Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По обследованию детей дошкольного возраста

Поиск

По обследованию детей дошкольного возраста

С речевой патологией

(к оформлению документации)

 

3.1 Методические рекомендации к сбору анамнестических данных.

1. При изучении наследственных, нервно-психических, соматических, хронических заболеваний у родителей отметить:

Данные: со слов; по документам (подчеркнуть)

- данных нет;

- наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.;

- наследственность отягощена хроническими заболеваниями (кон­кретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания;

- наследственность отягощена соматическими заболеваниями (кон­кретизировать);

- наличие алкоголизма у родителей;

- характерологические особенности матери и отца.

2. При изучении речевой среды (5-ый, 6-ой г.ж.), данных о речевых наруше­ниях у родителей и родственников отметить:

- благополучная;

- ускоренный темп речи у родителей или близких родственников;

- задержка речевого развития у родителей;

- заикание у родителей, сестер, братьев;

- контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией;

- нарушение звукопроизношения у родителей или близких родствен­ников;

- наличие двуязычия - какой язык преобладает в общении.

3. При изучении характера протекания беременности отметить:

- от которой по счету беременности ребенок;

- исход предыдущей(-их) беременности(-ей);

- токсикоз (1-й, 2-й половины беременности);

- хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сер­дечно-сосудистые, эндокринные и др.);

- простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина бере­менности);

- психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина бере­менности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.;

- применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональ­ные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические);

- влияние химических веществ, широко применяющихся в промыш­ленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохи­микаты и др.);

- повышенный фон радиационного излучения;

- употребление алкоголя, никотина, наркотиков.

4. При изучении характера протекания родов отметить:

- нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность;

- слабость родовой деятельности матери;

- применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение);

- травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль);

- наличие асфиксий (белая, синяя);

- резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость ре­зус-фактора матери и ребенка);

- вес и рост ребенка при рождении.

5. Когда закричал ребенок (сразу, не сразу; характер крика - слабый, моно­тонный, немодулированный, громкий, модулированный).

6. При изучении раннего постнатального периода отметить:

- характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществ­лялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (сме­шанное, искусственное);

- характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрство­вания); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство., отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и про­буждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических проводится анкетирование родителей (анкета №1, Приложение 3.1.1).

7. При изучении раннего психомоторного развития отметить: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году.

Возрастные особенности раннего психомоторного развития представлен в Приложении 3.1.2.

8. При изучении данных о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы.

9. При изучении характера раннего речевого развития ребенка отметить:

- время появления гуления (в норме с 3-х мес.);

- время появления лепета (в норме с 6 мес.);

- характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексе», бедность звуковых комплексов, назализованность гласных);

- первые слова (в норме около года);

- первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет);

- характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой струк­туры,

- аграмматизмы, неправильное звукопроизношение.

Особенности довербального и раннего вербального развития детей отражены в схеме развития речи ребенка (Приложение 3.1.3).

Для сбора дополнительных данных о ребенке разработана анкета №2 (Приложение 3.1.4).

Е) особенности памяти

Особенности развития памяти

Возраст Характеристика
Младенчество Проявляется в форме запечатления, затем узнавания. Характеризуется недлительным сохранением материала. Материал фиксируется непроизвольно. Развивается двигательная, эмоциональная и образная память. К 1 году формируются предпосылки для развития словесной памяти
Раннее детство Возрастает объем и прочность сохранения материала. Появляется воспроизведение материала. Бурное развитие получает словесная память.
Дошкольный возраст Преобладает непроизвольная образная память. Складываются элементы произвольной памяти. Формируются предпосылки овладения логическими приемами запоминания.

Отметить:


- запоминание информации;

- произвольность;

- объем;

- продуктивность разных видов памяти;

- сохранение;

- способы запоминания (в т.ч. символическое);

- воспроизведение


Задание 1:

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за сто­лик, открыть коробку с карандашами, взять карандаш; встать, подойти к книж­ной полке, взять книгу, сесть за стол, открыть книгу.

Нормативы:

1,5 года - выполняет 3 действия;

2 года - выполняет 3-4 действия;

3 года - выполняет 5 действий

Задание 2:

Игра «Что изменилось - чего не стало?»

Стимулъный материал: 4 картинки или 4 предмета

Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем просят отвер­нуться.

Одну из картинок заменяют другой или меняют их местами. Ребенка просят найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведе­ния.

Выводы:

запоминание произвольное (непроизвольное);

- быстрое запоминание (медленное, с трудом);

- снижение объема памяти (ограничение);

- длительное запоминание (быстрое забывание);

- трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтакси­ческих конструкций, текстового материала);

- непрочное сохранение;

- неточное воспроизведение (точное)

Конструирование их палочек

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 го­да), образцу (с 4 лет), по памяти.

