Личные неимущественные права детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личные неимущественные права детей



Ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия, т.е. возраста 18 лет (п. 1 ст. 54 СК РФ). Такое определение дается в ст. 1 Конвенции ООН от 20.11.1989 г. о правах ребенка, участницей которой Российская Федерация является с 15.09.1990 г. С момента рождения дети приобретают способность иметь права, предусмотренные семейным законодательством. Глава 11 СК РФ посвящена правам ребенка. Их принято делить на личные неимущественные и имущественные права.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

-право жить и воспитываться в семье;

-право на общение с родителями и другими родственниками;

-право на защиту;

-право выражать свое мнение;

-право на имя, отчество и фамилию.

Статья 55 СК РФ закрепляет право детей на общение с обоими родителями, а также другими родственниками, как со стороны матери, так и со стороны отца. Закон не дает исчерпывающего перечня родственников, имеющих право на общение с ребенком. Из этого следует, что в эту категорию включаются не только ближайшие родственники, но и родственники более отдаленных степеней. Право на общение с родителями и иными родственниками сохраняется в случае раздельного проживания родителей, расторжения брака родителей, признания брака недействительным.
Статья 57 СК РФ закрепляет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Причем это право не ограничивается рамками семьи, выходит и за ее пределы (например при разбирательстве дела в административном или судебном порядке). В зависимости от возраста ребенка его мнению законодатель придает различное правовое значение.

· Закон предусматривает случаи, когда согласие ребенка, достигшего 10 лет, обязательно:

-при изменении его имени и (или) фамилии по просьбе родителей (п. 4 ст. 59 СК РФ);

-при передаче на усыновление (ст. 132 СК РФ);

-при передаче ребенка в приемную семью (п. 3 ст. 154 СК РФ);

-при восстановлении родителей в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ) и др.

Имущественные права детей

1. Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Имущественные права ребенка закреплены в ст. 60 СК РФ. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а в предусмотренных законом случаях и совершеннолетних детей. Они должны обеспечивать потребности ребенка в питании, одежде, лечении. Закон разрешает родителям самим определять порядок и форму предоставления содержания, в том числе путем заключения соглашения об уплате алиментов. Оно заключается в письменной форме и удостоверяется нотариально (ст. 100 СК РФ).
Семейным кодексом закрепляется два необходимых условия для возникновения алиментной обязанности родителей, это - наличие родственной связи между родителями и детьми и несовершеннолетие детей. У родителей алиментная обязанность возникает в силу факта происхождения детей от данных родителей, установленного в законном порядке. Других требований (как-то: наличие дееспособности, трудоспособности, совершеннолетия и т.п.) закон не предъявляет.
Право на получение алиментов имеют дети, не достигшие совершеннолетия, т.е. 18 лет. Если ребенок до совершеннолетия приобрел дееспособность в полном объеме (эмансипация, вступление в брак), то право на алименты у него прекращается (ст. 120 СК РФ). Совершеннолетние дети имеют право на содержание от своих родителей, если они являются нетрудоспособными и нуждаются в помощи.
Семейный кодекс представляет участникам семейных правоотношений возможность заключить соглашение об уплате алиментов. Соглашение о размере, условиях и порядке уплаты алиментов, заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем (ребенком). От имени малолетнего ребенка соглашение заключается его законным представителем. По достижении возраста 14 лет соглашение заключает сам ребенок с согласия своих законных представителей.
Соглашение совершается в письменной форме и нотариально удостоверяется. Обычно обязанность по содержанию детей родителями исполняется добровольно. Если родитель не предоставляет содержания своим детям и отсутствует соглашение об уплате алиментов, то необходимые средства могут быть взысканы с родителей в судебном порядке (п. 2 ст. 80 СК РФ).

Семейный кодекс устанавливает определенные особенности при взыскании алиментов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 84 СК РФ, если дети воспитываются в приемной семье, либо находятся под опекой (попечительством), алименты выплачиваются соответственно приемным родителям, опекунам (попечителям). Алименты на детей, находящихся в детских учреждениях, зачисляются на счета этих учреждений и учитываются по каждому ребенку.

