Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Административно - правовые основы управления в области труда и социальной защиты

Поиск

13.1. Организационно-правовая система управления в области труда и социальной защиты.

13.2. Правовой статус Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

13.3. Правовой статус Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

13.4. Правовой статус фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.

 

13.1. Организационно-правовая система управления в области труда и социальной защиты

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения предусмотрены Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15.06.2006 г. № 125-З с изм. и доп.: Закон Республики Беларусь от 1 ноября 2007 г. № 280-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 264, 2/1377).

Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью понимается деятельность граждан Республики Беларусь (далее – граждане), связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности) (далее – заработок).

Органы государственной службы занятости населения – Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»).

Законодательство о занятости населения в соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области содействия занятости населения.

Законодательство о занятости населения распространяется на граждан Республики Беларусь, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, законами или международными договорами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 10 указанного Закона государство создает условия для полной занятости населения.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

· обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

· ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

· обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

· содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);

· предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;

· сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;

· поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

· координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

· участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам:

· право на выбор профессии, рода занятий и работы;

· охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;

· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.

Государство гарантирует безработным:

· бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

· выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

· компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

· бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

· возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

· содействие в организации предпринимательской деятельности.

Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения отдельным категориям граждан закреплены в ст. 11 указанного Закона.Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения следующим гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда:

· детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов;

· инвалидам;

· освобожденным из мест лишения свободы;

· впервые ищущим работу в возрасте до 21 года;

· лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);

· ветеранам боевых действий на территории других государств, указанным в пунктах 1–3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2001 года (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67, 2/787);

· уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;

· эвакуированным и отселенным из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавшим из этих зон после катастрофы на Чернобыльской АЭС;

· иным гражданам, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь.

Дополнительные гарантии в области содействия занятости населения гражданам, указанным в части первой настоящей статьи, обеспечиваются путем разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Порядок установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, определяется Правительством Республики Беларусь.

Государство в соответствии с законодательством о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы, а также военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь. Порядок и условия предоставления первого рабочего места указанным лицам определяются Правительством Республики Беларусь.

Государство обеспечивает трудоустройство родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица), и направлены по судебному постановлению в органы по труду, занятости и социальной защите, путем установления брони для приема их на работу.

Органы по труду, занятости и социальной защите при получении судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица в течение трех рабочих дней определяют одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы.

Местные исполнительные и распорядительные органы за счет собственных средств могут предоставлять дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения организации, признаваемой банкротом, обязаны принимать меры по созданию новых рабочих мест в связи с банкротством, а также по трудоустройству работников данной организации.

В целях содействия занятости населения государство в соответствии со ст. 12 указанного Закона осуществляет:

· разработку и реализацию мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на повышение эффективности экономики, рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение принятия нанимателями мер, способствующих сохранению действующих и созданию новых рабочих мест;

· правовое регулирование в области содействия занятости населения на основе соблюдения прав граждан и предоставления соответствующих государственных гарантий, а также совершенствование законодательства о занятости населения;

· разработку и реализацию государственной программы содействия занятости населения, координацию ее с территориальными и отраслевыми программами содействия занятости населения;

· развитие и совершенствование работы органов государственной службы занятости населения.

В соответствии со ст. 13 Закона для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий создается государственная служба занятости населения.

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

· оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

· разработку и реализацию государственной и других программ содействия занятости населения;

· содействие гражданам в поиске подходящей работы, а нанимателям – в подборе необходимых работников;

· организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

· регистрацию граждан безработными и осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

· ведение учета свободных рабочих мест (вакансий) и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

· оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;

· повышение экономической заинтересованности нанимателей в сохранении действующих и создании новых рабочих мест;

· содействие безработным в организации предпринимательской деятельности;

· организацию работы по переселению безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы;

· содействие организации оплачиваемых общественных работ;

· организацию контроля за соблюдением законодательства о занятости населения;

· осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Работу государственной службы занятости населения возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения на местах в структуре соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов создаются комитеты по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов.

Деятельность государственной службы занятости населения финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели.

Порядок деятельности государственной службы занятости населения определяется положением об этой службе, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Органы государственной службы занятости населения координируют свою деятельность с деятельностью профсоюзов и нанимателей в пределах их компетенции.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами государственной службы занятости населения бесплатно.

Государственный фонд содействия занятости является государственным целевым бюджетным фондом, предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения.

Государственный фонд содействия занятости создается за счет:

· обязательных страховых взносов нанимателей;

· средств, взыскиваемых с нанимателей за нарушение требований, предусмотренных настоящим Законом;

· добровольных пожертвований;

· иных поступлений.

