Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Государственное регулирование и контроль качества товаров.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В постсоветской России система государственного регулирования и контроля качества поначалу была построена на сочетании административных и договорных механизмов. В основе лежали механизмы стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений. Законы 1993г. о стандартизации, сертификации и об обеспечении единства измерений. Законы были малоэффективны, поскольку не было единства регулирования, требования к продукции различного рода разрабатывались в различных ведомствах, ничего не соответствовало мировым стандартам. Это создавало дополнительные барьеры в сфере внешнеторговой деятельности. Кроме того, в отличие от западных механизмов контроля, стандартизация и сертификация действовали в основном на стадии производства, в то время как на Западе контроль действует на рынке товаров, работ и услуг, а не в производственном цехе. В 2002г. принят и 01.07.2003 вступил в силу ФЗ «О техническом регулировании». Специалисты этот закон приняли не с восторгом, он до сих пор в полной мере не действует, поскольку разработчики не учли менталитет русского народа. Закон построен по западным моделям, которые базируются на принципе «потребитель некачественную продукцию приобретать не будет». У нас гоняются не за качеством, а за ценой. Закон призван регламентировать 3 группы отношений, которые складываются в сфере разработки, применения и соблюдения требований к выпускаемой продукции, выполняемым работам и оказываемым услугам. Первую группу составляют отношения, возникающие при разработке, применении и соблюдении обязательных требований к продукции; вторую группу составляют отношения, возникающие при разработке, принятии и применении на добровольной основе требований к продукции и связанным с этой продукцией процессам; к третьей группе отношения, складывающиеся при оценке соответствия. Закон не распространяется на целый ряд сфер: социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспекты эмиссии ценных бумаг. Техническое регулирование означает правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ней процессам, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Наиболее сильным изменениям подверглась область стандартизации. Отменяются гос. стандарты, вводится институт тех. регламентов, которые подлежат безусловному применению, в то время как стандарты могут применяться изготовителем продукции на сугубо добровольных началах. Постепенный переход на подтверждение соответствия в форме декларирования. Технические регламенты. Под техническим регламентом понимается документ, который принят м/н договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, ФЗ, Указом Президента или Постановлением Правительства. Он устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукция, включая здания и сооружения) или к связанным с производством продукции процессам. Цели регламента:
Требования к содержанию – ст.7 ФЗ «О техническом регулировании»: 1. Д.б. установлены минимально необходимые требования, содержание которых обеспечивает безопасность различного рода. 2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей 3. Любой регламент содержит перечень и (или) описание объектов технического регулирования и требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. 4. Регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Оценка соответствия проводится в формах, установленных ст.7 ФЗ «О техническом регулировании» Это гос. контроль, испытания, регистрация и подтверждение соответствия. Перечень форм оценки соответствия не является исчерпывающим. 5. Регламент должен содержать требования энергетической эффективности. 6. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению. 7. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов). 8. Содержащиеся в тех. регламентах обязательные требования имеют прямое действие на всей территории РФ и м.б. изменены путём внесения изменений в соответствующий технический регламент. Те требования, которые в технический регламент не включены, не могут носить обязательный характер. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений пункта 9 настоящей статьи. 9. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. 10. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей. Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. 11. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Технический регламент, принимаемый федеральным законом, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Стандартизация. Ст.9 ФЗ «О техническом регулировании». Под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизации отводится вспомогательная роль, помощь производителю в выполнении требований, закреплённых в технических регламентах. Цели стандартизации – ст.11 ФЗ «О техническом регулировании»: · повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; · обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); · содействие соблюдению требований технических регламентов; · создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.
Принципы стандартизации: · добровольный характер применения стандартов; · максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; · применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; · недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; · недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; · обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Есть несколько разновидностей документов в области стандартизации:
Все эти документы входят в качестве элементов в национальную систему стандартизации. Национальный стандарт (ст.16) – стандарт, утверждённый национальным органом РФ по стандартизации. Функции указанного органа выполняет ФА по техническому регулированию и метрологии. Применяется этот стандарт на добровольной основе, применение подтверждается знаком соответствия, под которым понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Правила разработки и утверждения национальных стандартов определены в ст. 16 ФЗ «О техническом регулировании», Правилах о стандартизации, которые соответствуют ранее используемому в м/н практике понятию регламента. Есть также Правила разработки, принятия и регистрации норм о стандартизации, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 04.07.2001 №258. Общероссийские классификаторы – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией и являющиеся обязательными для применения при создании гос. информационных систем и информационных ресурсов. Основные: Общероссийский классификатор специальностей по образованию, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), общероссийский классификатор организаций и предприятий, Общероссийский классификатор стандартов (ОКС), Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Общероссийские классификаторы подлежат обязательному опубликованию, порядок определён Постановлением Правительства от 25.09.2003 №594. Стандарты организаций – документы, в которых в целях добровольного и многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования и т.д. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Применяются для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции. Порядок утверждения стандартов определяется организациями самостоятельно. Своды правил – это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов. Они разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям тех. регламентов. Разработка и утверждение сводов правил осуществляется ФОИВ в пределах их полномочий. Порядок разработки и утверждения определяется Правительством. РФ. Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации. 14.04.2010 Подтверждение соответствия. Это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Цели:
Может носить добровольный и обязательный характер: · Добровольное: осуществляется в форме добровольной сертификации. Осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора, заключаемого между заявителем и органом по сертификации (это ЮЛ или ИП, аккредитованное в установленном порядке для выполнения работ по сертификации). Сама система добровольной сертификации может быть создана ЮЛ/ИП в определенной сфере. Сами объекты сертификации в этой системе добровольной сертификации могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. · Обязательное: в форме декларирования о соответствии и в форме обязательной сертификации. Проводится в случаях, прямо установленных в тех регламенте. Объект – только продукция, которая выпускается в обращение на территории РФ. Формы и схемы подтверждения соответствия указаны в тех регламенте.
Есть 2 схемы декларирования:
Требования к оформлению декларации – ст. 5 ФЗ «О тех регулированию». Декларацию регистрируют в едином реестре деклараций. Это осуществляется в течение 3 дней. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям тех. регламентов тоже подтверждается сертификатом соответствия. Орган по сертификации – ст. 26 ФЗ «О тех регулировании». В основу этих механизмов положена презумпция добросовестности производителя. Продукция как бы соответствует всем требованиям, т.к. действует европейский принцип – «покупать некачественное невыгодно». Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов. Этот контроль необходим на первых этапах. Он осуществляется ФОИВ и ОИФ субъектов РФ, а также подведомственными им государственными учреждениями. Ключевую роль здесь играет ФА по техническому регулированию и метрологии. Полномочия органов определены в ст. 34 ФЗ «О тех регулировании». Система информирования о циркуляции на рынке продукции, которая не отвечает требованиям тех регламентов. Эта система плохо работает, не гармонизирована с законодательством о защите прав потребителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.10.49 (0.009 с.) |