ТОП 10:

Регулирующий фактор — деньги



В соответствии с количественной теорией денег на первый план выдвигается их стабильная эмиссия независимо от экономи­ческого положения и состояния конъюнктуры. Объем денежной массы становится главным объектом денежно-кредитной полити­ки (кейнсианцы же в качестве средства денежного регулирования рассматривают процентные ставки).

Отметим основные положения концепции Фридмена и его сторонников.

1. Устойчивость частного рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в ре­зультате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмеша­тельству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормаль­ного хода хозяйственного развития.

2. Число государственных регуляторов сокращается до мини­мума, исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования (административных методов).

3. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяй­ственную жизнь, служат «денежные импульсы», денежная эмис­сия. Фридмен утверждал, ссылаясь на «монетарную» историю Со­единенных Штатов, что между динамикой денежной массы и ди­намикой национального дохода существует самая тесная корреля­ционная связь и денежные импульсы —

самая надежная настройка экономики. Денежная масса влияет на величину расходов потре­бителей, фирм; увеличение массы денег приводит к росту произ­водства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен.

4. Поскольку изменения денежной массы сказываются на эконо­мике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом) и это может вести к неоправданным нарушениям, то следует отказаться от краткосроч­ной денежной политики. Ее следует заменить политикой, рассчитан­ной на длительное, постоянное воздействие на экономику, имеющее целью рост производственного потенциала. Данное положение, как и другие, также направлено против кейнсианского курса на текущее регулирование конъюнктуры: кейнсианские коррективы запазды­вают и могут приводить к противоположным результатам.

Механизм денежных импульсов

Рассмотрим подробнее передаточный механизм денежных им­пульсов. На экономическую конъюнктуру влияют не только наличные деньги М0, но и вклады, депозиты в коммерческих банках М1, М2, по терминологии монетаристов — не только наличные деньги, но и в целом монетарный базис, или совокупность налич­ных денег и банковских резервов. Строгого определения понятия монетарного базиса в литературе нет. Фридмен использует агрегат М2. Именно этот статистический показатель включается в модели, по которым рассчитываются нормативы денежной политики.

Монетарный базис влияет на экономическую жизнь не сразу, а с определенным разрывом во времени (лагом). При этом темпы роста монетарного базиса должны быть скоординированы с тем­пами роста товарной массы. Прирост денежной массы (монетарного базиса) должен соответствовать росту ВВП с учетом изменений в скорости обращения денег.

«Денежное правило» Фридмена

Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения (процент при­роста денег) должен обеспечивать стабильность цен. Фридмен считал, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно. Прогнозы центрального банка нередко оши­бочны. «Если рассматривать кредитно-финансовую область — в большинстве случаев скорее всего будет принято неправильное решение, поскольку принимающие решение рассматривают лишь ограниченную область и не принимают во внимание совокупность последствий всей политики в целом»1, — писал Фридмен. Цент­ральному банку следует отказаться от конъюнктурной политики краткосрочного регулирования и перейти к политике долгосроч­ного воздействия на экономику, постепенного увеличения денеж­ной массы.

При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает руководст­воваться правилом «механического» прироста денежной массы, которое бы отражало два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта. Применительно к США и некоторым другим странам Запада Фридмен предлагает устанав­ливать среднегодовой темп прироста денежной массы в размере 4—5%. При этом он исходит из 3%-ного роста реального ВНП (для Соединенных Штатов Америки) и небольшого снижения скорос­ти обращения денег. Этот 4—5%-ный прирост денег должен идти непрерывно — месяц за месяцем, неделя за неделей. В одной из своих работ автор «денежного правила» указывает: «...стабильный уровень цен на конечные продукты представляет желанную цель всякой экономической политики» и «постоянный ожидаемый темп роста денежной массы является наиболее существенным мо­ментом, чем знание точной величины этого темпа»2.

1 Фридмен М.Капитализм и свобода. Нью-Йорк, 1982. С. 81.

2 Фридмен М. Количественная теория денег. М.,1996. С.99

Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются глав­ной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что

опре­деляется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие

между спросом на деньги и их предложе­нием, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное ре­гулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

 

 

Экономика предложения

 

Суть концепции сторонников экономики предложения — пере­нос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции — стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекоменда­ций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее

эффективный способ организации хо­зяйства, но и является единственно нормальной, естественно сло­жившейся системой обмена экономической деятельностью.

Как и монетаристы, сторонники экономики предложения вы­ступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. И если все же приходится прибегать к регу­лированию, то это рассматривается как неизбежное зло, снижаю­щее эффективность и связывающее инициативу и энергию произ­водителей. Взгляды представителей этой школы на роль государ­ства весьма схожи с позицией австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека (1899—1992), настойчиво проповедовавшего свободное рыночное ценообразование.

Рекомендации в области налоговой политики

Остановимся кратко на рекомендациях школы экономики предложения в области налоговой политики. Представители этой школы считают, что увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном счете перекладывается на потребителей. По­вышение налогов — толчок к «инфляции издержек». Высокие на­логи сдерживают инвестирование, вложение средств в новую тех­нологию, совершенствование производства. В отличие от Кейнса сторонники экономики предложения утверждают, что налоговая политика стран Запада не сдерживает, а усиливает инфляцию, не стабилизирует экономику, а подрывает стимулы к росту производ­ства.

Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и по­вышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, пони­зит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопле­ния и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увели­чится предложение рабочей силы.

Рекомендации представителей этой школы по расширению предложения капитала и рабочих рук используются в экономичес­ких программах США и других стран Запада.

Эффект Лаффера

В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера1 . Ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производст­во. При сокращении ставок база

налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и на­логов собирается больше. Это происходит не сразу. Но по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать по­тери, вызванные снижением налоговых ставок.

1 Кривая Лаффера получила название по имени американского экономиста, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок.

 

Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Рей­гана.

Уместно упомянуть и некоторые другие рекомендации эконо­мики предложения. Поскольку снижение налогов ведет к сокра­щению доходной части бюджета, предлагаются способы «спасе­ния» от дефицита. Так, рекомендуется урезать социальные про­граммы, сократить

бюрократический аппарат, избавиться от малоэффективных федеральных расходов (например, субсидий промышленным предприятиям, затрат на развитие инфраструкту­ры и др.). Политика замораживания неэффективных, с точки зре­ния правящих кругов, социальных программ (проводимая в США, Англии, Франции, других странах) опирается на обоснования и рекомендации экономики предложения и монетаристов.

 

Неолиберализм

 

Неолиберализмнаправление в экономической науке и прак­тике управления хозяйственной деятельностью, сторонники кото­рого отстаивают принцип саморегулирования экономики, свобод­ной от излишней регламентации.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.239.102 (0.004 с.)