Суверенитет многонационального народа России: понятие и воплощение в государственном суверенитете РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суверенитет многонационального народа России: понятие и воплощение в государственном суверенитете РФ.



Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА) — в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

НС, или полновластие народа, есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства.

В статье 3 КРФ раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ.

Одновременно в ч. 1 ст. 3 определяется содержание суверенитета в Российской Федерации. Исходя из того, что его носителем является многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации.

Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.
В ч. 2 статьи 3 определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия.
В ч. 3 ст. 3 референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Действие конституционной нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя отрывать от содержания норм других статей Конституции. В частности, в ч. 2 ст. 66 Конституции определяется, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное предписание.
Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.
Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции). Уставами и законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации).
В отличие от прежней Конституции Российской Федерации новая Конституция не содержит специальной главы об избирательной системе. В действующей Конституции принципы избирательного права (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании) закрепляются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81).

 

Власть народа обладает и другими особыми свойствами: это прежде всего публичная власть. Ее цель — достижение общего блага или общего интереса; эта власть имеет общесоциальный характер, она обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.

НС имеет различные формы проявления: через представительную и прямую демократию, непосредственное осуществление прав и свобод. Свойства Н.с. проявляются на различных уровнях. Применительно к РФ — на федеральном (многонациональный народ России), региональном (народ, или население субъекта Федерации), на муниципальном — через местные сообщества граждан.

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни».

Сочетание народного и государственного суверенитетов – это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права».

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Итак, государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

 

11. Понятие и виды референдума как формы непосредственной демократии. Порядок проведения референдума по действующему законодательству.

 

· Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации” 2004

· Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

Статья 3 КРФ провозглашает референдум наряду с выборами высшим непосредственным выражением власти народа.

В статье 1 ФКЗ референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

 

Принципы проведения референдума: Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Право на участие в референдуме · Гражданин РФ· достигший возраста 18 лет. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин РФ признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум 1. проект новой Конституции (Конституционное Собрание)2. проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ. 3. Вопросы государственного значения4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные КРФ к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации.5. На референдум не могут выноситься вопросы: 1) об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов; 3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 4) о персональном составе федеральных органов государственнойвласти, иных федеральных государственных органов; 5) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ; 7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты; 8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 9) об амнистии и о помиловании. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума · не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения· в случае введения в отдельных местностях военного или чрезвычайного положения · Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ· В период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов не может быть выдвинута инициатива проведения референдума · Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме Инициатива проведения референдума принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них; 2) Конституционному Собранию (КРФ) 3) федеральным органам государственной власти (в случаях, предусмотренных международным договором РФ и ФКЗ).

Для реализации инициативы проведения референдума, участникам референдума необходимо образовать Инициативную группу по проведению референдума.

Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине (45 и более) субъектов РФ. В каждую региональную подгруппу должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится строго на территории того субъекта РФ, где образована региональная подгруппа.

При этом необходимо выделить следующие этапы процедуры создания и действий региональной подгруппы:

1. Не менее чем за 5 дней до проведения собрания необходимо направить в избирательную комиссию субъекта РФ письменное уведомление о проведении собрания с повесткой дня: «Об образовании региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума». Письменное уведомление составляется от имени группы граждан (3 и более). Подлинник уведомления необходимо сдать в канцелярию избирательной комиссии субъекта РФ. Перед этим необходимо снять с уведомления ксерокопию. На данной ксерокопии необходимо потребовать от работников канцелярии избирательной комиссии расписаться в приеме документов и поставить штамп (печать) входящего документа и дату принятия.

2. Необходимо не менее чем через 5 дней после подачи уведомления в избирательную комиссию провести собрание граждан – жителей области (республики, края). На собрание должно явиться не менее 100 человек. Поэтому, рекомендуется пригласить 150-200 человек (а лучше всего не менее 500, так как согласно Закона только члены инициативной группы наделены правом сбора подписей граждан) Все они должны быть жителями данного субъекта Российской Федерации, т.е. иметь в паспорте штамп о постоянной регистрации (прописке) в данном субъекте. Кроме того, все они должны быть полностью дееспособными.

