Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности развития общей моторикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Приложение 3.1.3 Диагностика нервно-психического развития детей От рождения до трёх лет. Развитие речи ребёнка (Данная схема является сокращённым вариантом методики Э. Фрухт, НА. Рычковой) Первый месяц. Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорождённых по таким реакциям: - изменение общей двигательной активности; - сморщивание лба; - движение век; - вздрагивания; - изменение ритма и частоты дыхания; - поворота глаз и головы к источнику звука; - торможение сосательных движений. На 3-4 неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослых. Подготовительные этапы развития активной речи: издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним: после нескольких обращений взрослого ребёнок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция. Второй месяц. Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит - «аа», «оо», «уу». К 2 мес. гуление усложняется с включением согласных звуков «гу» или «бу», «зы». Подготовительный этап развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки. Третий месяц. Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д. В ответ на поощрение ребёнок активизирует гуление, происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребёнок отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков. Четвёртый месяц. Гуление преобразуется в «свирель», т. е. Произнесение цепочки звуков «аль-ле-е», «лы-алы-аы». Подготовительный этап развития активной речи: гулит; гулит сам или через 1-2 мин. после общения с ним взрослого. Пятый месяц. Подготовительный этап развития активной речи: подолгу певуче гулит - длительно нараспев произносит гласные. Шестой месяц. Подготовительный этап развития активной речи: произносит отдельные слоги. Однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»). Может произнести слог повторно за взрослым. Развивается понимание речи окружающих. Седьмой месяц. Подготовительный этап развития понимания речи: на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте; поворачивается к игрушке и смотрит на неё, иногда хочет её взять. Подготовительный этап развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги типа «ба-ба», «да-да», «ма-ма». В первую очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предмет и действия. Восьмой месяц. Подготовительный этап развития понимания речи: а). На вопрос «Где?..» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах: на вопрос «Где?..» поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит 2 предмета; б). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.: по просьбе выполняет одно из движений. Подготовительный этап развития активной речи: громко, чётко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете. Девятый месяц. Подготовительный этап развития понимания речи: а). На вопрос «Где..?» находит взглядом насколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других местах. б). Знает своё имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идёт к тому, кто зовёт, на чужое имя не реагирует. Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движениями губ взрослого и сразу или через 1-2 мин. повторяет слоги. Десятый месяц. Понимание речи: по просьбе «Дай...» - находит знакомые предметы среди других и даёт их: находит, берёт и даёт две из трёх называемых игрушек. Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых ещё не было в лепете ребёнка: слушает, следит за движением губ говорящего и подражая, повторно произносит 2-3 сочетания слогов. Одиннадцатый месяц. Понимание речи: а). По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.): по предложению взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия. б). Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, мячик, все машины, часы и др.; находит 2-3 игрушки одного вида и даёт их. Ребёнок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.). Активная речь: Произносит первые слова-обозначения, например: «мама», «ав-ав», «би-би», «дай» и др.; во время игры или при виде показанных игрушек, ребёнок называет их облегчёнными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова. Первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста, простые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия. Ребёнок чётко произносит гласные «а», «о», «у», согласные «м», «б», «к», «г». Словарный запас 8-12 слов. Первые слова у девочек в 8-9 месяцев, у мальчиков - в 11-12 месяцев. До начала развёрнутой речи понимает 50-100 слов. Двенадцатый месяц. Понимание речи: а). Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тёте», «положи на место») ребёнок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, даёт игрушки, идёт к названным взрослым, отдаёт им игрушки, находит одежду и прочее. б). Понимает слово «нельзя». в). Чётко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трёх повторений. г). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: берёт куклу и укачивает её, кормит собачку, кладёт кирпич. Активная речь: а). Легко подражает новым слогам, повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция. б). Произносит 5-10 облегчённых слов, повторяет за проверяющим слова «дай, так, топ-топ» и пр., при показе игрушек называет их облегчёнными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция. Второй год жизни. Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало 2-го года жизни. Слова ребёнка отличаются от взрослых слов и по значению и по звучанию. Например: «адика», «гилига». Обломки слов («па» - упала; «бо-бо» - больно и т. д.), сильно искажённые слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок («ти-ти» -часы, «ниняня» - не надо, «абаля» - яблоко и др.). Таким образом ребёнок изобретает свои собственные сочетания. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком возрастании словаря (до 400 слов) и повышенном интересе к речи. Ребёнок задаёт вопросы о названиях предметов. Возникает описательная речь. К 1.5 годам ребёнок начинает пользоваться фразами из 2-3 слов; к концу 2-го года -3-5 слов. Слова ставит в правильных падежах и глаголах. К 1.5 годам произносит почти все гласные и согласные: «м», «п», «б», «к», «г», «т», «д», «н», «в», «ф», «х» и звук «и». Многие из согласных произносит смягчённо («дай» - «дяй»). Пользуется звукоподражательными словами: «ав-ав» (собака), «би-би» (машина). Вместо целого слова произносит ударный или первый слог: «ку» (кукла), «са» (собака). Понимание речи: К концу 2-го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребёнок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. Начинает овладевать слушанием. Усваивается речевая интонация. Начинает различать мн. и ед. число. Третий год. Понимание речи. Интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании. Воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений. Понимает содержание литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом. Активная речь. Ребёнок начинает пользоваться 3-сложными словами («машина», «ворона», «корова»), повторяет за взрослым сложные слова, свободно связывает слова в предложения («Мама, ты куда пося (пошла)?»). Словарный запас достигает 1000-1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи. Ребёнок активно пользуется вопросами «Что это?», «Почему?», «Зачем?». Для речи характерна общая смягчённость. Шипящие звуки заменяются мягкими свистящими: «зюк» - жук, «сяпка» - шапка, «сенок» - щенок, «тясы» - часы. Твёрдые свистящие звуки заменяются мягкими: «сянки» - санки, «зяйка» - заика. У части детей твёрдые свистящие уже сформированы, согласные «р»\»рь» и «л» отсутствуют или заменяются звуками «ль», «и» («ыба» - рыба, «ябоко» - яблоко, «мей» - мел). Ребёнок воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру. Появляется способность разговаривать с персонажем игры. Происходит интенсивное освоение грамматической структуры языка (связи слов в предложении, падежей, предлогов, союзов и т. д.). Быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.—2 года 3 мес.), а потом служебных слов (2 года 3 мес. - 3 года). Овладевает употреблением большинства союзов (как, потому что, а, и, когда, только и т.д.) и предлогов (над, под, на, рядом и т. д.). Приложение 3.2.2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.68.97 (0.011 с.) |