Методика оценки физического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика оценки физического развития



 

Оценка физического развития имеет особенно большое значение в детском возрасте. Для оценки физического развития кроме изменения роста и массы тела, необходимо определение окружности головы, груди, пропорций тела ребенка и вычисление ряда индексов. Сравнение полученных данных со стандартными величинами для данного возраста или результатами эмпирических формул позволяет дать объективную оценку физического развития данного ребенка.

Длина тела детей до 1 года (рост) измеряется в положении лежа специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесена сантиметровая шкала, у ее начала имеется неподвижная поперечная планка, а в конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Порядок измерения. Ребенок укладывается на спину таким образом, чтобы голова плотно прикасалась к поперечной неподвижной планке ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной вертикальной плоскости. Помощник или мать плотно фиксируют головку. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени ребенка. Правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая их до прямого угла. Расстояние между подвижной и неподвижной планками и будет соответствовать длине тела (росту) ребенка.

Измерение роста после 3 лет производится в положении стоя ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 метра 10 сантиметров шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленную вертикально на деревянной площадке размером 75´50 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы делений в сантиметрах: одна (справа) для роста стоя, другая (слева) - сидя. По ней скользит планшетка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.

Порядок измерения: ребенок становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, в естественном, выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положение, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания.

Измерение детей младшего возраста – от 1 года до 3 лет – производится тем же ростомером, только вместо нижней площадки пользуются откидной скамейкой, и отсчет ведут по шкале слева, используя шкалу для роста сидя. Установка головы и тела та же, что и при измерении старших детей.

Для оценки пропорциональности ребенка одновременно с измерением роста определяется средняя точка тела. Для этого рост делится пополам и проводится условная линия на уровне цифры половинного роста. Средняя точка тела у новорожденных находится на уровне пупка, у детей 6 лет – на середине между пупком и симфизом, у детей 12 лет и старше – на симфизе. Определяется ребенка (расстояние между макушкой головы и наиболее выдающейся части подбородка) и проверяется соотношение между высотой головы и ростом.

Полученные результаты измерения роста (длины тела) сравниваются с возрастными нормативами, приведенными в таблицах. В практической работе можно пользоваться и ориентировочными методами расчета.

В среднем длина тела новорожденного ребенка составляет 50 – 52 см, причем у мальчиков она обычно на 2 см больше, чем у девочек. Ориентировочно прирост за каждый месяц первого года жизни составляет: в I квартале 3 см; во II квартале 2,5 см; в III квартале 2,0 cм; в IV квартале 1,0–1,5 см. Таким образом, общий прирост за первый год жизни составляет 25-27 см, т.е. рост ребенка за первый год жизни увеличивается на 50%. В среднем к концу первого года жизни рост ребенка достигает 75-77 см.

После года ребенок растет менее интенсивно. Рост ребенка в 4 года в среднем равен 100 см, что является исходным для ориентировочных расчетов. Поэтому рост детей старше года рассчитывается по формулам:

· Рост ребенка до 4 лет = 100 см – 8 см ´ (4– n)

· Рост ребенка после 4 лет = 100 см + 6 см ´ (n–4), где n - число лет

Рост ребенка отражает сложные пластические процессы, происходящие в организме, и поэтому имеет особенно важное значение.

 

Определение массы тела детей с момента рождения до 2 лет производится на чашечных весах с максимально допускаемой нагрузкой до 20 кг. Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя – в сотых долях килограмма. Точность измерения до 10 граммов. У коромысла есть противовес. В случае если весы не уравновешены, нужно осторожно повернуть шайбу на противовесе к себе или от себя, ориентируясь на указатель равновесия.

Техника взвешивания: вначале взвешивается пеленка. Она кладется на лоток весов так, чтобы края пеленки не свешивались с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головкой и плечевым поясом, ножки на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую часть лотка ягодицами, размещая ножки в узкой части. Помещать ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытом коромысле, стоя не сбоку, а прямо со стороны коромысла весов. Показания массы тела снимаются с той стороны гири, где имеются насечки (или вырезка), нижнюю гирю необходимо помещать только в имеющиеся на нижней шкале гнезда (насечки). После записи результатов взвешивания гири становятся на ноль. Для определения массы тела ребенка необходимо из показаний весов вычесть массу пеленки.

