Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2: административно-правовые основы управления

Поиск

СОЦИАЛЬНО_КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ

 

ТЕМА 9. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕМ

9. 1. Организационно-правовая система управления образованием

9. 2. Правовой статус специальных органов государственного управления образованием

9.3. Государственный контроль за обеспечением качества образования в Республике Беларусь

 

 

9. 1. Организационно-правовая система управления образованием

В соответствии со ст. 49 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на образование.

Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ч. 1 ст. 49 Конституции Республики Беларусь).

Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (ч. 2 ст. 49 Конституции Республики Беларусь).

Правовым документом, регламентирующим основные вопросы образования в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь «Об образовании».

Право на образование закреплено в статье 3 указанного Закона».

Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Ограничения прав на получение образования могут устанавливаться только законом.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют равные с гражданами Республики Беларусь права на образование, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь.

Право на обучение и порядок обучения иных иностранных граждан устанавливаются актами законодательства Республики Беларусь.

Право граждан на образование обеспечивается:

· развитием сети учреждений образования системы образования;

· созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования;

· частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения. Категории граждан, размеры и формы оказываемой помощи устанавливаются Правительством Республики Беларусь;

· запрещением сокращения в государственных учреждениях образования количества мест, предназначенных для получения бесплатного образования гражданами, за счет увеличения приема лиц на платную форму обучения;

· созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся (воспитанников);

· наличием разнообразных форм получения образования, типов учреждений образования;

· созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации лицам с особенностями психофизического развития;

· предоставлением возможности получения образования за плату;

· созданием системы кредитования граждан, получающих образование за плату.

Государственная политика в сфере образования в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об образовании» основывается на следующих принципах:

· приоритетности образования;

· обязательности общего базового образования;

· осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

· доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

· преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

· национально-культурной основы образования;

· приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

· научности;

· экологической направленности образования;

· демократического характера управления образованием;

· светского характера образования.

В организациях системы образования (далее – учреждения образования) не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики (ч.1 ст. 2 указанного Закона).

Законодательство Республики Беларусь об образовании применяется к отношениям, возникающим в сфере образования, с участием физических и юридических лиц Республики Беларусь, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций, иностранных государств, если данные отношения возникли на территории Республики Беларусь или существует соглашение сторон о выборе правовых норм Республики Беларусь для регулирования отношений в сфере образования (ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об образовании»).

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «Об образовании» основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. Государство гарантирует гражданам право выбора языка обучения и воспитания и создает соответствующие условия для реализации этого права. Обучению на белорусском языке, изданию литературы, учебников и учебных пособий на белорусском языке оказывается государственная поддержка.

Изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков в общеобразовательных школах является обязательным, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития.

В соответствии с заявлениями законных представителей детей и по решению местных исполнительных и распорядительных органов могут создаваться группы в дошкольных учреждениях и классы в общеобразовательных школах, в которых обучение и воспитание полностью или частично осуществляются на языке национальной общности или изучается язык национальной общности. По решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться детские дошкольные учреждения или общеобразовательные школы, в которых обучение и воспитание ведутся на языке национальной общности.

Национальная система образования включает:

· участников образовательного процесса;

· образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

· учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

· государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об образовании»).

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:

· дошкольное образование;

· общее базовое образование;

· общее среднее образование;

· профессионально-техническое образование;

· среднее специальное образование;

· высшее образование;

· послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

Достижение каждого уровня удостоверяется соответствующим документом и (или) дает право на продолжение образования на последующем уровне, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, – право на осуществление профессиональной деятельности.

Специальное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования (ст. 7 указанного Закона).

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

· внешкольное воспитание и обучение;

· повышение квалификации и переподготовку кадров.

Специальное образование может осуществляться при получении дополнительного образования, в том числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров (ст. 8 указанного Закона).

С учетом потребностей и возможностей личности образование может осуществляться: в учреждениях образования – в очной (дневной и вечерней) и заочной формах; самостоятельно.

Допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.

Для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты.

