Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Административно-правовые основы управления внутренними делами

Поиск

16.1. Организационно-правовая система управления внутренними делами.

16.2. Правовой статус Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

16.3. Правовой статус территориальных органов внутренних дел.

16.4. Правовой статус подразделений органов внутренних дел.

 

16.1. Организационно-правовая система управления внутренними делами

Основы построения системы МВД юридически закреплены в Конституции Республики Беларусь, законах: «О местном управлении и самоуправлении», «Об органах внутренних дел», Положении о Министерстве внутренних дел и т.д.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Основными задачами органов внутренних дел согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» являются:

· защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;

· защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

· защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

· профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;

· розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

· организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

· участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;

· оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

На органы внутренних дел законодательными актами Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция Республики Беларусь, ЗаконРеспублики Беларусь «Об органах внутренних дел», указы и декреты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства Республики Беларусь (ст. 3 ЗаконаРеспублики Беларусь «Об органах внутренних дел»).

Принципы деятельности органов внутренних дел закреплены в ст. ЗаконаРеспублики Беларусь «Об органах внутренних дел». Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах:

· законности;

· уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;

· гуманизма;

· единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;

· сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;

· независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности органов внутренних дел определены в ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел».

Президент Республики Беларусь в сфере деятельности органов внутренних дел:

· осуществляет общее руководство органами внутренних дел;

· утверждает положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь (далее – Министерство внутренних дел) и его департаментах;

· утверждает Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, Дисциплинарный устав органов внутренних дел, текст Присяги лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

· определяет штатную численность органов внутренних дел;

согласовывает по представлению Министра внутренних дел Республики Беларусь (далее – Министр внутренних дел) структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел;

· принимает решения об образовании, реорганизации и ликвидации департаментов Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел;

· устанавливает перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел и соответствующие этим должностям специальные звания;

· назначает на должность и освобождает от должности Министра внутренних дел и его заместителей, начальников департаментов Министерства внутренних дел, Государственного экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел, учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел, а также руководителей других подразделений органов внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел, в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

· утверждает перечень вооружения, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

· устанавливает порядок и нормы материально-технического обеспечения органов внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

· принимает решения о привлечении органов внутренних дел для усиления охраны общественного порядка, обеспечения режимов чрезвычайного положения и военного положения;

· устанавливает перечень объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел;

· принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;

· осуществляет иные полномочия, предусмотренные ЗакономРеспублики Беларусь «Об органах внутренних дел»и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов внутренних дел определены в ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел».

Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов внутренних дел:

· обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь, положений настоящего Закона по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;

· осуществляет иные полномочия, делегированные ему Президентом Республики Беларусь, а также полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в сфере деятельности органов внутренних дел определены в ст. 10 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел».

 

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в сфере деятельности органов внутренних дел:

· предоставляют органам внутренних дел административные и иные помещения, коммунальные, бытовые и иные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· обеспечивают потребности органов внутренних дел в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, предоставляют для дислокации органов внутренних дел земельные участки;

· обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, в пределах своей компетенции могут устанавливать другие, не предусмотренные настоящим Законом гарантии по их социальной защите.

Местные исполнительные и распорядительные органы согласовывают кандидатуры на должности начальников органов внутренних дел, входящих в структуру этих исполнительных и распорядительных органов.

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» систему органов внутренних дел образуют:

организационно:

· Министерство внутренних дел (центральный аппарат);

· территориальные органы внутренних дел – главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты (далее, если не указано иное, – органы внутренних дел на транспорте);

· учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;

функционально:

· милиция;

· подразделения предварительного расследования;

· подразделения по гражданству и миграции;

· подразделения охраны;

· подразделения финансов и тыла;

· органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

В систему органов внутренних дел входят также иные подразделения, которые создаются по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, и другие организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.

Общее руководство органами внутренних дел в соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь. Непосредственное руководство органами внутренних дел осуществляет Министр внутренних дел.