Список лиц, которые должны явиться на собрание должен быть составлен заранее. Каждый гражданин из этого списка должен быть проверен на предмет дееспособности.

Собрание может быть проведено только на территории данного субъекта федерации.

Все граждане должны явиться на собрание со своими паспортами.

3. На собрание обязательно должен быть приглашен нотариус и обеспечена его явка. Поэтому договоренность с нотариусом должна быть достигнута заранее: не менее чем за неделю до собрания, а также решен вопрос об оплате его услуг.

4. Собрание должно начаться с объявления Председателя собрания о необходимости проведения регистрации явившихся с составлением протокола регистрации участников, которые явились на собрание.Регистрация явившихся на собрание производится по паспорту со сверкой по заранее подготовленному списку.

За ходом регистрации и порядком составления протокола должен наблюдать приглашенный нотариус и удостоверять подписи явившихся в протоколе регистрации.

С самого начала собрания ведется протокол собрания, который не следует путать с протоколом регистрации. В протоколе собрания необходимо обязательно отразить объявление ведущего собрание о регистрации явившихся и составлении протокола регистрации.

5. После регистрации ведущий собрания объявляет о наличии на собрании не менее 100 человек, и переходе к обсуждению вопроса об утверждения повестки дня собрания (вопросах собрания), включающую вопрос о необходимости проведения референдума и образовании региональной подгруппы по проведению референдума на территории субъекта федерации.

Кроме того, должна быть избрана счетная комиссия, которая будет производить подсчет голосов участников собрания.

6. Следует помнить, что решение собрания региональной подгруппы считается принятым, если за него проголосовало более половины участников собрания.

7. После обсуждения вопроса о необходимости проведения референдума и образовании региональной подгруппы в данном субъекте федерации ведущий объявляет о голосовании. Если предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума было поддержано, собрание принимает решение о создании региональной подгруппы, а также решения по следующим вопросам:

1) об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;

2) об образовании инициативной группы по проведению референдума;

3) о назначении из числа членов региональной подгруппы уполномоченных представителей региональной подгруппы (3-5 человек).

Решения собрания региональной подгруппы отражаются в протоколе собрания.

8. Уполномоченные представители региональной подгруппы, избранные на собрании, обращаются в избирательную комиссию субъекта федерации с ходатайством о регистрации региональной группы, в котором указывается формулировка вопроса (вопросов) референдума, которая утверждена на собрании региональной подгруппы.

К ходатайству о регистрации региональной подгруппы должны быть приложены:

1) протокол собрания региональной подгруппы, а также протокол регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы;

2) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы;

3) список членов региональной подгруппы и уполномоченных представителей региональной подгруппы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной ЦИК РФ. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства каждого из указанных лиц, а для уполномоченных представителей региональной подгруппы – также номер телефона каждого из них;

4) письменные заявления членов региональной подгруппы (т.е. участников собрания) о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума.

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод (ст. 6 ч. 6) и должен быть сформулирован таким образом, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ, и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (ст. 6 ч. 7).

На собрании региональной подгруппы имеет право присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта РФ, на территории которого проводится собрание, а также представитель ЦИК РФ.

Уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходатайством о ее регистрации, в котором указывается формулировка вопроса (вопросов) референдума, которая утверждена на собрании региональной подгруппы с приложением вышеуказанных документов.

Избирательная комиссия субъекта РФ, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет ЦИК РФ о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве. ЦИК РФ в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям ст. 6 данного Закона и выносит на нем своё заключение.

5) Избирательная комиссия субъекта РФ в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным Законом о референдуме. Нарушение сроков проверок может быть обжаловано в суд общей юрисдикции по правилам главы 26 Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) посредством подачи заявления в суд субъекта РФ (например, в Верховный Суд Республики Татарстан).

По итогам проверок избирательная комиссия субъекта РФ обязана принять одно из двух возможных решений:

1) либо о регистрации региональной подгруппы. В данном решении должна быть указана формулировка вопроса (вопросов) референдума, фамилии, имена и отчества всех членов региональной подгруппы, а также фамилии, имена и отчества уполномоченных представителей региональной подгруппы.