Размеры обязательных страховых взносов в государственный фонд содействия занятости, категории нанимателей, уплачивающих обязательные страховые взносы или освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов государственного фонда содействия занятости и порядок отчета об их исполнении определяются законодательством.

В компетенцию органов государственной службы занятости населения входят вопросы распоряжения средствами государственного фонда содействия занятости.

Порядок формирования и расходования средств государственного фонда содействия занятости определяется при утверждении бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год (ст. 17 Закона).

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05. 08. 2002 г. № 113, изм. и доп.: Постановление Министерства труда и социальной защиты от 30 октября 2006 г. № 133 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/15326 от 14.11.2006 г.) утверждено Положение об организации и проведении профессиональной ориентации безработных, других категорий населения в государственной службе занятости населения.

Профессиональная ориентация безработных, других категорий населения в государственной службе занятости населения (далее - профориентация в службе занятости) является составной частью системы профессиональной ориентации населения, направленной на содействие профессиональному самоопределению и становлению личности, оказание гражданам практической помощи в выборе профессии, смене рода занятий с учетом личностных способностей, склонностей, а также потребностей рынка труда.

Профориентация в службе занятости осуществляется в рамках реализации государственной политики занятости населения, является одним из основных направлений работы государственной службы занятости населения.

Профориентация в службе занятости осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 года "О занятости населения Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 94, 2/1222), Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 года "Об образовании" в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., № 33, ст.598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844), настоящим Положением и другими актами законодательства в сфере занятости, профессионального образования и профессиональной ориентации населения.

Основными целями профориентации в службе занятости в соответствии с пунктом 4 указанного положения являются:

· создание условий для свободного выбора профессий, формы занятости и путей самореализации личности;

· достижение сбалансированности между профессиональными качествами и психофизиологическими особенностями человека и потребностями рынка труда;

· прогнозирование профессионального успеха работника в какой-либо сфере трудовой деятельности;

· содействие непрерывному росту профессионализма личности, максимальной реализации индивидуального потенциала.

Задачами профориентации в службе занятости в соответствии с пунктом 5 указанного положения являются:

· снижение несоответствия между спросом и предложением на рынке рабочей силы в текущем периоде и на перспективу;

· усовершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и других категорий незанятого населения и их трудоустройства;

· развитие системы социально-психологической поддержки безработных, других категорий населения.

Профориентация осуществляется в следующих формах (пункт 6 указанного положения):

· профессиональное информирование (далее - профинформирование) - ознакомление безработных и других категорий населения с их правами и обязанностями в случае безработицы; с услугами и видами помощи, которые оказываются государством в соответствии с существующим законодательством по вопросам занятости населения; ознакомление с состоянием рынка труда, потребностями экономики республики в кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями получения профессий; требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку; возможностями профессионально-квалификационного роста;

· профессиональное консультирование (далее - профконсультирование) - выявление профессиональных интересов и предпочтений безработных, других категорий незанятого населения, их мотивации к труду, обучение технике поиска работы, оказание гражданам помощи в целях принятия ими осознанного решения в выборе профессионального пути;

· профессиональный подбор (далее - профподбор) - предоставление рекомендаций обратившемуся в органы государственной службы занятости населения за помощью в определении наиболее приоритетных для него сфер профессиональной деятельности на основе оценки его психофизиологических качеств, состояния здоровья;

· профессиональный отбор (далее - профотбор) - определение степени профессиональной пригодности человека, обратившегося в органы государственной службы занятости населения, к определенной профессии (должности, рабочему месту) в соответствии с нормативными требованиями;

· психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры; содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов;

· профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств и потребностей к активному творческому труду, осуществляемая в условиях реальной профессиональной деятельности.

Профориентационные услуги органами государственной службы занятости населения предоставляются на основании пункта 7 указанного положения:

· учащимся выпускных и предвыпускных классов общеобразовательных учреждений - профинформирование и профконсультирование;

· безработным, зарегистрированным в установленном порядке, - профинформирование, профконсультирование, профподбор, профотбор, психологическая поддержка;

· незанятым гражданам - профинформирование, профконсультирование, профподбор, психологическая поддержка;

· гражданам, подлежащим высвобождению в связи с сокращением численности работников в организациях, - профинформирование;

· руководителям и работникам кадровых служб организаций - профинформирование, профотбор (по заявкам нанимателей);

· специалистам учреждений системы образования и профессиональной ориентации молодежи - профинформирование.