В городе Минске, областях, других городах, районах (районах в городах) руководство органами внутренних дел осуществляется соответственно начальником главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областного исполнительного комитета, управления, отдела внутренних дел городского, районного исполнительного комитета (местной администрации), а органами внутренних дел на транспорте – начальником соответствующего органа внутренних дел на транспорте.

Начальники управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел. Начальники отделов, отделений, линейных пунктов, подчиненных управлению внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел, назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом Министром внутренних дел.

Начальник главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, начальники управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов являются старшими оперативными начальниками дислоцирующихся на данной территории подразделений органов внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск в объеме прав, определяемых Министром внутренних дел.

 

16. 2. Правовой статус Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Правовое положение МВД Республики Беларусь определено Положением о Министерстве внутренних дел Республики Бела­русь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 04 декабря 2007 г. № 611.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь (далее – МВД) – республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД (далее – внутренние войска), осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Численность центрального аппарата МВД устанавливается Президентом Республики Беларусь.

В структуру центрального аппарата МВД входят департаменты с правами юридического лица, главные управления, управления, отделы, отделения (на правах секторов).

МВД в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, Положением о Министерстве внутренних дел Республики Бела­русь, иными актами законодательства.

МВД является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, а также Знамя, положение о котором утверждается Президентом Республики Беларусь.

Имущество МВД является собственностью Республики Беларусь и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Финансирование деятельности МВД осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, предусмотренных законодательством.

Основными задачами МВД в соответствии с пунктом 8 указанного положения являются:

1. разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

2. организация и осуществление мероприятий по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечению их личной и имущественной безопасности, защите прав и законных интересов организаций;

3. руководство органами внутренних дел, организациями, входящими в их систему (далее, если не определено иное, – органы внутренних дел), внутренними войсками и обеспечение законности в их деятельности;

4. организация и осуществление мероприятий по:

· профилактике, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений, расследованию уголовных дел, ведению административного процесса в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;

· розыску лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами;

5. организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

6. проведение в пределах своей компетенции государственной политики в сфере гражданства и миграции, а также в сфере охранной деятельности;

7. организация работы с кадрами и реализация государственной политики в области идеологии в органах внутренних дел, внутренних войсках;

8. принятие мер по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск, развитие и укрепление их материально-технической базы;

9. обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, с военной службы во внутренних войсках, и членов их семей.

Функции МВД определены в пункте 9 указанного положения.

МВД в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством:

1. осуществляет анализ состояния общественного порядка и преступности, разрабатывает оперативные и долгосрочные прогнозы развития криминогенной обстановки и вносит в установленном порядке в государственные органы предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

2. организует и осуществляет контроль за деятельностью органов внутренних дел, внутренних войск, оказывает им консультационную и методическую помощь, определяет приоритетные направления совершенствования их деятельности;

3. обобщает практику применения законов и иных нормативных правовых актов в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, разрабатывает предложения по их совершенствованию;

4. принимает нормативные правовые акты и осуществляет контроль за их исполнением, участвует в подготовке проектов законодательных и других нормативных правовых актов;

5. координирует деятельность других республиканских органов государственного управления в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

6. организует взаимодействие органов внутренних дел, внутренних войск с другими государственными органами, общественными объединениями, иными организациями, в том числе иностранными, и гражданами;

7. организует и осуществляет:

· оперативно-розыскную деятельность, включая разработку и реализацию мер по созданию и внедрению систем обеспечения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникационных связей, их использованию, в том числе в интересах других государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

· производство предварительного следствия и дознания по уголовным делам, ведение административного процесса;

· розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами;

8. организует проведение исследований и экспертиз по материалам и уголовным делам, материалам оперативно-розыскной деятельности и делам об административных правонарушениях;

9. организует централизованное информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечивает формирование и ведение справочно-информационных фондов, профилактических, оперативных и криминалистических учетов, единого государственного банка данных о правонарушениях;