Стимульный материал: 2-6 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования:

Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить за­дание по образцу.

Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»).

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величи­ны, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадек­ватным);

2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;

3,5-4 года - выполняет все задания.

б) 4-6 лет - показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, вни­зу, впереди, сзади.

в) Речевой вариант пробы Хэда.

1) Простая ориентировка (4-6 лет).

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет - прекращают.

2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой - за ле­вое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы: выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины наруше­ния восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2).

ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Серия I

Субтест 1

Серия I

Субтест 2

Фонематический анализ

№ п/п Слова Имя, фамилия ребенка
                         
  Дом                          
  Хлеб                          
  Мостик                          
  Каша                          
  Кошка                          
  Крыша                          
  Капуста                          
  Помидоры                          
  Панама                          
  Пуговица                          
  Бегемот                          
  Автобус                          
Сумма в баллах                          

Серия II Субтест 1

Верификация предложений

  № п/п     Предложения для коррекции   Имя, фамилия ребенка
             
  У Анибольшойгруша.              
  По речкеплывут лодка.              
  Котенокумываласьлапкой.              
  Папа пилитпилу.              
  Заяц сидит за дерево.              
  У утки маленькиеутенок.              
  Мама купилама­ленькая дочкаконфеты.              
Сумма в баллах              

 

Серия III Субтест 3

Конструирование предложений

№ п\п     Образцы слов в начальной форме   Имя, фамилия ребенка  
                                                               
1.   Белочка - орешки                                                                  
2.   Девочка - цветы                                                                  
3.   Яблоко - кусать                                                                  
4.   Доктор - лечить -дети                                                                  
5.   Рисовать - краски -девочка                                                                  
Сумма в баллах                                                                  

Серия III Субтест 4

Серия III

Субтест 5

Задание 3 Согласование существительных с прилагательным в роде

п/п Слова-стимулы Имя, фамилия ребенка
             
Назови цвет предмета.
  Шар (какой?)              
  Карандаш              
  Машина              
  Чашка              
Сумма в баллах              

Серия III

Субтест 5

Задание 4 Множественное число существительных в родительном падеже

п/п Задания Имя, фамилия ребенка
               
Множественное число существительных в родительном падеже
Один…, а много (чего?) - …
  Стол                
  Кубик                
  Машина                
  Книга                
  Спичка                
  Бабочка                
Сумма в баллах                

Серия III

Субтест 5

Задание 5. Существительные в косвенных падежах без предлога

п/п   Имя, фамилия ребенка
               
Существительные в косвенных падежах без предлога
  У меня есть… (карандаш)                
  У меня нет…                
  Я рисую (чем?)…                
  У меня есть…(кукла)                
  У меня нет…                
  Я люблю…                
  Я любуюсь…                
Сумма в баллах                

Серия IV Субтест 1

Названия детенышей животных

П/П Слова Имя, фамилия ребенка  
                                               
У кошки - котенок
  У гусыни - …                                              
  У утки - …                                              
  У лисы - …                                              
Сумма баллов                                                
                                             

Серия IV Субтест 2

Серия IV

Субтест 3

Задание 1. Подбор определений

п/п Имя, фамилия ребенка Слова стимулы Сумма баллов
мяч яблоко книга
           
           
           

Серия IV

Субтест 3

Задание 2 Ассоциативное дополнение слов в предложении

№ п/п Предложения Имя, фамилия ребенка
                         
Мама моет вилки, чашки… Что еще? Продолжай дальше.
  Мама купила свежие овощи: картофель…                          
  Было холодно. Таня пошла гулять и надела шубу…                          
  Какие фрукты и ягоды растут в саду?                          
  Какая мебель есть у вас дома?                          
Сумма в баллах                          

Серия V

Субтест 1

Серия VI

Субтест 1

Диалог

Критерии оценки диалога Имя, фамилия ребенка
Умение вступать в диалог                
Умение поддерживать и завершать диалог                
Лексико-грамматическое оформление                
Сумма в баллах                

 

Серия VI Субтест 2

Пересказ

Критерии оценки Имя, фамилия ребенка
           
Смысловая целостность            
Лексико-грамматическое оформление            
Самостоятельность выполнения            
Сумма в баллах            

Приложение 3.1.1

АНКЕТА 1 (анамнестические сведения)

Заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

Как протекали беременность и роды? Не было ли серьёзных заболеваний, травм на первом году жизни? ____________________________________________________

Каким был плач ребёнка на первом году жизни и потом? Громким, тихим;

напористым слабым; высоким, низким.,. _____________________________________

Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?_____________________________