Перечень профессий и специальностей, обучение которым не допускается в вечерней и заочной формах, утверждается Правительством Республики Беларусь (ст. 9 указанного Закона).

Образование выступает в качестве объекта управления. В соответствии со статьей 44 Закона Республики Беларусь «Об образовании» управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на основе принципов гласности и демократии.

Государственное управление в сфере образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об образовании» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В учреждениях образования создаются органы самоуправления (советы, попечительские советы). Положение об органах самоуправления утверждает Министерство образования Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь выступают в качестве органов общей компетенции и решают наиболее важные вопросы государственного характера, республиканского масштаба. Местные Советы депутатов, исполкомы призваны решать вопросы, относящиеся к сфере образования, местного значения и ограниченные пределами соответствующей административно-территориальной единицы. К республиканским органам государственного управления относятся:

1) специальные органы;

2) ведомственные органы.

Специальными органами государственного управления являются: Министерство образования Республики Беларусь, отделы и управления образования местных исполнительных комитетов (местных администраций).

Ведомственные органы – это те, которые управляют подведомственными им учреждениями образования своего профиля. На республиканском уровне к ним относятся: Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям и т.д. В систему подобных органов не входят общеобразовательные школы и дошкольные учреждения образования. Все они находятся в системе министерства образования.

 

 

9.2. Правовой статус специальных органов государственного управления образованием

Специальным органом государственного управления образованием на республиканском уровне является Министерство образования Республики Беларусь. Его статус определяется Положением о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2001 г. № 1554..

Министерство образования Республики Беларусь (далее - Минобразование) - республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в области образования, осуществляющий регулирование, управление и государственный контроль в сфере образования и координирующий в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления.

В систему Минобразования входят:

· структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области образования и по делам молодежи;

· государственные организации, подчиненные Минобразованию.

В своей деятельности Минобразование руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Положением о Министерстве образования Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Минобразование подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, несет перед ним ответственность за выполнение возложенных на него задач и организацию работы подчиненных ему организаций.

В структуру Минобразования входят департамент с правами юридического лица, управления и отделы.

Главными задачами Минобразования в соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь являются:

1. разработка и обеспечение реализации государственной политики в сфере образования, опеки и попечительства над несовершеннолетними;

2. проведение государственной молодежной политики;

3. обеспечение функционирования и развития национальной системы образования Республики Беларусь, создание системы непрерывного образования;

4. координация деятельности республиканских органов государственного управления, управлений образования областных и Минского городского исполнительных комитетов, организаций по вопросам реализации функций системы образования, государственной молодежной политики, защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства над несовершеннолетними;

5. осуществление государственного контроля за функционированием системы образования, а также в области государственной молодежной политики;

6. осуществление анализа реализации государственной политики в области охраны детства;

7. осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Функции Минобразования закреплены в пункте 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь:

1. всесторонне анализирует состояние и прогнозирует развитие системы образования, социальных процессов в среде молодежи в республике, изучает мировые тенденции и определяет приоритетные направления развития в этих сферах;

2. разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, государственных программ в области образования, внешкольного воспитания и обучения, охраны детства и государственной молодежной политики;

3. определяет основные направления развития и совершенствования системы контроля в сфере образования республики;

4. осуществляет инспектирование, аттестацию и аккредитацию организаций образования, входящих в национальную систему образования Республики Беларусь;

5. утверждает в установленном порядке положения об учебных заведениях, других учреждениях системы образования, образцы документов об образовании, кроме образцов документов об общем базовом и общем среднем образовании, типовые штаты и нормативы численности работников организаций системы образования;

6. в рамках своей компетенции принимает нормативные правовые акты, подписываемые Министром, а в случае его отсутствия - лицом, исполняющим его обязанности, полномочия которого подтверждаются в установленном порядке, организует проверку их исполнения;

7. осуществляет в установленном порядке лицензирование отдельных видов образовательной деятельности;

8. организует разработку и утверждает образовательные стандарты, учебные планы и программы по всем уровням образования, организует подготовку и издание учебников, учебных пособий и иной учебно-методической литературы;