10. обеспечивает проведение органами внутренних дел государственной дактилоскопической регистрации;

11. осуществляет оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел, внутренних войск при проведении республиканских и региональных мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

12. организует и осуществляет мероприятия по борьбе с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией, противодействию экстремизму, торговле людьми;

13. принимает меры по обеспечению государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и их близких, безопасности участников уголовного процесса, лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, их близких и имущества от преступных и иных противоправных посягательств;

14. разрабатывает и осуществляет меры, направленные на реализацию государственной политики в сфере гражданства и миграции, а также в сфере охранной деятельности;

15. организует и осуществляет контроль за:

· соблюдением правил открытия и функционирования объектов, надзор за которыми возложен на органы внутренних дел;

· оборотом оружия и боеприпасов к нему, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

· соблюдением законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, за государственной регистрацией и государственным учетом транспортных средств, выдачей водительских удостоверений, регулированием дорожного движения;

16. организует исполнение и отбывание наказания и иных мер уголовной ответственности, исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования;

17. осуществляет лицензирование (участвует в осуществлении лицензирования) отдельных видов деятельности;

18. осуществляет международное сотрудничество, участвует в разработке проектов международных договоров Республики Беларусь, заключении международных договоров Республики Беларусь, в том числе межведомственного характера, оказывает иностранным государствам услуги по подготовке кадров;

19. участвует в обеспечении исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности;

20. организует проведение в органах внутренних дел, внутренних войсках мероприятий по обеспечению режимов чрезвычайного положения и военного положения;

21. организует и обеспечивает систему собственной безопасности;

22. обеспечивает реализацию государственной кадровой политики, а также государственной политики в области образования в органах внутренних дел и внутренних войсках;

23. организует идеологическую и воспитательную работу, осуществляет мероприятия по профилактике правонарушений, укреплению исполнительской, служебной и трудовой дисциплины в органах внутренних дел и внутренних войсках;

24. организует научные исследования в целях обеспечения выполнения органами внутренних дел, внутренними войсками возложенных на них задач и функций, обобщает и внедряет в практику их работы передовой опыт, в том числе органов внутренних дел (полиции) иностранных государств;

25. принимает меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, с военной службы во внутренних войсках, и членов их семей, а также членов семей погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск;

26. организует и контролирует проведение профилактических, лечебных и иных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, с военной службы во внутренних войсках, и членов их семей, организует государственный санитарный надзор в органах внутренних дел, внутренних войсках;

27. осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов внутренних дел, внутренних войск;

28. разрабатывает порядок и нормы материально-технического обеспечения органов внутренних дел, внутренних войск, вносит их в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь;

29. выполняет другие функции, предусмотренные законодательными актами.

В соответствии с пунктом 10 указанного положения МВД возглавляет Министр внутренних дел (далее – Министр), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД.

Министр непосредственно подчиняется Президенту Республики Беларусь, а по вопросам, отнесенным Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь к компетенции Совета Министров Республики Беларусь, – и Премьер-министру Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, в том числе одного первого, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь. Заместители Министра назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 11 указанного положения Министр:

1. осуществляет непосредственное руководство органами внутренних дел, внутренними войсками;

2. вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения о штатной численности органов внутренних дел, об образовании, реорганизации и ликвидации департаментов МВД с правами юридического лица и организаций, входящих в систему органов внутренних дел, о структуре, численности внутренних войск и их дислокации;

3. в пределах установленной численности определяет по согласованию с Президентом Республики Беларусь структуру центрального аппарата МВД, утверждает его штатное расписание, структуру и штатное расписание органов внутренних дел, организаций, входящих в систему органов внутренних дел, главного управления командующего внутренними войсками МВД, перераспределяет исходя из сложности оперативной обстановки и степени важности выполняемых задач штатную численность между органами внутренних дел (кроме штатной численности центрального аппарата МВД);