Определение массы тела после 2 лет производится на рычажных весах типа Фербенкс. Во время взвешивания раздетый ребенок должен встать неподвижно на середину площадки весов. Коромысло весов состоит из двух шкал, точность взвешивания до 50 граммов. Взвешивание должно производиться утром натощак и желательно после мочеиспускания и дефекации.

Масса ребенка при рождении в среднем составляет 3500 г для мальчиков и 3300 г для девочек (колебания в пределах 3000–4000 г). В течение первых 4 дней у новорожденных происходит уменьшение исходной массы тела в среднем на 6–8% – отмечается так называемая физиологическая потеря массы. Максимального уменьшения масса достигает обычно на третьи сутки жизни. Снижение массы более чем на 10%, считается патологическим и свидетельствует о заболевании ребенка или нарушении ухода за ним.

Последующее увеличение массы тела происходит у новорожденных неодинаково. У 20-25% детей восстановление первоначальной массы тела происходит к 7-8 дню жизни (идеальный тип весовой кривой, тип Бюдена), у 75-80% – к 11-12 дню (замедленный тип, тип Писса). У недоношенных и новорожденных с большой массой при рождении (4000 г и более) первоначальная масса тела восстанавливается значительно медленнее.

После восстановления первоначальной массы тела она продолжает нарастать. За первый месяц жизни ребенок прибавляет к массе при рождении в среднем 600 г. В дальнейшем в течение первого полугодия жизни ежемесячная прибавка массы составляет 800 г, а во втором полугодии – 400 г. Как правило, к 6 месяцам здоровый доношенный ребенок имеет массу 8000-8400 г, а к концу года - 10-10,5 кг. Таким образом, массу тела ребенка на первом году жизни можно рассчитать по формулам:

· Масса ребенка до 6 месяцев = Mр + 600 + 800 ´ (n – 1),

где масса ребенка при рождении, nвозраст ребенка в месяцах.

· Масса ребенка после 6 мес = M + 400 ´ (n – 6)

где M – масса ребенка в 6 месяцев, n – возраст ребенка в месяцах.

После года темпы нарастания массы заметно ослабевают. Ориентировочный расчет массы тела у детей в возрасте от 2 до 10 лет производится по формуле:

· M = 10 + 2n, где n - возраст ребенка в годах.

Средняя масса тела ребенка в 10 лет составляет 30 кг. В дальнейшем ежегодная прибавка массы у детей составляет 4 кг. Поэтому масса тела у детей старше 10 лет определяется по формуле:

· M = 30 + 4 ´ (n – 10), где nвозраст ребенка в годах.

 

При оценке физического развития большое значение имеет соотношение между ростом и массой:

В возрасте 6 мес росту 65 см соответствует масса тела 8000 г. На каждый недостающий 1 см роста следует вычесть из массы 300 г; на каждый лишний 1 см роста следует прибавить 250 г.

В возрасте 7-8 лет росту 125 см соответствует масса 25 кг. На каждые недостающие 5 см следует вычесть из массы 2 кг; на каждые лишние 5 см следует прибавить 3 кг.

Поперечные размеры ребенка (окружность головы, грудной клетки и др.) в разные возрастные периоды также увеличиваются неравномерно.

Измерение окружностей производится с помощью сантиметровой ленты.

Окружность головы измеряют наложением ленты, проводя ее сзади по затылочной точке, а спереди - по глабелле. Наложение осуществляется в направлении от правой височной области до левой и результат считают надо лбом.

У новорожденного окружность головы в среднем составляет 34-38 см, у ребенка 6-месячного возраста - 43 см, в 5 лет - 50 см. Ориентировочный расчет окружности головы у детей проводят по формулам:

· до 6 месяцев окружность головы = 43 – 1,5 ´ (6 – n),

· после 6 мес окружность головы = 43 + 0,5 ´ (n – 6),

где nвозраст ребенка в месяцах;

· у ребенка 1-5 лет окружность головы = 50 – 1,0 ´ (5 – n),

· после 5 лет окружность головы = 50 + 0,6 ´ (n – 5),

где nвозраст ребенка в годах.

Окружность груди. В момент измерения ребенок первого года жизни лежит на спине или сидит, ребенок более старшего возраста должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в стороны руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке (нижний край околососкового кружка). У девочек пубертатного периода с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. У детей старшего возраста окружность груди измеряется трижды: при спокойном дыхании, а также на высоте вдоха и высоте выдоха.

