Понятие «регулятор макроэкономики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «регулятор макроэкономики»



Макроэкономический регулятор - это общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства. Он выполняет следующую роль: объединяет все хозяйство нации в систему; направляет деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по отраслям и видам хозяйства в соответствии с общественными потребностями; стимулирует высокоэффективную производственную деятельность.

Значение выполняемой макрорегулятором роли определяется, прежде всего, тем, что он призван обеспечить согласованное взаимодействие трех жизненно важных для общества экономических структур: 1) совокупных потребностей общества, 2) совокупности всех экономических благ и 3) национального производства.

Совершенно очевидно, что для нормального снабжения общества материальными условиями для его жизнедеятельности необходимо обеспечивать равенство объемов:

производства всех благ;

совокупного общественного продукта;

совокупных потребностей общества.

одновременно необходимо обеспечить соответствие друг другу структур:

общественного производства (его отраслевого состава);

совокупного общественного продукта (его разбивки на виды благ);

общественных потребностей (их расчленения на разнообразные виды).

Если данные соотношения не соблюдаются, возникают различные неравновесные состояния. Допустим, что производство, оторвавшись от объема всех потребностей, создало продуктов больше, чем это нужно. Тогда возникает кризис перепроизводства материальных благ. Если же производство доставило существенно меньше продуктов, чем нужно для всеобщего потребления, то налицо кризис недопроизводства.

Стало быть, всякое общество может устойчиво существовать и развиваться, если соблюдается объективный экономический закон пропорционального развития макроэкономики. Этот закон отражает не зависимое от воли и желания людей условие существования нормальной хозяйственной системы, а именно, необходимость постоянно поддерживать соответствие друг другу объемов и структуры совокупных величин производства, общественного продукта и потребностей.

Нарушения закона пропорционального развития макроэкономики проявляются в известных нам видах макроэкономического неравновесия: а) структурных кризисах; б) экономических кризисах перепроизводства; в) массовой безработице; г) инфляции.

Чтобы предотвратить или уменьшить опасные для любого общества нарушения важнейших хозяйственных пропорций, макроэкономический регулятор должен обладать эффективными рычагами и средствами воздействия на весь ход общественного воспроизводства экономических благ. Такие рычаги и средства отличаются большим многообразием. Поэтому не случайно на протяжении последних двух столетий сменяли друг друга три основных типа регуляторов национального хозяйства: 1) рыночный, 2) государственно-плановый и 3) смешанный.

Примечательно, что К. Макконнелл и С. Брю, опираясь на факты, отмечают достойные

удивления сочетания: в фашистской Германии экономика была поставлена под жесткое управление, хотя собственность оставалась частной; в Югославии 80-х годов государственная собственность на ресурсы сочеталась со свободным рынком как механизмом организации экономической деятельности. В США весьма развита деятельность частных фирм, но «правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Японская экономика также отличается весьма развитым планированием и «координацией» деятельности государственного и частного секторов».

Регулятор макроэкономики начинает действовать при определенных предпосылках, а именно, в условиях единого национального хозяйства. Впервые такие условия создали развитое товарное производство и рынок. На этом плацдарме стал функционировать исходный тип хозяйственного механизма - рыночный, который мы рассмотрим в первую очередь.

Рыночное саморегулирование.

Рыночный макрорегулятор обладает следующими основными особенностями.

1. Этот регулятор призван обеспечить пропорциональное развитие всего национального хозяйства посредством уравновешивания совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос - это сумма денег, которую члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов:

уровня цен;

доходов населения;

распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);

налогов (части доходов, отданных государству);

государственных закупок (спроса государства);

предложения денег со стороны кредитных учреждений.

Совокупное предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют покупателям. Объем совокупного предложения определяется такими факторами:

уровнем рыночных цен;

потенциально возможным объемом производства в стране;

уровнем издержек производства продукции;

коммерческой выгодой ее выпуска.

Равновесие спроса и предложения в национальном масштабе отражает их неразрывную взаимосвязь. Так, объем и структура совокупного спроса (набор всех оплачиваемых потребностей) воздействуют на объем и состав совокупного предложения (набор всех продаваемых товаров и услуг) и тем самым влияют на структуру национального производства (сумму всех отраслей и видов хозяйственной деятельности, необходимых для удовлетворения платежеспособного спроса общества). В свою очередь объем и структура всего производства во многом обусловливают объем и структуру совокупного предложения и через рынок предопределяют все разнообразие покупательского спроса.

2. Стихийный рынок, на котором действуют частные и не зависимые друг от друга товаровладельцы, развивается на основе саморегулирования. Поскольку общественное разделение труда обособляет каждого товаропроизводителя на изготовление разных благ, то оно одновременно делает всех зависимыми друг от друга. Именно рынок сводит всех его участников для совершения выгодных им сделок купли-продажи товаров.

Развитие свободного рынка происходит на основе действия законов спроса и предложения, а также конкуренции, а потому не требуется какого-либо вмешательства государства в

регулирование рыночных отношений.

