Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По обследованию детей дошкольного возраста↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По обследованию детей дошкольного возраста С речевой патологией (к оформлению документации)
3.1 Методические рекомендации к сбору анамнестических данных. 1. При изучении наследственных, нервно-психических, соматических, хронических заболеваний у родителей отметить: Данные: со слов; по документам (подчеркнуть) - данных нет; - наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; - наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; - наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); - наличие алкоголизма у родителей; - характерологические особенности матери и отца. 2. При изучении речевой среды (5-ый, 6-ой г.ж.), данных о речевых нарушениях у родителей и родственников отметить: - благополучная; - ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; - задержка речевого развития у родителей; - заикание у родителей, сестер, братьев; - контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; - нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; - наличие двуязычия - какой язык преобладает в общении. 3. При изучении характера протекания беременности отметить: - от которой по счету беременности ребенок; - исход предыдущей(-их) беременности(-ей); - токсикоз (1-й, 2-й половины беременности); - хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сердечно-сосудистые, эндокринные и др.); - простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности); - психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.; - применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические); - влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохимикаты и др.); - повышенный фон радиационного излучения; - употребление алкоголя, никотина, наркотиков. 4. При изучении характера протекания родов отметить: - нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность; - слабость родовой деятельности матери; - применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение); - травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль); - наличие асфиксий (белая, синяя); - резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка); - вес и рост ребенка при рождении. 5. Когда закричал ребенок (сразу, не сразу; характер крика - слабый, монотонный, немодулированный, громкий, модулированный). 6. При изучении раннего постнатального периода отметить: - характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное); - характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрствования); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство., отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и пробуждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических проводится анкетирование родителей (анкета №1, Приложение 3.1.1). 7. При изучении раннего психомоторного развития отметить: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году. Возрастные особенности раннего психомоторного развития представлен в Приложении 3.1.2. 8. При изучении данных о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы. 9. При изучении характера раннего речевого развития ребенка отметить: - время появления гуления (в норме с 3-х мес.); - время появления лепета (в норме с 6 мес.); - характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексе», бедность звуковых комплексов, назализованность гласных); - первые слова (в норме около года); - первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет); - характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой структуры, - аграмматизмы, неправильное звукопроизношение. Особенности довербального и раннего вербального развития детей отражены в схеме развития речи ребенка (Приложение 3.1.3). Для сбора дополнительных данных о ребенке разработана анкета №2 (Приложение 3.1.4). Е) особенности памяти Особенности развития памяти
Отметить: - запоминание информации; - произвольность; - объем; - продуктивность разных видов памяти; - сохранение; - способы запоминания (в т.ч. символическое); - воспроизведение Задание 1: Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку с карандашами, взять карандаш; встать, подойти к книжной полке, взять книгу, сесть за стол, открыть книгу. Нормативы: 1,5 года - выполняет 3 действия; 2 года - выполняет 3-4 действия; 3 года - выполняет 5 действий Задание 2: Игра «Что изменилось - чего не стало?» Стимулъный материал: 4 картинки или 4 предмета Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем просят отвернуться. Одну из картинок заменяют другой или меняют их местами. Ребенка просят найти изменения. Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения. Выводы: запоминание произвольное (непроизвольное); - быстрое запоминание (медленное, с трудом); - снижение объема памяти (ограничение); - длительное запоминание (быстрое забывание); - трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала); - непрочное сохранение; - неточное воспроизведение (точное) Конструирование их палочек Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 года), образцу (с 4 лет), по памяти. Стимульный материал: 2-6 плоских палочек одного цвета. Проведение обследования: Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить задание по образцу. Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»). Анализ результатов: 1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадекватным); 2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины; 3) сопоставление и исправление ошибок; 4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений; 5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение. Пространственный гнозис Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу; Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)». Нормативы: 2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется; 3,5-4 года - выполняет все задания. б) 4-6 лет - показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. в) Речевой вариант пробы Хэда. 1) Простая ориентировка (4-6 лет). Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет - прекращают. 2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой - за левое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы: выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией. Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины нарушения восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2). ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ Серия I Субтест 1 Серия I Субтест 2 Фонематический анализ