4. привлекает в соответствии с законодательством силы и средства органов внутренних дел, внутренних войск для решения оперативно-служебных задач;

5. утверждает уставы организаций, входящих в систему органов внутренних дел, положения о структурных подразделениях центрального аппарата МВД, территориальных органах внутренних дел, соединениях и воинских частях внутренних войск, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

6. издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и директивы, обязательные для исполнения сотрудниками и гражданским персоналом органов внутренних дел, военнослужащими и гражданским персоналом внутренних войск, отменяет противоречащие законодательству правовые акты должностных лиц органов внутренних дел, внутренних войск;

7. информирует в установленном порядке Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь о деятельности в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, представляет информацию по данным вопросам в средства массовой информации;

8. вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь и в Совет Министров Республики Беларусь проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию МВД;

9. распределяет в установленном порядке средства, выделяемые из республиканского бюджета на содержание органов внутренних дел, в пределах компетенции вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения по проектам республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год и государственного оборонного заказа, отчеты об их исполнении в части, касающейся органов внутренних дел, внутренних войск;

10. вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь:

· представления о назначении на должности, освобождении и отстранении от должностей подчиненных Министру должностных лиц, назначаемых на должности Президентом Республики Беларусь;

· представления о присвоении лицам начальствующего состава органов внутренних дел специальных званий «полковник милиции», «полковник внутренней службы» и специальных званий высшего начальствующего состава, офицерам внутренних войск воинского звания «полковник» и воинских званий высшего офицерского состава;

· представления о награждении государственными наградами сотрудников и гражданского персонала органов внутренних дел, а также военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск;

· предложения об учреждении нагрудных знаков и иных геральдических символов органов внутренних дел, внутренних войск;

11. назначает в установленном порядке на должности и освобождает от должностей сотрудников и гражданский персонал органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, в соответствии с законодательством отстраняет их от исполнения служебных обязанностей, применяет к ним меры поощрения и налагает на них дисциплинарные взыскания;

12. в пределах своей компетенции присваивает специальные (воинские) звания, понижает и восстанавливает в специальных (воинских) званиях;

13. устанавливает единые требования к обеспечению режима секретности, организации делопроизводства в органах внутренних дел, внутренних войсках;

14. принимает меры по соблюдению сотрудниками и гражданским персоналом органов внутренних дел, военнослужащими и гражданским персоналом внутренних войск исполнительской, служебной и трудовой дисциплины, а также по улучшению условий и охраны их труда, отдыха и быта;

15. несет персональную ответственность за состояние идеологической работы в органах внутренних дел, внутренних войсках;

16. распределяет обязанности между своими заместителями, определяет полномочия руководителей структурных подразделений центрального аппарата МВД, руководителей организаций, входящих в систему органов внутренних дел. При необходимости путем издания приказов делегирует часть предоставленных ему полномочий своим заместителям, руководителям структурных подразделений центрального аппарата МВД, руководителям организаций, входящих в систему органов внутренних дел;

17. действует без доверенности от имени МВД и представляет его интересы в государственных органах и иных организациях, в установленном порядке распоряжается имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь и закрепленным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за органами внутренних дел, внутренними войсками;

18. определяет в соответствии с законодательством порядок и условия списания основных средств в органах внутренних дел, внутренних войсках;

19. определяет:

· порядок выплаты денежного довольствия (заработной платы) сотрудникам и гражданскому персоналу органов внутренних дел, военнослужащим и гражданскому персоналу внутренних войск, а также надбавок, премий и вознаграждений, предусмотренных законодательством;

· размеры и порядок оказания материальной помощи сотрудникам и гражданскому персоналу органов внутренних дел, военнослужащим и гражданскому персоналу внутренних войск, а также гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, с военной службы во внутренних войсках;

20. определяет порядок приема граждан в органах внутренних дел, внутренних войсках;

21. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В соответствии с пунктом 12 указанного положения для рассмотрения основных вопросов оперативно-служебной деятельности в МВД создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), Заместителя Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, заместителей Министра, начальников департаментов МВД с правами юридического лица и иных должностных лиц. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Министра.

