право.

· Ведущую роль во всем комплексе отраслей права играет конституционное (государственное) право. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления.

· Административное право — это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Нормами этой отрасли устанавливаются система, порядок и компетенция органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляются права и обязанности граждан в их отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, соответствующие меры ответственности и т.д.

· Гражданское право представляет собой совокупность норм, регулирующих договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Нормы гражданского права определяют правовое положение участников гражданского оборота (физических и юридических лиц), основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности).

· Предпринимательское право — это совокупность норм, регулирующих предпринимательские (хозяйственные) отношения, т.е. отношения, складывающиеся при регулировании и осуществлении предпринимательской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения[1][3]. При этом предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность предпринимателя деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

· Уголовное право представляет собой совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, устанавливающих виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Основными задачами норм этой отрасли являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

· Трудовое право — это совокупность норм, регулирующих трудовые отношения между работодателями и работниками. Нормами этой отрасли права определяются основные трудовые права и обязанности работников, устанавливается порядок заключения и расторжения трудового договора, регулируются вопросы рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, трудовой дисциплины, охраны труда и т.д.

· Семейное право — это совокупность норм, регулирующих отношения в сфере брака и семьи. Нормы этой отрасли права устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулируют личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, а также другими родственниками), определяют порядок и формы опеки и попечительства и т.д.

· Финансовое право представляет совокупность норм, регулирующих финансовые отношения. Нормы финансового права определяют порядок формирования и распределения бюджетных средств, регулируют вопросы составления и утверждения бюджета, денежного обращения, взимания налогов и других обязательных платежей, устанавливают основания, формы и процедуры финансовой деятельности банков и т.д.

· Земельное право — это совокупность норм, регулирующих земельные отношения. Нормы земельного права регулируют вопросы собственности на землю, определяют условия и порядок землепользования, правовой режим земель различных категорий и т.д.

· Природоохранное право является совокупностью норм, определяющих средства, формы и порядок охраны окружающей природной среды от всех видов вредного воздействия на нее. Нормы этой отрасли права закрепляют современные стандарты здоровой окружающей среды, защищают экологическое благополучие населения, обеспечивают право каждого на благоприятную окружающую среду.

· Гражданское процессуальное право — это совокупность норм, которые определяют порядок гражданского судопроизводства. Нормы этой отрасли права устанавливают порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, земельных, природоохранительных и административных правоотношений (дела по жалобам на неправильности в списках избирателей; по жалобам на действия, нарушающие права и свободы граждан; по жалобам на административные взыскания и т.д.). В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются также дела особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя).

· Уголовно-процессуальное право — это совокупность норм, определяющих порядок производства по уголовным делам во время дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом. Основными задачами уголовного судопроизводства являются охрана прав и свобод человека и гражданина, защита правопорядка, быстрое и полное раскрытие преступлений, объективное рассмотрение и разрешение уголовных дел на основе закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

· Исправительно-трудовое право — это совокупность норм, регулирующих порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам, работам без лишения свободы, а также порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих при-говоры к этим видам наказания на территории РФ, формы участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных, совершенствовании деятельности исправительно-трудовых учреждений и контроле за их деятельностью.

·

· Система права -это строение права, его подразделение на отрасли и институты.

· Отраслевой принцип построения системы права, концепция выделения различных отраслей права по критериям предмета и метода правовой регуляции, конструкция внутренней организации системы права и его составных частей (правовых норм, институтов и отраслей) и т.д. являются положениями юридико-доктринального учения о праве как регуляторе общественных отношений, о внутренне согласованной системе правовой регуляции (ее формах, механизме, средствах и способах), об особенностях правовой регуляции разнородных общественных отношений и т.д.

· Например, в современном российском законодательстве сложились такие комплексные отрасли законодательства, как законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяйстве и т.д. Эти комплексные отрасли законодательства, отражая процессы дифференциации и интеграции в правовом регулировании, содержат в себе нормы разных отраслей права (административного, финансового, гражданского, предпринимательского и т.д.).

· Интегративные процессы в законодательстве выражаются и в формировании отдельных крупных законодательных массивов в виде, например, комплексов нормативно-правовых актов, посвященных правовой регуляции вопросов борьбы с преступностью, проблем транспорта, информатизации и т.д.