Серия II Субтест 1 Верификация предложений
Серия III Субтест 3 Конструирование предложений
Серия III Субтест 4 Серия III Субтест 5 Задание 3 Согласование существительных с прилагательным в роде
Серия III Субтест 5 Задание 4 Множественное число существительных в родительном падеже
Серия III Субтест 5 Задание 5. Существительные в косвенных падежах без предлога
Серия IV Субтест 1 Названия детенышей животных
Серия IV Субтест 2 Серия IV Субтест 3 Задание 1. Подбор определений
Серия IV Субтест 3 Задание 2 Ассоциативное дополнение слов в предложении
Серия V Субтест 1 Серия VI Субтест 1 Диалог
Серия VI Субтест 2 Пересказ
Приложение 3.1.1 АНКЕТА 1 (анамнестические сведения) Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие. Как протекали беременность и роды? Не было ли серьёзных заболеваний, травм на первом году жизни? ____________________________________________________ Каким был плач ребёнка на первом году жизни и потом? Громким, тихим; напористым слабым; высоким, низким.,. _____________________________________ Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?_____________________________ Не было ли у Вас ощущения, что малыш беспричинно плачет, заходится криком?___
Чем можно было успокоить малыша? ________________________________________ Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились?)____________
Можно ли было понять, что требовал ребёнок криком, и какова была его ответная реакция на Ваше понимание? ____________________________________________ Когда появился интерес к погремушкам или к каким-либо другим предметам?__________________________________________________________________________ Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами?______ Когда появились звуки, сочетания звуков? ___________________________________
Насколько разнообразными они были, какими интонациями сопровождались? Призывными, гневными, радостными... ____________________________________ Когда появились первые слоговые цепочки?___________________________________ Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно, или в ответ на Ваше обращение? ____________________________________________________
Приложение 3.1.4 АНКЕТА 2 Для целостного представления о личности и проблемах Вашего малыша заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие. Каков состав Вашей семьи?_________________________________________________ Каков характер отношений между членами семьи?_____________________________ Какие сложились отношения у ребенка с членами семьи?_______________________ Кому малыш отдаёт предпочтение? ___________________________________________
Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к ребенку, гиперопеки?___________________________________________________________ Нет ли у ребёнка субъективного ощущения дефицита внимания?_______________________________________________________________ Не сложилось ли у малыша негативного отношения к кому-либо из членов семьи? _____________
Кто занимается воспитанием ребёнка?________________________________________ Посещает ли ребёнок дошкольные детские учреждения? (Если да - нравится ли ему там? Долго ли он привыкал к детскому саду?) ____________________________________________ Легко ли ребёнок контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется ли, когда к Вам приходят гости? _______________________________________________________ Избирателен ли малыш в общении? ______________________________________
Какую дистанцию предпочитает для общения со взрослыми и со сверстниками?________________ Зависит ли речевая активность от степени и характера знакомства ребёнка с человеком? _________________________________________ Улавливает ли он шутку в общении, в играх? ______________________ Использует ли ребёнок неречевые средства общения: мимику (движения мышц лица), пантомимику (движения всего тела), жесты (движение отдельных частей тела)? Что предпочитает из перечисленных средств?______________________________ Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина и т. п.)? ___________________
Использует ли малыш речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы? ________________ Понимаете ли Вы и другие члены семьи то, что ребёнок хочет объяснить неречевыми средствами? _________________________________
Каким образом малыш реагирует на речевые трудности? __________________________ Каковы взаимоотношения ребёнка с другими детьми? Является ли он фактическим лидеров? _________________________________ Понимает ли ребёнок Ваши эмоции? ________________________________________ Каковы эмоциональные проявления малыша в настоящее время? Адекватные, бурные, безразличные, сдержанные... __________________________ Каким образом ребёнок реагирует на новую игрушку? Радостно восклицает, взмахивает руками, подпрыгивает, молча берет и рассматривает, фактически не реагирует... ________________________________________
Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами?______________________________________________________________ Откликается ли ребёнок на эмоциональные проявления, переживания других людей и героев книг? Может ли сопереживать? _____________________
Как Вы можете определить характер ребёнка? Вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, негативный, послушный, ласковый...___________ Какие черты беспокоят Вас в его характере?______________________ Есть ли у Вас в доме животные, птицы, растения и т.д.? Каково отношение ребёнка к ним?______________________________________
