Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Виды восприятия в дошкольном возрасте
Вид восприятия
| Возраст новообразований
| 1 -3
| 3-5
| 5-7
| Формы
| Различает по образцу геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу. Сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга. Ощупывает рукой и пальцами.
| Узнает геометрические формы в изображениях, независимо от разновидностей. Закрепление наименования эталонов геометрических форм. Различает объемные геометрические фигуры; кубик, пирамиду, шар, конус, цилиндр, брусок. Конструирует из плоских объемных фигур по образцу.
| Закрепление эталонных наименований объемных геометрических фигур.
Конструирует с учетом особенностей объемных фигур.
Различает формы деталей в сложных объектах.
Срисовывает формы.
| Цвета
| Различает основные цвета спектра; красный, желтый, зеленый, синий. Узнает знакомые предметы по цвету. Группирует предметы по образцу цвета. Сравнивает прикладыванием рядом.
| Переворачивает предмет, обводит карандашом.
Обводит пальчиком.
Различает дополнительные цвета: оранжевый, голубой, фиолетовый, черный и белый.
Закрепление эталонных наименований цветов спектра.
Узнает цвета спектра независимо от их разновидностей.
Может назвать цвет по наименованию предмета (как огурец, трава).
| Различает оттенки основных цветов. Закрепление дополнительных эталонов цвета; бордовый, серый, сиреневый, коричневый, розовый, салатный. Творчески использует цвет в рисовании, аппликации, конструировании. Использует цвет для выражения своих настроений и отношения к изображаемым объектам.
| Величины
| Различает большие и маленькие предметы.
Группирует предметы по образцу. Сравнивает прикладыванием и наложением.
| Расставляет от трех до пяти предметов по величине.
Знакомится с эталонными наименованиями: самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький. Знакомится с понятиями высоты и длины.
| Знакомится с понятиями. Применяет все разновидности величины в конструировании и рисовании, аппликации, лепке.
Измеряет разным способом: отрезком, другими предметами, сравнивает «на глаз».
| Пространства
| Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действий. Различает далекие и близкие расстояния. Различает направление: вверху, внизу, спереди, сзади.
| Различает пространственные представления; здесь, там, глубоко, мелко. Знакомится с наименованиями таких пространственных категорий, как расстояние (далеко, близко, в другом городе), направление, глубина (мелкий, глубокий).
| Различает пространственные направления относительно себя и других людей (справа, слева), стороны света (север, юг, восток, запад).
Знакомится с условными знаками, обозначающими направление движения и пространства.
| Времени
|
Различает время суток {день, ночь).
|
Различает время суток (вечер, утро). Различает времена года (зима, лето).
|
Различает времена года (весна, осень). Различает единицы измерения времени (часы, минуты, секунды). Различает течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).
| Движения
| Различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать руками, присесть, наклонить голову.
| Различает движения туловища, рук, ног, головы, может повторить по образцу показа, а затем по рисунку. Знакомится с наименованиями движений тела (идет, бежит), и, конечно, всех основных движений и поз (сидит, лежит, присел).
| Различает движения, показанные на картинках и схемах, может их повторить. Знакомится со словесными командами движений и может их выполнить с опорой на рисунок.
| Особых свойств
| Различает температуру (горячо, холодно).
Поверхность (пушистый, колючий).
Плотность (твердый, мягкий).
Вкус (кислый, сладкий).
Запах (приятный, неприятный).
Звуки (знакомых предметов и голоса животных)
| Различает разновидности свойств предметов.
Знакомится с наименованиями новых для него свойств (теплый, острый, легкий, тяжелый, соленый, горький). Осваивает способы определения свойств предметов (температуры, вкуса, тяжести, качества поверхности, запаха).
| Различает свойства предметов по их внешнему виду на основании полученного опыта.
Обследует предметы, используя все органы чувств.
| Целостного предмета
| Узнает знакомые предметы по одному свойству или части предмета.
| Различает в предмете его части, соотношение частей.
Комбинирует детали, создавая целостные образы предметов по образцу. Узнает предмет по его словесному описанию.
| Создает целостные предметы из частей и деталей (конструирует, дорисовывает). Делает последовательное словесное описание наглядного предмета.
| Сложных явлений
Иллюстрации
литературные
произведения
отношения между людьми
действия
музыка
|
Различает изображения отдельных предметов, их действия.
Различает образы героев и их действия и настроения в коротких стихах и рассказах.
Различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях.
Различает движения, подражания.
Различает звуки, узнает знакомые звуки.
|
Различает все иллюстрации сюжета, отношения между изображенными героями, характерные особенности внешнего облика, составные части, их соотношения.
Различает образы героев, последовательность событий, характер действия героев, эмоциональные переживания и образы.
Различает отношения друг к другу, выраженные во внешних действиях.
Различает настроение - по мимике и позам. Различает движения и позы, передающие настроение, может их изображать.
Различает знакомые мелодии, тембр, ритм, характер музыки, осваивает движения, передающие характер музыки.
|
Различает в иллюстрациях связь между объектами, особенности характера, настроения, отношения между деталями.
Различает характер поступков героев, нравственные качества, переживания, причины и последствия.
Различает отношения друг к другу по поступкам и ситуации, настроение и характер по ситуации, поступкам.
Различает движения, передающие характер, действия с невидимым предметом, может их изобразить.
Различает смену тембра, ритма, характера мелодии, настроение, может голосом и движением изобразить особенности.
| | | | | |
Приложение 3.4.2
НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Причины
| Проявления
| I. Задержка психического развития (ЗПР)
П. Умственная отсталость
III. Нервно-психические заболевания
1. Органические нарушения
2. Функцио-нальные нарушения
IV. Педагогическая запущенность
V. Условия восприятия
1. Характер объекта восприятия.
2. Обстановка восприятия.
3. Особенности деятельности.
| 1) Медленная переработка (в 3 раза)
2) Затруднения с выделением свойств.
3) Снижение контроля за качеством.
4) Не выделяются слабые признаки.
5) Преобладает двигательная игра.
1) Замедленный темп и сужение объема.
2) Особенность образов: не различает мелкие признаки, объемность предметов, смысл картин.
3) Перцептивные действия: не любят рассматривать детали, не ориентируются в пространстве, не узнают перевернутый и удаленный объект.
1) Не воспринимают свойства предмета, не узнают предмет удаленный и перевернутый.
2) Затрудняются в поиске фигур, сопоставлении деталей, понимании сюжета.
1) Узнавание общих признаков.
2) Связь между предметами.
3) Галлюцинации, иллюзии.
4) Неадекватное усилие или ослабление признаков объекта.
1) Ограниченный запас знании бытовых и об окружающем мире.
2) Неумение выделить глобальные, общие и локальные
признаки.
3) Не владеют перцептивными действиями с эталоном.
Неточный образ из-за:
- особенностей объекта: силы свойств, сложности, величины и разнообразия свойств;
- сложности фона, продолжительности восприятия, шума;
- нечеткости цели и плана;
- необученности;
- завышенности или заниженности требований и темпа, значимости, ответственности;
- невыделения ориентировочных признаков.
|
Приложение 3.5.4
|