На заседания коллегии могут приглашаться руководители других государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов, и иных государственных организаций.

Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. В отсутствие Министра заседание коллегии проводится его первым заместителем.

Заседание коллегии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов коллегии. Решения коллегии принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, и оформляются приказами или постановлениями МВД.

В случае разногласий между председателем коллегии и ее членами по обсуждаемым вопросам Министр проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Республики Беларусь.

Порядок подготовки материалов для рассмотрения коллегией, проведения ее заседаний определяется Министром.

Для решения вопросов координации деятельности МВД с иными государственными органами могут проводиться совместные заседания коллегий МВД и других государственных органов.

 

16. 3. Правовой статус территориальных органов внутренних дел

Образование разветвленной системы территориальных орга­нов управления внутренними делами объективно обусловлено не­обходимостью решения правоохранительных и правоприменитель­ных задач, возложенных на органы исполнительной власти, по­рождаемых экономическими и иными потребностями общества. Эти задачи в конечном итоге определяют сущность и назначение данных органов, их конкретные функции.

К территориальным органам управления внутренними дела­ми Республики Беларусь относятся:

—Главное управление внутренних дел Минского горисполко­ма (ГУВД);

—управления внутренних дел облисполкомов (УВД);

—районные управления внутренних дел администраций го­рода Минска (РУВД), отделы внутренних дел районных админист­раций городов, исполкомов (РОВД);

—отделы внутренних дел горисполкомов (ГОВД).

В рамках отраслевой системы управления территориальные ор­ганы занимают различное положение. Одной из их особенностей является иерархичность их построе­ния отчетливо проявляется в том, что они, входя в единую систему органов внутренних дел, выступают в роли субъекта и объекта управления одновременно. Каждое из них имеет собственную струк­туру и, в свою очередь, образует иерархически организованную систему со своими элементами.

Говоря о месте территориальных органов управления в отрас­левой системе управления внутренними делами, их воздействии на управляемые объекты, необходимо учитывать не только подчи­ненность частей целому, но и их относительную самостоятель­ность в рамках системы. С этой точки зрения, самостоятельность территориальных органов проявляется в их статусе отделов (уп­равлений) внутренних дел исполкомов (местных администраций), что законодательно закреплено. Они входят в систему местного управления, что нашло отражение в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Бела­русь», указе Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2001 г. № 723, утвердившем «примерную структуру областного, Минско­го городского, городского (городов областного подчинения), рай­онного исполнительных комитетов, местных администраций рай­онов в городах».

Отсюда следует, что территориальные органы управления внутренними делами испытывают управляющее воздействие со стороны, как соответствующих исполкомов, местных администра­ций, так и вышестоящих субъектов управления, т.е. находятся в двойном подчинении. В соответствии с Положением об управлении внутренних дел областного исполнительного комитета, утвержденным Приказом МВД Республики Беларусь от 16 августа 2001 г. № 170, основны­ми задачами УВДявляются:

1) организация охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

2) обеспечение защиты прав и свобод граждан, а также всех
форм собственности от противоправных посягательств;

3) организация и осуществление деятельности по предупреж­дению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и дру­гих правонарушений, розыску лиц, их совершивших;

4) обеспечение исполнения уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции;

5) руководство подчиненными органами внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

6) совершенствование работы с кадрами, их профессиональ­ной подготовки, обеспечение собственной безопасности, правовой и социальной защищенности работников органов внутренних дел;

7) развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел;

8) организация взаимодействия с населением, отчет перед гражданами о работе УВД и подчиненных органов внутренних дел.

Основными задачами отдела внутренних дел городского (районного) ис­полнительного комитета (администрации) являются те же задачи, что и для УВД, но в рамках административно-территори<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.01 с.)