3. Рыночное саморегулирование осуществляется через действие механизма рыночных цен. Рыночные цены сигнализируют производителям и продавцам товаров: что, какими способами и для кого производить. Эти же цены подсказывают покупателям: что выгодно и невыгодно приобретать на рынке.

Может показаться, что механизм рыночного саморегулирования макроэкономики является идеальной моделью, направляющей ее развитие в нужном для общества направлении. Между тем он может исправно действовать: во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых товаровладельцев; во-вторых, при условии развития свободной конкуренции; в-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен.

Но известно, что в XX в. состояние рынка коренным образом изменилось. Господствующее положение на рынке заняли мезоэкономические объединения, которые осуществили широкомасштабную монополизацию рынка и вместо свободных установили выгодные им монопольные цены. Поэтому не случайно появился новый макрорегулятор.

Государственное регулирование макроэкономики.

Необычайно разрушительный мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обнажил для всех несостоятельность механизма рыночного саморегулирования. Одновременно была доказана устарелость представлений классиков английской политической экономии и неоклассиков о недопустимости вмешательства государства в экономику.

Выдающийся английский экономист Джон Кейнс создал новую теоретическую модель государственного регулирования национального хозяйства. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) Дж. Кейнс обосновал необходимость установить централизованный контроль за развитием национальной экономики во многих сферах, не отдавая их полностью частной инициативе. Для предотвращения экономических кризисов и безработицы необходимо, по мнению Дж. Кейнса, значительно расширить покупательский спрос населения на предметы потребления и спрос на новые средства производства. В этих целях государство должно увеличивать инвестиции (капитальные вложения) в производство.

Во второй половине XX в. хозяйственная практика показала определенные преимущества государственного регулирования экономики по ряду следующих важных направлений.

1. Свободный рынок воздействует на производство после того, как товары созданы, и ничего исправить уже нельзя. Учет полезных результатов ведется методом проб и ошибок.

В противовес этому государственный регулятор действует еще до начала производства товаров и услуг: государство, заранее прогнозирует и планирует конечные результаты. Таким способом можно предотвратить некоторые нежелательные последствия стихийных хозяйственных действий.

2. Рынок не в состоянии предотвратить или ликвидировать тот ущерб, который наносит обществу неконтролируемое поведение его участников. Так, частные субъекты рынка загрязняют окружающую среду, создают «проблемы больших городов». По словам профессора П. Хейне («Экономический образ мышления»), возникает «проблема безбилетника». Под «безбилетником» подразумевается человек, который не прочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их производить? Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций.

3. Частные товаровладельцы не берутся за крупные изменения отраслевой структуры национального хозяйства, ибо это не дает им быстрой выгоды.

Именно государство может осуществлять крупномасштабные структурные перемены. Оно располагает необходимыми для этих целей ресурсами и способно применить их за более

короткий срок.

4. Субъекты рынка не стремятся вкладывать свои частные капиталы в такие области, которые не дают им достаточной прибыли. Это касается, скажем, школьного образования, фундаментальных наук. Только государство создает и поддерживает за счет своего бюджета нерыночный, некоммерческий сектор экономики.

Вместе с тем государственный регулятор имеет ряд существенных недостатков. Так, он слабо и с большим запозданием улавливает изменения потребительского спроса, очень медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре. Государственный сектор, действующий за счет бюджетных средств (собранных государством налогов), мало заботится о повышении эффективности производства.

Со временем обнаружились существенные недостатки модели хозяйственного регулирования, разработанной Дж. Кейнсом. Например, оказался неоправданным расчет на инфляцию как на способ расширить совокупный спрос и обеспечить подъем производства. Дала отрицательные результаты чрезмерная централизация управления экономикой, подрывавшая частную предприимчивость. Так, в США в период увлечения кейнсианской теорией допускался большой произвол государственных чиновников по отношению к предпринимателям. До середины 70-х годов ежегодно издавалось до 7000 правил и указаний, ограничивающих деятельность частного бизнеса.

В 70-80-х гг. в западных странах начался процесс приватизации государственной собственности. Были снижены налоги на прибыль и расширены возможности для развития капиталистического предпринимательства, усилена антиинфляционная политика государства.

Интересные обобщения мы находим в опубликованном в 1997 г. докладе Мирового банка «Государство в меняющемся мире». Обобщив данные за 50 лет, авторы доклада пришли к такому выводу: эффективное государство жизненно необходимо для экономического процветания, развития образования и здравоохранения. Они видят роль государства не как непосредственного участника экономического роста (в отличие от кейнсианского учения), а в качестве гаранта (поручителя): а) основ законности; б) политической и макроэкономической стабильности; в) социального обеспечения и образования; г) защиты окружающей среды.

Стало быть, не только рынок, но и государство не являются идеальным макрорегулятором национального хозяйства. Сравнительный анализ этих двух регуляторов важно продолжить при рассмотрении их роли в распределении дохода нации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.52.210 (0.11 с.)