Суд вправе привлечь родителей или одного из них к участию в дополнительных расходах на ребенка при наличии исключительных обстоятельств (тяжелая болезнь, увечье и т.п.). Размеры дополнительных расходов и порядок участия родителей в несении их определяется судом в твердой денежной сумме с учетом материального и семейного положения родителей и детей, а также иных заслуживающих внимания интересов сторон (ст. 86 СК РФ).
2. Ребенок имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, приобретенное в дар или по наследству, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
3. Ребенку принадлежит право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании по их взаимному согласию. Семейное законодательство закрепляет принцип раздельности имущества родителей и детей (п. 4 ст. 60 СК РФ). Это означает, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество детей. В то же время дети, проживающие совместно с родителями, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

- по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;

-по рациональному использованию природных ресурсов;

-по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

-по обеспечению экологической безопасности.

При этом под охраной окружающей среды принято понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Рациональное использование природных ресурсов - это комплексное, экономически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей природной среды.
Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее; положение, при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения.

Последние годы все большее распространение и обоснование получает точка зрения, в соответствии с которой экологическое право охватывает своим регулированием все аспекты человеческого взаимодействия с материальным миром природы, окружающим людей, т.е. экологические отношения. В их содержание включаются природопользование, охрана окружающей среды, сохранение уникальных произведений природы, культуры, здравоохранения, все виды воздействий на природу, искусственное восстановление благоприятного состояния природной среды, защита от неблагоприятных воздействий стихии и т.д. В таком понимании экологическое право включает правовые нормы об использовании и охране земель, их недр, вод (включая океаны, моря, подземные воды, ледники), лесов и иных составляющих растительного царства, диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы в сухопутной и водной среде, атмосферы Земли и космического пространства со всеми ее природными компонентами1.
Экологическое право - одна из отраслей в системе российского права.

Принципы экологического права составляют основу рассматриваемой отрасли, а их соблюдение может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечению экологической безопасности. Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Основные отраслевые принципы экологического права определены в ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" 2002 г.

Этим Законом установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

-соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;

-обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

-научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

-охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

-ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

-платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде;

-независимости контроля в области охраны окружающей среды;

-презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

-обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

-обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

-учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

-приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

-допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

-обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

-обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

-сохранения биологического разнообразия;

-обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

-запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

-соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

-ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

-организации и развития системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры;

-участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

-международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

 

Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей природной среды", который пришел на смену утратившему силу Закону "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. Это означает, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.
Закон определил правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:

-Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г.;

-Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;

-Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.;

-Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;

-Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;

-Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.;

-Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.;

-Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;

-Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

 

Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

-Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.;

-Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.);

-Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г.;

-Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.;

-Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г.;

-Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;

-Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13 июля 2001 г. и др.

·

К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:

-Указ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития";

-Указ от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию";

-Указ от 2 октября 1992 г. "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации";

-Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" и др.

Экологические права граждан - центральный институт современного российского экологического права. Признание этих прав можно рассматривать как одну из наиболее существенных тенденций развития российского экологического права. Закрепление в ст. 42 Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду и других субъективных экологических прав важно, прежде всего, с точки зрения вовлечения граждан в механизм охраны окружающей среды, обеспечения общественного контроля за природоохранной деятельностью государственных органов и предприятий.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Органами общей компетенции, осуществляющими государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются: Президент РФ; Правительство России; Советы министров республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации.

Специализированные органы управления охраной окружающей среды действуют на разных уровнях, оказывая оперативное воздействие на министерства, ведомства, предприятия и являясь, таким образом, межотраслевыми или надведомственными органами.
В настоящее время в России функционируют следующие специализированные органы управления охраной окружающей среды: Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по ведению земельного кадастра, Государственный комитет РФ по рыболовству.
В систему специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды входят также Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральный горный и промышленный надзор России, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ. Эти органы в соответствии с законодательством России решают вопросы в области охраны окружающей среды по согласованию или совместно с другими специально уполномоченными государственными природоохранительными органами.

В соответствии с российским экологическим законодательством должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую ответственность за экологические правонарушения и преступления.


 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.065 с.)