· Систематизация правовых актов

· Действующее право состоит из множества различных правовых актов (нормативно-правовых актов, судебных решений прецедентного значения и т.д.), в которых выражено и представлено нормативно-правовое содержание различных источников позитивного права. Для надлежащей организации всего этого нормативно-правового материала и удобства практического пользования им применяются различные способы (виды) систематизации правовых актов.

· Наиболее простым способом систематизации нормативно-правовых и иных актов является организация различных форм их учета по определенному кругу вопросов, представляющих интерес для Соответствующих пользователей правовой информации.

· Более развитыми способами систематизации правовых актов являются их инкорпорация, консолидация и кодификация.

· Инкорпорация — это способ систематизации, который состоит в собрании правовых актов по определенному основанию (тематическому, хронологическому и т.д.) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативно-правовое содержание соответствующих актов. В виде инкорпорации издаются (в официальном или неофициальном порядке) разного рода сборники или собрания действующих правовых актов по определенному предмету и кругу вопросов правовой регуляции.

· Консолидация — это способ систематизации, состоящий в объединении нескольких различных однопорядковых правовых актов в один новый акт. Этот новый консолидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства. При этом все прежние консолидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консолидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правового акта.

· Кодификация — это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

 

Понятие и юридическое содержание нормы права

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное в нормативно- правовых актах и иных признаваемых государством источниках, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Выделяются следующие характерные черты и признаки нормы права.

1. Норма права имеет общий характер, она не адресована конкретному лицу. Например, если в норме права речь идет о должностном лице, то она регулирует деятельность любого должностного лица независимо от того, кто персонально им является.

2. Норма права регулирует внешнее поведение человека. Она обращена к его воле, сознанию и действиям, а не к эмоциям, настроению, желаниям. Для нормы права главное – внешне проявляющиеся поведение и деятельность людей.

3. Норма права – обязательное правило поведения для юридических и физических лиц. Она признается государством, которое гарантирует ее выполнение принудительной властной силой.

4. Норма права регулирует общественные отношения официально, открыто и публично.

5. Норма права рассчитана на многократное использование. Она применяется все время, пока является действующей.

6. Нормы права содержатся в законах и других нормативных правовых актах.

7. Норма права предусматривает определенную юридическую ответственность, применяемую соответствующими государственными органами в случае ее невыполнения.

Норма права может выступать в виде предписания: 1) вести себя определенным образом, выполнить какие-то обязанности; 2) запрета совершать некоторые поступки; 3) разрешения действовать соответствующим образом. Но сущность ее сохраняется: она – обязательное правило поведения для исполнения всеми, кого оно касается.

Юридическим содержанием нормы права является:

1. Предоставление прав одной стороне. Например, право продавца вещи получить ее цену и право покупателя получить приобретенную им вещь.

2. Возложение на другую сторону обязанностей. Например, юридическая обязанность покупателя уплатить продавцу стоимость вещи и юридическая обязанность продавца передать проданную вещь.

3. Связь прав и обязанностей. Продавец обязан передать вещь и имеет право получить деньги – цену этой вещи, а покупатель, наоборот, имеет право получить вещь и обязан передать продавцу деньги. В этом заключается взаимосвязанное поведение сторон, установленное нормой права.

4. Вмешательство государства в случае, если стороны не выполняет своих обязанностей. Вмешательство государства представляет собой властное принудительное воздействие с целью исполнения нормы права либо привлечение виновного к ответственности.

Структура нормы права

Структура нормы – это ее внутреннее строение, внутренние составляющие ее части. Норма права состоит из трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.

Диспозиция представляет собой правило поведения, которое предписывается нормой субъекту права, т. е. указание о том, что и как он может или должен делать, как вести себя. Например, согласно ст.549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимости продавец обязан передать в собственность покупателя это недвижимое имущество.

Гипотеза – это описание в норме права условий, в которых совершается действие, предусмотренное диспозицией. Гипотеза определяет рамки действия нормы. Например, согласно ст. 550, 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость к покупателю возможен только при заключении письменного договора и его государственной регистрации.

Санкция – это результат или последствия нарушения или соблюдения субъектом права правила поведения, указанного в диспозиции нормы и условиях, предусмотренных гипотезой. Так, при отсутствии государственной регистрации сделки по приобретению недвижимости право собственности к покупателю не переходит.