Как Ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск? _______________ Чем больше всего малыш любит заниматься?____________________________________ Какие игрушки и игры у него есть? Какие из них любимые?_______________________ В какие совместные игры Вы играете с ребёнком? Сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения... ______________________________ Каким образом привлекает Вас ребёнок к совместной игре? Предлагает поиграть, посмотреть... _________________________________
Играет ли малыш сам? __________________________________ Каков характер его игры? Манипулирует, переставляет игрушки с места на место, разбирает игрушки, исследует их... _______________________ Есть ли замысел в его игре? _______________________________ Играет ли ребёнок с Вами в настольные игры? (Если да, то запишите их названия.) __________________________________________ Вовлекаете ли Вы малыша в совместную деятельность: накрывать на стол, убирать игрушки... __
Чем занимается ребёнок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим? ____________________________ Какие книжки Вы читаете ребёнку? (Запишите их названия.)______________________ При чтении к чему проявляет интерес? К картинкам, содержанию_________________ С какого возраста?_________________________________________________________
Приложение 3.1.2 От рождения до трёх лет. Развитие речи ребёнка (Данная схема является сокращённым вариантом методики Э. Фрухт, НА. Рычковой) Первый месяц. Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорождённых по таким реакциям: - изменение общей двигательной активности; - сморщивание лба; - движение век; - вздрагивания; - изменение ритма и частоты дыхания; - поворота глаз и головы к источнику звука; - торможение сосательных движений. На 3-4 неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослых. Подготовительные этапы развития активной речи: издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним: после нескольких обращений взрослого ребёнок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция. Второй месяц. Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит - «аа», «оо», «уу». К 2 мес. гуление усложняется с включением согласных звуков «гу» или «бу», «зы». Подготовительный этап развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки. Третий месяц. Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д. В ответ на поощрение ребёнок активизирует гуление, происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребёнок отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков. Четвёртый месяц. Гуление преобразуется в «свирель», т. е. Произнесение цепочки звуков «аль-ле-е», «лы-алы-аы». Подготовительный этап развития активной речи: гулит; гулит сам или через 1-2 мин. после общения с ним взрослого. Пятый месяц. Подготовительный этап развития активной речи: подолгу певуче гулит - длительно нараспев произносит гласные. Шестой месяц. Подготовительный этап развития активной речи: произносит отдельные слоги. Однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»). Может произнести слог повторно за взрослым. Развивается понимание речи окружающих. Седьмой месяц. Подготовительный этап развития понимания речи: на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте; поворачивается к игрушке и смотрит на неё, иногда хочет её взять. Подготовительный этап развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги типа «ба-ба», «да-да», «ма-ма». В первую очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предмет и действия. Восьмой месяц. Подготовительный этап развития понимания речи: а). На вопрос «Где?..» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах: на вопрос «Где?..» поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит 2 предмета; б). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.: по просьбе выполняет одно из движений. Подготовительный этап развития активной речи: громко, чётко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете. Девятый месяц. Подготовительный этап развития понимания речи: а). На вопрос «Где..?» находит взглядом насколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других местах. б). Знает своё имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идёт к тому, кто зовёт, на чужое имя не реагирует. Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движениями губ взрослого и сразу или через 1-2 мин. повторяет слоги. Десятый месяц. Понимание речи: по просьбе «Дай...» - находит знакомые предметы среди других и даёт их: находит, берёт и даёт две из трёх называемых игрушек. Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых ещё не было в лепете ребёнка: слушает, следит за движением губ говорящего и подражая, повторно произносит 2-3 сочетания слогов. Одиннадцатый месяц. Понимание речи: а). По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.): по предложению взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия. б). Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, мячик, все машины, часы и др.; находит 2-3 игрушки одного вида и даёт их. Ребёнок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.). Активная речь: Произносит первые слова-обозначения, например: «мама», «ав-ав», «би-би», «дай» и др.; во время игры или при виде показанных игрушек, ребёнок называет их облегчёнными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова. Первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста, простые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия. Ребёнок чётко произносит гласные «а», «о», «у», согласные «м», «б», «к», «г». Словарный запас 8-12 слов. Первые слова у девочек в 8-9 месяцев, у мальчиков - в 11-12 месяцев. До начала развёрнутой речи понимает 50-100 слов. Двенадцатый месяц. Понимание речи: а). Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тёте», «положи на место») ребёнок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, даёт игрушки, идёт к названным взрослым, отдаёт им игрушки, находит одежду и прочее. б). Понимает слово «нельзя». в). Чётко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трёх повторен
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.200 (0.015 с.) |