Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка основных антропометрических данных

Поиск

В настоящее время она осуществляется преимущественно по таблицам центильного типа. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей разного возраста и пола.

При этом за средние или условно нормальные величины приняты значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25 до 75 центиля.

В полной форме центильная шкала выглядит следующим образом. Она представлена 6 числами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться только у 3, 10, 25, 75, 90 и 97% детей данной возрастно-половой группы. Пространство между числами (области или "коридоры") отражают тот диапазон или разнообразие величин признака, которые свойственны или:

· 3% детей группы (области от 0 до 3 центиля или от 97 центиля);

· 7% детей группы (области от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля);

· 15% (области от 10 до 25 и от 75 до 90 центиля);

· 50% всех здоровых детей возрастно-половой группы (область от 25 до 75 центиля).

Каждый измеренный признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно быть помещен в свою область или свой «коридор» центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот "коридор" можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты:

Область или «коридор» № 1 ( до 3 центиля ) – область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование.

Область или «коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) – область "низких величин", встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

Область или «коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) – область величин "ниже среднего", свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Область или «коридор» № 4 (от 25 до 75 центиля) – область "средних" величин, свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

Область или «коридор» № 5 (от 75 до 90 центиля) – область величин "выше среднего", свойственная 15% здоровых детей.

Область или «коридор» № 6 (от 90 до 97 центиля) – область "высоких" величин, свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Область или «коридор» № 7 (от 97 центиля) – область "очень высоких" величин, свойственных не более чем 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

Определение соматотипа проводится согласно схеме Р.Н. Дорохова и И.И.Бахраха с выделением следующих трех соматотипов: микросоматический (низкое развитие), мезосоматический (среднее развитие) и макросоматический (высокое развитие). Отнесение ребенка к одному из этих соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела, окружности грудной клетки и массы тела. При сумме баллов (номеров) от 3 до 10 ребенка относят к микросоматическому типу, при сумме от 11 до 15 баллов – к мезосоматическому, при сумме от 16 до 21 балла – к макросоматическому.

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае, если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоническом развитии; если эта разность составляет 2, развитие ребенка считается дисгармоническим, а если разность превышает 3 и более, налицо резко дисгармоническое развитие. В случае выявления у ребенка резкой дисгармоничности развития соматотип не определяется. Ребенка необходимо обследовать для выявления причин резкой дисгармоничности развития и дальнейшего лечения.

ПРИМЕР. При проведении антропометрии и дальнейшей оценке показателей Лены К. по центильным таблицам оказалось, что ее рост находится в 5 «коридоре», масса тела – в 4-ом, а окружность грудной клетки – в 3-м «коридоре». Значит у девочки мезосоматический соматотип (5+4+3=12), развитие дисгармоническое (5–3=2), обусловленное высоким ростом (5 коридор) и узкой грудной клеткой (3 коридор).

Определение соотношения массы и длины тела позволяет ориентировочно (статистически) судить о состоянии питания ребенка, обычно проводится по специальным таблицам. Вместе с тем, следует помнить, что статистическая антропометрическая оценка массы тела не всегда будет совпадать с клинической оценкой питания. Так, при параллельной задержке массы и длины тела статистическая оценка будет «средней» или нормальной, в то время как ребенок страдает тяжелой формой недостаточности питания.

Оценка полового развития детей может проводиться упрощенно с констатацией стадий развития основных вторичных половых признаков:

для мальчиков - стадий оволосения лобка (P) и подмышечных впадин (A);

для девочек - стадий развития грудной железы (Ma), оволосения подмышечных впадин (A) и лобка (P), а также становления менструальной функции, которое отмечается только констатацией отсутствия или наличия менструаций (Ме+. Ме-).

Развитие волос на лобке

Р0 – отсутствие;

Р1 – волосы единичные, отдельные, короткие;

Р2 – волосы на центральном участке лобка более густые, длинные;

Р3 – волосы длинные, вьющиеся, густые на всем треугольнике лобка;

Р4 – волосы расположены по всей области лобка, переходят на бедра и вдоль белой линии живота.

Развитие волос в подмышечной области

А0 – отсутствие волос;

А1 – единичные волосы;

А2 – волосы густые в центральном участке впадины;

А3 – волосы густые, вьющиеся, длинные по всей подмышечной области.

Развитие грудных желез

Ма1 – железы не выдаются, сосок поднимается над околососковым кружком;

Ма2 – околососковый кружок больших размеров вместе с соском образует один конус, железа несколько выдается;

Ма3 – железы довольно большой величины, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса;

Ма4 – сосок поднимается над околососковым кружком, тело железы принимает размеры и форму железы взрослой женщины.

Состояние полового развития обозначают общей формулой А, Р, Ма, Ме, в которой соответственно указываются стадии созревания каждого признака и возраст наступления первой менструации. Например: А0 Р1 Ма2 Ме0 или А0 Р3 Ма3 Ме14.

Баллы полового развития при такой системе могут не подсчитываться. Оценка упрощенной половой формулы производится по специальным таблицам стандартов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.181 (0.009 с.)