Не было ли у Вас ощущения, что малыш беспричинно плачет, заходится криком?___

 

Чем можно было успокоить малыша? ________________________________________

Слышались ли интонации в крике? (Если да, то когда они появились?)____________

 

Можно ли было понять, что требовал ребёнок криком, и какова была его ответная реакция на Ваше понимание? ____________________________________________

Когда появился интерес к погремушкам или к каким-либо другим предметам?__________________________________________________________________________

Сопровождались ли занятия с ними эмоционально-голосовыми возгласами?______

Когда появились звуки, сочетания звуков? ___________________________________

 

Насколько разнообразными они были, какими интонациями сопровождались? Призывными, гневными, радостными... ____________________________________

Когда появились первые слоговые цепочки?___________________________________

Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно, или в ответ на Ваше обращение? ____________________________________________________

 

Приложение 3.1.4

АНКЕТА 2

Для целостного представления о личности и проблемах Вашего малыша заполните анкету, подчеркнув готовые варианты ответов и вписав недостающие.

Каков состав Вашей семьи?_________________________________________________

Каков характер отношений между членами семьи?_____________________________

Какие сложились отношения у ребенка с членами семьи?_______________________

Кому малыш отдаёт предпочтение? ___________________________________________

 

Нет ли недостатка внимания, негативного отношения к ребенку, гиперопеки?___________________________________________________________

Нет ли у ребёнка субъективного ощущения дефицита внимания?_______________________________________________________________

Не сложилось ли у малыша негативного отношения к кому-либо из членов семьи? _____________

 

Кто занимается воспитанием ребёнка?________________________________________

Посещает ли ребёнок дошкольные детские учреждения? (Если да - нравится ли ему там? Долго ли он привыкал к детскому саду?) ____________________________________________

Легко ли ребёнок контактирует с детьми и со взрослыми? Радуется ли, когда к Вам приходят гости? _______________________________________________________

Избирателен ли малыш в общении? ______________________________________

 

Какую дистанцию предпочитает для общения со взрослыми и со сверстниками?________________

Зависит ли речевая активность от степени и характера знакомства ребёнка с человеком? _________________________________________

Улавливает ли он шутку в общении, в играх? ______________________

Использует ли ребёнок неречевые средства общения: мимику (движения мышц лица), пантомимику (движения всего тела), жесты (движение отдельных частей тела)? Что предпочитает из перечисленных средств?______________________________

Дифференцирует ли звуки бытовых электроприборов (может показать, что шумит: холодильник, стиральная машина и т. п.)? ___________________

 

Использует ли малыш речевые средства при общении: возгласы, интонации, отдельные звуки, цепочки звуков и слогов, слова, фразы? ________________

Понимаете ли Вы и другие члены семьи то, что ребёнок хочет объяснить неречевыми средствами? _________________________________

 

Каким образом малыш реагирует на речевые трудности? __________________________

Каковы взаимоотношения ребёнка с другими детьми? Является ли он фактическим лидеров? _________________________________

Понимает ли ребёнок Ваши эмоции? ________________________________________

Каковы эмоциональные проявления малыша в настоящее время? Адекватные,

бурные, безразличные, сдержанные... __________________________

Каким образом ребёнок реагирует на новую игрушку? Радостно восклицает, взмахивает руками, подпрыгивает, молча берет и рассматривает, фактически не реагирует... ________________________________________

 

Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами?______________________________________________________________

Откликается ли ребёнок на эмоциональные проявления, переживания других людей и героев книг? Может ли сопереживать? _____________________

 

Как Вы можете определить характер ребёнка? Вспыльчивый, капризный, доброжелательный, упрямый, негативный, послушный, ласковый...___________

Какие черты беспокоят Вас в его характере?______________________

Есть ли у Вас в доме животные, птицы, растения и т.д.? Каково отношение ребёнка к ним?______________________________________

 

Как Ваша семья проводит досуг, выходные дни, отпуск? _______________

Чем больше всего малыш любит заниматься?____________________________________

Какие игрушки и игры у него есть? Какие из них любимые?_______________________

В какие совместные игры Вы играете с ребёнком? Сюжетно-ролевые, дидактические, обучающие, спортивные, игры-развлечения... ______________________________

Каким образом привлекает Вас ребёнок к совместной игре? Предлагает поиграть, посмотреть... _________________________________

 

Играет ли малыш сам? __________________________________

Каков характер его игры? Манипулирует, переставляет игрушки с места на место, разбирает игрушки, исследует их... _______________________

Есть ли замысел в его игре? _______________________________

Играет ли ребёнок с Вами в настольные игры? (Если да, то запишите их названия.) __________________________________________

Вовлекаете ли Вы малыша в совместную деятельность: накрывать на стол, убирать игрушки... __

 

Чем занимается ребёнок на прогулке? С кем общается? Во что и как играет? Наблюдает ли за окружающим? ____________________________

Какие книжки Вы читаете ребёнку? (Запишите их названия.)______________________

При чтении к чему проявляет интерес? К картинкам, содержанию_________________

С какого возраста?_________________________________________________________

 

Приложение 3.1.2

От рождения до трёх лет.