Основанием для получения профориентационных услуг на основании пункта 8 указанного положенияявляются:

· личное обращение граждан к профконсультанту;

· направление обратившегося в органы государственной службы занятости населения специалистом по работе с обратившимся населением к профконсультанту центра занятости;

· договоры о сотрудничестве и оказании соответствующих услуг с заинтересованными организациями.

В соответствии с целями и задачами профориентации в службе занятости органы государственной службы занятости населения осуществляют на основании пункта 9 указанного положения:

· информационное и научно-методическое обеспечение (создание и обновление банка информационных профессиограмм; приобретение справочной и информационной литературы, видеофильмов о профессиях и консультативных тренингах; организация и подготовка интерактивных и мультимедийных программ, изготовление папок, буклетов, проспектов о профессиях и учебно-курсовой сети регионов, выступления в средствах массовой информации);

· размещение заказов на выполнение научно-исследовательских работ по профориентационной тематике с привлечением научно-исследовательских и иных организаций;

· практическое профинформирование, профконсультирование, оказание других профориентационных услуг безработным и другим категориям населения;

· мероприятия по психологической реабилитации безработных, психологической поддержке незанятого населения;

· превентивное (упреждающее) профинформирование работников организаций, подлежащих высвобождению, а также работников кадровых служб организаций;

· оказание профинформационных услуг нанимателям; оказание информационной, методической помощи педагогам-психологам, педагогам социальным, другим специалистам по профориентации учащихся;

· укрепление материально-технической базы профориентации в органах государственной службы занятости населения;

· информационно-методический обмен, проведение совместных мероприятий и другие виды взаимодействия с Республиканским и областными центрами профессиональной ориентации молодежи;

· деловое сотрудничество с организациями, заинтересованными в проведении профориентационной работы с населением.

В соответствии с пунктами главы 2 указанного положения управление организацией профориентации безработных, других категорий населения осуществляют Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, управления областных служб (Минский городской центр) занятости населения областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее - управления областных служб занятости).

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь:

· формирует государственную политику в области профориентации населения;

· осуществляет координацию профориентационной работы в органах государственной службы занятости населения, взаимодействует с другими органами государственного управления, научно-методическими учреждениями, а также с заинтересованными государственными, негосударственными и общественными организациями;

· обеспечивает взаимодействие профориентационной работы с другими направлениями деятельности органов государственной службы занятости населения;

· организует разработку и осуществляет контроль за выполнением государственной программы занятости населения, в части профориентации безработных, других категорий населения и оказания им психологической поддержки управлениями областных служб занятости и другими исполнителями программы;

· оказывает информационную, методическую и консультационную помощь управлениям областных служб занятости, а также центрам профессиональной ориентации молодежи;

· готовит информацию о состоянии профориентационной работы в органах государственной службы занятости населения, а также по другим программам и проектам, реализуемым с участием органов государственной службы занятости населения;

· участвует в информационном и научно-методическом обеспечении профориентационной работы в органах государственной службы занятости населения;

· организует повышение квалификации работников, занимающихся вопросами профориентации незанятого населения;

· организует работу по обмену опытом профориентационной работы;

· организует исследовательскую, экспериментальную и внедренческую работу с целью выработки наиболее эффективной технологии ведения профориентационной работы с различными категориями населения.

Управления областных служб занятости:

· координируют профориентационную работу в областях и г.Минске, организуют разработку региональных программ занятости населения в части профориентации и оказания психологической поддержки незанятого населения;

· оказывают городским (региональным), районным центрам занятости населения городских, районных исполнительных комитетов (далее - центры занятости населения) методическую, материально-техническую и консультационную помощь по организации и проведению профориентационной работы на местах;

· обеспечивают информирование через средства массовой информации о деятельности органов государственной службы занятости населения по вопросам выбора и получения профессии;

· информируют в установленные сроки Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, другие вышестоящие органы о состоянии профориентационной работы на подведомственной территории;

· осуществляют анализ эффективности профориентационной работы в области и г.Минске;

· организуют внедрение эффективных методов, средств, технологий профессионального информирования и консультирования;

· оказывают информационно-методическую помощь областным и территориальным центрам профессиональной ориентации молодежи (профконсультационным пунктам).

Профориентация в службе занятости организуется и проводится в соответствии с государственной и региональными программами занятости населения.

Функции непосредственной организации и проведения профориентации управлениями областных служб занятости возлагаются на соответствующее структурное подразделение, а в центрах занятости населения - на структурные подразделения или специалистов по организации профориентационной работы. В составе центров занятости населения могут работать психолог, врач-профпатолог.