2) об отказе в регистрации региональной подгруппы.

Закон установил для такого отказа четыре основания: 1) нарушение процедуры подготовки к проведению референдума (например, сюда можно отнести факт отсутствия нотариуса при проведении собрания региональной подгруппы); 2) нарушение временных периодов, с которыми данный закон связывает невозможность по реализации права на участие и проведение референдума: военное положение; чрезвычайного положения; в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения; введения в отдельных местностях страны военного или чрезвычайного положения; в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ; период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ; 3) несоответствие вопроса (вопросов) референдума ст. 6 Закона о референдуме, т.е. критерию возможности вынесения вопроса на референдум. Причем, факт несоблюдения требований ст. 6 Закона о референдуме должен быть установлен ЦИК РФ; 4) если избирательной комиссией субъекта РФ уже зарегистрирована иная региональная подгруппа, утвердившая на своем собрании такую же по смыслу или содержанию формулировку вопроса (вопросов) – до окончания процедур по подготовке к проведению референдума.

Как решение избирательной комиссии субъекта РФ об отказе в регистрации, так и постановление ЦИК РФ об утверждении заключения, в котором мотивируется несоответствие вопроса (вопросов) референдума требованием ст. 6 Закона о референдуме может быть обжаловано в порядке Гл. 26 ГПК РФ (ст. 259 – 261 ГПК РФ) посредством подачи заявления. При этом не следует забывать, что постановление ЦИК РФ обжалуется в Верховном Суде РФ, а постановление избирательной комиссии субъекта РФ – в суде субъекта РФ (ст. 26, 27 ГПК РФ).

III. По Закону о референдуме региональные подгруппы должны быть зарегистрированы более чем в половине субъектов РФ. Если данное положение достигнуто, и региональные подгруппы зарегистрированы более чем в половине субъектов РФ уполномоченные представители региональных подгрупп более чем половины субъектов РФ вправе на своем собрании принять решение об обращении в ЦИК РФ с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума и обратиться с указанным ходатайством в ЦИК РФ не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы.

На данном собрании также принимаются решения о назначении из числа участников собрания Уполномоченных представителей Инициативной группы по проведению референдума.

В ходатайстве Инициативной группы указывается:

1) формулировка вопроса (вопросов) референдума;

2) наименования субъектов РФ, в которых зарегистрированы региональные подгруппы и на территориях которых предполагается сбор подписей участников референдума.

К ходатайству инициативной группы прилагаются:

1)решения (оригинал или заверенная копия) избирательных комиссий субъектов РФ о регистрации региональных подгрупп;

2)протокол собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп и решения собрания

3)протокол (оригинал или нотариально заверенная копия) регистрации уполномоченных представителей региональных подгрупп при проведении собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп;

4)список уполномоченных представителей инициативной группы по и ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам по форме, установленной ЦИК РФ.

5)доверенности, оформленные на уполномоченных представителей инициативной группы и на ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам.

Если ЦИК РФ установит соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Закона, то она в течение 10 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, ее уполномоченных, в том числе и по финансовым вопросам и дает разрешение на открытие специального счета фонда референдума, а также выдает регистрационное свидетельство (в котором так же указывается дата окончания сбора подписей в поддержку референдума) и извещает избирательную комиссию субъекта РФ о регистрации.

В случае если ЦИК РФ приняла решение об отказе в регистрации, то процедура реализации инициативы прекращается. Основанием для отказа является не соблюдение процедуры и сроков регистрации. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

Если в течение 2-х месяцев со дня регистрации первой региональной подгруппы в ЦИК РФ не поступит ходатайство инициативной группы, ЦИК РФ также принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.

Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума осуществляется в соответствии с ФЗ «О референдуме в РФ». Так согласно ст. 17 ФЗ №5-ФКЗ инициативная группа по проведению референдума обязана собрать в поддержку инициативы проведения референдума не менее двух миллионов подписей участников референдума. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей участников референдума, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ.

Сбор подписей в поддержку осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Право сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума исключительно членам инициативной группы, входящим в зарегистрированную региональную подгруппу, на территории которого осуществляется сбор подписей. Подписи могут собираться только на территориях тех субъектов РФ, избирательными комиссиями которых были зарегистрированы региональные подгруппы.