Развитие речи ребёнка

(Данная схема является сокращённым вариантом методики

Э. Фрухт, НА. Рычковой)

Первый месяц.

Многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорождённых по таким реакциям:

- изменение общей двигательной активности;

- сморщивание лба;

- движение век;

- вздрагивания;

- изменение ритма и частоты дыхания;

- поворота глаз и головы к источнику звука;

- торможение сосательных движений.

На 3-4 неделе жизни слуховое сосредоточение можно получить не только на от­носительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослых. Подготовительные этапы развития активной речи: издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним: после нескольких обращений взрослого ребёнок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция.

Второй месяц.

Примерно с полуторамесячного возраста малыш гулит - «аа», «оо», «уу». К 2 мес. гуление усложняется с включением согласных звуков «гу» или «бу», «зы». Подготовительный этап развития активной речи: повторно произносит отдель­ные звуки.

Третий месяц.

Гуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д. В ответ на поощрение ребёнок активизирует гуление, происходит как бы разго­вор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребёнок от­вечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков.

Четвёртый месяц.

Гуление преобразуется в «свирель», т. е. Произнесение цепочки звуков «аль-ле-е», «лы-алы-аы».

Подготовительный этап развития активной речи: гулит; гулит сам или через 1-2 мин. после общения с ним взрослого.

Пятый месяц.

Подготовительный этап развития активной речи: подолгу певуче гулит - дли­тельно нараспев произносит гласные.

Шестой месяц.

Подготовительный этап развития активной речи: произносит отдельные слоги. Однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма»). Может произнести слог повторно за взрослым. Развивается понимание речи окружающих.

Седьмой месяц.

Подготовительный этап развития понимания речи: на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте; поворачивает­ся к игрушке и смотрит на неё, иногда хочет её взять. Подготовительный этап развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги типа «ба-ба», «да-да», «ма-ма». В первую очередь дети начинают различать интонацию, затем слова, обозначаю­щие предмет и действия.

Восьмой месяц.

Подготовительный этап развития понимания речи:

а). На вопрос «Где?..» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах:

на вопрос «Где?..» поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит 2 предмета;

б). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.: по просьбе выполняет одно из движений. Подготовительный этап развития активной речи: громко, чётко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепе­те.

Девятый месяц.

Подготовительный этап развития понимания речи:

а). На вопрос «Где..?» находит взглядом насколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других местах.

б). Знает своё имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идёт к тому, кто зовёт, на чужое имя не реагирует.

Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повто­ряя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движениями губ взрос­лого и сразу или через 1-2 мин. повторяет слоги.

Десятый месяц.

Понимание речи: по просьбе «Дай...» - находит знакомые предметы среди других и даёт их: находит, берёт и даёт две из трёх называемых игрушек. Подготовительный этап развития активной речи: подражает взрослому, повто­ряет за ним новые слоги, которых ещё не было в лепете ребёнка: слушает, следит за движением губ говорящего и подражая, повторно произносит 2-3 сочетания слогов.

Одиннадцатый месяц.

Понимание речи:

а). По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.): по предложению взрослого во­дит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия.

б). Появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, мячик, все машины, часы и др.; находит 2-3 игрушки одного вида и даёт их. Ребёнок находит одно­родные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.). Активная речь: Произносит первые слова-обозначения, например: «мама», «ав-ав», «би-би», «дай» и др.; во время игры или при виде показанных игрушек, ребё­нок называет их облегчёнными словами, повторяет слова за взрослым. Произно­сит одно-два слова.

Первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста, простые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия. Ребёнок чётко произносит гласные «а», «о», «у», согласные «м», «б», «к», «г». Словарный запас 8-12 слов. Первые слова у девочек в 8-9 месяцев, у мальчиков - в 11-12 месяцев. До начала развёрнутой речи понимает 50-100 слов.

Двенадцатый месяц.

Понимание речи:

а). Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай тёте», «положи на место») ребёнок выполняет любые просьбы взрослого: нахо­дит, приносит, даёт игрушки, идёт к названным взрослым, отдаёт им игрушки, на­ходит одежду и прочее.

б). Понимает слово «нельзя».

в). Чётко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трёх повторе­н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.200 (0.015 с.)