Управления областных служб занятости определяют численность специалистов по организации профориентационной работы в структурных подразделениях и подведомственных центрах занятости населения.

Обязанности специалистов по организации профориентационной работы отражаются в должностных инструкциях.

На должность профконсультанта назначаются лица, как правило имеющие педагогическое, психологическое, медицинское высшее образование и стаж практической работы не менее двух лет.

Научно-методическое обеспечение проведения профориентационной работы осуществляют Государственное учреждение образования "Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Управления областных служб занятости могут самостоятельно осуществлять разработку и издание информационных материалов для профориентационной работы, приобретать готовые программные разработки по профориентации и смежным проблемам.

Порядок проведения работ по профориентации в органах государственной службы занятости населения определен в главе 3 указанного положения.

Практическую работу по оказанию профориентационных услуг населению ведут центры занятости населения, которые:

· обеспечивают реализацию для безработных и других категорий населения норм Закона Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" в части оказания им профориентационных услуг и психологической поддержки;

· организуют профориентацию населения на своей территории, содействуют развитию служб профориентации, созданию кабинетов, уголков профориентации;

· проводят работу в центрах занятости населения по профинформированию, профконсультированию, профподбору, профотбору и психологической поддержке граждан, признанных в установленном порядке безработными, и других категорий незанятого населения;

· в соответствии с согласованными и утвержденными органами местного управления и самоуправления планами и программами участвуют в организации и проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий;

· взаимодействуют с местными органами образования, здравоохранения, молодежными общественными организациями и объединениями, военными комиссариатами, центрами профессиональной ориентации молодежи, другими государственными, негосударственными и общественными организациями;

· проводят превентивную профориентацию высвобождаемых работников предприятий и организаций в связи с сокращением численности или штата; информируют и консультируют работников кадровых служб предприятий;

· совместно с центрами профессиональной ориентации молодежи внедряют эффективные методы, средства, технологии профессионального информирования и консультирования;

· осуществляют методическое руководство и координацию деятельности по профориентации населения на обслуживаемой территории.

Основными методами ведения профориентационной работы являются:

· информирование (индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное - лекции, выступления, опосредованное - с использованием средств массовой информации и технических средств и технологий);

· беседа;

· анкетирование (использование самооценочных, внешнеоценочных, анамнестических, проективных анкет);

· профессиональное консультирование;

· психологическое и профессиональное тестирование;

· психологическое и медицинское консультирование (проводится только психологом или врачом-психотерапевтом и врачом-профпатологом);

· наблюдение (за процессом труда в ходе профориентационных экскурсий на предприятия и другие хозяйственные объекты).

К специалисту по профориентации (профконсультанту) центра занятости населения безработные, другие категории населения направляются, если они:

· не имеют профессии (впервые ее выбирают);

· намерены сменить профессию по той или иной причине;

· заинтересованы в профессиональном обучении (переобучении), повышении квалификации;

· желают глубже разобраться в своих профессиональных интересах, склонностях, способностях, пригодности к выполнению определенных работ;

· желают получить полную и подробную информацию о содержании конкретных профессий и должностей, об учебно-курсовой сети службы занятости, учреждениях образования региона и республики, правилах и сроках зачисления в них;

· нуждаются в психологической поддержке, разрешении личностных проблем.

В ходе информационной профконсультации профконсультант предоставляет обратившимся гражданам подробную информацию об интересующих их профессиях (специальностях), о наличии на них спроса и предложения на рынке рабочей силы, требованиях, предъявляемых конкретными профессиями к качествам работника, о содержании, режиме и условиях труда, о возможности трудоустройства или профессионального обучения. При необходимости им могут назначаться повторные профконсультации соответствующего вида (информационная, профподбор, профотбор).

Профконсультирование, первичное и последующее, организуется в группах и индивидуально. Индивидуальные профконсультации, как правило, предоставляются тем безработным и другим категориям обратившихся, которые особо нуждаются в помощи при решении вопросов занятости и социальной защите.

При проведении индивидуальной профконсультации применяется следующая схема:

· рассмотрение документов, дела безработного;

· анализ структуры личности обратившегося на основании наблюдения, беседы, обобщения имеющихся документов и результатов психологической и профессиональной диагностики (для выпускников общеобразовательных учреждений - профориентационной карты), а также в необходимых случаях данных медицинской профконсультации и справок из лечебных учреждений;

· предоставление информации относительно трудоустройства или направления на профессиональное обучение в соответствии с опытом работы, подготовкой, состоянием здоровья, интересами, склонностями, способностями, а также спросом на рынке труда;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.138 (0.014 с.)