9. осуществляет учебно-методическое руководство и координацию деятельности всех учебных заведений и иных организаций по вопросам своей компетенции;

10. анализирует и контролирует деятельность учебных заведений, иных организаций независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности по вопросам своей компетенции;

11. создает, реорганизует и ликвидирует организации в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь, осуществляет управление деятельностью подчиненных организаций, имущество которых находится в республиканской собственности, в том числе заключает трудовые договоры (контракты) с их руководителями, утверждает уставы, управляет их имуществом;

12. осуществляет в соответствии с законодательством управление принадлежащими Республике Беларусь и переданными в управление Минобразованию государственной долей акций открытого акционерного общества "Пуховичский опытно-экспериментальный завод";

13. осуществляет планирование расходов на содержание подчиненных организаций системы образования, имущество которых находится в республиканской собственности, на реализацию осуществления иных функций, возложенных на Минобразование;

14. осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью всех подчиненных или входящих в их состав организаций государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности;

15. разрабатывает особенности состава затрат на образовательные и другие виды услуг;

16. определяет объемы финансирования и материально-технического обеспечения подчиненных организаций в пределах выделенных бюджетных ассигнований и ресурсов;

17. взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении вопросов, входящих в его компетенцию, принимает совместные с областными и Минским городским исполнительными комитетами меры по вопросам развития системы образования, воспитания учащейся молодежи, молодежной политики и охраны детства;

18. согласовывает в соответствии с законодательством положения о структурных подразделениях облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области образования и по делам молодежи;

19. согласовывает для областных и Минского городского исполнительных комитетов кандидатуры на должности руководителей управлений образования, а также кандидатуры на должности руководителей организаций системы образования в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь;

20. обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, в том числе по проблемам образования, воспитания, охраны детства и молодежной политики, внедрение достижений науки в системе образования, а также содействие их внедрению в отрасли экономики;

21. осуществляет выдачу письменных разрешений на направление граждан, обучающихся в организациях системы образования Республики Беларусь, на учебу за границу;

22. согласовывает размещаемые на территории Республики Беларусь информационные (рекламные) объявления об учебе граждан за границей;

23. организует проведение официальных спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и обеспечивает участие обучающихся в учреждениях образования в указанных мероприятиях;

24. осуществляет контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда в организациях Минобразования;

25. осуществляет общую координацию работ по формированию студенческих отрядов и их деятельности;

26. рассматривает кандидатуры талантливых молодых ученых, рекомендованные учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования, в ходе проведения ежегодного открытого республиканского конкурса для назначения стипендий Президента Республики Беларусь и готовит предложения по назначению стипендий для представления в Межведомственную комиссию по рассмотрению кандидатур для назначения стипендий Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым;

27. разрабатывает и реализует меры по развитию республиканской системы информации в отрасли;

28. осуществляет государственную кадровую политику, направленную на комплектование Минобразования, подведомственных учреждений и иных организаций образования высококвалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует в пределах своей компетенции руководящий кадровый состав отрасли и его резерв, создает отраслевую систему непрерывного обучения, подготовки и переподготовки кадров, определяет особенности и порядок аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений);

29. осуществляет в пределах, установленных законодательством, владение, пользование и распоряжение государственным имуществом, находящимся на его балансе;

30. осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год;

31. осуществляет иные функции, установленные законодательством для республиканских органов государственного управления.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь Минобразование имеет право:

1. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

2. в установленном порядке создавать за счет определенных законодательством источников специальные отраслевые и межотраслевые целевые фонды и принимать решения по распоряжению их средствами;

3. создавать экспертные советы и комиссии по вопросам, входящим в его компетенцию;

4. проводить международные и республиканские конференции, конгрессы, симпозиумы, совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам, отнесенным к компетенции Минобразования;

5. проводить спартакиады учащейся молодежи, республиканские универсиады, республиканские смотры уровня физической подготовленности учащихся, другие спортивные мероприятия, а также представлять интересы Республики Беларусь во всемирных универсиадах, проводимых Международной федерацией университетского спорта;

6. участвовать в работе межгосударственных организаций, комиссий и комитетов, общественных объединений, организовывать международное сотрудничество по вопросам, входящим в компетенцию Минобразования;

7. в установленном порядке вносить представления о награждении государственными наградами работников Минобразования, национальной системы образования, применять по отношению к ним, а также к обучающимся и воспитанникам меры поощрения.