Сначала измеряется основной показатель – окружность груди при спокойном дыхании, затем – на максимальном вдохе и после – на максимальном выдохе. Все измерения производят при одномоментном наложении ленты. Разность окружностей грудной клетки при максимальном вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Окружность грудной клетки – очень важный показатель. Его величина тесно коррелирует с функциональными показателями дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

При рождении окружность грудной клетки составляет 32-34 см, т.е. на 2 см меньше, чем окружность головы. В дальнейшем окружность грудной клетки увеличивается более интенсивно, чем окружность головы, поэтому к 4 мес они становятся одинаковыми. К 6 мес окружность грудной клетки составляет 45 см, а к 10 годам – 63 см. Для определения окружности грудной клетки используют следующие формулы:

· до 6 мес окружность грудной клетки = 45 – 2,0 ´ (6 – n),

· после 6 мес окружность грудной клетки = 45 + 0,5 ´ (n – 6),

где nвозраст ребенка в месяцах;

· у ребенка 1-10 лет окружн.грудной клетки = 63 – 1,5 ´ (10– n),

· после 10 лет окружность грудной клетки = 63 + 3,0 ´ (n – 10),

где n – возраст ребенка в годах.

Окружность плеча измеряется дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки (только у детей старшего возраста). Вначале руку ребенка в супинированном положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы, затем ребенка просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе - производится первое измерение, после этого не снимая ленты производится второе измерение - при свободно опущенной руке. Это измерение является основным, используемым при расчетах. По разности окружностей, измеренных в напряженном и расслабленном состоянии руки можно судить о развитии двуглавой мышцы плеча.

Окружность бедра измеряется при горизонтальном наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч (у маленьких детей измерение проводится в положении лежа).

Окружность голени измеряется наложением ленты в области наибольшего развития икроножной мышцы.

Окружность плеча, бедра и голени измеряется преимущественно детям первых 3 лет жизни.

На основании результатов, полученных при измерении ребенка, определяются антропометрические индексы, которые отражают взаимосвязь между линейными размерами отдельных частей тела, указывают на особенности конституции и дополняют характеристику физического развития ребенка.

Масса-ростовой индекс - отношение массы при рождении к длине тела при рождении. При нормотрофии индекс должен превышать 60, если же величина индекса меньше 60, то это свидетельствует о состоянии врожденной гипотрофии.

Индекс Л.И.Чулицкой (упитанности) вычисляется по следующей формуле:

ИЧ = 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени – рост (в см).

Для детей первого года он равен 20-25, для детей 2-3 лет – 20, в 6-7 лет – 10–15 см, к 8 годам – 6 см. Снижение величины индекса свидетельствует о недостаточной упитанности ребенка.

Индекс Л.И.Чулицкой (пропорциональности) оценивает пропорциональность развития у детей до 3 лет:

3 окружности плеча = окружность груди = окружность бедра + окружность голени.

Индекс Ф.Ф.Эрисмана характеризует степень развития грудной клетки и частично – упитанность ребенка. Его вычисляют по формуле:

ИЭ = окружность груди – ½ роста (в см).

Нормальная величина у детей до года составляет от +13,5 до +10; для 2-3 лет – от +9 до +6; для 6-7 лет – от +4 до +2; для детей 8–15 лет от +2 до -3. Чем лучше физически развит ребенок, тем позже индекс Ф.Ф.Эрисмана становится равен нулю. Желательно, чтобы у детей до 15 лет величина индекса оставалась величиной положительной.

NB! Индекс Эрисмана до 3 лет при пропорциональном развитии ребенка составляет половину индекса Чулицкой (упитанности).

Индекс А.Ф.Тура характеризует соотношение окружностей головы и грудной клетки: в возрасте от 1 до 7 лет окружности грудной клетки на столько сантиметров превышает окружность головы, сколько лет ребенку.

Наступающие при первом ростовом сдвиге изменения пропорций тела оказывают влияние на результаты, например, «филиппинского теста».

При этом тесте правую руку ребенка при строго вертикальном положении головы кладут поперек середины темени, пальцы рук при этом вытянуты в направлении мочки уха. Рука и кисть плотно прилегают к голове. "Филиппинский" тест считают положительным, если кончики пальцев достигают уха, в противном случае тест отрицательный.

Положительная проба указывает на полное завершение первого ростового сдвига. Наиболее раннее появление положительного теста в 5 лет, самое позднее в 8 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.035 с.)