Расходы на сбор подписей участников референдума осуществляются за счет средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

Собранные подписи, а также первый финансовый отчет инициативной группы об использовании средств фонда референдума, передаются уполномоченным представителем в ЦИК РФ, но не позднее 18 часов по московскому времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

ЦИК РФ в течение 30 дней со дня приема подписных листов и документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума.

По итогам проверки ЦИК РФ принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Если данное решение положительное, то не позднее чем через 5 дней со дня его принятия направляет Президенту РФ и одновременно уведомляет о своем решении палаты Федерального Собрания РФ.

Если результаты проверки не соответствует требованиям Закона, ЦИК РФ выносит решение о прекращении процедуры по реализации инициативы проведения референдума. Копии решения ЦИК РФ не позднее чем через 3 дня со дня его принятия направляются инициативной группе, а также в СМИ. Данное решение инициативная группа в течение 10 дней после получения копии решения вправе обжаловать его в Верховный Суд РФ.

При принятии ЦИК РФ данного решения, которое не было обжаловано в Верховный Суд РФ, а в случае обжалования не было признано им незаконным, соответствующая инициативная группа по проведению референдума, а также граждане РФ, входящие (входившие) в состав этой инициативной группы, в течение года со дня принятия решения не могут повторно выдвинуть инициативу проведения референдума с такой же по смыслу или содержанию формулировкой вопроса (вопросов) референдума.

Решение ЦИК РФ о результатах выдвижения инициативы проведения референдума не принимается в случае вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ о прекращении деятельности инициативной группы. После вступления в законную силу указанного решения Верховного Суда Российской Федерации все процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются.

Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ.

При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и праздничный нерабочий день, день, следующий за праздничным нерабочим днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

По масштабу проведения референдумы могут быть:
общегосударственными ( проводится для решения вопросов, имеющих общегосударственное значение)
региональными (для решения вопросов локального значения в соответствии с административно-территориальным делением государства);
местными.
В РФ:

референдум Российской Федерации,

референдум субъекта Федерации

местный референдум.
По степени необходимости проведения:
обязательный — имеющий место в том случав, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято;
факультативный — проводимый по усмотрению органов власти или населения.
По правовым последствиям референдумы:
консультативные (близок по своему характеру к опросу населения (хотя и с более определенным результатом), представляет собой форму выявления общественного мнения по важным вопросам государственной и общественной жизни. Трактовка его результатов как необязательных для органов власти противоречит сущности-референдума как высшей формы выражения воли народа);
императивные (выносится, как правило, проект нормативного акта. Решение, принятое на этом референдуме, имеет окончательный, обязательный и конкретный характер. Право на участие в референдуме имеют все лица, обладающие активным избирательным правом. Виды референдумов.
По предмету:
1. Конституционные - на референдуме решается вопрос, связанный с принятием новой конституции либо внесением в нее поправок.
2. Законодательные - предметом референдума является либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон. Разновидностями законодательного референдума являются отклоняющий референдум ("народное вето"), предполагающий полную или частичную отмену текущего закона (ст.75 Конституции Италии 1948г.), и утверждающий референдум, ратифицирующий законопроект (ст.11 Конституции Франции 1958г.)
3. Международно-правовые - на референдуме выясняется воля избирателей при решении важных международных вопросов (ст.20 Конституции Дании)
4. Административно-правовые - на референдум выносятся вопросы управленческого характера, например, изменение административно-территориального деления или границ субъектов федерации (ст.29 Основного закона ФРГ 1949г.), досрочного прекращения полномочий должностных лиц (ч.6 ст.60 Конституции Австрии).
По времени проведения:
1. Дозаконодательные - референдум проводится до рассмотрения законопроекта (обычно являются консультативными)
2. Послезаконодательные - референдум проводиться после рассмотрения законопроекта (являются ратифицирующими)
По инициатору проведения:
1. Референдум проводится по инициативе органа государственной власти
2. Референдум проводится по инициативе избирателей (петиционный референдум).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.177.148 (0.085 с.)