Минобразование возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.

Министр образования:

1. управляет деятельностью Минобразования, самостоятельно в пределах своей компетенции принимает решения, несет персональную ответственность за выполнение Минобразованием возложенных на него задач и функций;

2. распределяет между заместителями Министра обязанности по руководству отдельными направлениями деятельности Минобразования;

3. устанавливает степень ответственности своих заместителей и руководителей структурных подразделений Минобразования за руководство отдельными направлениями деятельности Министерства;

4. утверждает структуру и штатное расписание Минобразования в пределах установленного фонда оплаты труда;

5. вносит в установленном порядке на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь проекты актов законодательства, предложения о рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Правительства Республики Беларусь;

6. осуществляет выдачу письменных разрешений на усыновление детей - граждан Республики Беларусь иностранными гражданами;

7. в установленном законодательством порядке принимает на работу, а также увольняет с работы работников Минобразования, руководителей подчиненных организаций системы образования, имущество которых находится в республиканской собственности;

8. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Минобразования (кроме департамента с правами юридического лица);

9. создает в установленном порядке фонды на представительские цели и другие неплановые мероприятия;

10. возглавляет коллегию Минобразования и руководит ее работой;

11. без доверенности действует от имени Минобразования, представляет его интересы, в установленном порядке распоряжается его имуществом, открывает счета в банках, заключает договоры;

12. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В структуру Минобразования входят департамент контроля качества образования, а также управления и отделы.

Руководитель департамента назначается на должность и освобождается от должности в установленном законодательством порядке.

Департамент контроля качества образования имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, наименованием Минобразования и наименованием департамента, а также соответствующие бланки.

В Минобразовании создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, руководителя департамента по должности, а также других руководящих работников и ведущих специалистов Минобразования и отрасли.

Количественный и персональный состав коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы развития системы образования, обсуждает вопросы деятельности Минобразования, подведомственных организаций, вопросы взаимодействия структурных подразделений и организаций системы образования. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами и постановлениями.

В случае разногласий между Министром и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений Министр проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

При Минобразовании на общественных началах могут создаваться советы по направлениям деятельности из состава работников Минобразования, представителей иных заинтересованных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций системы образования, общественных объединений и иных юридических лиц для разработки и осуществления государственной политики в соответствующих направлениях деятельности.

Финансирование деятельности Минобразования осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Финансирование деятельности учреждений и иных организаций, непосредственно подчиненных Минобразованию, осуществляется за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных средств.

Минобразование является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

На местном уровне органами государственного управления образованием являются:

· управления (комитеты) образования областных, Минского городского исполнительных комитетов;

· отделы образования районных, городских исполнительных комитетов (местных администраций).

Главная цель их деятельности – проведение государственной политики в области образования на территории области, города, района. Правовой статус их определяется положениями об управлении, отделе образования, утверждаемыми облисполкомами, Минским горисполкомом, райисполкомами.

Управления (комитеты) и отделы образования находятся в двойном подчинении. С одной стороны, они подчиняются соответствующим исполнительным комитетам, с другой – аналогичным вышестоящим органам государственного управления. Управления облисполкомов и комитет Минского горисполкома подчиняются Министерству образования Республики Беларусь, а отделы образования райисполкомов и местных администраций, соответственно, управлениям образования облисполкомов и комитету Минского горисполкома.

 

9.3. Государственный контроль за обеспечением качества образования в Республике Беларусь

Государственный контроль за обеспечением качества образования в Республике Беларусь осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об образовании» (ст. 47) и Положения о государственном контроле за обеспечением качества образования в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 39.

