Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы субъектов Российской Федерации.

Поиск

· устанавливают порядок выборов только органов государственной власти субъектов и органов МСУ.

· конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

· В этих нормативно-правовых актах закрепляется ряд важнейших норм избирательного права: определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов органов государственной власти и органов МСУ, а также условия реализации гражданами РФ пассивного избирательного права на выборах органов государственной власти субъектов.

· Систему избирательных законов каждого субъекта, как правило, составляют законы о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах главы исполнительного органа государственной власти (губернатора, главы администрации, президента), о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы муниципального образования.

Акты местного самоуправления.

· устанавливается содержание ряда избирательных процедур при проведении выборов в органы МСУ. Ст. 131 КРФ, наделяющей население соответствующих территорий правом самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, решение о конкретном составе выборных органов МСУ может быть принято только на местном уровне. Эти акты принимаются в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов.

· В любом случае нормы уставов муниципальных образований не должны противоречить федеральному и региональному избирательному законодательству.

Нормативные акты избирательных комиссий.

· Федеральными законами и законами субъектов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации наделяются правом принимать инструкции и некоторые иные нормативные акты.

· Ст. 21 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет: «Решения и акты избирательных комиссий, комиссий референдума обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума».

Уровни выборов.

I. Федеральные выборы - выборы Президента, депутатов ГД, а также в иные федеральные государственные органы и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с ФЗ.

II. Региональные выборы - выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, иные государственные органы и на выборные должности в субъектах, предусмотренные их конституциями, уставами и проводимые на основе федеральных законов и в соответствии с законами субъекта.

Виды выборов.

· очередные выборы (основные): проводятся по истечении установленного конституцией (уставом) срока полномочий органа (выборного должностного лица) государственной власти соответствующего уровня.

· досрочные выборы ( проводятся в связи с досрочным прекращением их полномочий)

· выборы в порядке ротации части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти;

· выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы): проводятся в случае сложения депутатом своих полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о выборах;

· повторные выборы (назначаются и проводятся в случаях, когда названные виды выборов признаны несостоявшимися или недействительными по решению соответствующей избирательной комиссии либо по решению суд)

I. Муниципальные выборы ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

· в это понятие включают избрание органов территориального общественного самоуправления, а также иных лиц для участия в реализации отдельных полномочий МСУ.

Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган, его двухпалатная структура.

Глава 5 КРФ

ФС - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ

ФС состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

 

  СФ ГД
состав входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти состоит из 450 депутатов
Срок полномочий   четыре года.

1. Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, 21 год и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом СФ и депутатом ГД.

3. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

· СФ и ГД заседают раздельно.

· Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

· Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

СФ избирает из своего состава Председателя и его заместителей. ГД избирает из своего состава Председателя ГД и его заместителей (они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты)

3. СФ и ГД образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета СФ и ГД образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению СФ относятся:

· утверждение изменения границ между субъектами;

· утверждение указа Президента о введении военного положения;

· утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;

· назначение выборов Президента;

· отрешение Президента от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

· принимает постановления (Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов СФ)

К ведению ГД относятся:

· дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства

· решение вопроса о доверии Правительству;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

· объявление амнистии;

· выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

принимает постановления

принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

52. Всеобщее избирательное право: развитие, современное содержание, ограничения.

ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - в большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным, устанавливаемым конституцией или законами избирательным цензам. Избирательное право является Всеобщим, если оно не ограничено на основании имущественного ценза, социальных различий, расы, национальности или религии. В РФ закреплено косвенным образом в пп. 2 и 3 ст. 32 Конституции РФ.

Активное ИП - право избирать (18 лет).

Пассивное ИП - право быть избранным (смотри возрастной ценз).

Ст. 32 КРФ Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы МСУ, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права является гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (Статья 32 Конституции РФ).

Термин «всеобщее» во многом условен, так как предоставление избирательного права, в особенности пассивного, ограничивается системой избирательных цензов. В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного (быть избранным) избирательного права:

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом ГД может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ - 35 лет. Законы некоторых субъектов РФ содержат и ограничения максимального возраста - пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (Статья 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе РФ. Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин РФ, который одновременно является гражданином данной республики. Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан РФ на всей ее территории и принципу единого гражданства;

4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта РФ, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе РФ. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) - народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, пункт 3 Статьи 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Необходимо отметить, что ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004) четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно Статье 4 этого Закона законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы МСУ всем гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов РФ могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и в органы МСУ и 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.

Избирательное право относится к политическим правам, которые обычно предоставляются только гражданам. Однако в различных странах в определенных законами случаях возможность обладать избирательным правом предоставляется иностранцам. В РФ в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» иностранцы могут принимать участие в выборах при определенных условиях. Закон установил, что на основании м/н договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы МСУ, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.01 с.)