Норма права, как правило, содержит все три части. Однако существуют правила или предписания правового значения, имеющие общий характер, которые могут их не содержать. Такие правовые нормы называются нормами-принципами, нормами-декларациями, или нормами-дефинициями. Эти нормы содержатся в основном в Конституции страны.

Нормы-принципы закрепляют наиболее общие положения в сфере права. Например, в ст.37 Конституции РФ записано, что труд в Российской Федерации свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию и т. д. Конкретные нормы, содержащие диспозиции, гипотезы и санкции содержаться в статьях Трудового кодекса РФ.

Нормы-декларации, или нормы-дефиниции, дают определение или провозглашают имеющие важное значение понятия, категории, характеристики правового или политического значения. Их содержание также раскрывается в конкретных нормах права. Например, в ст. 1 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Эти положения раскрываются в ст. 17–64 Конституции РФ – права и свободы человека и гражданина, в ст. 65–79 – федеративное устройство РФ, в ст. 80—109, говорящих о выборных высших органах государственной власти – президента, федерального собрания, а также в федеральных конституционных законах, конституциях и уставах субъектов РФ, других нормативных правовых актах.

 

Диспозиции, гипотезы и санкции бывают определенными и относительно определенными. Определенные – предписывают конкретные действия субъекта права, условия, в которых они должны совершаться, и последствия, которые наступят.

Относительно определенные диспозиция, гипотеза и санкция предусматривают некоторые варианты поведения, условий и результатов.

Определенной диспозицией является диспозиция ст.454 ГК РФ, в которой сказано, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Определенной гипотезой является указание в законе на условия, при которых назначается пенсия по старости. Такими условиями является достижение пенсионного возраста и наличие определенного стажа работы.

 

Нормативно- правовые акты:

Нормативно- правовой акт – это официальный документ, содержащий юридические нормы (общеобязательные правила поведения), принимаемый государственным органом либо иным уполномоченным органом или лицом.

Признаки нормативно- правового акта:

1. Письменный документ;

2. Содержит властное волеизъявление;

3. Волеизъявление устанавливает нормы права, т.е. акт рассчитан на многократное применение;

4. Акт утверждается уполномоченным органом.

 

Типология государства.

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Существует формационный подход к типологии государства, в его основе лежит социально-экономическая формация, обусловленная 1.уровнем развития производительных сил и 2.типом производственных отношений;

 

Феодальное государство

 

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства - буржуазный.

 

 

Понятие источника права

 

Гражданское законодательство относится к исключительной ком­петенции Российской Федерации. Это значит, что законы о гражданс­ком праве могут быть только федеральными, а субъекты Федерации не имеют полномочий принимать акты гражданского законодательства. Этим обеспечивается единство экономического пространства на всей территории России, единообразие «правил игры» в рыночной эконо­мике и других имущественных отношениях.

Источники гражданского права — форма закрепления (внешнего выражения) гражданско-правовых норм.

Совокупность нормативно-правовых актов составляет гражданское законодательство. Законодательство Российской Федерации включает в себя право­вые акты органов законодательной и исполнительной власти, осно­вывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики. Акты гражданского права не принимаются субъектами Федерации — республиками, областями, городами федерального значения.

Нормы международного права

В соответствии с Конституцией РФ (п.4. ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) обще­признанные принципы и нормы международного права (например, свобода торговли, мореплавания и др.) являются со­ставной частью правовой системы Российской Федерации. К этой категории источников относятся также международные договоры РФ и обычаи делового оборота. Общепризнанные принципы и нормы между­народного права регулируют любые гражданские правоотно­шения. Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности.

Международные договоры Российской Фе­дерации обладают более высокой юридической силой по сравнению с внутренним российским законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмот­рены гражданским законодательством Российской Федерации, при­меняются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ).

 

Гражданские правоотношения- это общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.

Виды юридических лиц

.

Основания классификаций юридических лиц.

 

Формы собственности. Так, в зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, т. е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права.

Цели деятельности. Коммерческие ( цель деятельности – извлечение прибыли) и некоммерческие организации (не имеют основной целью извлечение прибыли) разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК) 3.

Состав учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия), или же любые, за отдельными исключениями, субъекты <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.016 с.)