Положение регулирует порядок и периодичность систематической деятельности, включающей самоконтроль, инспектирование и аттестацию (далее - государственный контроль за обеспечением качества образования), по установлению соответствия качества образования, предоставляемого учреждениями образования, требованиям Закона Республики Беларусь "Об образовании", иных нормативных правовых актов Республики Беларусь в сфере образования, образовательных стандартов.

Положение о государственном контроле за обеспечением качества образования в Республике Беларусь применяется:

· при осуществлении государственного контроля за обеспечением качества образования, предоставляемого учреждениями образования (их подразделениями), филиалами учреждений образования независимо от подчиненности и форм собственности;

· при проведении инспектирования управлений (комитетов), отделов образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов в части обеспечения качества образования, предоставляемого учреждениями образования, находящимися в их подчинении.

Государственный контроль за обеспечением качества образования осуществляется:

· посредством самоконтроля, который проводится учреждениями образования;

· посредством инспектирования учреждений образования, проводимого департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь, управлениями (комитетами), отделами образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов (далее - компетентные органы);

· посредством проводимого департаментом контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь (далее - департамент) инспектирования управлений (комитетов), отделов образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов в части обеспечения качества образования, предоставляемого учреждениями образования, находящимися в их подчинении;

· посредством аттестации учреждений образования, проводимой департаментом, управлениями (комитетами) образования и по делам молодежи облисполкомов (Минского горисполкома).

Департамент осуществляет координацию деятельности управлений (комитетов), отделов образования и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций по контролю за обеспечением качества образования, предоставляемого учреждениями образования.

Самоконтроль включает самопроверку, самоанализ и самооценку деятельности учреждения образования по обеспечению соответствия содержания и качества образования требованиям Закона Республики Беларусь "Об образовании", иных нормативных правовых актов в сфере образования, образовательных стандартов.

Самоконтроль проводится:

· как процедура, осуществляемая для внутренней оценки качества образования по программе, утвержденной самим учреждением образования;

· как необходимый этап аттестации, осуществляемый в порядке, разработанном департаментом контроля качества образования.

Самоконтроль проводится:

· по учреждению образования в целом;

· по отдельным структурным подразделениям или отдельным направлениям деятельности учреждения образования.

Руководитель учреждения образования издает приказ о проведении самоконтроля, составе комиссии.

Председателем комиссии является руководитель данного учреждения или его заместитель. В состав комиссии включаются работники учреждения образования, а также могут привлекаться специалисты других учреждений и компетентных органов.

Председатель комиссии распределяет обязанности между членами комиссии и организует их работу. По итогам работы каждый член комиссии готовит справку по изучаемому вопросу. На основании полученных материалов председатель комиссии готовит отчет об итогах самоконтроля (далее - отчет), который подписывается председателем, всеми членами комиссии и представляется на рассмотрение совета (педагогического совета) учреждения образования для утверждения.

Для устранения недостатков, отмеченных в отчете, руководитель организует разработку мероприятий и их реализацию.

При проведении самоконтроля как этапа аттестации отчет представляется в компетентный орган, проводящий аттестацию.

Инспектирование - контроль за отдельными направлениями деятельности учреждения образования.

Основными направлениями инспектирования являются:

· выполнение требований Закона Республики Беларусь "Об образовании", иных нормативных правовых актов Республики Беларусь в сфере образования;

· организация и качество учебно-воспитательного процесса, методической, научно-исследовательской работы учреждения образования;

· установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников учреждения образования требованиям образовательных стандартов;

· изучение системы работы по обеспечению качества образования или его составляющих, выявление тенденций его развития;

· учебно-методическое, материально-техническое, информационно-библиотечное, кадровое и научное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

· организация воспитательной работы;

· соблюдение норм по охране здоровья и безопасности жизни обучающихся, их социально-бытовые условия;

· другие составляющие качества образования.

При проведении инспектирования учреждения образования в зависимости от целей проверки проводится посещение занятий, экспертиза документов, анкетирование, устный опрос участников образовательного процесса, контрольные работы, тестирование качества усвоения обучающимися учебных программ; используются другие методы, обеспечивающие достижение целей контроля.

Инспектирование может осуществляться



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.011 с.)