Государственно-правовые признаки современной России как суверенного федеративного государства (Конституция 1993)
Содержание книги
- Нормы и институты государственного права.
- Федеральные конституционные законы
- Постановления и распоряжения Правительства
- Конституционно-правовые отношения, их субъекты.
- Сущность Конституции. Фактическая и юридическая конституция.
- Понятие конституции государства и общества, ее юридические признаки и виды.
- Конституция РФ 12 декабря 1993 г. (общая характеристика структуры и предмета регулирования; процедура разработки и принятия).
- Суверенитет многонационального народа России: понятие и воплощение в государственном суверенитете РФ.
- Государственно-правовое регулирование отношений собственности в РФ. Многообразие форм собственности на основе современного законодательства.
- Политический плюрализм и многопартийность в современной политической системе. Конституционные и законодательные основы организации и деятельности общественных объединений.
- Понятие и принципы гражданства в РФ.
- Основания приобретения и прекращения гражданства России по действующему законодательству.
- Внутригосударственные акты о правах и свободах в РФ. Международно-правовые акты о правах, свободах человека и гражданина, действующие на территории РФ.
- Политические права, свободы и обязанности граждан России, их гарантии. Современное законодательство о порядке осуществления политических прав и свобод.
- A. Право человека на жизнь и его государственные гарантии.
- Конституционная свобода труда и основные формы ее реализации
- Право граждан на судебную защиту и его осуществление на основесовременного законодательства.
- СССР создание, признаки и принципы формы государственного устройства
- Государственно-правовые признаки современной России как суверенного федеративного государства (Конституция 1993)
- Суверенитет РФ. Конституционное значение «декларация о государственном суверенитете рф» от 12 июня 1990 Г.
- Закон «об общих принципах организации мсу в рф» от 6 октября 2003 Г. О гарантиях мсу в РФ
- Крф и федеративный договор о видах полномочий в исключительном ведении Федерации и её субъектов.
- Статус и основные черты республики в составе РФ. Ее государственно-правовые признаки как государства и субъекта Федерации.
- Верховенство федеральных законов на территории России. Обеспечение юридической силы законов субъектов РФ.
- Автономная область и автономны округ, их юридическая природа как национально-государственного субъекта
- Статья 102 исключительное ведение СФ
- Понятие и основания разграничения предметов ведения и полномочий мужду РФ и её субъектами.
- ФЗ « о порядке принятия фкз и фз»
- Конституционный суд как Орган конституционного контроля. Его структура, функции, механизм формирования по крф и фкз «О КС рф»1994 Г.
- Конституционные основы судебной власти в РФ
- По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении ГД
- Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой.
- Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
- Ограничения на создание и деятельность политических партий
- Конституционный порядок отставки Правительства РФ.
- Законы субъектов Российской Федерации.
- Порядок отрешения от должности Президента РФ.
- Компетенция Президента РФ, основные Виды его полномочий.
- Порядок выдвижения и регистрации кандидатов депутаты ГД.
- Глава VI. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы
- Порядок изменения и дополнения Конституции РФ: конституционные и законодательные основы.
- Глава 7. Исполнительная власть Ростовской области
- III. Состав и организация работы Государственного совета
- III. Функции полномочного представителя
- V. Организация и обеспечение деятельности полномочного представителя
- Виды конституционных судопроизводств и основные стадии процесса в Конституционном Суде-РФ. Виды актов Конституционного Суда РФ. их юридическая сила.
- Система специализированных федеральных органов исполнительной власти в РФ, их виды и функции.
- Порядки замещения должностей руководителей федеральных специализированных органов исполнительной властив РФ и прекращения их полномочий.
- Порядок назначения на должность Председателя Правительства.
- Акты Правительства РФ и специализированных федеральных органов исполнительной власти: виды актов, порядки их принятия, юридическая сила.
Похожие статьи вашей тематики
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наименования РФ и Россия равнозначны
РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ.
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и закрепляет важнейшие черты статуса, как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции ними.
государственно-правовые признаки федеративного государства:
· суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на всю ее территорию и проявляющегося в верховенстве Конституции РФ и федеральных законов;
· федеральной Конституции и федеральных законов;
· федеральных органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;
· государственной территории, целостной и неприкосновенной, включающей территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения людей, товаров, услуг и финансовых средств);
· единого гражданства РФ;
· государственного языка;
· единых Вооруженных Сил;
· единой денежной единицы — рубля (введение и эмиссия других денег в России не допускаются, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
· государственных символов: Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации;
· столицы Российской Федерации.
Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской обусловливают характер и содержание ее компетенции, конкретные полномочия и предметы ведения.
Оставаясь суверенным государством, РФ в то жевремя может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.
В России — несколько видов субъектов Федерации, это ее особенность. Конституция РФ, как уже отмечалось, допускает, во-первых, возможность изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ этот статус может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Во-вторых, в составе РФ может быть образован новый субъект РФ, и, в-третьих, в РФ может быть принят новый субъект. Это делается в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 17декабря 2001 г. «0 порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [7]. В качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть. Это осуществляется на добровольной основе, по взаимному согласию в соответствии с международным договором о принятии в РФ нового субъекта. Данный международный договор должен быть ратифицирован Федеральным Собранием РФ, которое также принимает федеральный конституционный закон о принятии в РФ нового субъекта. В этом законе должны содержаться положения о наименовании, статусе, границах нового субъекта РФ и другие положения, связанные с принятием в РФ нового субъекта.
Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территории которых образуется новый субъект. Вопрос об образовании нового субъекта выносится на референдум заинтересованных субъектов РФ. Если на референдумах объединяющихся субъектов были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании нового субъекта РФ, то принимается Федеральный конституционный закон об образовании в составе РФ нового субъекта.
|